contrast version

Е. Г. Лузгина, учитель СШ № 20 г. Орша

Таблицы умножения числа 10 и на число 10

Урок математики в III классе

Задачи: составить таблицу умножения числа 10, познакомив с рациональными приёмами умножения; повторить и закрепить табличные случаи умножения и деления; способствовать развитию умения ана­лизировать и решать задачи; обеспечивать осознание учащимися значимости полученных результатов; создавать условия для развития внимания, памяти, мышления; воспитывать самостоятельность, ответ­ственность за выставление отметок себе и товарищу.

Оборудование: учебник «Математика. 3», I часть, урок 48 (авт. Т. М. Чеботаревская, В. Л. Дрозд, А. А. Столяр), вывески в «магазине»; ключевые слова задач урока.

I. Организационный этап

II. Актуализация субъектного опыта учащихся

Учитель предлагает детям пойти в магазин. На доске появляется вывеска.

— Можем ли мы отправиться в этот магазин пря­мо сейчас? Почему? Как должна выглядеть вывеска?

Учитель после ответов детей выставляет правиль­ную вывеску.

— Сколько часов длится обед в магазине? Сколько минут?

— Давайте посмотрим, что продают в этом мага­зине.

Два ученика идут за доску, класс пишет диктант задач.

S В магазин привезли несколько килограммов яблок. До обеда продали 3 кг и осталось ещё 7 кг. Сколько килограммов яблок привезли в магазин?

s В одной упаковке 5 наклеек. Сколько наклеек в двух таких упаковках?

■S Масса маленького пакета с мукой 2 кг, а боль­шого в 5 раз больше. Какова масса большого пакета с мукой?

*f В одном куске 30 м шёлка, а в другом 3 м. Во сколько раз шёлка больше в первом куске, чем во втором?

s На квадратный платок по краю хотят пришить тесьму. Сколько сантиметров тесьмы нужно купить, если длина одной стороны платка 6 см? (Если уче­ники затрудняются, можно задать вопросы: что для этого нужно найти? что такое периметр? как найти периметр квадрата?)

Записи в тетрадях:

3 + 7= 10 (кг) 5-2= 10 (н.) 2-5= 10 (кг) 30:3=10 (р.) 6-4 = 24 (см)

Проверка.

— Тема нашего урока будет связана с числом, ко­торое много раз повторяется в ответах, — «Таблица

 

 

умножения числа 10». Сформулировать задачи наше­го урока вам помогут слова (на доске):

Ученики, используя таблицу, совместно с учителем формулируют задачи урока:

• составить таблицу умножения числа 10 и на число 10;

• применить полученные знания при выполнении заданий на уроке;

• закрепить умение решать задачи различных ви­дов, задачи на нахождение периметра;

• развивать мышление, внимание и память.

— Почему люди ставят перед собой задачи? (Без поставленных задач трудно добиться хорошего ре­зультата.)

Приступаем к выполнению поставленных задач.

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Задача: составить таблицу умножения числа 10 и на число 10.

— Выполняем задание № 1 на странице 100 (устно). На доску вывешивается таблица умножения числа 10.

Можно ли не учить эту таблицу? Кто подскажет, как любое число можно умножить на 10?

Опережающий вопрос:

— А может ли кто-нибудь 2 умножить на 100? на 1000?

IV. Этап закрепления новых знаний и способов действий

Задача: применить полученные знания при выпол­нении заданий на уроке.

Прочитайте условие задачи № 3 на странице 100.

— О ком задача? (О детях, которые делятся на звенья.)

— Звено — небольшая группа детей. Перечитайте задачу ещё раз и найдите опорные слова.

В учебнике предложены две граф-схемы. Обсуж­дение хода решения первого и второго вариантов.

Для решения задачи необходимо хотя бы один раз разделить число на 10. Можем ли мы это вы­полнить, ведь мы составляли таблицу умножения на число 10? Как это сделать?

— Запишите решение задачи любым способом по действиям, с пояснениями.

Взаимопроверка. Физкультминутка

Задача: закрепить умение решать задачи различ­ных видов.

Учащимся на карточках предлагаются задачи изу­ченных видов (задание носит дифференцированный характер, учащиеся самостоятельно выбирают себе посильное задание).

Задача: развивать мышление, закреплять знание таблицы умножения и деления на 10. знание зависи­мости единиц измерения длины.

— Я предлагаю ... (учитель называет учеников, которые испытывают трудности при выполнении за­даний вычислительного характера) выполнить зада­ние № 6 на странице 101. Остальные выполняют на черновиках задание повышенной сложности № 5 на странице 101.

Тем, кто справился раньше других, предлагается № 4 на с. 101 самостоятельно.

Проверка выполненных заданий, выставление от­меток.

Задача: применить полученные знания при вы­полнении заданий на уроке, развивать мышление, внимание и память.

Ученикам предлагается задание опережающего характера.

— Наш магазин имеет форму квадрата.

х м

— Можете ли вы составить выражение для нахож­дения периметра? Какие знания пригодятся?

Р = х-4 (м)

— Подумайте, для чего нужно было бы искать пе­риметр этого магазина? (Чтобы построить забор.)

— Найдите значение периметра, если х = 10 м.

— А может ли кто-нибудь определить, какую пло­щадь занимает этот магазин? Задание предлагается, если детям уже объяснялось, как искать площадь.

S= 10-10= 100 (м2)

V. Этап информирования о домашнем зада­нии

— Если вы затрудняетесь в решении задач, то за­пишите № 9 на странице 101.

Условие задачи читается на уроке, составляется краткая запись или схема.

Кто затрудняется в решении уравнений, то за­пишите № 10 на странице 101 (4-е уравнение).

Повторяется правило нахождения неизвестного компонента.

VI. Этап подведения итогов урока, рефлексии

— Запишите только ответы.

2- 10, 10-7, 10-5, 1 ■ 10, 8-100. Проверка.

— Выполнили ли мы поставленные задачи? Ответы детей по таблице задач урока.

— Кто считает, что данный урок прошёл с пользой?

— Можно ли к уроку применить выражение «лома­ли голову»?

Е. Г. Лузгина, учитель СШ № 20 г. Орша