Е. Г. Лузгина, учитель СШ № 20 г. Орша
Таблицы умножения числа 10 и на число 10
Урок математики в III классе
Задачи: составить таблицу умножения числа 10, познакомив с рациональными приёмами умножения; повторить и закрепить табличные случаи умножения и деления; способствовать развитию умения анализировать и решать задачи; обеспечивать осознание учащимися значимости полученных результатов; создавать условия для развития внимания, памяти, мышления; воспитывать самостоятельность, ответственность за выставление отметок себе и товарищу.
Оборудование: учебник «Математика. 3», I часть, урок 48 (авт. Т. М. Чеботаревская, В. Л. Дрозд, А. А. Столяр), вывески в «магазине»; ключевые слова задач урока.
I. Организационный этап
II. Актуализация субъектного опыта учащихся
Учитель предлагает детям пойти в магазин. На доске появляется вывеска.
— Можем ли мы отправиться в этот магазин прямо сейчас? Почему? Как должна выглядеть вывеска?
Учитель после ответов детей выставляет правильную вывеску.
— Сколько часов длится обед в магазине? Сколько минут?
— Давайте посмотрим, что продают в этом магазине.
Два ученика идут за доску, класс пишет диктант задач.
S В магазин привезли несколько килограммов яблок. До обеда продали 3 кг и осталось ещё 7 кг. Сколько килограммов яблок привезли в магазин?
s В одной упаковке 5 наклеек. Сколько наклеек в двух таких упаковках?
■S Масса маленького пакета с мукой 2 кг, а большого в 5 раз больше. Какова масса большого пакета с мукой?
*f В одном куске 30 м шёлка, а в другом 3 м. Во сколько раз шёлка больше в первом куске, чем во втором?
s На квадратный платок по краю хотят пришить тесьму. Сколько сантиметров тесьмы нужно купить, если длина одной стороны платка 6 см? (Если ученики затрудняются, можно задать вопросы: что для этого нужно найти? что такое периметр? как найти периметр квадрата?)
Записи в тетрадях:
3 + 7= 10 (кг) 5-2= 10 (н.) 2-5= 10 (кг) 30:3=10 (р.) 6-4 = 24 (см)
Проверка.
— Тема нашего урока будет связана с числом, которое много раз повторяется в ответах, — «Таблица
умножения числа 10». Сформулировать задачи нашего урока вам помогут слова (на доске):
Ученики, используя таблицу, совместно с учителем формулируют задачи урока:
• составить таблицу умножения числа 10 и на число 10;
• применить полученные знания при выполнении заданий на уроке;
• закрепить умение решать задачи различных видов, задачи на нахождение периметра;
• развивать мышление, внимание и память.
— Почему люди ставят перед собой задачи? (Без поставленных задач трудно добиться хорошего результата.)
— Приступаем к выполнению поставленных задач.
III. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Задача: составить таблицу умножения числа 10 и на число 10.
— Выполняем задание № 1 на странице 100 (устно). На доску вывешивается таблица умножения числа 10.
— Можно ли не учить эту таблицу? Кто подскажет, как любое число можно умножить на 10?
Опережающий вопрос:
— А может ли кто-нибудь 2 умножить на 100? на 1000?
IV. Этап закрепления новых знаний и способов действий
Задача: применить полученные знания при выполнении заданий на уроке.
— Прочитайте условие задачи № 3 на странице 100.
— О ком задача? (О детях, которые делятся на звенья.)
— Звено — небольшая группа детей. Перечитайте задачу ещё раз и найдите опорные слова.
В учебнике предложены две граф-схемы. Обсуждение хода решения первого и второго вариантов.
— Для решения задачи необходимо хотя бы один раз разделить число на 10. Можем ли мы это выполнить, ведь мы составляли таблицу умножения на число 10? Как это сделать?
— Запишите решение задачи любым способом по действиям, с пояснениями.
Взаимопроверка. Физкультминутка
Задача: закрепить умение решать задачи различных видов.
Учащимся на карточках предлагаются задачи изученных видов (задание носит дифференцированный характер, учащиеся самостоятельно выбирают себе посильное задание).
Задача: развивать мышление, закреплять знание таблицы умножения и деления на 10. знание зависимости единиц измерения длины.
— Я предлагаю ... (учитель называет учеников, которые испытывают трудности при выполнении заданий вычислительного характера) выполнить задание № 6 на странице 101. Остальные выполняют на черновиках задание повышенной сложности № 5 на странице 101.
Тем, кто справился раньше других, предлагается № 4 на с. 101 самостоятельно.
Проверка выполненных заданий, выставление отметок.
Задача: применить полученные знания при выполнении заданий на уроке, развивать мышление, внимание и память.
Ученикам предлагается задание опережающего характера.
— Наш магазин имеет форму квадрата.
х м
— Можете ли вы составить выражение для нахождения периметра? Какие знания пригодятся?
Р = х-4 (м)
— Подумайте, для чего нужно было бы искать периметр этого магазина? (Чтобы построить забор.)
— Найдите значение периметра, если х = 10 м.
— А может ли кто-нибудь определить, какую площадь занимает этот магазин? Задание предлагается, если детям уже объяснялось, как искать площадь.
S= 10-10= 100 (м2)
V. Этап информирования о домашнем задании
— Если вы затрудняетесь в решении задач, то запишите № 9 на странице 101.
Условие задачи читается на уроке, составляется краткая запись или схема.
— Кто затрудняется в решении уравнений, то запишите № 10 на странице 101 (4-е уравнение).
Повторяется правило нахождения неизвестного компонента.
VI. Этап подведения итогов урока, рефлексии
— Запишите только ответы.
2- 10, 10-7, 10-5, 1 ■ 10, 8-100. Проверка.
— Выполнили ли мы поставленные задачи? Ответы детей по таблице задач урока.
— Кто считает, что данный урок прошёл с пользой?
— Можно ли к уроку применить выражение «ломали голову»?
Е. Г. Лузгина, учитель СШ № 20 г. Орша