contrast version

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерство образования

Республики Беларусь

29.05.2009 № 32

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР» ( IV классы)

 

1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цель учебного предмета «Человек и мир» – формирование первоначальных знаний о природе, обществе и человеке, основ экологической культуры и здорового образа жизни, гражданское воспитание школьников.

 

2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

На I ступени общего среднего образования

- сформировать элементарные представления и понятия об объектах и явлениях природы и общественной жизни, подвести учащихся к пониманию связей в системе «природа – человек – общество» и осознанию своего места в окружающем мире;

- сформировать первоначальные представления и элементарные понятия об историческом пути белорусского народа на основе знакомства учащихся с личностями и важнейшими событиями отечественной истории, содействовать воспитанию патриотизма,  национального самосознания;

- способствовать воспитанию гуманного отношения младших школьников ко всему живому, развивать потребность в познании природы и бережном отношении к ней;

- содействовать формированию нравственных качеств личности на основе  усвоения знаний о нормах и правилах человеческого общежития;

- сформировать  представление о том, что человек – часть природы и его здоровье и жизнь в значительной степени зависят от состояния окружающей среды; создать условия для выработки необходимых умений и навыков здорового образа жизни;

- формировать опыт интеллектуальной  и творческой деятельности, развивать познавательный интерес к изучению предмета и учебной деятельности, общеучебные и предметные умения, необходимые для дальнейшего овладения систематическими знаниями по биологии, географии, обществоведению и истории.

 

 

 

На II ступени общего среднего образования

-   сформировать у учащихся первоначальные теоретические и эмпирические знания об объектах и явлениях живой и неживой природы;

-   сформировать у учащихся знания об особенностях развития природных процессов и явлений, о состоянии компонентов природы: воды, воздуха, горных пород и минералов, почв, растений и животных;

-   сформировать у учащихся первоначальные представления о строении вещества, его физических и химических свойствах;

-   сформировать у учащихся умения, необходимые для проведения элементарных наблюдений и описания природных процессов и явлений при изучении естественно-научных дисциплин: географии, биологии, физики, химии, астрономии;

- способствовать выработке у учащихся образного восприятия окружающего мира;

- создать условия для применения учащимися полученных знаний в повседневной жизни и принятия решений в разных жизненных ситуациях, включить учащихся в природоохранительную деятельность;

- сформировать у учащихся представления о взаимосвязях живой и неживой природы, влиянии человека на окружающий мир и его тесной связи с природой;

-   сформировать у учащихся умения работать с книгой, справочной литературой  и другими источниками информации;

-   воспитать патриотические чувства к родному краю путём раскрытия значения природы в жизни человека и его роли в сохранении окружающей среды.

 

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»

 

На I ступени общего среднего образования

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Изучаемые объекты неживой природы:

- вода, воздух, почва, их значение в жизни природы и человека;

- Земля, формы поверхности Земли: равнина, холм, гора. Воды Земли: океан, море; воды суши – река, озеро и другие;

- основные формы поверхности Беларуси;

- наиболее распространённые полезные ископаемые (песок, глина, торф, калийные соли);

- крупнейшие реки, озёра Беларуси, источники их загрязнения, меры охраны;

- горизонт, основные и промежуточные стороны горизонта; ориентирование по компасу и местным признакам;

- глобус – модель Земли, физические карты полушарий,  Беларуси.

Изучаемые объекты живой природы:

- дикорастущие и культурные растения, разнообразие растений: деревья, кустарники, травы;

- дикие и домашние животные, разнообразие животных: насекомые, рыбы, представители земноводных, пресмыкающихся, птицы, звери;

- наиболее распространённые растения и животные леса, водоёма, болота, поля, сада и огорода;

- съедобные и ядовитые грибы;

- редкие и исчезающие растения и животные Беларуси;

- человек – часть живой природы.

 

Изучаемые природные процессы и явления:

- сезонные изменения в неживой и живой природе;

- Солнце – источник света и тепла, необходимое условие жизни на Земле;

- взаимосвязи между растениями и животными;

- природные сообщества;

- хозяйственная деятельность человека и её влияние на природные объекты.

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

В процессе изучения блока у учащихся формируются следующие знания:

- о названии страны, в которой они живут;

- правах ребёнка в Республике Беларусь;

- семье как одной из главных составляющих общества: для чего нужна семья, роль семьи в обеспечении нормальных условий труда, отдыха, обучения, воспитания, развития каждого члена семьи и т. д.; о распределении обязанностей и поручений в семье, о семейных традициях;

- правилах поведения в общественных местах, в природе, в транспорте.

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Учащиеся получают представление о человеке как части живой природы, о его неразрывной связи с остальным миром природы. Даются элементарные знания (необходимые для формирования санитарно-гигие­нических навыков) о строении тела человека, его основных органах. Эти сведения помогут младшим школьникам представить организм человека как единое целое. Учащимся необходимо усвоить  знания:

- о человеке как части живой природы, активном участнике проис­ходящих в ней процессов;

- о том, как человек воспринимает окружающий мир; глаза – орган зрения, уши – орган слуха;

- правилах, которые надо выполнять, чтобы сохранить хорошее зрение, слух;

- режиме дня, его значении для сохранения здоровья и работоспо­собности;

- правилах приёма солнечных ванн, поведения на воде;

- коже как защитнике внутренних органов тела от повреждений, болезнетворных микробов, о правилах ухода за кожей;

- первой помощи при небольших ранениях кожи, ударах, порезах, ожогах, обморожении;

- значении для здоровья правильной осанки; о правилах посадки при письме, чтении;

- гигиене питания, необходимости питания разнообразной пищей;

- правилах ухода за зубами;

- значении чистого воздуха для здоровья человека, о вреде курения и алкоголя  для здоровья школьника;

- правилах пожарной безопасности;

- здоровом образе жизни – необходимом условии развития каждого человека.

 

МАЯ РАДЗІМА – БЕЛАРУСЬ

В процессе изучения блока у учащихся формируются следующие знания:

- о своей малой родине – городе, посёлке, селе;

- государстве Республика Беларусь, об Основном Законе государства и государственном устройстве, исторической и государственной символике Республики Беларусь, о государственных праздниках;

- местонахождении страны (родного края) на карте, об админи­стративно-территориальном делении Республики Беларусь и о соседних государствах, о столице (областном, районном центре), о многонацио­нальном составе населения страны;

- единицах измерения исторического времени (год, век, эра);

- знаменитых исторических личностях и деятелях культуры и связанных с их деятельностью исторических событиях, памятниках письменности и книгопечатания, произведениях литературы, изобразитель­ного искусства, музыки, памятниках архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

- подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны;

- трудовых достижениях белорусского народа;

- народных праздниках и обычаях.

 

 

 

 

 

 

На II ступени общего среднего образования

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

 

Тела и вещества. Космос и Земля

Понятия:

Агрегатное состояние вещества

Астероиды

Атомы и молекулы

Вещества: органические и неорганические, растворимые и нерастворимые

Звёзды

Земля

Кометы

Космос

Луна

Метеориты

Неживая и живая природа

Планеты Солнечной системы

Солнце

Созвездия

Спутники

Тело

Явление

Природные явления:

Движение молекул

Изменение агрегатного состояния вещества (на примере воды)

Солнечное затмение

Смена дня и ночи

Смена поры года

Суточное и годовое движения Земли

Процессы:

Замерзание, испарение, конденсация жидкости (на примере воды)

Образование Солнечной системы

Образование Земли

Закономерности:

Зависимости плотности воды от температуры

Модели:

Глобус

Карта звёздного неба

Факты:

Планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун

Созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, Лебедь, Лира

 

Компоненты природы

Понятия:

Атмосферные осадки (дождь, роса, иней, град, снег)

Воздух

Ветер

Горные породы

Гумус

Облака

Минералы

Руды

Полезные ископаемые

Почва

Пресные, солёные и минеральные воды

Составные части водной оболочки: воды суши (подземные воды, реки, озёра, болота, ледники) и Мировой океан

Ядро, мантия, земная кора

Природные явления:

Выпадение атмосферных осадков

Движение воздуха (ветер)

Процессы:

Круговорот воды на Земле

Образование осадочных горных пород

Почвообразование

Разрушение горных пород

Расширение тел при нагревании и сжатие при охлаждении

Закономерности:

Изменения температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом и продолжительности освещения

Образования почвы в зависимости от свойств горных пород, атмосферных процессов, особенностей органического мира

Модели:

Географическая карта

Факты:

Горные породы: кварцит, известняк, гранит, мел, песок, глина, мрамор

Минералы: графит, гипс, алмаз, полевой шпат, кварц

Полезные ископаемые: твёрдые (каменный уголь, руды, неметаллические полезные ископаемые); жидкие (нефть, подземные воды) газообразные (природный газ)

Озёра: Нарочь

Реки: Днепр; Западная Двина; Неман

Названия простых веществ: кислород, азот, озон, водород, гелий, железо кремний, золото, серебро, медь, алюминий, углерод, магний и названия сложных веществ – вода, углекислый газ

Символы химических элементов: Н, О, N, С

Химические формулы веществ: Н2О, СО2, О2, О3

Свойства веществ: кислорода (агрегатное состояние, растворимость в воде, окисление веществ); воды (агрегатные состояния, способность растворять вещества, разложение на простые вещества); углекислого газа (агрегатные состояния)

Свойства воздуха (прозрачность, плотность, упругость)

Состав воздуха (постоянные составляющие и примеси)

Химическая реакция горения угля в кислороде

 

Процесс и методы познания

Методы (способы) исследования:

Наблюдение

Описание

Измерение

Эксперимент

Приёмы:

Наблюдение за явлениями живой и неживой природы в окружающем мире

Измерение температуры воздуха

Измерение направления и силы ветра

Составление диаграммы облачности

Приготовление раствора

Фильтрование

Выпаривание соли из раствора

Работа с географическими картами

Ориентирование по звёздам

Работа с лабораторным оборудованием, простейшими приборами, реактивами

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

 

Понятия:

Здоровье

Здоровый образ жизни

Культура

Этикет

Способности

Труд

Семейный бюджет

Гражданин

Конституция Республики Беларусь

Отличия человека от других живых существ

Природные и общественные признаки в человеке

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 

Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего базового образования.

 

I–IV КЛАССЫ

Учащийся должен

 

знать:

 

- признаки живой и неживой природы;

- значение Солнца как источника света и тепла, необходимых для жизни живой природы;

- значение чистой воды, воздуха, плодородия почвы для жизни растений, животных, человека;

- несколько видов наиболее распространённых дикорастущих и куль­турных деревьев (5–6), кустарников и травянистых растений (3–4);

- 3–4 вида лекарственных растений;

- 2–3 вида ядовитых растений;

- 2–3 вида съедобных грибов;

- 2 вида ядовитых грибов (мухомор, бледная поганка);

- 4–5 видов растений и животных, занесённых в Красную книгу Республики Беларусь;

- 3–4 вида наиболее распространённых насекомых, птиц и зверей родного края;

- основные природные сообщества родного края (лес, болото);

- 3–4 вида наиболее распространённых растений и животных различных природных сообществ;

- 3–4 вида наиболее распространённых растений и животных поля, сада, огорода;

- взаимосвязи, существующие между растениями и животными;

- основные меры охраны природы: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира, в т. ч. правила поведения в природе;

- основные способы ориентирования на местности;

- основные условные знаки физической карты;

- особенности природы Беларуси: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, растительный и животный мир;

- своё полное имя, имена и отчества родителей;

- свой домашний адрес;

- свои обязанности по отношению к другим членам семьи;

- элементарные правила этикета в совместном коллективном труде и в играх со сверстниками;

- основные права и обязанности ребёнка;

- режим дня школьника;

- правила сохранения зрения и слуха;

- правила сохранения осанки;

- правила питания и гигиены;

- правила ухода за зубами;

- о пользе чистого воздуха для здоровья человека; о вреде курения и алкоголя для здоровья школьника;

элементарные правила поведения в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью человека;

- правила поведения на улице;

- правила пожарной безопасности;

- что собой представляет здоровый образ жизни;

- название государства, его столицу и областные центры;

- государственную символику Республики Беларусь;

- единицы измерения исторического времени (год, век, эра);

- имена 4–5 исторических личностей и деятелей культуры Беларуси;

- 1–2 памятных места своего родного края;

 

уметь:

 

- опознавать и называть предметы природы;

- ориентироваться по компасу и местным признакам;

- проводить доступные наблюдения за природными объектами;

- показывать на карте Беларуси основные формы поверхности Земли, крупнейшие водоёмы;

- различать (по существенным признакам): живые и неживые объекты природы; формы поверхности своего края; водоёмы родного края (река, озеро); наиболее распространённые растения и животных различных природных сообществ родного края;

- раскрывать элементарные причинно-следственные связи между неживой и живой природой, связи между растениями и животными, между различными животными;

- объяснять: необходимость выполнения правил природоохранного поведения в природе; участия  в осуществлении посильной природоохранной деятельности;

- оценивать своё поведение и поступки других людей по отношению к природе;

- осуществлять выбор варианта поведения в ситуации выбора в соответствии с экологическими и этическими нормами;

- ценить труд членов семьи, родных и других людей по ведению дома, домашнего хозяйства;

- активно участвовать в посильных семейных делах;

- объяснять необходимость: выполнения правил поведения в транспорте и других общественных местах; соблюдения этических норм общения с ровесниками и взрослыми; ухода за своим внешним видом; участия в делах по поддержанию чистоты и уюта в своём доме, классном помещении; соблюдения норм и правил здорового образа жизни;

- выполнять правила личной и общественной гигиены;

- соблюдать нормы безопасности жизнедеятельности (противостояние вредным привычкам, безопасные игры, поведение при пожаре и т. д.);

- устанавливать последовательность событий с опорой на ленту времени;

- составлять небольшой рассказ о знаменитых исторических личностях и деятелях культуры, важнейших исторических событиях с опорой на текст учебного пособия;

- проводить описание изучаемых объектов, пользуясь предложенным планом;

- сравнивать наблюдаемые объекты, устанавливать их различия и сходство;

- делать элементарные выводы и подтверждать их примерами;

- ориентироваться в учебном пособии, используя аппарат ориентировки (условные обозначения и оглавление); в словарях, справочниках; делить текст на части и их озаглавливать, составлять план, пересказ по нему;

- дополнять (уточнять) ответ одноклассника.

 

 

 

V КЛАСС

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

 

Учащийся должен

 

знать:

 

-          агрегатные состояния вещества:

-          твёрдое,

-          жидкое,

-          газообразное;

-          отдельные вещества неорганические и органические (углеводы, белки, жиры);

-          отдельные горные породы и минералы;

-          отдельные простые вещества, самые распространённые на Земле и в космосе;

-          области практического использования тел природы, химических веществ;

-          состав атмосферного воздуха;

-          состав водной оболочки Земли;

-          свойства атмосферных газов: кислорода, азота, углекислого газа;

-          свойства воды, воздуха;

-          формулы веществ (О2, N2, Н2, СО2, Н2О);

 

иметь представления:

- о строении вещества (атомах, молекулах), веществах (простых, сложных), превращениях веществ, растворах, символах химических элементов, изменении агрегатного состояния вещества (на примере воды), движении молекул и диффузии в жидкостях и газах;

- о звёздах, созвездиях, Галактике, Солнце, планетах, силе тяжести, кометах, астероидах, спутниках, годовом и суточном движении Земли, образовании Солнечной системы и Земли, солнечном затмении;

- о внутреннем строении Земли, распространении суши и океанов на Земле, горных породах, минералах, полезных ископаемых (твёрдых, жидких, газообразных; металлических и неметаллических, горючих), расширении тел при нагревании и сжатии при охлаждении, образовании почвы, составе почвы, плодородии почв, круговороте воды в природе, атмосфере, нагревании и движении воздуха, тумане, образовании облаков и атмосферных осадков, частях водной оболочки (Мировом океане, водах суши), окислении веществ, замерзании, испарении, конденсации жидкости (на примере воды), значении природных компонентов для живой природы и человека;

 

 

уметь:

 

называть:

- объекты изучения естественно-научных дисциплин – тела живой и неживой природы, космические и земные;

-         основные способы (методы) изучения живой и неживой природы;

-         планеты Солнечной системы;

-         3–4 созвездия;

-         основные геосферы (ядро, мантия, земная  кора);

-         отдельные географические, биологические, химические, физические явления и процессы (в качестве примеров);

-         состав молекул кислорода, воды, азота, углекислого газа;

-         условия:

-         поддержания процесса горения;

-         прекращения горения;

-         отдельные горные породы: кварцит, известняк, гранит, мел, песок, глина, мрамор;

-         отдельные минералы: графит, алмаз, полевой шпат, кварц;

-         простые вещества: кислород, азот, озон, водород, гелий, железо, кремний, золото, серебро, медь, алюминий, углерод, магний;

-         сложные вещества: вода, углекислый газ;

 

 

объяснять:

- причины изменений, происходящих в природе (на примере изученных);

-         причины падения космических тел на Землю;

-         причины изменения положения Солнца, звёзд на небе;

-         причины смены дня и ночи, пор года;

-         причину солнечных затмений;

-         причину образования приливов;

-         механизм образования земного ядра, мантии и земной коры;

-         распространение вещества в космосе;

-         причины образования и разрушения горных пород (на примере осадочных);

-         причины образования облаков, тумана и атмосферных осадков;

-         причины появления на Земле водной оболочки;

-         механизм круговорота воды в природе;

-         причины возникновения ветра;

-         как образуются горючие полезные ископаемые – торф, уголь, нефть;

-         как образуется почва;

-         как нагревается воздух на Земле;

 

анализировать:

- наблюдаемые природные явления и процессы;

- проводимые физические опыты;

- проводимые химические опыты;

 

пользоваться:

-  простейшим лабораторным оборудованием, приборами, реактивами;

 

различать:

- вещества: органические и неорганические;

- свойства: воды, воздуха, кислорода;

- реакцию горения;

 

приводить примеры:

-         проявления силы тяжести;

-          космических объектов;

-         осадочных горных пород;

-         полезных ископаемых (твёрдых, жидких, газообразных);

-         использования полезных ископаемых;

 

характеризовать:

-         планеты Солнечной системы;

-         фазы Луны;

-         факторы определяющие образование и плодородие почвы, процесс нагревания атмосферного воздуха, условия образования различных видов атмосферных осадков (росы, инея, дождя, града, снега);

 

наблюдать:

- явления окружающего мира;

- находить на небе отдельные созвездия;

- изменения,  происходящие в живой и неживой природе;

 

показывать на глобусе, карте:

-         экватор, тропики, полярные круги;

-         географические полюса;

-         реки и озёра;

-         месторождения полезных ископаемых;

-         крупнейшие месторождения полезных ископаемых Беларуси;

-         основные реки и озёра Беларуси, высшую точку Беларуси (на карте Беларуси);

-         Северное и Южное полушария, океаны, материки, реки, озёра (на карте Полушарий);

 

проводить:

 

-         простейшие опыты и получать результаты;

-         измерение температуры воздуха;

-         определение направления и силы ветра;

-         определение видов осадко;

-         наблюдения за изменением облачности;

 

определять:

-         состав гранита.

 

 

 

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

 

Учащийся должен

 

знать:

определения понятий:

-         здоровье;

-         здоровый образ жизни;

-         культура;

-         этикет;

-         способности;

-         труд;

 

-         семейный бюджет;

-         гражданин;

-         Конституция Республики Беларусь;

-         отличия человека от других живых существ;

-         природные и общественные признаки в человеке;

 

уметь:

 

характеризовать:

-         возможности человека;

-         уровни развития способностей;

-         пути познания человеком своих возможностей;

-         пути развития способностей;

-         факторы, влияющие на здоровье человека;

-         культурные достижения белорусского народа;

-         пути приобщения человека к культуре;

-         виды хозяйственной деятельности человека;

-         источники доходов семьи;

-         роль труда в жизни человека;

 

объяснять:

-         последствия вредных привычек человека;

-         необходимость и пути сохранения культурного наследия народа;

конкретизировать примерами:

-         взаимодействие человека и окружающей природной среды;

-         проявление гражданской позиции человека;

применять знания:

-          о навыках здорового образа жизни, способах решения конфликтных ситуаций, правилах поведения и общения при решении практических задач.