Какие есть обязанности у ребенка? Нормативный правовые акты Республики Беларусь достаточно детально прописывают обязанности ребенка – человека с момента рождения и до достижения им 18 лет. На основании Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» (статья 14) ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье (статья 190) каждый ребенок обязан уважать права и достоинство других людей, проявлять к ним гуманное отношение. Ребенок обязан уважать историко-культурное наследие, самобытность, язык и иные ценности, являющиеся достоянием Республики Беларусь и других народов, бережно относиться к природе, соблюдать законы Республики Беларусь. В связи с тем, что основная деятельность ребенка – это получение образования, то в дополнение к вышеназванным обязанностям необходимо добавить обязанности учащегося, прописанные в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность учреждений образования. Например, в п.3 статьи 44 Закона Республики Беларусь «Об общем среднем образовании» перечисляются следующие обязанности участников образовательного процесса: 3.1. выполнять требования учебных планов и учебных программ; 3.2. быть дисциплинированными, заботиться о репутации общеобразовательного учреждения; 3.3. достойно вести себя в общеобразовательном учреждении и за его пределами; 3.4. с уважением относиться к национальной истории, культуре своего и других народов; 3.5. охранять природную среду; 3.6. не допускать причинения вреда своему здоровью и здоровью других лиц; 3.7. подчиняться решениям органов управления и самоуправления общеобразовательного учреждения, принятым в пределах их компетенции и не противоречащим законодательству Республики Беларусь; 3.8. выполнять требования педагогических и иных работников общеобразовательных учреждений в области, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения к их компетенции; 3.9. соблюдать устав и правила внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. 4. Иные права и обязанности учащихся определяются законодательством Республики Беларусь и уставом соответствующего общеобразовательного учреждения. Как уберечь детей от наркотиков?
Прежде всего, зададимся вопросом: «Могут ли педагоги и родители предупредить распространение наркомании среди детей?». Мы считаем возможным ответить на этот вопрос утвердительно. Именно они наилучшим образом могут защитить своих детей от приобщения к наркотикам. Но для того, чтобы эффективно противостоять этому злу, нужно отдавать себе отчет в том, что немедицинское употребление наркотиков не только опасно для здоровья и жизни, оно противоправно и ведет человека вниз по социальной лестнице к преступлениям. Известно, что наркоману для удовлетворения своего пагубного пристрастия необходимы деньги и не малые. Где же их взять молодому человеку? Он берет эти деньги у родителей либо добывает преступным путем: ворует и совершает другие преступления. Третьего, как говорится, не дано. Если ребенок вышел из того возраста, когда на многие его вопросы можно было ответить: «Подожди, вот подрастешь…», то перед ним открывается дверь во взрослую жизнь, и прежние формы общения с ним уже не годятся. Однако шаг из детства во взрослую жизнь связан с преодолением очевидных и скрытых препятствий. Естественно, их легче преодолеть, опираясь на поддержку близкого человека. Главное — по мере взросления детей не отдаляться от них, интересоваться их проблемами, вникать в их интересы и, конечно, внимательно относиться к любому возникающему у них вопросу. Родителям следует учитывать, что постепенное взросление детей проходит через два основных этапа. На первом этапе — в возрасте 12-15 лет молодые люди начинают обретать прочные связи в своей среде, меньше бывают дома и реже обращаются к родителям. Они начинают сталкиваться с реалиями действительности, пытаются найти основные жизненные ориентиры. На втором этапе — в возрасте 15-18 лет наступают первые признаки взросления. Это период самоутверждения и обретения уверенности, но и в этом возрасте молодые люди нуждаются в родителях, в их поддержке, помощи, понимании. Помните, что отношение детей к проблеме наркотиков в немалой степени зависит от ваших с ними взаимоотношений. В конечном счете, принимаемое ими решение в отношении наркотиков напрямую связано с характером ваших повседневных взаимоотношений и во многом определяется степенью уважением к вам. Даже у маленького ребенка бывают свои детские проблемы, а у взрослеющего человека тем более. Постарайтесь понять эти проблемы и помочь в их решении. Помогите ребенку посмотреть на его проблемы конструктивно. Ведь употребление наркотиков не поможет сбежать от них, а только создаст новые трудности. Молодые люди нуждаются в том, чтобы им обстоятельно и доходчиво объяснили, что представляют собой наркотики в действительности и как они могут повлиять на состояние человеческого организма. Нельзя не учитывать, что мы живем в такое время, когда очень многие люди употребляют (зачастую не обоснованно) различные лекарства, в том числе и наркотические. В то же время недостаточно внимания уделяется воспитанию осторожности обращения с лекарственными препаратами. Беда в том, что мы не всегда доходчиво разъясняем молодежи общее назначение всех лекарств и необходимость осторожного отношения к ним. Многочисленные факты свидетельствуют, что голословные заявления, типа: «Не употребляйте наркотики, иначе погибнете!» — неэффективны. Переубедить подростков такими призывами практически невозможно. Что же в таком случае можно сделать? В разговоре с детьми и подростками взрослый человек должен быть способен честно высказать свое мнение о наркотиках и наркомании, выразив свои собственные чувства в отношении этой проблемы. Заметьте, именно чувства, а не рассудочные и часто холодные суждения. Эмоциональное отношение к проблеме наркомании оказывает на молодые души более эффективное воздействие. Быть родителями юного человека, значит быть его справедливыми защитниками, мудрыми советчиками и интересными экскурсоводами по дорогам жизни, которые только-только открываются перед ним. Доброжелательность и поддержка семьи помогают воспитать в детях чувство собственного достоинства, уверенности в себе и способность отстоять свое мнение. Эти качества необходимы, чтобы противостоять давлению употребляющих наркотики сверстников, их стремлению навязать другим свою волю. Лучшим иммунитетом к наркотикам является оптимистическая, активная, целеустремленная и конструктивная жизненная позиция. Постарайтесь помочь своим детям выработать такую позицию. Большое значение в воспитании негативного отношения ваших детей к наркотикам имеет точная, подробная информация о наркотиках и их воздействии на человека. Постарайтесь, чтобы ваши дети смотрели телевизионные передачи, посвященные этой проблеме. Наглядные кадры и живые примеры могут оказать на молодых людей сильное эмоциональное воздействие и привести к положительным результатам. Используйте в беседах с детьми на эту тему наиболее яркие и впечатляющие факты. Начинайте обсуждать тему наркотиков, не дожидаясь первых признаков неблагополучного положения или возникновения, такой проблемы, так как может оказаться, что уже слишком поздно. Родителям следует всегда помнить, что юноши и девушки еще только учатся быть взрослыми. Часто из-за отсутствия жизненного опыта и неумения определить главное в том или ином явлении, они принимают за эталон в поведении взрослых поверхностные, чисто внешние признаки и пытаются их копировать. Поэтому важно знать, кому стараются подражать ваши дети. А вот еще несколько советов родителям детей младшего возраста.
Как бы хороши и многочисленны ни были советы и рекомендации, существует универсальная и самая лучшая защита от наркотиков. Эта защита — вера в себя, здравый смысл, собственные суждения, независимый взгляд на жизнь самого юноши или девушки. Роль родителей в данном случае заключается в поддержке своих детей на пути к взрослой жизни. Будьте внимательны к своим детям. Это поможет вам вовремя обратить внимание на первые признаки беды. КАК МОЖНО ЗАПОДОЗРИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК НАЧАЛ ПРИНИМАТЬ НАРКОТИКИ? Прежде всего, мы хотим Вас предупредить, что все ваши подозрения по отношению к сыну или дочери должны высказываться Вами тактично и разумно. Вы обязаны все взвесить, обсудить всей семьей и только в том случае, если не какой-то один, а практически все признаки измененного поведения появились в характере вашего ребенка, вы можете высказать в слух свои подозрения подростку. Какие же это признаки?
Еще раз хотим обратить Ваше внимание на то, что отдельные, описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста. В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики. Вы можете начинать всерьез думать о наркотиках только если Вы твердо уверены, что у Вашего ребенка есть признаки, по крайней мере, восьми из девяти, описанных выше изменений поведения.
КАКОЕ ПСИХОАКТИВНОЕ ВЕЩЕСТВО УПОТРЕБЛЯЕТ ВАШ ПОДРОСТОК
Как не остаться без мобильного телефона
Способы и средства самозащиты от противоправных посягательств при совершении краж мобильных телефонов Весь мир пользуется мобильной связью, и белорусы здесь не исключение. Мобильные телефоны стали обычным явлением не только в городах, но и в сельской местности. Новый вид преступлений стал своеобразной приметой века. Все мы знаем, что несчастья случаются с другими. Друзья были неосмотрительны и у них украли из-под носа ключи от квартиры, сосед потерял бумажник на вечеринке, подобные истории можно приводить сотнями. Объединяет эти, казалось бы, разные истории тот факт, что в большинстве случаев в потере той или иной собственности был виноват не злой рок, а собственная беспечность и действия злоумышленников. Самый простой способ расстаться со своим мобильным телефоном, это оставить его без присмотра на виду у окружающих в общественном месте: баре, ресторане, на дискотеке и т. п. На сегодняшний день у злоумышленников существует несколько схем по изъятию мобильных телефонов у населения. Описанные ниже способы достаточно примитивны и не отличаются от кражи бумажников или других мелких вещей. Классическая схема весьма проста, телефон вынимают из сумки или снимают с пояса человека. Вынуть аппарат из сумки можно в кино, транспорте, очереди, да мало ли где, единственное условие это множество людей вокруг. А вот для того, чтобы снять телефон с пояса требуется толпа и толчея, это могут быть празднества или общественный транспорт в час пик. Когда вас толкают со всех сторон, вы не заметите еще один толчок и не важно, что аппарат спрятан под курткой, свитером или пиджаком, это не преграда для умелого вора. Если вы носите аппарат на себе, то рекомендуем использовать чехол кобуру, который одевается на пояс. Снять подобный чехол незаметно нельзя, расстегнуть его и вытащить телефон затруднительно. Более интересны способы, разработанные именно с учетом специфики мобильной связи и психологии людей. Вот очевидный пример. К молодому человеку на улице подходит девушка и просит позвонить по мобильному телефону своей подружке, которая что-то все не идет на встречу. Вы, немного подумав, даете аппарат, девушка при вас набирает номер (не межгород, как вы думали) и дальше буквально в минуту объясняет подруге, как она устала ждать. Затем девушка прекращает разговор, тут-то вы расслабляетесь, так как уже не ждете подвоха. А дальше возможны варианты, все зависит от места, времени, того, сколько вокруг людей. Самый распространенный способ, когда на вас случайно налетает человек, и вы практически падаете, пока вы восстанавливаете равновесие, прохожий извиняется, девушка исчезает. Конечно же, с вашим телефоном. Второй вариант более тривиальный, в момент передачи вам телефона, когда вы его еще не держите, а девушка не отпустила его, аппарат выхватывает подросток и убегает с ним. Вы на автомате кидаетесь за ним, забыв про девушку, а напрасно, она также причастна к этому, хотя доказать в суде ее вину и не реально. Во избежание покушения на ваш телефон, постарайтесь придерживаться следующих советов: не выкладывайте телефон на стол в кафе и ресторанах, не доставайте на остановках и в автобусах, чтобы продемонстрировать свой уровень доходов и готовность следовать моде; не давайте звонить со своего мобильника незнакомым людям. Отказ по просьбе мотивируйте тем, что у вас на счете остались копейки или сел аккумулятор. Проинструктируйте своих детей, как вести себя в такой ситуации, поскольку подростки стесняются отказать людям в просьбе и чаще всего становятся жертвой злоумышленников; не носите телефон в сумке или сумке-визитке. Относительно надежное место — внутренние карманы вашей верхней одежды. И, конечно же, не стоит вешать мобильник на шею; не разговаривайте по телефону на улице вечером, особенно, если вы идете один. Увидев подозрительных людей, прекращайте разговор; В случае пропажи мобильного телефона необходимо обратиться в милицию. Заявления принимаются в обязательном порядке. Независимо от того, украден телефон, утерян или оставлен без присмотра, его будут искать с одинаковой активностью и в любом случае. Заявлять о пропаже мобильного надо сразу. Главное — не обманывать. В случае открытого хищения вашего телефона постарайтесь сразу же обратиться к ближайшему наряду милиции. Это могут быть сотрудники ГАИ, патруль, военнослужащие внутренних войск, экипаж охраны, постовой в каком-либо учреждении. Ваша задача — как можно точнее и подробнее указать время и место преступления, приметы похитителей, возможное направление их движения, а также марку, цвет и номер телефона. Попробуйте найти свидетелей события. У того, кто будет настроен доброжелательно, попросите координаты. Возможно, вскоре понадобятся показания свидетелей. Если ничего этого не помогло, к тому же вы не знаете, когда и где был украден аппарат, не нужен расстраиваться. Решительно направляйтесь в ближайший отдел внутренних дел. И чем быстрее вы это сделаете, тем выше вероятность возвращения телефона. Детский правовой сайт
Данный проект разработан по инициативе Администрации Президента Республики Беларусь Национальным центром правовой информации Республики Беларусь для детей и подростков с целью помочь им получить юридические знания, ответить на «взрослые» вопросы, дать совет в сложных ситуациях, рассказать о законодательстве Республики Беларусь и правах граждан нашей страны. Основная цель проекта – развить морально-нравственные качества ребят, сформировать у детей и подростков позитивный образ права как государственного института, воспитать чувство важности прав ребенка, а также последовательно выработать у них не только знания и навыки, но и ценностные установки, которые будут необходимы им для жизни и деятельности в демократическом обществе. Для достижения поставленной цели вся правовая информация подается в увлекательной и доступной форме, в том числе через игровые ситуации. Сайт состоит из двух основных частей: игровой и информационной. В игровой — ситуации, иллюстрирующие юридические проблемы, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Подсказки в поиске правильных ответов на правовые вопросы расположены в информационной части в разделах «Библиотеки»: «Юридическая азбука», «Правовые лабиринты», «Путешествие в прошлое», «Наше государство — Республика Беларусь» и «Белорусское государство и право в фотографиях, рисунках и песнях». |