Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам «Трудовое обучение», «Черчение»
Планируемые результаты обучения учащихся в предметно-деятельностной форме определены учебными программами в соответствии с требованиями образовательных стандартов по учебным предметам «Трудовое обучение», «Черчение» к уровню подготовки учащихся по следующим содержательным компанентам:
«Технический труд»:
— обработка конструкционных материалов;
— техническое и художественное творчество.
«Обслуживающий труд»:
— основы приготовления пищи;
— обработка текстильных материалов;
— основы домоводства;
— основы выращивания растений;
— основы декоративно-прикладного творчества.
«Черчение»:
— объекты изображений (форма, взаимосвязь, пространственная характеристика);
— средства графического отображения информации об изделиях;
— графическая документация, используемая в различных сферах деятельности человека;
— рациональные приёмы графической деятельности по чтению и выполнению изображений.
Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.
Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в конце изучения темы или раздела программы и может проводиться в виде устного опроса учащихся, выполнения ими самостоятельных работ, тестовых заданий, технологических операций, творческих проектов, изготовления контрольных изделий, разработки графической и технологической документации.
Установление показателей оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля:
ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД
Отметка в баллах |
Показатели оценки результатов учебной деятельности |
1 |
Усвоение технологических фактов и зависимостей на уровне узнавания; воспроизведение основного содержания вопроса, ориентация в установлении структурно-логических связей и распознавание технологических объектов вызывает затруднение; выполнение практических работ лишь при помощи учителя |
2 |
Неустойчивый интерес к результату учебной деятельности. Усвоение отдельных фактов на уровне узнавания, повторение отдельных трудовых действий по образцу. Распознавание отдельных элементов графической документации и различение видов технологической документации. Связь изученного материала с реальной действительностью не осознаётся. |
3 |
Неустойчивый интерес к процессу учебной деятельности. Преимущественно рецептивное усвоение технологических знаний, умений и навыков («делай так»). Усвоение теоретических сведений на уровне частичного воспроизведения; распознавание видов и элементов графической документации; умение выбирать алгоритм действий, правильно выполнять большинство приёмов технологических операций. Применение знаний в знакомой ситуации, затруднение в самостоятельном выполнении тех же действий в аналогичной ситуации |
4 |
Отсутствие целевой установки на усвоение системы технико-технологических знаний. Усвоение фактического материала неполное и неточное. Неустойчивый интерес к содержанию учебной деятельности. Достаточно полное воспроизведение содержания изучаемого учебного материала, применение знаний в знакомой ситуации, вызывают затруднения разработка и осуществление программы действий при незначительном изменении ситуации. Умение характеризовать графическую и технологическую документации, маршрут обработки, правильное выполнение приёмов технологических операций на основе использования полной инструктивно-технологической документации, предложенной учителем |
5 |
Устойчивый интерес к результату трудовой деятельности. Понимание и полное воспроизведение нового материала, умение применять его в типичных ситуациях, но в ходе решения возможны существенные ошибки. Умение дополнять недостающие элементы графического документа, технологический процесс изготовления изделия. Правильное выполнение приёмов технологических операций с помощью инструктивно-технологической документации, содержащей лишь алгоритм действий под руководством учителя. Отсутствие целенаправленности в овладении системой технико-технологических знаний и умений, самооценки и самоконтроля |
6 |
Устойчивый интерес к процессу трудовой деятельности. Достаточная ориентировочная основа действий, наличие отдельных пробелов в опыте использования технико-технологических знаний, умений и навыков. Знание фактического материала и основных взаимосвязей, правильное использование этих знаний в типичных ситуациях. Выполнение эскизов деталей, разработка простых технологических и маршрутных карт, умение правильно выбирать способы действий при выполнении технологических операций |
7 |
Устойчивый интерес к содержанию трудовой деятельности, наличие положительного опыта использования технико-технологических знаний при решении практических задач, гармоничное развитие непроизвольного и произвольного внимания. Знание фактического материала и технологических закономерностей, умение применять эти знания в типичных ситуациях, выполнять чертежи деталей, разрабатывать и выбирать оптимальный технологический процесс, правильно осуществлять технологические операции. Самостоятельность, стремление и готовность к выполнению отдельных заданий повышенной сложности, к осуществлению полного технологического процесса изготовления изделия |
8 |
Устойчивый интерес к результату учебно-трудовой деятельности, знание технико-технологических фактов и зависимостей, правильное (но не всегда рациональное) использование этих знаний при выполнении учебно-практических заданий. Умение полностью разрабатывать графическую и технологическую документацию, предложенную учителем, самостоятельно осуществлять технологический процесс |
9 |
Устойчивый интерес к процессу учебно-трудовой деятельности, высокий уровень развития технологического мышления. Знание технологических фактов и зависимостей, способность вносить изменения в графическую и технологическую документацию. Самостоятельная разработка технологических процессов при изготовлении сложных изделий |
10 |
Устойчивый интерес к содержанию учебно-трудовой деятельности, глубокое понимание связи изучаемого материала с жизнью и системой уже известных технико-технологических понятий, высокий уровень развития технологического мышления. Самостоятельная разрабатка собственной конструкции изделия и соответствующей графической и технологической документации, выбор и разработка наиболее эффективного технологического процесса, изготавление сложных изделий с помощью приспособлений собственной конструкции, повышающих производительность труда и качество продукции. Творческий подход в овладении технологическими знаниями и способами действий |
ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД
Отметка в баллах |
Показатели оценки результатов учебной деятельности |
1 |
Узнавание отдельных объектов учебного материала, предъявленных в готовом виде, воспроизведение учебного материала в форме ответов на вопросы учителя. Нарушение технологических требований при выполнении практической работы; наличие многочисленных ошибок, исправляемых только при помощи учителя; несоблюдение правил безопасности и норм поведения в учебной мастерской |
2 |
Различение объектов учебного материала, предъявляемых в готовом виде; наличие в ответе существенных ошибок, устраняемых при помощи учителя. Нарушение технологических требований при выполнении практической работы и правил безопасности и норм поведения в учебной мастерской |
3 |
Воспроизведение незначительной части учебного материала, наличие в ответе отдельных существенных ошибок, устраняемых при помощи учителя. Выполнение основных технологических операций, соблюдение правил безопасности и норм поведения в учебной мастерской |
4 |
Неполное воспроизведение учебного материала, наличие в ответе единичных ошибок, исправляемых при дополнительных (наводящих) вопросах. Выполнение основных технологических операций |
5 |
Осознанное воспроизведение значительной части учебного материала, наличие в ответе несущественных ошибок, устраняемых при помощи учителя. Самостоятельное выполнение работы, затруднение в выполнении отдельных технологических операций |
6 |
Осознанное последовательное воспроизведение значительной части учебного материала, наличие в ответе отдельных несущественных ошибок, устраняемых при помощи учителя. Самостоятельное выполнение работы |
7 |
Владение учебным материалом, оперирование им в знакомой ситуации, наличие в ответе единичных несущественных ошибок, устраняемых при незначительной помощи учителя. Самостоятельное выполнение работы |
8 |
Владение учебным материалом, оперирование им в знакомой или частично изменённой ситуации; наличие в ответе учащегося единичных несущественных ошибок, которые он сам исправляет. Самостоятельное выполнение задания в соответствии с технологическими требованиями |
9 |
Свободное оперирование учебным материалом в знакомой и незнакомой ситуациях. Самостоятельное выполнение работы в соответствии с технологическими требованиями |
10 |
Свободное оперирование учебным материалом в незнакомой ситуации с использованием дополнительных сведений. Самостоятельное творческое выполнение работы в полном соответствии с технологическими требованиями |
ЧЕРЧЕНИЕ
Отметка в баллах
|
Показатели оценки результатов учебной деятельности |
1 |
Усвоение материала на уровне узнавания. Воспроизведение основного содержания вопроса, ориентация в установлении структурно-логических связей вызывают затруднения, выполнение графических работ при помощи учителя
|
2 |
Фрагментарные знания, отсутствие интереса к результатам учебной деятельности. Ответы неполные, несвязные, требуется постоянная помощь учителя |
3 |
Неустойчивый интерес к процессу и результату учебной деятельности. Усвоение основного программного материала нетвёрдое, ответы неполные. Чтение и выполнение чертежей при помощи учителя |
4 |
Неполное воспроизведение учебного материала. Чтение и выполнение чертежей с ошибками. Решение несложных графических задач осуществляется под руководством учителя |
5 |
Устойчивый интерес к результатам учебной деятельности. Ответы осознанные, но при чтении и выполнении чертежей возможны ошибки, которые учащийся самостоятельно исправляет после указаний учителя. Удовлетворительный уровень выполнения типовых графических заданий |
6 |
Устойчивый интерес к результатам учебной деятельности. Знание изучаемого материала, наличие несущественных ошибок. Высокий уровень выполнения типовых и индивидуальных графических заданий |
7 |
Устойчивый интерес к процессу и результатам учебной деятельности. Владение программным материалом, представление формы предметов по их проекциям возможно с некоторыми затруднениями; наличие погрешностей; самостоятельное выполнение графических работ с несущественными ошибками; чтение чертежей. Высокий уровень выполнения типовых и индивидуальных графических заданий |
8 |
Устойчивый интерес к процессу и результатам учебной деятельности. Владение программным материалом, самостоятельное выполнение и чтение чертежей, возможны незначительные ошибки в обозначениях и оформлении чертежа. Высокий уровень самостоятельного выполнения типовых и индивидуальных графических заданий |
9 |
Устойчивый интерес к процессу и результатам учебной деятельности. Знание программного материала. Высокий уровень самостоятельного выполнения типовых и индивидуальных графических заданий с элементами творчества |
10 |
Устойчивый интерес к процессу и результатам учебной деятельности. Знание изучаемого материала, использование дополнительной литературы и справочных материалов; высокий уровень графического и конструктивного исполнения заданий. Творческий подход при самостоятельном выполнении типовых и индивидуальных графических заданий
|
При оценке результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Трудовому обучению» учитывается характер допущенных оши-
бок — существенных и несущественных.
К категории существенных относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил программные теоретические сведения и не умеет применять их в практической работе, не может пользоваться графической и технологической документацией, правильно её разрабатывать и составлять, не соблюдает правила безопасной работы, санитарно-гигиенические требования, нарушает последовательность выполнения технологических операций.
К категории несущественных относятся ошибки, связанные с небрежным оформлением результатов труда.
Количество баллов снижается на 10 и 50 %, если в нём соответственно допущены несущественная и существенная ошибки.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Черчение» учитывается характер допущенных ошибок — существенных и несущественных, погрешностей.
К категории существенных относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил программный материал, затрудняется самостоятельно выполнять даже простые графические задания, допускает ошибки при чтении чертежа.
К категории несущественных относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил особенности некоторых графических построений и затрудняется самостоятельно их выполнить.
К категории погрешностей относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил содержание дополнительных справочных и методических материалов, графические задания выполняет не аккуратно.
Количество баллов снижается на 10 и 50 %, если в нём соответственно допущены несущественная и существенная ошибки.
Количество баллов снижается на 5 %, если в нём допущено 2—3 погрешности, и на 10 %, если количество погрешностей превышает 3.