contrast version
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ

Что думают о родительских собраниях родители

Благодарите родителей за все подряд. Много раз за одно и то же; всех за что-нибудь. Обязательно при всех. Благодарите учеников за их замечательных родителей. Благодарите бабушек и дедушек за то, что встречают детей из школы, помогают организовать праздники. Отдельно благодарите пап – за удивительное внимание к нуждам школы, за любой шаг навстречу ребенку и учителю.

Конечно, форма выражения благодарности может быть любой. Но особенно запоминаются благодарственные письма.

Записи в дневнике любимого чада – самая больная тема для многих родителей. Как правило, записи безлико информируют о том, чего ребенок не сделал в школе. А если тактику поменять и начать писать позитивные вещи: хвалить ребенка, официально (письменно) и регулярно закрепляя похвалу?! Да, потребуется ваше время, но ведь оно того стоит!

Основная задача школы, если она действительно хочет изменить порочный круг противостояния с родителями по поводу прав и ответственности за воспитание и обучение детей, – убедить родителей в своем искреннем желании разделить эту самую ответственность поровну.

Родители не должны бояться школы (вспомните отсутствие оптимизма на лице родителей, когда вы сообщали им о приглашении на очередное собрание). Родители не должны чувствовать себя в школе гостями, которых приглашают только по большим праздникам, или подсобными рабочими, чьи руки нужны для покраски парт или мытья окон, или безразмерными кошельками, чтобы вытряхивать из них нужные суммы по мере необходимости.

Никогда не употребляйте термин вызвать родителей в школу! Всегда приглашайте их поговорить. И обязательно – заранее. Не практикуйте ситуацию: “Чтобы завтра же родители были здесь!” – ведь разговор сгоряча всегда приносит только обратный эффект. До тех пор пока встреча учителя и родителей будет для ребенка наказанием, рассчитывать на полноценное сотрудничество преждевременно...

Изучайте родителей (и других членов семьи) – их интересы, сферу профессиональной деятельности, их методы воспитания – не как маму Миши или папу Светы, а просто как взрослых и опытных людей, с которыми столкнула вас судьба. Возможно, среди них есть удивительные люди, и они станут известны другим благодаря вашему искреннему интересу.

Учитесь у родителей, ведь учитель – это не всегда тот, кто знает больше, а тот, кто знает другое.

К сожалению, сегодня родительское собрание – самая распространенная форма взаимодействия учителя и семьи. А где же лекции, семинары, педагогические практикумы, дискуссии, тренинги, конференции, психолого-педагогические консультации? Что это – лень, нехватка времени или профессиональная несостоятельность многих учителей? Выходит, количество родителей, присутствующих на собрании, – единственный показатель их активности, доверия к школе, готовности принять участие в жизни класса. Но и тут соблюдение простейших правил может существенно стимулировать процесс привлечения родителей в школу.

•Никогда не упрекайте родителей, не посещающих собрание, это не способствует их желанию встречаться с вами чаще. Всегда искренне (без сарказма!) радуйтесь их появлению в классе.

•Обязательно называйте родителей по имени и отчеству, не говорите “мама Миши Петрова”. Иначе может создаться впечатление, что родители значимы для вас только в этой роли.

•На собрании старайтесь говорить о проблеме, а не о конкретном ребенке. А вот хвалите – персонально и обязательно всех. Найдите несколько теплых слов для каждого ребенка. Дети меняются, взрослеют, осваивают новые области. И часто успешнее, чем кажется на первый взгляд.

•Особенно эффективно, если вам удастся проанализировать, чего достигли школьники с момента вашей последней встречи с родителями, а в чем им так и не удалось поднять планку. Выявление проблем должно быть конструктивным: вот есть проблема; для ее решения неплохо было бы сделать то-то и то-то; со своей стороны я постараюсь, а вы со своей попробуйте...

•Когда родителям предлагается посильная и конкретная модель приложения своих родительских ресурсов, то отдача повышается. Потому что пошаговые целенаправленные действия всегда приносят позитивные результаты. Повышают заинтересованность родителей. Они чаще обращаются к вам за советом, а вы, в свою очередь, получаете прекрасную возможность проследить за развитием ребенка в семье.

•Старайтесь не критиковать действия коллег, соблюдайте профессиональную этику, даже если у вас иная точка зрения.

•При необходимости попросите родителей об оказании какой-либо помощи, подробно объясняйте, почему вы не можете обойтись без них, просите предложить другие варианты решения проблемы, охотно обсуждайте их.

•Как вести себя учителю, если возникла проблемная ситуация и вы вынуждены просить родителей о встрече?

•Приглашая родителей в школу, спросите себя: что я хочу получить в результате? Если просто выговориться, осудить действия ребенка или методы воспитания родителей, то этот путь неэффективен. Попробуйте найти конструктивное решение, ведь это облегчит прежде всего вашу работу.

•Во время обсуждения в присутствии ребенка помните: как бы он ни был виноват, родители всегда (по крайней мере на людях) должны быть адвокатами своих детей. Двое на одного – это нечестно!

•Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверно известных фактах, не поощряйте ябедничество.

 

•Говорите о конкретных вещах, старайтесь не употреблять неопределенных выражений типа “плохо себя ведет”, “не хочет учиться”. Выражайтесь ясно: “Не сделал два домашних задания по математике”, “Отказался отвечать на уроке химии” и так далее. Тогда родителям будет легче проконтролировать дальнейшую учебную деятельность ребенка.

•Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие, когда закончится “разбор полетов”, этим вы лишь настроите детей против себя. Как результат: дети будут стараться скрыть от родителей дату очередного собрания.

•Заканчивая встречу, спросите себя: оправдались ли мои ожидания от этой встречи? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрит на меня ученик завтра?

Развитие ребенка – сложный, неоднозначный процесс. И от того, насколько тернистым и болезненным будет ваш совместный путь по, конечно же, всегда индивидуальному образовательному маршруту, зависит, о чем будет вспоминать человек через десять или двадцать лет после школы. Куда приведет его та дорога, которую он, пыхтя и отдуваясь, неуклонно преодолевал, опираясь на ваши и родительские руки? Ведь когда тебя поддерживают с двух сторон, как-то надежнее...

 

Что думают о родительских собраниях РОДИТЕЛИ

 

Светлана Семеновна, мама второклассника:

– Я отношусь к родительским собраниям как к чистой формальности, которая нужна только администрации школы. Я не вижу в них смысла. В нашем классе родители ругаются между собой из-за конфликтов, которые возникают между детьми, а учитель не может их остановить.

 

Светлана Леонидовна, мама выпускника:

– Мой сын заканчивает инновационную школу. Естественно, у родителей возникает много вопросов – ведь у нас представление о школе традиционное. Собрания обычно проводит команда психологов: они подробно рассказывают о том, что происходит в школе, разъясняют смысл нововведений, устраивают даже экскурсии по выставкам детских работ. Это помогает узнать и понять своих детей.

 

Елена Максимовна, мама девятиклассника и третьеклассницы:

– Я люблю ходить на родительские собрания – это хорошая возможность пообщаться с другими родителями.

 

Некоторые учителя на собраниях постоянно жалуются на то, как им тяжело работать, от чего возникает чувство недоумения и ощущение их профессиональной несостоятельности. А есть и те, кто всегда говорит про детей только хорошее, но это, на самом деле, тоже не приносит удовлетворения, скорее вызывает чувство недоверия и настороженности. Мне бы очень хотелось, чтобы на собраниях интересовались моим мнением и впечатлением от школы. И чтобы это было не спонтанно, а продуманно и значимо для школы.

 

Ольга Степановна, мама восьмиклассницы:

 

– Собрания проходят так: учителя ругают неуспевающих учеников, и все это заканчивается перепалкой между родителями или между учителями и родителями. Затем вкратце сообщают, сколько надо собрать денег и когда помыть парты... При этом учителя нередко делают нам замечания - не так себя ведем, громко разговариваем... Честное слово, хочется немедленно все бросить и уйти. Я же предпочла бы диалог с учителем. По-моему, такой диалог возможен не только в индивидуальной беседе, но и на общем собрании, если, конечно, его заранее продумать и выстроить. Очень бы хотелось, чтобы на собрании хоть немного обсуждалась внеучебная жизнь детей.

 

 

А это вы знаете?

• Анаконды великолепно плавают и ныряют. Добычу под­карауливают, терпеливо лёжа на мелководье у мест, куда животные приходят на водопой.

• Анаконды относятся к удавам. Эти змеи удушают свою добычу, крепко обвивая её кольцами сильного мускулистого

Детям и родителям