contrast version

Е. Г. Лузгина, учитель УО ОГОСШ № 20 г. Орша


Урок внеклассного чтения, проведённый вместе с родителями

3 класс

Цели: формирование квалификационного читателя, приобщение к литературе, содействие воспитанию нравственно-эстетических качеств личности и культуре коммуникации.

Задачи: учить быстро ориентироваться в книгах различных авторов, устанавливать смысловые связи между событиями, творчески интерпретировать произведения; развивать умения сравнивать, умения стро­ить рассуждения; содействовать сплочению классного коллектива и сближению родителей и детей.

На доске оформлена выставка рисунков по прочитанным произведениям, выполненных детьми.

I. Организационный момент

Исполнение песни «Сказки» (хоровое).

Выступление детей.

1-й ученик.

Отраженье исчезнувших лет, Облегченье житейского ига, Вечных истин немеркнущий свет — Это — книга. Да здравствует книга!

2-й ученик.

Неустанных исканий залог, Радость каждого нового сдвига, Указанье грядущих дорог — Это — книга. Да здравствует книга!

3-й ученик.

Чистых радостей светлый исток, Закрепленье счастливого мига, Лучший друг, если ты одинок, — Это — книга. Да здравствует — книга!

Т. Л. Щепкина-Куперник.

II. Вступительное слово учителя (цель, план урока)

— Без чтения невозможно представить жизнь че­ловека, об этом говорили известные люди и об этом гласит народная мудрость.

На доске:

Чтобы воспитать, нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение. (А. П. Чехов).

Всё, что я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге. (Р. Бах).

Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг.

— Сегодня на уроке внеклассного чтения вы по­кажете родителям своё умение ориентироваться в книгах различных авторов, устанавливать смысловые связи между событиями, творчески интерпретиро­вать произведения.

Вам предстоит много интересных заданий, и что­бы с ними справиться, нужно проявить смекалку и знание произведений.

Наш урок пройдёт в виде игры «Волшебный цве­ток».

Участники делятся на команды по жребию:

> команда жёлтого цветка,

> команда синего цветка,

> команда красного цветка.

У каждой команды лист бумаги с наклеенной се­рединой цветка.

— За правильные ответы вы получаете лепестки и приклеиваете их в виде цветка. К концу игры у вас расцветут «волшебные цветы». Когда команда готова будет отвечать, она подаёт сигнал — листок с цвет­ком.

III. Выполнение заданий

— Среди книг, которые вы должны были прочитать летом, есть такая, в названии которой упоминается цветок. Кто назовёт эту книгу и её автора? (С. Акса­ков «Аленький цветочек».)

1-й конкурс

У каждой команды в конверте буквы, из которых нужно сложить фамилию писателя и назвать какое-нибудь его произведение. (Ершов, Перро, Носов.)

2-й конкурс

— В этом конкурсе от каждой команды участвует одна семейная пара (ребёнок + родитель). У родителя листок бумаги. Он пишет ответ на заданный вопрос. Дети устно отвечают на вопросы, но только по моей команде. Если ответы совпадут, команда получает лепесток.

Какой литературный герой тебе понравился больше всего?

Какой литературный герой понравился вашему ребёнку больше всего?

Какую последнюю книгу ты прочитал?

Какую последнюю книгу прочитал ваш ребёнок?

У ребёнка картинка с именем литературного героя. Он без слов пытается родителю объяснить, что у него написано, родитель пишет ответ. (Чебурашка, Карлсон, Чиполлино.)

3-й конкурс

Отгадайте загадку.

Она красива и мила,

А имя ей от слова «зола».

— Какую работу дала мачеха Золушке, чтобы не пустить её на бал? (Перебирать крупу.) Задание: раз­ложить крупы в коробочки.

4-й конкурс

Исполнение песни «Когда мои друзья со мной».

— Этот конкурс для детей посвящен дружбе. У каждого участника есть 1 карточка с именем ска­зочного героя. Нужно найти себе друга.

Дядя Фёдор — кот Матроскин.

Буратино — Пьеро.

Чиполлино — Редиска.

Маугли — пантера Багира.

Сын мельника — Кот в сапогах.

Элли — пёсик Тотошка.

Незнайка — Гунька.

Малыш — Карлсон.

Крокодил Гена — Чебурашка.

Муфта — Полботинка.

5-й конкурс

Конкурс для родителей.

— Интересно читать книжку, когда в ней имеются прекрасные рисунки. Вот и вам сейчас придётся по описанию узнать героя и назвать его имя (по очереди каждой команде).

Если родители не справятся, то дети смогут помочь.

У него на голове зелёный хохолок, подёргав за который вдоволь наплачешься. (Чиполлино.)

Полосатый свирепый хищник, ненавидевший Маугли. (Тигр Шерхан.)

Этот сказочный персонаж всегда носил с собой маслёнку, чтобы не заржаветь во время дождя. (Же­лезный Дровосек.)

6-й конкурс

Каждая команда получает конверт, в котором две логические задачи. У всех команд они одинако­вые.

Незнайка решил пойти учиться в школу. Его друг Пончик предложил выбрать ему рюкзачок для учебников и тетрадей. Волшебник показал друзьям три разноцветных рюкзачка — белый, чёрный и жёл­тый. На каждом рюкзачке имеется надпись. На чёр­ном — «Жёлтый рюкзак пуст». На жёлтом — «Здесь лежат игрушки». А на белом — «Здесь лежат учебники и тетради». Волшебник сказал: «Действительно, в одном рюкзачке лежат учебники и тетради, в дру­гом — игрушки, а третий пустой. Но учти, что все надписи на рюкзачках неверные. Угадай, в каком из них находятся учебники и тетради, тогда я подарю тебе этот рюкзачок. И вы подумайте и найдите рюк­зачок, в котором лежат учебники и тетради? (В жёл­том рюкзаке.)

В предложенной фразе надо заменить все слова, противоположные им по значению, тогда получится хорошо известная всем пословица: «Старый веник грязнее сорит». (Новая метла чище метёт.)

Ответы напишите на листке и сдайте ведущему.

7-й конкурс

— Для участия в конкурсе приглашаю по 7 человек от каждой команды. Вы должны стать отвернувшись. Выполнил — передай другому. Задание: подчеркнуть правильный ответ.

Кто такие Бульбобы (котята, щенята, волчата)?

Какое событие произошло в произведении М. Богдановича «Мушка-зелянушка i камарык — на-саты тварык» (свадьба, сбор урожая, комарик пошёл в школу)?

В кого были превращены злой мачехой один­надцать принцев в сказке X. К. Андерсена (в жаб, лягушек, лебедей)?

Какой герой говорит своему хозяину: На меня скорей садись, Только, знай себе, держись, Я хоть росту небольшого Да сменю коня любого. (Сивка-Бурка, Конёк-горбунок, серый волк)?

Как звали пёсика, который вместе со своей хо­зяйкой девочкой Элли попал в волшебную страну (Авва, Тотошка, Жучка)?

В одной сказке у бедной принцессы всё тело было в синяках оттого, что она (спала на горошине, упала с лестницы, попала в плен к пиратам)?

Кем была девочка Люся в книге Э. Успенского «Меховой интернат» (врачом, бухгалтером, учитель­ницей)? Проверка.

IV. Подведение итогов

Каждая команда подсчитывает количество лепест­ков у своего цветка, в зависимости от этого распре­деляются места.

— Покажите родителям, какие «волшебные цветы» у вас распустились?

— А как вы думаете, почему они волшебные?

— Напишите на каждом лепесточке свои желания и они обязательно исполнятся.

Команды зачитывают то, что написали на ле­пестках.

— Понравился ли вам наш урок и почему?

— Какие задания на уроке учили вас:

• быстро ориентироваться в книгах различных авторов;

• устанавливать смысловые связи между собы­тиями;

• сравнивать;

• строить рассуждения?

— Помог ли этот урок вам больше сблизиться с родителями и одноклассниками?

— Будем ли мы ещё проводить такие уроки? Выставление отметок.

— Приглашаем вас посетить выставку рисунков.