Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 N 674 "Об утверждении норм оценки результатов учебной деятельности и критериев оценки поведения учащихся общеобразовательных учреждений"
На основании подпункта 4.8 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября
Утвердить прилагаемые:
Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам;
Критерии оценки поведения учащихся общеобразовательных учреждений.
Министр А.М.РАДЬКОВ
НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Республики Беларусь от 5 июля
Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам базируются на планируемых результатах обучения в предметно-деятельностной форме, определенных образовательными стандартами и учебными программами, и направлены на осуществление единых подходов при организации проверки и оценки учебных достижений учащихся.
2. Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется по десятибалльной системе ("1", "2", "3", "4", "5", "6", "7", "8", "9" и "10" баллов), основными функциями которой являются:
образовательная, ориентирующая педагога на использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, содействующих продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала;
стимулирующая, заключающаяся в установлении динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности и развитии индивидуальных качеств и свойств личности на всех этапах учебной деятельности;
диагностическая, обеспечивающая анализ, оперативно-функциональное регулирование и коррекцию образовательного процесса и учебной деятельности;
контролирующая, выражающаяся в определении уровня усвоения учебного материала в процессе контроля и аттестации учащихся;
социальная, проявляющаяся в дифференцированном подходе к осуществлению проверки и оценке результатов учебной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с социальным заказом общества и государства.
При отсутствии результатов учебной деятельности учащимся выставляется 0 (ноль) баллов.
На I ступени общего среднего образования, в первом и втором классах, система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметки как формы количественного выражения результатов оценочной деятельности.
3. В данном нормативном акте используются следующие основные термины и их определения:
уровень усвоения учебного материала - характеристика учебных достижений учащихся, соотнесенных с основными функциями образовательного процесса - распознавания, описания, объяснения и преобразования объектов изучения;
контроль - процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определенных образовательными стандартами и учебными программами;
отметка - результат процесса оценивания учебно-познавательной деятельности учащихся, его условно-формальное количественное выражение в баллах.
4. Настоящие нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам распространяются на общеобразовательные учреждения независимо от их подчинения и форм собственности и определяют:
уровни усвоения учебного материала;
основные виды и формы контроля учебно-познавательной деятельности учащихся;
общие требования к выставлению отметок за четверть, годовых и экзаменационных отметок;
нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по каждому учебному предмету;
классификацию существенных и несущественных ошибок, погрешностей, которые учитываются при осуществлении контрольно-оценочной деятельности по каждому учебному предмету.
5. Для оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контрольно-оценочной деятельности выделяются следующие пять уровней усвоения учебного материала:
первый уровень (низкий) - действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения), которые оцениваются от 1 до 2 баллов;
второй уровень (удовлетворительный) - действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти, которые оцениваются от 3 до 4 баллов;
третий уровень (средний) - действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения, которые оцениваются от 5 до 6 баллов;
четвертый уровень (достаточный) - действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи, которые оцениваются от 7 до 8 баллов;
пятый уровень (высокий) - действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения, которые оцениваются от 9 до 10 баллов.
6. Основными показателями соответствия результатов учебной деятельности учащихся уровням усвоения учебного материала выступают мыслительные, словесно-логические, знаковые и предметные действия и операции по распознаванию, описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.
При этом распознавание, воспроизведение учебного материала, владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях характеризуются полнотой, осознанностью, системностью, прочностью, мобильностью знаний, а также степенью познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задач.
7. Для проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся устанавливаются следующие виды контроля: поурочный и тематический.
8. Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.
При осуществлении поурочного контроля оцениваются процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учетом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств. Педагог наряду с заданными требованиями учитывает и предыдущие достижения учащихся.
Периодичность оценивания результатов учебной деятельности каждого учащегося при поурочном контроле определяется педагогом в зависимости от специфики учебного предмета и изучаемого учебного материала, методов, форм и технологий обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
9. Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определенной темы (тем). При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся не по отдельным элементам (как при поурочном контроле), а в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).
10. Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.
Выбор формы контроля зависит от содержания и специфики учебного предмета, количества учебных часов, выделяемых на его изучение, этапа обучения и планируемых результатов обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
11. Для осуществления контроля используются методы и средства, с помощью которых устная, письменная, практическая формы контроля или их сочетание позволяют получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и другие методы и средства контроля.
Выбор используемых методов и средств для осуществления контроля результатов учебной деятельности учащихся осуществляется педагогом.
12. Количество контрольных работ, которые проводятся в письменной форме по отдельным учебным предметам на протяжении учебного года, определяется Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.
13. Выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению педагога) поурочного балла.
14. Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства
образования
Республики Беларусь
29.05.2009 N 674
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Оценка поведения учащихся разных классов выставляется с учетом выделенных критериев (социально значимых качеств) в зависимости от степени проявления этих качеств (показателей) и выражается в таких характеристиках, как "примерно", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".
Оценка "примерно" выставляется в том случае, когда указанные критерии и показатели проявляются в полной мере. "Удовлетворительно" - когда показатели проявляются не в полной мере. Оценка "неудовлетворительно" выставляется в том случае, если показатели по выделенным критериям (социально значимым качествам) не проявляются.
Оценки по поведению учащихся в школе выставляются учителем начальных классов, классным руководителем. Поведение учащихся в школе оценивается по четвертям и за год. Результаты проведенной работы обсуждаются на родительских собраниях, педагогических советах.
Оценка поведения учащихся в процессе педагогического взаимодействия представляет собой не только результат воспитания, способ регулирования и стимулирования конструктивных форм поведения учащихся, их саморазвития и самовоспитания, а также показатель эффективности воспитательной работы в школе. Систематическое выявление воспитанности (как формы поведения) учащихся возможно лишь в условиях конкретного класса, конкретной реальной ситуации. Правильно организованный педагогический контроль должен иметь воспитательный эффект и способствовать становлению личности.
Таблица 1
I - IV классы
----------------------+---------------------------------------------------¬
¦ Критерии ¦ Показатели ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Гражданственность ¦Знание государственной символики; уважительное ¦
¦ ¦отношение к государственной символике, институту ¦
¦ ¦президентства; активное участие в деятельности ¦
¦ ¦детских общественных объединений ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Товарищество и ¦Дружелюбное отношение к одноклассникам, готовность ¦
¦коллективизм ¦помочь друг другу ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Уважение к старшим ¦Вежливость, послушание, оказание посильной помощи ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Доброта ¦Готовность помочь близким, друзьям, старшим, ¦
¦ ¦бережное отношение к животным ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Честность ¦Искренность, правдивость, исполнение обещаний ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Трудолюбие ¦Добросовестное отношение к своим обязанностям, ¦
¦ ¦участие в общественно-полезном труде ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Бережливость ¦Опрятный внешний вид, аккуратность, бережное ¦
¦ ¦отношение к своим вещам и школьному имуществу, ¦
¦ ¦окружающей среде и природным ресурсам ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Дисциплинированность ¦Исполнительность, соблюдение правил поведения в ¦
¦ ¦школе, общественных местах; отсутствие опозданий ¦
¦ ¦или пропусков по неуважительной причине; забота о ¦
¦ ¦своем здоровье и здоровье окружающих ¦
¦---------------------+----------------------------------------------------
Таблица 2
V - VI классы
----------------------+---------------------------------------------------¬
¦ Критерии ¦ Показатели ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Гражданственность ¦Знание государственной символики; уважительное ¦
¦ ¦отношение к государственной символике, институту ¦
¦ ¦президентства; активное участие в общественно- ¦
¦ ¦значимых делах класса, школы, деятельности детских ¦
¦ ¦общественных объединений ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Товарищество и ¦Желание находиться в коллективе, доброжелательные ¦
¦коллективизм ¦взаимоотношения с одноклассниками, уважение и ¦
¦ ¦взаимопомощь ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Уважение к старшим ¦Вежливость, послушание, оказание посильной помощи ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Доброта ¦Готовность помочь одноклассникам, младшим ¦
¦ ¦товарищам, бережное отношение к животным ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Честность ¦Искренность, правдивость, исполнение обещаний ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Трудолюбие ¦Добросовестное отношение к своим обязанностям, ¦
¦ ¦участие в общественно-полезном труде ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Бережливость ¦Опрятный внешний вид, аккуратность, бережное ¦
¦ ¦отношение к своим вещам и школьному имуществу, ¦
¦ ¦окружающей среде и природным ресурсам ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Дисциплинированность ¦Исполнительность; соблюдение правил поведения в ¦
¦ ¦школе, общественных местах; отсутствие опозданий ¦
¦ ¦или пропусков по неуважительной причине; забота о ¦
¦ ¦своем здоровье и здоровье окружающих ¦
¦---------------------+----------------------------------------------------
Таблица 3
VII - IX классы
----------------------+---------------------------------------------------¬
¦ Критерии ¦ Показатели ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Гражданственность ¦Знание государственной символики; уважительное ¦
¦ ¦отношение к государственной символике, институту ¦
¦ ¦президентства; активное участие в общественно- ¦
¦ ¦значимых делах класса, школы, деятельности детских ¦
¦ ¦и молодежных общественных объединений ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Товарищество и ¦Дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками, ¦
¦коллективизм ¦уважение и взаимопомощь, выполнение коллективных ¦
¦ ¦решений, выражение благодарности, товарищеские ¦
¦ ¦взаимоотношения ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Гуманность ¦Доброжелательные отношения с окружающими, уважение ¦
¦ ¦старших, готовность помочь одноклассникам, младшим ¦
¦ ¦товарищам ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Честность и ¦Искренность, правдивость, исполнение обещаний; ¦
¦принципиальность ¦способность осознавать и признавать свои ошибки; ¦
¦ ¦умение прислушиваться к конструктивной критике ¦
¦ ¦товарищей или старших; критическое отношение к ¦
¦ ¦результатам своего труда ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Добросовестное ¦Добросовестное отношение к своим обязанностям; ¦
¦отношение к труду ¦участие в общественно-полезном труде и социально ¦
¦ ¦значимой деятельности; стремление выполнить ее ¦
¦ ¦качественно, вдумчивое отношение к выбору будущей ¦
¦ ¦профессии ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Дисциплинированность ¦Исполнительность; соблюдение правил поведения в ¦
¦ ¦школе, общественных местах; отсутствие опозданий ¦
¦ ¦или пропусков по неуважительной причине; выполнение¦
¦ ¦поручений старших; стремление доводить начатое дело¦
¦ ¦до конца; настойчивость в достижении поставленной ¦
¦ ¦цели; забота о своем здоровье и здоровье окружающих¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Эстетическое ¦Опрятный внешний вид, аккуратность, бережное ¦
¦развитие ¦отношение к своим вещам и школьному имуществу, ¦
¦ ¦стремление к самосовершенствованию, бережное ¦
¦ ¦отношение к окружающей среде и природным ресурсам ¦
¦---------------------+----------------------------------------------------
Таблица 4
X - XI классы
----------------------+----------------------------------------------------¬
¦ Критерии ¦ Показатели ¦
+---------------------+----------------------------------------------------+
¦Гражданственность ¦Знание государственной символики; уважительное ¦
¦ ¦отношение к государственной символике, институту ¦
¦ ¦президентства; участие в общественно-значимых делах ¦
¦ ¦класса, школы, деятельности молодежных общественных ¦
¦ ¦объединений; активная гражданская позиция ¦
+---------------------+----------------------------------------------------+
¦Товарищество и ¦Дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками, ¦
¦коллективизм ¦уважение и взаимопомощь, выполнение коллективных ¦
¦ ¦решений; выражение благодарности, умение отстаивать ¦
¦ ¦честь своего коллектива ¦
+---------------------+----------------------------------------------------+
¦Гуманность ¦Доброжелательные отношения с окружающими, уважение ¦
¦ ¦старших, толерантность к другим, готовность помочь ¦
¦ ¦одноклассникам, младшим товарищам ¦
+---------------------+----------------------------------------------------+
¦Честность и ¦Искренность, правдивость, исполнение обещаний, ¦
¦принципиальность ¦единство слова и дела, устойчивость взглядов и ¦
¦ ¦убеждений, способность открыто и корректно ¦
¦ ¦высказывать свое мнение, проявлять самокритичность, ¦
¦ ¦давать оценку антиобщественным поступкам ¦
+---------------------+----------------------------------------------------+
¦Добросовестное ¦Добросовестное отношение к своим обязанностям, ¦
¦отношение к труду ¦участие в общественно-полезном труде и социально ¦
¦ ¦значимой деятельности, стремление выполнить ее ¦
¦ ¦качественно, серьезное отношение к выбору будущей ¦
¦ ¦профессии ¦
+---------------------+----------------------------------------------------+
¦Дисциплинированность ¦Исполнительность; соблюдение правил поведения в ¦
¦ ¦школе, общественных местах; отсутствие опозданий или¦
¦ ¦пропусков по неуважительной причине, выполнение ¦
¦ ¦поручений старших; стремление доводить начатое дело ¦
¦ ¦до конца; настойчивость в достижении поставленной ¦
¦ ¦цели; забота о своем здоровье и здоровье окружающих ¦
+---------------------+----------------------------------------------------+
¦Эстетическое ¦Опрятный внешний вид; аккуратность, бережное ¦
¦развитие ¦отношение к своим вещам и школьному имуществу; ¦
¦ ¦стремление к самосовершенствованию; приобщение к ¦
¦ ¦общечеловеческим ценностям и духовно-нравственным ¦
¦ ¦традициям белорусского народа, бережное отношение к ¦
¦ ¦окружающей среде и природным ресурсам ¦
¦---------------------+-----------------------------------------------------