УТВЕРЖДЕНО

Приказ

Министерства образования

Республики Беларусь

29.05.2009 № 675

 

КОНЦЕПЦИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  Человек и мир

 

 

Введение

Важнейшей составляющей образовательного процесса становится личностно ориентированное взаимодействие учителя с учащимися. Главными ценностями личностно ориентированного образования являются не только знания, но и личностные смыслы учения в жизни ребёнка; не отдельные предметные умения и навыки, а индивидуальные особенности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности; не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог учащегося и учителя; не количество усвоенной  информации, а целостное развитие, саморазвитие и личностный рост ученика.

Эти процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как субъекту и требуют соответствующего содержательного наполнения и методического оснащения. Содержание личностно ориентированного образования должно включать всё, что нужно человеку для развития собственной личности. Когнитивный компонент содержания обеспечивает учащихся научными знаниями о природе, человеке, обществе, культуре и т. д. Деятельностно-творческий компонент способствует формированию и развитию у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании и других видах деятельности. Личностный компонент обеспечивает познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами самосовершенствования, жизненного самоопределения.

Приоритетом в развитии отечественного образования является формирование национальных и общечеловеческих ценностей, развитие личности, которая ответственно, с уважением и гордостью относится к культурному и историческому наследию своей страны.

С учётом целей и задач, новых требований общества к общему среднему образованию и к естественно-научному в частности, необходимо критически пересмотреть и обновить содержание учебного предмета “Человек и мир”.

 

Исходные теоретические посылки построения содержания

 

Основная функция учебного предмета “Человек и мир” – научить ребёнка добывать знания, необходимые для ценностно-ориентированного и действенного отношения к окружающей природной и социальной среде, создать условия для формирования этих отношений. Главным условием реализации названной функции является создание соответствующей образовательной  среды. Под образовательной средой понимается естественное и искусственно созданное социокультурное окружение ученика, которое включает различные виды средств и содержания образования, способные обеспечить продуктивную деятельность ученика (по А. В. Хуторскому). Образовательное содержание учебного предмета  с позиции средового подхода не передаётся ученикам напрямую, а осваивается ими в ходе учебной деятельности: при  изучении образовательных объектов, совместной коммуникации, сопоставлении полученных результатов с культурно-историческими аналогами. “Средовый”подход к проектированию и реализации образовательного процесса является личностным и продуктивным, так как предусматривает создание учеником внутреннего образовательного продукта в форме приращения знаний, общеучебных и предметных умений, способностей, ценностей. Кроме того, предполагается и создание внешних образовательных продуктов: исследований, минисочинений, проектов, рисунков и т. п.

Культурологическая модель содержания образования. В. Краевского, И. Я. Лернера принимается нами в качестве концептуальной основы конструирования содержания учебного предмета “Человек и мир”. В соответствии с культурологическом подходом образование рассматривается как освоение личностью элементов культуры: опыта познавательной деятельности (знания), опыта репродуктивной деятельности (умения и навыки), творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений к миру, себе, своей деятельности. Человек  не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто новое, т. е. становится творцом новых элементов культуры. При этом  продуктами творчества могут быть знания, умения, убеждения, установки, творческие действия, т. е. все элементы культуры.

В соответствии с культурологической моделью содержания образования В. В. Краевского, И. Я. Лернера в содержании учебного предмета “Человек и мир” представлены следующие компоненты: опыт познавательной деятельности (или информативная компонента), опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.

Опыт познавательной деятельности представлен в учебном пособии, хрестоматии, материальных средствах обучения, методическом пособии с помощью текстов и иллюстраций (знания об окружающем  мире (информация), отражённые в человеческом сознании в виде представлений, понятий, определений, закономерностей, правил, норм, алгоритмов деятельности, моделей поведения в природном и социальном окружении). Функция данного компонента – онтологическая (общая картина мира), ориентировочная, оценочная.

Конструирование системы знаний предмета осуществляется исходя из исторически сложившейся традиции. В содержании учебного предмета “Человек и мир” традиционно представлены три содержательные линии: “Природа и человек”, “Человек и его здоровье”, “Человек и общество”, которые являются важнейшими компонентами изучения целостной системы “природа – общество – человек”. При этом содержание включает такой учебный материал, который способствует осознанию детьми себя как членами общества, как гражданами Республики Беларусь и как частью природы. Системообразующим компонентом и основным в содержании предмета являются знания о природе: о её разнообразии, значении, взаимосвязях, человеке как части природы, об охране природы. Именно знания о природе интегрируют другие содержательные компоненты и элементы. Природная среда рассматривается как один из факторов, определяющих здоровье человека, важнейшее условие существования человека, его хозяйственной деятельности, развития культуры. В конечном итоге  содержание  предмета, как верно отмечает В. В. Сериков, должно обеспечивать целостную ориентировку в мире с позиций интересов человека – главного продукта развития природы, общества. В этой связи  обучение предмету “Человек и мир” должно предполагать такой уровень и характер освоения знаний, при которых это знание может быть эффективно использовано для гармоничного и ответственного взаимодействия с окружающим миром.

Интегрированный характер содержания природоведческого образования сложился исторически и является важнейшим признаком его отбора и конструирования. В настоящее время процесс интеграции получает дальнейшее развитие. В единый курс объединяются знания не только географические, биологические, но и о социальном окружении школьника. Принцип интеграции предполагает интеграцию биологических, географических, валеологических и обществоведческих знаний в рамках единой учебной дисциплины с целью формирования у учащихся I—V классов целостного взгляда на окружающий мир, способности к разностороннему и оптимальному взаимодействию с ним.

Опыт репродуктивной деятельности – выполнение деятельности по образцу, алгоритму; умения как освоенные способы деятельности. Представлен в учебных пособиях (учебнике), рабочих тетрадях, пособиях для контроля знаний и умений вопросами, заданиями, обеспечивающими формирование общеучебных, предметно-познавательных действий по образцу, составляющих основу умений учиться. Функция – воспроизводство существующей культуры.

Общеучебные умения, которые могут и должны формироваться в процессе изучения предмета – это умения читать, писать, работать с учебником (объяснительное чтение, выборочное чтение, деление текста на части и их озаглавливание, составление плана и др.), работать сообща в паре, группе, умения умственной деятельности (сравнивать, классифицировать, обобщать, строить суждения, умозаключения и т. п.) и т. д. Среди важнейших специфических предметных умений, в т. ч. и познавательных, нужно назвать умения наблюдать, производить простейшие эксперименты, описывать объекты, раскрывать и устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать  и оценивать последствия своего поведения в природе и обществе, работать с картой, умения природоохранного поведения и природоохранной деятельности и т. д. Предполагается, что названные умения ученики должны применять не только в знакомой ситуации, т. е. на репродуктивном уровне, но и в изменённой или новой ситуации. Поэтому следующим компонентом содержания образования является опыт творческой деятельности.

Опыт творческой деятельности предполагает развитие креативности, творческих способностей школьников. Функция – преобразование и развитие социальной культуры в процессе создания собственных образовательных продуктов.

Виды творческой деятельности, которыми могут овладеть учащиеся в процессе изучения предмета: применение знаний в изменённой и новой ситуации, выявление новой проблемы в стандартной ситуации, комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности в новые способы, поиск альтернатив способов решения и самого решения проблемы; художественное или фантастическое  отражение объектов и явлений природы, деятельность по моделированию, прогнозированию. Исходя из этого прежде всего  в содержании учебных пособий, рабочих тетрадей должны быть задания, предусматривающие выполнение вышеназванных видов деятельности.

Опыт эмоционально-ценностных отношений. Функция – пристрастное, избирательное отношение к объектам и явлениям окружающего мира и себе,  формирование системы личностных смыслов (“значения для себя”).

Главными объектами формирования отношений при изучении предмета “Человек и мир” являются: окружающая среда, природа, общество, другие люди, личность ребёнка, его здоровье, знания и умения. В процессе изучения предмета у учащихся должны формироваться нравственные, эстетические и экологические отношения (чувства) к окружающему миру и к самому себе, своему здоровью, интеллектуальные и нравственные чувства к процессу и результату познания. В системе отношений школьников к природе приоритет отдаётся нравственному отношению, основанному на таких главных ценностях, как добро, красота, любовь, справедливость. Именно на них основывается и экологическое отношение учащихся к природе, её конкретным объектам.

Смысл культурологической парадигмы образования состоит также в сохранении и развитии этнокультурных особенностей своего народа. Культура своего народа рассматривается как основа обучения, приобщения ребёнка к культурному наследию, а также как источник развития личности. В предмете ”Человек и мир“ в соответствии с культурологическим подходом предусмотрено знакомство учащихся не только с природным окружением, но и объектами, традициями  национальной культуры белорусского народа, важнейшими событиями и личностями истории Беларуси.

Таким образом, содержание предмета составляют три образовательных компонента: “Природа и человек”, “Человек и его здоровье”, “Человек и общество”, которые являются важнейшими объектами изучения целостной системы “природа – общество – человек”. При этом в содержание включается такой учебный материал, который способствует осознанию детьми себя как члена общества, гражданина Республики Беларусь и как части природы.

Ведущий образовательный компонент в данном предмете – “Природа и человек”. В его основу положена концепция экологического образования и воспитания учащихся.

Известно, что человек, обладающий экологической культурой, все виды взаимодействия с природой подчиняет законам рационального и ответственного природопользования, заботится о сохранении окружающей среды, об оказании природе необходимой помощи. Состояние окружающей среды позволяет отметить, что нынешнее поколение людей обладает недостаточно высоким уровнем экологической культуры. Как свидетельствует  ряд научных исследований (И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Г. Суравегина, А. А. Плешаков и др.), одна из причин данного явления заключается в том, что формировать экологическую культуру в старших классах и вузах уже поздно. Эту работу надо начинать с трёхлетнего возраста. Начальной же школе в этом процессе отводится особая роль. Присущие младшим школьникам эмоциональная отзывчивость, любознательность, а также способность овладевать определёнными теоретическими знаниями делают начальную школу важным звеном в системе непрерывного экологического образования. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний (эмоций и чувств), которое позволяет говорить о возможности формирования у них основ ответственного отношения к природе.

Научные исследования последних лет (С. Н. Глазачев, С. С. Кашлев, А. А. Плешаков, С. Н. Северин и др.) свидетельствуют о том, что современное состояние экологического образования младших школьников отличается абстрактно-просветительской направленностью, ориентацией на антропоцентрические ценности. Это обуславливает формирование у младших школьников эколого-прагматической установки по отношению к природе. Для реализации экоцентрической парадигмы развития экологической культуры в практике начальной школы необходимо осуществить переход от антропоцентрической к экоцентрической модели экологического образования.

Отобранный в учебной программе материал поможет учителю показать значение природы как самоценности. На основе полученных знаний учащиеся I—V классов смогут прийти к умозаключению о том, что высшие ценности на Земле – природа (дом для растений и животных), человек, его жизнь и здоровье.

 

Цели и задачи учебного предмета

 

Цель учебного предмета Человек и мир – воспитание и развитие качеств и способностей личности учащегося, которые необходимы  для гармоничного и ответственного взаимодействия с природной и социальной средой, формирование основ экологической культуры.

Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:

– сформировать элементарные представления и понятия об объектах и явлениях природы и общественной жизни, подвести учащихся к пониманию связей в системе “природа – человек – общество” и осознанию своего места в окружающем мире;

– обеспечить усвоение учащимися элементарных знаний об особенностях строения организма человека, компонентах здорового образа жизни, выработать на их основе необходимые умения и навыки ЗОЖ (здорового образа жизни), убеждения в том, что ЗОЖ – необходимое условие существования человека в современных условиях окружающей среды;

– способствовать воспитанию гуманного отношения школьников ко всему живому, развивать потребность в познании природы и бережном отношении к ней;

– сформировать первоначальные представления и элементарные понятия об историческом пути белорусского народа на основе знакомства учащихся с личностями и важнейшими событиями отечественной истории, содействовать воспитанию патриотизма, национального самосознания;

– содействовать формированию нравственных качеств личности на основе  усвоения знаний о нормах и правилах человеческого общежития;

– сформировать представление о том, что человек – часть природы и его здоровье и жизнь в значительной степени зависят от состояния окружающей среды; создать условия для выработки необходимых умений и навыков здорового образа жизни;

– формировать опыт интеллектуальной  и творческой деятельности, развивать познавательный интерес к изучению предмета и учебной деятельности, общеучебные и предметные умения, необходимые для дальнейшего овладения систематическими знаниями по биологии, географии, физике, химии, астрономии, обществоведению и истории.

 

Дидактические основания, принципы и критерии конструирования содержания образования

 

В основу отбора содержания и систематизации учебного материала, методов и приёмов формирования основ экологической культуры учащихся I—V классов на уроках по учебному предмету “Человек и мир” должны быть положены следующие ведущие принципы: научности, доступности, систематичности и последовательности, культуросообразности, краеведческий и родиноведческий, сезонности, экологического экоцентризма, культурно-исторической среды, а также принцип учёта особенностей познавательных способностей школьников, начинающих обучение с шести лет.

При отборе содержания предмета необходимо учитывать исторически сложившуюся систему природоведческих и обществоведческих знаний и их значение для становления личности учащегося, развития его интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер.

Принцип систематичности определяет структуру построения курса. Краеведческий и родиноведческий принципы положены в основу отбора объектов и методики  их изучения. Ещё прогрессивные педагоги прошлого (К. Д. Ушинский, Д. Д. Семёнов) призывали изучать естествознание, начиная со своей местности. Изучение природы своего края – краеведение – предполагает не только тему “Мой край”, но и  коррекцию содержания той или иной темы исходя из природных и экологических особенностей своего края (например, при изучении природных сообществ, полезных ископаемых акцентируется внимание учащихся на тех, которые встречаются в окрестностях). Единство краеведческого и родиноведческих подходов предполагает формирование представлений учащихся об особенностях природы, культуры нашей страны на основе краеведческого материала. В свою очередь, знакомство с особенностями природы других территорий страны, их культурно-историческими достижениями обеспечивает осознание учащимися  не только уникальности  своей местности, но и восприятие её как неотъемлемой части республики, своего Отечества.

Сущность экологического подхода состоит в том, что живой организм рассматривается как центр любой экосистемы. Он предполагает также соотнесение изучаемых объектов и явлений с человеком; человек при этом выступает в качестве центрального ядра. Принцип экоцентризма  предусматривает отбор содержания, обеспечивающего формирование у учащегося отношения к природе  как самостоятельной ценности,  отношения к единству “человек – природа” как высшей ценности на Земле. Это позволит учащемуся понять, что нельзя противопоставлять природу и  человека, что человек не может быть властелином природы и оказывать на неё одностороннее воздействие.

Принцип развития естественнонаучного мышления и связной речи учитывается при  формировании ведущих понятий учебного предмета. Принцип учёта особенностей познавательных способностей шестилетних учащихся определяет объём знаний по теме, уровень формирования ведущих понятий, раскрытие связей и зависимостей между различными объектами и явлениями природной и общественной среды.

Учебный предмет “Человек и мир” взаимодействует с другими учебными предметами, которые изучаются на I ступени общего среднего образования, так  как знания о природе и обществе содержатся в таких учебных предметах, как русское и белорусское “Литературное чтение”, “Изобразительное искусство”, “Физическая культура” и др. Природоведческий и обществоведческий материал  раскрывается  в соответствии со спецификой указанных предметов с новой стороны. Реализация  межпредметных связей помогает значительно расширить сведения учащихся о природе, общественной жизни и здоровье людей, обогащает их чувства, способствует целостности восприятия младшими школьниками окружающего мира. Межпредметные связи осуществляются не только по знаниям, но и по умениям, прежде всего общеучебным, в том числе по умениям умственной деятельности.

Установление разнообразных межпредметных связей зависит не только от возможностей программного материала, но и от творчества учителя. Эта работа осуществляется с помощью многообразных методических приёмов: постановки вопросов межпредметного характера, восстановления и систематизации знаний из других учебных предметов, выполнения упражнений и решения задач на межпредметной основе, работы с таблицами и иллюстрациями межпредметного содержания и т. п.

Предмет “Человек и мир” в I—V классах выполняет пропедевтическую функцию в процессе формирования естественно-научных знаний как элемента научной картины мира, основы мировоззрения учащихся. Элементарные знания по биологии (ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека), географии, физике, химии, астрономии, обществоведению представлены в данном предмете в виде единого целого. В процессе дальнейшего обучения в базовой школе представления и понятия о природе, обществе, человеке будут углубляться и переходить на качественно новый уровень в соответствии с логикой развития предметных образовательных областей.

 

Структура, содержание и учебно-методическое обеспечение учебного предмета

Содержание природоведческих знаний в учебной программе для  первого и второго классов должно быть отобрано так, чтобы  подготовить учащихся к усвоению в третьем классе основных экологических понятий. Учебный материал распределяется таким образом, чтобы не только обеспечить чувственную основу в процессе изучения природы родного края, но и создать необходимые условия для работы по формированию таких ведущих природоведческих представлений и понятий, как “природа”, “живая природа”, “неживая природа”, “растения”, “животные” и т. д., для получения  элементов экологических знаний. С этой целью в учебную программу для первого класса  должны быть введены  такие понятия, как “насекомые”, “земноводные”, “птицы”, “звери” и т. п. Однако на первом году обучения не предусматривается формирование указанных понятий. Здесь осуществляется работа по накоплению конкретных представлений о животных этих классов в процессе наблюдений за сезонными изменениями в природе ближайшего окружения  (т. е. речь идёт о первом этапе формирования понятий на уровне перечисления объектов, относящихся к нему).

В ходе работы по формированию конкретных представлений о растениях и животных решается задача развития логического мышления и речи на конкретной чувственной основе. Дети ещё в детском саду знакомятся с большим количеством  растений и животных ближайшего окружения. Но, как свидетельствует практика, шестилетки перечисляют названия растений, птиц, насекомых и т. д., но различать их не умеют. Ещё Джон Локк писал, что если за словами ребёнка не стоят конкретные образы, то это слова-нули, путающие сознание дитяти. Развитие логического мышления и связной речи осуществляется также в процессе уяснения шестилетками взаимосвязей, существующих между различными объектами и явлениями природы. Шесть лет – возраст ”почемучек“. Наблюдая за изменениями в жизни насекомых, отлётом и прилётом птиц и т. п., учащиеся получают ответы на вопросы: “Почему такие птицы, как ласточки, аисты, улетают в тёплые края, а синицы и воробьи зимуют у нас?”, “Где зимуют насекомые?” и т. д. Получаемые знания помогут учащимся уяснить значение различных групп животных в природе, понять, как жизнь насекомых связана с жизнью растений, птиц, почему нельзя рвать раннецветущие  растения, собирать букеты из дикорастущих цветов, ловить цветных бабочек и других насекомых-опылителей растений и т. д. В процессе  наблюдений за насекомыми, земноводными, пресмыкающимися у шестилеток формируется представление о том, что мир животных богат и разнообразен, что животные – это не только звери (как считают большинство учащихся начальных классов), но и птицы, насекомые и т. п.

Во втором классе следует продолжить начатую в первом классе работу по расширению конкретных представлений о растениях и животных ближайшего окружения в процессе формирования таких элементарных понятий предмета, как “растения”, “культурные растения”, “лекарственные растения”, “ядовитые растения”, “животные”, “насекомые”, “рыбы”, “птицы” и т. д. Процесс формирования элементарных общих природоведческих понятий при этом не самоцель, он рассматривается как один из самых эффективных путей умственного развития учащихся. Богатый природоведческий материал даёт большие возможности для формирования и развития у учащихся таких важнейших способов умственной деятельности, как анализ, синтез, выделение существенных и варьирующих признаков объектов и явлений, обобщение, классификация, сравнение и др.

Общие природоведческие понятия необходимо формировать в единстве с частными. Так, понятие “животные” формируется в единстве с такими понятиями, как «дикие и домашние животные», которые, в свою очередь, объединяют родовые понятия “звери”, “птицы”, “насекомые” и т. д. Успешное усвоение общих природоведческих понятий возможно при последовательной  работе по их развитию на протяжении всего периода обучения в начальных классах. Ознакомление второклассников с особенностями строения, питания, поведения, защиты от врагов некоторых групп животных даёт возможность показать, как различные животные приспособлены к условиям окружающей среды, как в природе всё мудро устроено. Дети узнают, что растения и животные образуют цепи питания и убеждаются в том, что каждый вид  в природе необходим, что, охраняя одних животных, человек помогает другим, а также себе.  Введение в учебную программу сведений о размножении животных, о том, как звери,  птицы заботятся о потомстве будет способствовать формированию у детей доброго, гуманного отношения ко всему живому, а следовательно, и становлению таких качеств личности, как участливость, заботливость, доброта и др.

Полученные знания создадут условия для успешного формирования  ведущих экологических понятий – “природное сообщество”, “среда обитания”, “связь растений и животных с окружающей средой”, “природное равновесие” и т. д., а это поможет учащимся уяснить, что все обитатели леса, луга, водоёма и других сообществ связаны друг с другом прямыми и косвенными связями, разрушение которых неизбежно приводит к нарушению природного равновесия. Дети убеждаются в том, как важно знать эти взаимосвязи, чтобы не наносить ран природе, что в природе нет вредных видов, что все животные выполняют в ней определённую роль.

Важная задача при изучении предмета “Человек и мир” – формирование специфических предметных умений: умения раскрывать и устанавливать причинно-следственные связи, в т. ч. выделять приспособительные признаки растений и животных к условиям окружающей среды; описывать и распознавать некоторых представителей растений и животных; предвидеть результаты действий человека в природной среде и т. д.

Важным элементом природоведческих знаний учащихся являются знания о компонентах и элементах неживой природы: воде, воздухе, почве, полезных ископаемых. Знакомство учащихся со свойствами воздуха, воды, почвы, полезных ископаемых обеспечивает осознанное освоение знаний о значении этих компонентов в природе и для человека. В свою очередь, знания о значении компонентов неживой природы создают основу для формирования у учащихся знаний и умений природоохранного поведения, понимания необходимости и важности их выполнения.

Полученные в процессе изучения предмета картографические знания подготовят третьеклассников к познанию особенностей природы нашей страны, ознакомлению с разнообразием природы Земли. Тема “Разнообразие природы на Земле” изучается в сравнении с природой родного края. Это позволит подвести учащихся к выводу о том, что  своеобразие природы (растительного и животного мира) зависит от географического положения той или иной территории и, в частности, – от соотношения тепла и влаги. Знакомство с природой различных территорий Земли способствует поддержанию познавательного интереса учащихся к изучению природы, позволяет лучше осознать своеобразие природы родного края.

Усвоение учащимися сведений о способах ориентирования на местности  имеет важное практическое значение; предусматривается знакомство учащихся с такими способами ориентирования, как ориентирование по Солнцу, компасу и по некоторым местным признакам.

Все образовательные компоненты учебного предмета тесно взаимосвязаны между собой. Объединяющий их стержень – человек, который является одновременно частью природы и частью общества, определённого социума. В процессе изучения компонента “Природа и человек” рассматриваются такие вопросы, как  влияние человека и общества на природные компоненты, зависимость жизни, здоровья человека от состояния окружающей среды. Данные учёных свидетельствуют о том, что здоровье человека на 20–40 % зависит от состояния окружающей среды, на 25–50 % – от образа жизни. Поэтому некоторые важные аспекты этой проблемы, в частности, влияние на здоровье человека загрязнённого воздуха, воды, почвы, следует рассматривать при изучении данных компонентов природы. При изучении живой природы подчёркивается роль растений в оздоровлении человеческого организма.

Содержательная линия “Человек и его здоровье” включает общие положения о здоровом образе жизни, его компонентах, об умениях, необходимых для поддержания здорового образа жизни, сохранения здоровья в различных опасных ситуациях. Элементарные сведения о строении организма человека необходимы для осознанного усвоения учащимися знаний о нормах и правилах здорового образа жизни.

Явления общественной жизни – составная часть материального мира, в котором происходит исторически развивающаяся жизнедеятельность людей. Уже у первоклассников формируется представление о стране, в которой они живут, её названии, красоте и неповторимости природы своей Родины, родного уголка, воплощающего в себе живой образ Отечества.

У учащихся формируется представление о неповторимости личности человека, уникальности его внешнего облика и внутреннего мира. Учащиеся получают знания и умения, обеспечивающие их ориентацию в современном социуме, для осознанного выполнения ими социальных ролей в семье, классном коллективе, этического поведения в различных общественных местах.

В ходе изучения ряда природоведческих тем рассматривается также обществоведческий аспект тех или иных знаний. Так, при изучении мер по охране воды, полезных ископаемых рассматривается не только экологический  аспект природоохранительных мер, но их экономическая сущность, а также содержание таких понятий, как “рачительность”, “бережливость”, “рациональное использование природных ресурсов”.

Составной частью содержательного компонента “Человек и общество” является блок “Мая Радзіма – Беларусь”, который изучается в четвёртом классе. Содержание блока предусматривает формирование таких общих исходных понятий, как “Родина”, “отечество”. Знакомство с особенностями географического положения Республики Беларусь подготовит младших школьников к пониманию того, что именно география страны во многом обусловила её историю. Предусматривается также знакомство учащихся с современным административно-территориальным разделом страны, исторической картой, с исчислением лет в истории. Эти сведения необходимы для изучения важнейших исторических событий и знакомства с известными историческими личностями.

Формирование элементарных представлений учащихся об истории страны предполагается через знакомство с важнейшими историческими событиями  и  с известными историческими личностями на основе историко-краеведческого материала, легенд. Изучение “легендарной истории” основано на особенностях эмоциональной сферы учащихся начальных классов, необходимости обеспечения единства интеллектуального и эмоционального компонентов в обучении и направлено на развитие их познавательного интереса к истории своей родины. На I ступени общего среднего образования  целесообразно знакомить учащихся на элементарном уровне с особенностями современной социально-экономической и общественно-политической жизни Беларуси. Заканчивается изучение блока обобщением знаний учащихся о государственной символике, о развитии духовной и материальной культуры белорусского народа.

Показателями достижения целей учебного предмета “Человек и мир” являются:

- знание учащимися основных свойств компонентов и элементов  неживой природы, их значения  для человека и природы;

- понимание роли общества, каждого человека в сохранении чистоты воздуха, воды, почвы для жизни растений, животных и человека;

- знание и различение нескольких видов наиболее распространённых растений и животных различных экологических сообществ Беларуси, мер по охране растительного и животного мира;

- знание основных взаимосвязей, существующих между  элементами неживой природы, между неживой  и живой природой, между растениями и животными, различными группами животных; понимание необходимости сохранения природных взаимосвязей и последствий их нарушения;

- знание норм и правил природоохранного поведения и природоохранной деятельности в быту и  в природной среде;

-  умение прогнозировать и оценивать результаты своего поведения и поведения людей в окружающей среде;

- умение выполнять элементарные  правила природоохранного поведения;

- знание и соблюдение основных правил личной и общественной гигиены, в том числе и радиационной;

- знание правил безопасного поведения в различных общественных местах и экстремальных ситуациях;

-  наличие представлений о правах ребёнка;

-  знание своих обязанностей по отношению к другим членам семьи;

- знание правил общения со сверстниками и взрослыми, умение применять ”золотое правило“ нравственности;

- знание основных достопримечательностей своего края.

С целью учёта интересов и потребностей  учащихся, конкретных условий, в т. ч. и возможностей субъектов образовательного процесса,  а также создания условий для расширения и углубления знаний по предметной области целесообразно введение факультативов по следующим направлениям (на выбор, в зависимости от года обучения, интересов учащихся, возможностей учителя): “Юный исследователь” (предполагает овладение учащимися элементарными исследовательскими умениями, включение их в разнообразную исследовательскую деятельность на доступном для них уровне); “Азбука экологии”, “Земля и Вселенная”, “Зелёный мир”, “Комнатные растения”, “Мир животных”, “Мир человека”, “Природа и фантазия”, “По страницам истории моего края” и др.

 

Состав учебно-методического комплекса

Для успешного решения цели и задач учебного предмета “Человек и мир” и реализации его содержания в I—V классах необходим учебно-методический комплекс, в состав которого входят:

- учебная программа;

- учебные пособия для учащихся;

- учебно-методические пособия для учителя;

- диагностический инструментарий;

- материальные, в т. ч. и электронные средства обучения;

- рабочие тетради на печатной основе;

- хрестоматии для внеклассного чтения;

- учебные программы, учебные и учебно-методические пособия для организации факультативных занятий.