contrast version

Какие есть обязанности у ребенка?

Нормативный правовые акты Республики Беларусь достаточно детально прописывают обязанности ребенка – человека с момента рождения и до достижения им 18 лет.

На основании Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» (статья 14) ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье (статья 190) каждый ребенок обязан уважать права и достоинство других людей, проявлять к ним гуманное отношение. Ребенок обязан уважать историко-культурное наследие, самобытность, язык и иные ценности, являющиеся достоянием Республики Беларусь и других народов, бережно относиться к природе, соблюдать законы Республики Беларусь.

В связи с тем, что основная деятельность ребенка – это получение образования, то в дополнение к вышеназванным обязанностям необходимо добавить обязанности учащегося, прописанные в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность учреждений образования.

Например, в п.3 статьи 44 Закона Республики Беларусь «Об общем среднем образовании» перечисляются следующие обязанности участников образовательного процесса:

3.1. выполнять требования учебных планов и учебных программ;

3.2. быть дисциплинированными, заботиться о репутации общеобразовательного учреждения;

3.3. достойно вести себя в общеобразовательном учреждении и за его пределами;

3.4. с уважением относиться к национальной истории, культуре своего и других народов;

3.5. охранять природную среду;

3.6. не допускать причинения вреда своему здоровью и здоровью других лиц;

3.7. подчиняться решениям органов управления и самоуправления общеобразовательного учреждения, принятым в пределах их компетенции и не противоречащим законодательству Республики Беларусь;

3.8. выполнять требования педагогических и иных работников общеобразовательных учреждений в области, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения к их компетенции;

3.9. соблюдать устав и правила внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения.

4. Иные права и обязанности учащихся определяются законодательством Республики Беларусь и уставом соответствующего общеобразовательного учреждения.

Как уберечь детей от наркотиков?

 

Прежде всего, зададимся вопросом: «Могут ли педаго­ги и родители предупредить распространение наркомании среди детей?». Мы считаем возможным ответить на этот вопрос ут­вердительно. Именно они наилучшим образом могут защи­тить своих детей от приобщения к наркотикам.

Но для того, чтобы эффективно противостоять этому злу, нужно отдавать себе отчет в том, что немедицинское употребление наркотиков не только опасно для здоровья и жизни, оно противоправно и ведет человека вниз по соци­альной лестнице к преступлениям. Известно, что наркома­ну для удовлетворения своего пагубного пристрастия необ­ходимы деньги и не малые. Где же их взять молодому чело­веку? Он берет эти деньги у родителей либо добывает пре­ступным путем: ворует и совершает другие преступления. Третьего, как говорится, не дано.

Если ребенок вышел из того возраста, когда на многие его вопросы можно было ответить: «Подожди, вот подрас­тешь…», то перед ним открывается дверь во взрослую жизнь, и прежние формы общения с ним уже не годятся. Однако шаг из детства во взрослую жизнь связан с преодолением очевидных и скрытых препятствий. Естественно, их легче преодолеть, опираясь на поддержку близкого человека. Главное — по мере взросления детей не отдаляться от них, интересоваться их проблемами, вникать в их инте­ресы и, конечно, внимательно относиться к любому возни­кающему у них вопросу.

Родителям следует учитывать, что постепенное взрос­ление детей проходит через два основных этапа.

На первом этапе — в возрасте 12-15 лет молодые люди начинают обретать прочные связи в своей среде, мень­ше бывают дома и реже обращаются к родителям. Они на­чинают сталкиваться с реалиями действительности, пыта­ются найти основные жизненные ориентиры.

На втором этапе — в возрасте 15-18 лет наступают первые признаки взросления. Это период самоутверждения и обре­тения уверенности, но и в этом возрасте молодые люди нуж­даются в родителях, в их поддержке, помощи, понимании.

Помните, что отношение детей к проблеме наркотиков в немалой степени зависит от ваших с ними взаимоотношений. В конечном счете, принимаемое ими решение в отношении наркотиков напрямую связано с характером ваших повсед­невных взаимоотношений и во многом определяется степенью уважением к вам. Даже у маленького ребенка бывают свои детские проблемы, а у взрослеющего человека тем более. Постарайтесь понять эти проблемы и помочь в их решении. Помогите ребенку посмотреть на его проблемы конст­руктивно. Ведь употребление наркотиков не поможет сбе­жать от них, а только создаст новые трудности.

Молодые люди нуждаются в том, чтобы им обстоятель­но и доходчиво объяснили, что представляют собой нарко­тики в действительности и как они могут повлиять на состо­яние человеческого организма.

Нельзя не учитывать, что мы живем в такое время, когда очень многие люди употребляют (зачастую не обосно­ванно) различные лекарства, в том числе и наркотические. В то же время недостаточно внимания уделяется воспита­нию осторожности обращения с лекарственными препарата­ми. Беда в том, что мы не всегда доходчиво разъясняем молодежи общее назначение всех лекарств и необходимость осторожного отношения к ним. Многочисленные факты свидетельствуют, что голос­ловные заявления, типа: «Не употребляйте наркотики, ина­че погибнете!» — неэффективны. Переубедить подростков та­кими призывами практически невозможно. Что же в таком случае можно сделать?

В разговоре с детьми и подростками взрослый человек должен быть способен честно высказать свое мнение о нар­котиках и наркомании, выразив свои собственные чувства в отношении этой проблемы. Заметьте, именно чувства, а не рассудочные и часто холодные суждения. Эмоциональное отношение к проблеме наркомании оказывает на молодые души более эффективное воздействие.

Быть родителями юного человека, значит быть его справедливыми защитниками, мудрыми советчиками и ин­тересными экскурсоводами по дорогам жизни, которые толь­ко-только открываются перед ним. Доброжелательность и поддержка семьи помогают воспитать в детях чувство соб­ственного достоинства, уверенности в себе и способность отстоять свое мнение. Эти качества необходимы, чтобы про­тивостоять давлению употребляющих наркотики сверстни­ков, их стремлению навязать другим свою волю. Лучшим иммунитетом к наркотикам является оптими­стическая, активная, целеустремленная и конструктивная жизненная позиция. Постарайтесь помочь своим детям вы­работать такую позицию.

Большое значение в воспитании негативного отноше­ния ваших детей к наркотикам имеет точная, подробная ин­формация о наркотиках и их воздействии на человека. По­старайтесь, чтобы ваши дети смотрели телевизионные пе­редачи, посвященные этой проблеме. Наглядные кадры и живые примеры могут оказать на молодых людей сильное эмоциональное воздействие и привести к положительным результатам. Используйте в беседах с детьми на эту тему наиболее яркие и впечатляющие факты. Начинайте обсуждать тему наркотиков, не дожидаясь первых признаков неблагополучного положения или возник­новения, такой проблемы, так как может оказаться, что уже слишком поздно.

Родителям следует всегда помнить, что юноши и де­вушки еще только учатся быть взрослыми. Часто из-за от­сутствия жизненного опыта и неумения определить главное в том или ином явлении, они принимают за эталон в поведе­нии взрослых поверхностные, чисто внешние признаки и пытаются их копировать. Поэтому важно знать, кому стара­ются подражать ваши дети.

А вот еще несколько советов родителям детей млад­шего возраста.

  • Помните, что вы очень много значите для вашего ре­бенка. Он замечает все, что вы делаете, как говорите и по­ступаете. Ваш личный пример, своевременное и уместно сказанное слово играют огромную роль.
  • Помогите вашим детям разобраться в информации о наркотиках и наркомании. Подберите соответствующую ли­тературу, ознакомьтесь с доступной информацией и поста­райтесь довести ее до сознания ребенка в непринужденной беседе, при просмотре телепередач или во время совмест­ного чтения газет, журналов, книг. Всегда старайтесь выс­лушать ребенка, стимулируйте его стремление задавать вопросы. Отвечайте на вопросы заинтересованно, размыш­ляйте вслух, не опасаясь признать своих сомнений и даже непонимания тех или иных моментов. Учите детей вести ди­алог, ибо именно он поможет вам поддержать с ними кон­такт в течение всего периода взросления.
  • Сделайте ваш дом открытым и радушным для друзей ваших детей. Участвуйте, когда это возможно, в обсужде­нии интересующих их вопросов. Поддерживайте, а по воз­можности и участвуйте в их увлечениях (спорт, коллекцио­нирование, творчество и т. п.). Это укрепит ваш авторитет, позволит поддерживать с детьми доверительные отношения.
  • Обсуждайте с детьми различные случаи и происше­ствия, касающиеся наркотиков. Предложите им решить, как бы они поступили в той или иной ситуации. Обсудите воз­можные и наиболее правильные варианты поведения.
  • Учите детей оценивать каждый свой поступок крити­чески. Это поможет им преодолеть беспечность, которая мо­жет толкнуть их на поиски легких решений, в том числе с помощью наркотиков.
  • Не забывайте, что юноши и девушки могут прибег­нуть к наркотику в крайне эмоциональном состоянии, на­пример, в состоянии расстройства или депрессии. В случа­ях, когда они находятся в таком состоянии, особенно важно быть внимательными к ним, сочувственно отнестись к их трудностям и попытаться отвлечь от неприятных размыш­лений.
  • Показывайте свое уважение к мнению детей, их виде­нию мира. Если вы не согласны с ними, пытайтесь объяснить свое понимание проблемы ненавязчиво, но аргументировано и твердо. Похвалите, покажите свое удовлетворение и гор­дость за их правильные и хорошие поступки. Не увлекайтесь критикой понапрасну. Пересматривайте свою тактику и ха­рактер общения с детьми по мере их взросления.

Как бы хороши и многочисленны ни были советы и ре­комендации, существует универсальная и самая лучшая за­щита от наркотиков. Эта защита — вера в себя, здравый смысл, собственные суждения, независимый взгляд на жизнь само­го юноши или девушки. Роль родителей в данном случае зак­лючается в поддержке своих детей на пути к взрослой жизни. Будьте внимательны к своим детям. Это поможет вам вовре­мя обратить внимание на первые признаки беды.

КАК МОЖНО ЗАПОДОЗРИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК НАЧАЛ ПРИНИМАТЬ НАРКОТИКИ?

Прежде всего, мы хотим Вас предупредить, что все ваши подозрения по отношению к сыну или дочери должны высказываться Вами тактично и разумно. Вы обязаны все взвесить, обсудить всей семьей и только в том случае, если не какой-то один, а практически все признаки измененного поведения появились в характере вашего ребенка, вы можете высказать в слух свои подозрения подростку.

Какие же это признаки?

  1. Он (она) начал часто исчезать из дома. Причем, эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. Ваша попытка объяснить, что вы волнуетесь и расспросить о том, где же все-таки находился Ваш ребенок, вызывает злость и вспышку раздражения.
  2. Он (она) начал очень часто врать. Причем, эта ложь стала своеобразной. Молодой человек врет по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел на работе, в школе, в институте и т. д. Причем, врет он как — то лениво. Версия обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны. Ваш ребенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду.
  3. За достаточно короткий промежуток времени у вашего сына (дочери), практически, полностью поменялся круг друзей. Если вы с удивлением спрашиваете: «Куда исчез твой друг Петя, с которым Вас раньше было не разлить водой?», Ваш ребенок пренебрежительно отмахивается и ссылается на свою и Петину занятость. Появившихся у сына новых друзей Вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а «забегают на секундочку» о чем-то тихо пошептаться у двери. Появилось очень большое количество «таинственных» звонков и переговоров по телефону. Причем, Ваш ребенок, практически, не пытается объяснить, кто это звонил, а в тексте телефонных переговоров могут попадаться слэнговые словечки, которые Вы можете увидеть в прилагаемом нами ниже словаре наркотического арго.
  4. Вашего сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Когда Вы рассказываете, например, о болезни или неприятности кого-то из близких, он только делает вид, что слушает. На самом деле думает о чем-то совершенно постороннем. Он изменился, стал по отношению к Вам более холодным, недоверчивым «чужим».
  5. Он вообще изменился. В основном в сторону ничем не мотивируемой раздражительности, вспышек крика и истерик. Вы стали замечать, что у него внезапно и резко меняться настроение. Две минуты назад был веселый и жизнерадостный, очень коротко поговорил с кем-то по телефону — до вечера впал в мрачное расположение духа, разговаривает только междометиями и крайне раздраженно.
  6. Он (она) потерял свои прежние интересы. Он (она) не читает книжек, почти не смотрит кино. Вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки и готовиться к экзаменам.
  7. У него изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда Вы слышите как он почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы.
  8. У Вас в доме стали пропадать деньги или вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко. Однако, хотя бы редкие попытки «незаметно» что-то украсть встречаются, практически, во всех семьях наших пациентов.
  9. Вам все чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек вообще пытается спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату.

Еще раз хотим обратить Ваше внимание на то, что отдельные, описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста. В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики. Вы можете начинать всерьез думать о наркотиках только если Вы твердо уверены, что у Вашего ребенка есть признаки, по крайней мере, восьми из девяти, описанных выше изменений поведения.

 

КАКОЕ ПСИХОАКТИВНОЕ ВЕЩЕСТВО УПОТРЕБЛЯЕТ ВАШ ПОДРОСТОК

 

 

Тип психоактивного вещества

Героин и другие опиаты

Марихуана

Кокаин и другие психостимуляторы

Галлюциногены

Растворители и клей

Способ употребления

Инъекционный путь или вдыхание, курение, втирание в слизистые полости рта

Курение.

Вдыхание через нос (кокаин); курение

(кокаин, крэк); инъекции (первитин)

Помещаются под язык для рассасывания.

Вдыхание паров. Характерно для раннего подросткового возраста.

Предметы, связанные с употреблением наркотика

Шприцы, иглы и упаковки от них;

вощёные бумажки;

фольга;

закопченные столовые ложки

Пустые папиросные гильзы; табак; фольга; бумага для самокруток;

Соломинки; самодельные трубочки из фольги или вощёной бумаги; аптечные весы; эфир, нашатырь, сода.

Мелкие квадратики фильтровальной бумаги; редко таблетки, капсулы, раствор-гель.

Тюбики, банки с препаратами бытовой химии, смоченные тряпки, целофановые пакеты с резким запахом

Внешние признаки

Следы уколов; кожа бледная, сухая и тёплая; зрачок узкий, плохо расширяется в темноте; частота пульса снижена; малая чувствительность к физической боли. На стадии абстиненции признаки, напоминающие простуду: насморк, озноб, тошнота, боль в животе, возможны рвота и понос; судороги.

 

Бледность кожных покровов, покраснение и отёк глазных яблок, склер и век; слезящиеся, «стеклянные» глаза; расширение зрачка, его замедленная реакция на изменение освещения; покраснение губ; сухость во рту; учащение пульса; повышение давления; сладковатый запах от одежды. При постоянном употреблении характерно пониженное давление; замена мышечной ткани жировой.

Бледность кожных покровов; сухость во рту; учащённый пульс; расширенные зрачки; озноб; дрожь; потливость; понос; неуверенные движения; нарушенная координация.

При применении эфедрона гладкий, отёчный, красный язык.

Повышение температуры и давления; расширение зрачков.

Мутные глаза, отёчное лицо, серовато-землистый оттенок кожи, ломкость волос и ногтей, запах растворителя от одежды.

Эмоционально-поведенческие признаки

Излишняя общительность;

зйфория; бодрость;

нарушение ритма сна; частые смены настроения; рассеянность и задумчивость.

В период ломки: беспокойство, нервозность, повышенная раздражительность; вспыльчивость; агрессия; поиск повода для отлучек из дома.

Активность, подвижность, суетливость; сбивчивая, торопливая речь; повышенная весёлость; «волчий» аппетит. Через несколько часов смена настроения на прямо противоположное:

агрессия, вспыльчивость, беспричинная тревога; страхи.

Оживление; невозможность усидеть на одном месте; деятельность, лишённая смысла; непоследовательность в действиях; неспособность слушать другого и быстрые, скачущие мысли.

На стадии абстиненции пассивность; раздражительность;

депрессии; тревожная мнительность; мания преследования; галлюцинации.

Странность восприятия предметного мира, его «одушевление»; изменение цветовосприятия; плавная замедленность движений; беседы с самим собой; замедленная речь и реакция на внешние раздражители; нарушение ориентировки во времени и пространстве; незаметная ранее склонность к мистицизму.

Невнятная смазанная громкая речь, шаткая походка, активная жестикуляция. Состояние напоминает алкогольное опьянение. Всплески агрессии; галлюцинации («мультяшки»).

Через несколько часов вялость, сонливость, жалобы на усталость, снижение успеваемости в школе.

 

 

Как не остаться без мобильного телефона

 

Способы и средства самозащиты от противоправных посягательств при совершении краж мобильных телефонов

Весь мир пользуется мобильной связью, и белорусы здесь не исключение. Мобильные телефоны стали обычным явлением не только в городах, но и в сельской местности.

Новый вид преступлений стал своеобразной приметой века.

Все мы знаем, что несчастья случаются с другими. Друзья были неосмотрительны и у них украли из-под носа ключи от квартиры, сосед потерял бумажник на вечеринке, подобные истории можно приводить сотнями. Объединяет эти, казалось бы, разные истории тот факт, что в большинстве случаев в потере той или иной собственности был виноват не злой рок, а собственная беспечность и действия злоумышленников.
С того момента, как телефоны стали широко распространенны, они попали в сферу внимания криминальных элементов, тому есть несколько причин. Телефон весит достаточно немного, его легко спрятать, а главное, легко сбыть, даже при отсутствии зарядного устройства и инструкции.

Самый простой способ расстаться со своим мобильным телефоном, это оставить его без присмотра на виду у окружающих в общественном месте: баре, ресторане, на дискотеке и т. п.

На сегодняшний день у злоумышленников существует несколько схем по изъятию мобильных телефонов у населения. Описанные ниже способы достаточно примитивны и не отличаются от кражи бумажников или других мелких вещей. Классическая схема весьма проста, телефон вынимают из сумки или снимают с пояса человека. Вынуть аппарат из сумки можно в кино, транспорте, очереди, да мало ли где, единственное условие это множество людей вокруг. А вот для того, чтобы снять телефон с пояса требуется толпа и толчея, это могут быть празднества или общественный транспорт в час пик. Когда вас толкают со всех сторон, вы не заметите еще один толчок и не важно, что аппарат спрятан под курткой, свитером или пиджаком, это не преграда для умелого вора.

Если вы носите аппарат на себе, то рекомендуем использовать чехол кобуру, который одевается на пояс. Снять подобный чехол незаметно нельзя, расстегнуть его и вытащить телефон затруднительно.

Более интересны способы, разработанные именно с учетом специфики мобильной связи и психологии людей. Вот очевидный пример. К молодому человеку на улице подходит девушка и просит позвонить по мобильному телефону своей подружке, которая что-то все не идет на встречу. Вы, немного подумав, даете аппарат, девушка при вас набирает номер (не межгород, как вы думали) и дальше буквально в минуту объясняет подруге, как она устала ждать. Затем девушка прекращает разговор, тут-то вы расслабляетесь, так как уже не ждете подвоха. А дальше возможны варианты, все зависит от места, времени, того, сколько вокруг людей. Самый распространенный способ, когда на вас случайно налетает человек, и вы практически падаете, пока вы восстанавливаете равновесие, прохожий извиняется, девушка исчезает. Конечно же, с вашим телефоном. Второй вариант более тривиальный, в момент передачи вам телефона, когда вы его еще не держите, а девушка не отпустила его, аппарат выхватывает подросток и убегает с ним. Вы на автомате кидаетесь за ним, забыв про девушку, а напрасно, она также причастна к этому, хотя доказать в суде ее вину и не реально.

Во избежание покушения на ваш телефон, постарайтесь придерживаться следующих советов:

не выкладывайте телефон на стол в кафе и ресторанах, не доставайте на остановках и в автобусах, чтобы продемонстрировать свой уровень доходов и готовность следовать моде;

не давайте звонить со своего мобильника незнакомым людям. Отказ по просьбе мотивируйте тем, что у вас на счете остались копейки или сел аккумулятор. Проинструктируйте своих детей, как вести себя в такой ситуации, поскольку подростки стесняются отказать людям в просьбе и чаще всего становятся жертвой злоумышленников;

не носите телефон в сумке или сумке-визитке. Относительно надежное место — внутренние карманы вашей верхней одежды. И, конечно же, не стоит вешать мобильник на шею;

не разговаривайте по телефону на улице вечером, особенно, если вы идете один. Увидев подозрительных людей, прекращайте разговор;

В случае пропажи мобильного телефона необходимо обратиться в милицию. Заявления принимаются в обязательном порядке. Независимо от того, украден телефон, утерян или оставлен без присмотра, его будут искать с одинаковой активностью и в любом случае. Заявлять о пропаже мобильного надо сразу. Главное — не обманывать.

В случае открытого хищения вашего телефона постарайтесь сразу же обратиться к ближайшему наряду милиции. Это могут быть сотрудники ГАИ, патруль, военнослужащие внутренних войск, экипаж охраны, постовой в каком-либо учреждении. Ваша задача — как можно точнее и подробнее указать время и место преступления, приметы похитителей, возможное направление их движения, а также марку, цвет и номер телефона. Попробуйте найти свидетелей события. У того, кто будет настроен доброжелательно, попросите координаты. Возможно, вскоре понадобятся показания свидетелей. Если ничего этого не помогло, к тому же вы не знаете, когда и где был украден аппарат, не нужен расстраиваться. Решительно направляйтесь в ближайший отдел внутренних дел. И чем быстрее вы это сделаете, тем выше вероятность возвращения телефона.

Детский правовой сайт

 

http://mir.pravo.by/

Данный проект разработан по инициативе Администрации Президента Республики Беларусь Национальным центром правовой информации Республики Беларусь для детей и подростков с целью помочь им получить юридические знания, ответить на «взрослые» вопросы, дать совет в сложных ситуациях, рассказать о законодательстве Республики Беларусь и правах граждан нашей страны. Основная цель проекта – развить морально-нравственные качества ребят, сформировать у детей и подростков позитивный образ права как государственного института, воспитать чувство важности прав ребенка, а также последовательно выработать у них не только знания и навыки, но и ценностные установки, которые будут необходимы им для жизни и деятельности в демократическом обществе.

Для достижения поставленной цели вся правовая информация подается в увлекательной и доступной форме, в том числе через игровые ситуации.

Сайт состоит из двух основных частей: игровой и информационной. В игровой — ситуации, иллюстрирующие юридические проблемы, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Подсказки в поиске правильных ответов на правовые вопросы расположены в информационной части в разделах «Библиотеки»: «Юридическая азбука», «Правовые лабиринты», «Путешествие в прошлое», «Наше государство — Республика Беларусь» и «Белорусское государство и право в фотографиях, рисунках и песнях». 
В «Библиотеке» находится Помощник, который поможет «Искать» ответ по ключевым словам заданного вопроса.

Еще статьи...

А это вы знаете?

• Расстояние от Северного полюса до Южного — двенад­цать тысяч семьсот четырнадцать километров.

Детям и родителям