contrast version
Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 N 674 "Об утверждении норм оценки результатов учебной деятельности и критериев оценки поведения учащихся общеобразовательных учреждений"

На основании подпункта 4.8 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2001 г. N 1554, Министерство образования Республики Беларусь ПРИКАЗЫВАЕТ:

Утвердить прилагаемые:

Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам;

Критерии оценки поведения учащихся общеобразовательных учреждений.

 

Министр А.М.РАДЬКОВ

НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

 

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2006 г. "Об общем среднем образовании" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 108, 2/1238) в целях регулирования контрольно-оценочной деятельности педагогических работников общеобразовательных учреждений при проведении текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам базируются на планируемых результатах обучения в предметно-деятельностной форме, определенных образовательными стандартами и учебными программами, и направлены на осуществление единых подходов при организации проверки и оценки учебных достижений учащихся.

2. Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется по десятибалльной системе ("1", "2", "3", "4", "5", "6", "7", "8", "9" и "10" баллов), основными функциями которой являются:

образовательная, ориентирующая педагога на использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, содействующих продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала;

стимулирующая, заключающаяся в установлении динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности и развитии индивидуальных качеств и свойств личности на всех этапах учебной деятельности;

диагностическая, обеспечивающая анализ, оперативно-функциональное регулирование и коррекцию образовательного процесса и учебной деятельности;

контролирующая, выражающаяся в определении уровня усвоения учебного материала в процессе контроля и аттестации учащихся;

социальная, проявляющаяся в дифференцированном подходе к осуществлению проверки и оценке результатов учебной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с социальным заказом общества и государства.

При отсутствии результатов учебной деятельности учащимся выставляется 0 (ноль) баллов.

На I ступени общего среднего образования, в первом и втором классах, система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметки как формы количественного выражения результатов оценочной деятельности.

3. В данном нормативном акте используются следующие основные термины и их определения:

уровень усвоения учебного материала - характеристика учебных достижений учащихся, соотнесенных с основными функциями образовательного процесса - распознавания, описания, объяснения и преобразования объектов изучения;

контроль - процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определенных образовательными стандартами и учебными программами;

отметка - результат процесса оценивания учебно-познавательной деятельности учащихся, его условно-формальное количественное выражение в баллах.

4. Настоящие нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам распространяются на общеобразовательные учреждения независимо от их подчинения и форм собственности и определяют:

уровни усвоения учебного материала;

основные виды и формы контроля учебно-познавательной деятельности учащихся;

общие требования к выставлению отметок за четверть, годовых и экзаменационных отметок;

нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по каждому учебному предмету;

классификацию существенных и несущественных ошибок, погрешностей, которые учитываются при осуществлении контрольно-оценочной деятельности по каждому учебному предмету.

5. Для оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контрольно-оценочной деятельности выделяются следующие пять уровней усвоения учебного материала:

первый уровень (низкий) - действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения), которые оцениваются от 1 до 2 баллов;

второй уровень (удовлетворительный) - действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти, которые оцениваются от 3 до 4 баллов;

третий уровень (средний) - действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения, которые оцениваются от 5 до 6 баллов;

четвертый уровень (достаточный) - действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи, которые оцениваются от 7 до 8 баллов;

пятый уровень (высокий) - действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения, которые оцениваются от 9 до 10 баллов.

6. Основными показателями соответствия результатов учебной деятельности учащихся уровням усвоения учебного материала выступают мыслительные, словесно-логические, знаковые и предметные действия и операции по распознаванию, описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.

При этом распознавание, воспроизведение учебного материала, владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях характеризуются полнотой, осознанностью, системностью, прочностью, мобильностью знаний, а также степенью познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задач.

7. Для проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся устанавливаются следующие виды контроля: поурочный и тематический.

8. Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.

При осуществлении поурочного контроля оцениваются процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учетом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств. Педагог наряду с заданными требованиями учитывает и предыдущие достижения учащихся.

Периодичность оценивания результатов учебной деятельности каждого учащегося при поурочном контроле определяется педагогом в зависимости от специфики учебного предмета и изучаемого учебного материала, методов, форм и технологий обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

9. Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определенной темы (тем). При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся не по отдельным элементам (как при поурочном контроле), а в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).

10. Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.

Выбор формы контроля зависит от содержания и специфики учебного предмета, количества учебных часов, выделяемых на его изучение, этапа обучения и планируемых результатов обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

11. Для осуществления контроля используются методы и средства, с помощью которых устная, письменная, практическая формы контроля или их сочетание позволяют получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и другие методы и средства контроля.

Выбор используемых методов и средств для осуществления контроля результатов учебной деятельности учащихся осуществляется педагогом.

12. Количество контрольных работ, которые проводятся в письменной форме по отдельным учебным предметам на протяжении учебного года, определяется Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.

13. Выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению педагога) поурочного балла.

14. Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.

                                                        

                                            УТВЕРЖДЕНО
                                                        Приказ Министерства
                                                        образования
                                                        Республики Беларусь
                                                        29.05.2009 N 674

 

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Оценка поведения учащихся разных классов выставляется с учетом выделенных критериев (социально значимых качеств) в зависимости от степени проявления этих качеств (показателей) и выражается в таких характеристиках, как "примерно", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

Оценка "примерно" выставляется в том случае, когда указанные критерии и показатели проявляются в полной мере. "Удовлетворительно" - когда показатели проявляются не в полной мере. Оценка "неудовлетворительно" выставляется в том случае, если показатели по выделенным критериям (социально значимым качествам) не проявляются.

Оценки по поведению учащихся в школе выставляются учителем начальных классов, классным руководителем. Поведение учащихся в школе оценивается по четвертям и за год. Результаты проведенной работы обсуждаются на родительских собраниях, педагогических советах.

Оценка поведения учащихся в процессе педагогического взаимодействия представляет собой не только результат воспитания, способ регулирования и стимулирования конструктивных форм поведения учащихся, их саморазвития и самовоспитания, а также показатель эффективности воспитательной работы в школе. Систематическое выявление воспитанности (как формы поведения) учащихся возможно лишь в условиях конкретного класса, конкретной реальной ситуации. Правильно организованный педагогический контроль должен иметь воспитательный эффект и способствовать становлению личности.

Таблица 1

I - IV классы

----------------------+---------------------------------------------------¬
¦      Критерии       ¦                    Показатели                     ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Гражданственность    ¦Знание государственной символики; уважительное     ¦
¦                     ¦отношение к государственной символике, институту   ¦
¦                     ¦президентства; активное участие в деятельности     ¦
¦                     ¦детских общественных объединений                   ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Товарищество и       ¦Дружелюбное отношение к одноклассникам, готовность ¦
¦коллективизм         ¦помочь друг другу                                  ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Уважение к старшим   ¦Вежливость, послушание, оказание посильной помощи  ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Доброта              ¦Готовность помочь близким, друзьям, старшим,       ¦
¦                     ¦бережное отношение к животным                      ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Честность            ¦Искренность, правдивость, исполнение обещаний      ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Трудолюбие           ¦Добросовестное отношение к своим обязанностям,     ¦
¦                     ¦участие в общественно-полезном труде               ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Бережливость         ¦Опрятный внешний вид, аккуратность, бережное       ¦
¦                     ¦отношение к своим вещам и школьному имуществу,     ¦
¦                     ¦окружающей среде и природным ресурсам              ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Дисциплинированность ¦Исполнительность, соблюдение правил поведения в    ¦
¦                     ¦школе, общественных местах; отсутствие опозданий   ¦
¦                     ¦или пропусков по неуважительной причине; забота о  ¦
¦                     ¦своем здоровье и здоровье окружающих               ¦
¦---------------------+----------------------------------------------------

Таблица 2

V - VI классы

----------------------+---------------------------------------------------¬
¦      Критерии       ¦                    Показатели                     ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Гражданственность    ¦Знание государственной символики; уважительное     ¦
¦                     ¦отношение к государственной символике, институту   ¦
¦                     ¦президентства; активное участие в общественно-     ¦
¦                     ¦значимых делах класса, школы, деятельности детских ¦
¦                     ¦общественных объединений                           ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Товарищество и       ¦Желание находиться в коллективе, доброжелательные  ¦
¦коллективизм         ¦взаимоотношения с одноклассниками, уважение и      ¦
¦                     ¦взаимопомощь                                       ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Уважение к старшим   ¦Вежливость, послушание, оказание посильной помощи  ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Доброта              ¦Готовность помочь одноклассникам, младшим          ¦
¦                     ¦товарищам, бережное отношение к животным           ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Честность            ¦Искренность, правдивость, исполнение обещаний      ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Трудолюбие           ¦Добросовестное отношение к своим обязанностям,     ¦
¦                     ¦участие в общественно-полезном труде               ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Бережливость         ¦Опрятный внешний вид, аккуратность, бережное       ¦
¦                     ¦отношение к своим вещам и школьному имуществу,     ¦
¦                     ¦окружающей среде и природным ресурсам              ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Дисциплинированность ¦Исполнительность; соблюдение правил поведения в    ¦
¦                     ¦школе, общественных местах; отсутствие опозданий   ¦
¦                     ¦или пропусков по неуважительной причине; забота о  ¦
¦                     ¦своем здоровье и здоровье окружающих               ¦
¦---------------------+----------------------------------------------------

Таблица 3

VII - IX классы

----------------------+---------------------------------------------------¬
¦      Критерии       ¦                    Показатели                     ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Гражданственность    ¦Знание государственной символики; уважительное     ¦
¦                     ¦отношение к государственной символике, институту   ¦
¦                     ¦президентства; активное участие в общественно-     ¦
¦                     ¦значимых делах класса, школы, деятельности детских ¦
¦                     ¦и молодежных общественных объединений              ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Товарищество и       ¦Дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками,     ¦
¦коллективизм         ¦уважение и взаимопомощь, выполнение коллективных   ¦
¦                     ¦решений, выражение благодарности, товарищеские     ¦
¦                     ¦взаимоотношения                                    ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Гуманность           ¦Доброжелательные отношения с окружающими, уважение ¦
¦                     ¦старших, готовность помочь одноклассникам, младшим ¦
¦                     ¦товарищам                                          ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Честность и          ¦Искренность, правдивость, исполнение обещаний;     ¦
¦принципиальность     ¦способность осознавать и признавать свои ошибки;   ¦
¦                     ¦умение прислушиваться к конструктивной критике     ¦
¦                     ¦товарищей или старших; критическое отношение к     ¦
¦                     ¦результатам своего труда                           ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Добросовестное       ¦Добросовестное отношение к своим обязанностям;     ¦
¦отношение к труду    ¦участие в общественно-полезном труде и социально   ¦
¦                     ¦значимой деятельности; стремление выполнить ее     ¦
¦                     ¦качественно, вдумчивое отношение к выбору будущей  ¦
¦                     ¦профессии                                          ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Дисциплинированность ¦Исполнительность; соблюдение правил поведения в    ¦
¦                     ¦школе, общественных местах; отсутствие опозданий   ¦
¦                     ¦или пропусков по неуважительной причине; выполнение¦
¦                     ¦поручений старших; стремление доводить начатое дело¦
¦                     ¦до конца; настойчивость в достижении поставленной  ¦
¦                     ¦цели; забота о своем здоровье и здоровье окружающих¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Эстетическое         ¦Опрятный внешний вид, аккуратность, бережное       ¦
¦развитие             ¦отношение к своим вещам и школьному имуществу,     ¦
¦                     ¦стремление к самосовершенствованию, бережное       ¦
¦                     ¦отношение к окружающей среде и природным ресурсам  ¦
¦---------------------+----------------------------------------------------

Таблица 4

X - XI классы

----------------------+----------------------------------------------------¬
¦      Критерии       ¦                     Показатели                     ¦
+---------------------+----------------------------------------------------+
¦Гражданственность    ¦Знание государственной символики; уважительное      ¦
¦                     ¦отношение к государственной символике, институту    ¦
¦                     ¦президентства; участие в общественно-значимых делах ¦
¦                     ¦класса, школы, деятельности молодежных общественных ¦
¦                     ¦объединений; активная гражданская позиция           ¦
+---------------------+----------------------------------------------------+
¦Товарищество и       ¦Дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками,      ¦
¦коллективизм         ¦уважение и взаимопомощь, выполнение коллективных    ¦
¦                     ¦решений; выражение благодарности, умение отстаивать ¦
¦                     ¦честь своего коллектива                             ¦
+---------------------+----------------------------------------------------+
¦Гуманность           ¦Доброжелательные отношения с окружающими, уважение  ¦
¦                     ¦старших, толерантность к другим, готовность помочь  ¦
¦                     ¦одноклассникам, младшим товарищам                   ¦
+---------------------+----------------------------------------------------+
¦Честность и          ¦Искренность, правдивость, исполнение обещаний,      ¦
¦принципиальность     ¦единство слова и дела, устойчивость взглядов и      ¦
¦                     ¦убеждений, способность открыто и корректно          ¦
¦                     ¦высказывать свое мнение, проявлять самокритичность, ¦
¦                     ¦давать оценку антиобщественным поступкам            ¦
+---------------------+----------------------------------------------------+
¦Добросовестное       ¦Добросовестное отношение к своим обязанностям,      ¦
¦отношение к труду    ¦участие в общественно-полезном труде и социально    ¦
¦                     ¦значимой деятельности, стремление выполнить ее      ¦
¦                     ¦качественно, серьезное отношение к выбору будущей   ¦
¦                     ¦профессии                                           ¦
+---------------------+----------------------------------------------------+
¦Дисциплинированность ¦Исполнительность; соблюдение правил поведения в     ¦
¦                     ¦школе, общественных местах; отсутствие опозданий или¦
¦                     ¦пропусков по неуважительной причине, выполнение     ¦
¦                     ¦поручений старших; стремление доводить начатое дело ¦
¦                     ¦до конца; настойчивость в достижении поставленной   ¦
¦                     ¦цели; забота о своем здоровье и здоровье окружающих ¦
+---------------------+----------------------------------------------------+
¦Эстетическое         ¦Опрятный внешний вид; аккуратность, бережное        ¦
¦развитие             ¦отношение к своим вещам и школьному имуществу;      ¦
¦                     ¦стремление к самосовершенствованию; приобщение к    ¦
¦                     ¦общечеловеческим ценностям и духовно-нравственным   ¦
¦                     ¦традициям белорусского народа, бережное отношение к ¦
¦                     ¦окружающей среде и природным ресурсам               ¦
¦---------------------+-----------------------------------------------------