Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету ”Человек и мир“
Планируемые результаты обучения в предметно-деятельностной форме определены учебной программой в соответствии с требованиями образовательного стандарта учебного предмета ”Человек и мир“ к уровню подготовки учащихся.
Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной, письменной и практической формах или в их сочетании посредством проведения опроса (индивидуального, группового, фронтального) с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебнике, учебных пособиях, дидактических материалах; практических работ, собеседования и других методов и средств контроля, которые определяются учителем с учётом возрастных особенностей учащихся в целях получения объективной информации о качестве учебно-познавательной деятельности учащихся и их учебных достижениях.
Тематический контроль осуществляется в устной и письменной формах посредством проведения собеседования, тематических самостоятельных работ и других методов и средств контроля, которые определяются учителем с учётом возрастных особенностей учащихся в целях получения объективной информации о качестве учебно-познавательной деятельности учащихся и их учебных достижениях.
Устанавливаются следующие показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля с использованием десятибалльной шкалы:
Баллы
|
Показатели оценки |
1 (один) |
Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (терминов, понятий, фактов, других объектов изучения, а также узнавание отдельных объектов живой и неживой природы при проведении наблюдений)
|
2 (два) |
Различение объектов изучения программного учебного материала (терминов, понятий, их определений, фактов, других объектов изучения и выделение заданных объектов среди предъявленных и при проведении наблюдений), предъявленных в готовом виде, и осуществление соответствующих практических действий
|
3 (три) |
Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (воспроизведение фактов, перечисление понятий, закономерностей, выполнение по образцу заданий с использованием контурных карт, карты звёздного неба)
|
4 (четыре) |
Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти (описание в устной или письменной форме природных процессов и явлений, в том числе формулировок определений понятий, указание при сравнении объектов изучения общих и отличительных внешних признаков без их объяснения; выполнение по образцу учебных и практических заданий; проведение в соответствии с инструкцией (указаниями) наблюдений за явлениями окружающего мира)
|
5 (пять) |
Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала (описание объектов изучения с указанием общих и отличительных существенных признаков без их объяснения; различение объектов изучения при выполнении по образцу учебных и практических заданий, а также при проведении наблюдений за явлениями окружающего мира)
|
6 (шесть) |
Осознанное воспроизведение в полном объёме программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими причинно-следственные связи между объектами изучения природы и общества; выполнение по образцу заданий с использованием внутрипредметных связей; проверка закономерностей при проведении наблюдений за явлениями окружающего мира)
|
7 (семь) |
Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание объектов изучения, объяснение наблюдаемых явлений и процессов в природе, обществе на основе изученных закономерностей, иллюстрация примерами их практического использования; экспериментальная проверка влияния различных факторов на протекание явлений)
|
8 (восемь) |
Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развёрнутое описание изученных объектов, раскрытие и обоснование причинно-следственных связей между ними, подтверждение фактами, примерами взаимодействия человека и окружающей природной среды, проявления гражданской позиции человека в решении проблем охраны окружающей среды; самостоятельное выполнение учебных, практических заданий, формулирование выводов по результатам наблюдений за явлениями окружающего мира и их экспериментальной проверки)
|
9 (девять) |
Оперирование программным учебным материалом в частично изменённой ситуации (описание объектов природы и общества как на основе изученного учебного материала, так и на основе поиска учебно-познавательной информации с использованием различных источников (учебные тексты, справочные и научно-популярные издания, интернет и другие); применение на практике знаний о здоровом образе жизни, способах решения конфликтных ситуаций, правилах поведения в обществе) . |
10 (десять) |
Свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по выявлению и обоснованию взаимосвязей между различными объектами и явлениями природы и общества; по описанию и объяснению явлений и процессов; по нахождению способов решения творческих заданий)
|
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.
К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основные понятия, закономерности, не умеет пользоваться географическими картами, картой звёздного неба, простейшими измерительными приборами.
К категории несущественных ошибок относятся грамматические ошибки в терминах, ошибки, связанные с небрежным выполнением записей, рисунков, таблиц, графиков, схем.
Самостоятельные работы, которые проводятся в рамках тематического контроля, должны включать по одному заданию в соответствии с показателями оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля с использованием десятибалльной шкалы, установленными настоящими Нормами оценки результатов учебной деятельности.
Отметка за выполнение самостоятельных работ, которые проводятся в рамках тематического контроля, выставляется с применением следующих шкал: шкалы, определяющей максимальное количество баллов за каждое задание (шкала 1) и шкалы перевода суммарного количества баллов, полученных учащимся за выполнение соответствующей работы (шкала 2), в отметки по десятибалльной системе.
Шкала 1 Шкала 2
Шкала, определяющая макимальное количество баллов за каждое задание, если самостоятельная работа содержит 5 заданий |
|
Шкала перевода суммарного количества баллов, полученных учащимся за выполнение самостоятельной работы, которая содержит 5 заданий |
Номер задания |
Максимальное количество баллов за выполнение задания
|
1 |
2 |
2 |
4 |
3 |
6 |
4 |
8 |
5 |
10 |
|
Суммарный максимальный балл за выполнение всех заданий: 30 |
Количество баллов, полученных учащимся
|
Отметка по десятибалльной шкале оценки результатов учебной деятельности учащихся |
1 |
1 |
2 |
2 |
3—5 |
3 |
6—8 |
4 |
9—11 |
5 |
12—14 |
6 |
15—18 |
7 |
19—23 |
8 |
24—28 |
9 |
29—30 |
10 |
Количество баллов за выполнение задания снижается не менее чем на 50 процентов, если в нём допущена существенная ошибка, и не менее чем на 20 процентов, если в нём допущена несущественная ошибка.
Структура и механизм оценивания самостоятельных работ, которые проводятся в рамках поурочного контроля, определяются учителем в соответствии с показателями оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля с использованием десятибалльной шкалы, установленными настоящими Нормами оценки результатов учебной деятельности.