contrast version

 

 

Утверждено

Приказ

Министерства образования

Республики Беларусь

29.05.2009 № 675

КОНЦЕПЦИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «Трудовое обучение»

Введение

Одной из важнейших задач нашего общества является воспитание трудолюбивого и творческого человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Школа призвана прежде всего обогатить молодёжь теоретическими знаниями, сформировать практические умения и навыки, необходимые для последующего выполнения различных видов трудовой деятельности.

В условиях современного научно-технического прогресса расширяются задачи технологического образования учащихся. Оно включает в себя ознакомление учащихся с принципами, лежащими в основе технологических процессов и производства; обоснование целесообразности выбранных решений графических, технологических и конструкторских задач и др.

К основным принципам технологического образования учащихся относятся: целостность, природосообразность, культуросообразность, продуктивность, мультикультурность, интегративность, информативность, профориетационность.

Вместе с тем осуществление политехнического принципа в учебном предмете «Трудовое обучение» основывается на том, что во время учебных занятий по техническому и обслуживающему труду при помощи учителя школьники изучают аналогичные явления в технике и технологических процессах, относящихся к различным отраслям производства. Благодаря этому ими усваиваются знания об общих основах производства и современных технологиях.

На занятиях по трудовому обучению создаются условия для формирования всесторонне развитой, активной, творческой и нравственной личности. Приобщение школьников к различным видам трудовой деятельности позволяет передать накопленный опыт предыдущих поколений в области техники, технологии, культуры быта, жизнедеятельности, а также способствует социальному становлению личности.

 

 

1. Исходные методологические предпосылки построения содержания

учебного предмета «Трудовое обучение»

 

Содержание ценностей в обществе зависит от его культуры, уровня развития духовной и нравственной жизни, общественного сознания. Система ценностей современного общества вбирает в себя всё лучшее, что создано человечеством на протяжении его тысячелетней истории. Основополагающими ценностями являются труд, культура, образование, личность, развитие, воспитание, обучение, общение, деятельность, добро, красота, свобода и т. п.

На современном этапе социально-экономического и научно-технического развития общества педагогическая наука постепенно ориентируется на новую социальную реальность и требует обновления подходов к обучению и воспитанию.

Особую актуальность приобретают проблемы понимания себя как личности, себя и других, отношений между личностью и обществом, общечеловеческих ценностей, а также различий между народами, их культурами. Конечной целью обучения учащихся в данной ситуации выступает формирование человека, владеющего не только предметным знанием в конкретной области, но и готовностью к целостному восприятию мира, к его пониманию на основе культуры и уважения человеческой личности.

Новые социокультурные условия, цель и задачи технологического образования учащихся школ ориентируют на изменение подходов к преподаванию учебного предмета «Трудовое обучение». Одним из них является культурологический подход. Он предполагает:

— изучение учебного предмета «Трудовое обучение» не только как отдельной области человеческих знаний, но и как одного из взаимосвязанных элементов современной технологической культуры, включающей его в сегодняшнюю жизнь общества и личности;

— выделение не только путей ориентации в технологической культуре, но и бытия в ней;

— предоставление возможности учащимся ознакомиться с образцами технологической культуры.

Культурологический подход предусматривает объединение разных подходов и методов при решении конкретных задач и технологического образования учащихся.

При культурологическом подходе к процессу меняются представления об основополагающих ценностях технологического образования, расширяются культурные основы и содержание трудового обучения учащихся и процесса образования личности. Педагог при этом как участник процесса обучения использует гуманистическую диалоговую технологию, которая позволяет глубоко личностно актуализировать любую проблему, осознать её личностно-смысловое содержание.

Всё это создаёт благоприятный эмоциональный климат на всех этапах трудового обучения учащихся, способствует повышению мотивации к процессу получения знаний о технологической культуре.

С применением культурологического подхода к процессу трудового обучения учащихся создаются условия поиска культурных смыслов, вариантов собственной деятельности, свободного выбора образовательного направления учащихся.

Данный подход к содержанию технологического образования требует от учителя трудового обучения развития его общей культуры и творческих способностей, сформированных на основе сотрудничества с учащимися с учётом их потребностей, интересов и умений. В этом смысле он перестаёт быть учителем-предметником, а становится педагогом широкого профиля.

Основными формами технологического образования должны стать творческая деятельность и деловое общение учителя и ученика (в школьных учебных мастерских и за их пределами), поскольку именно в процессе такого сотрудничества возможны передача норм общей и технологической культуры, самоопределение учащихся, развитие культурных интересов, творческая рефлексия, освоение новых для учеников культурных образцов.

В результате смены предметно-организационного содержания технологического образования учащихся на доминанту культурологической деятельности и творчества главным полем трудового обучения учащихся становится самостоятельная работа учащихся.

Культурологический подход к организации трудового обучения предполагает, что деятельность распадается на множество неповторимых и взаимодействующих ситуаций, требующих от учащихся не каких-то устойчивых знаний, умений и навыков, а способности к самостоятельному поиску и получению необходимой информации, развитию и адаптации в быстро изменяющемся мире новых технологий.

Культурный контекст индивидуальной деятельности становится главным стержнем новой концепции, актуализируя личностные смыслы процесса передачи учащимся социально ценного жизненного опыта и знаний. Ведущими являются вопросы: зачем я учусь? В чём смысл того, что я делаю? Какова цель моей деятельности? Педагог занимается образованием не человека вообще, а определённого учащегося в конкретной ситуации.

Под трудовым обучением учащихся, согласно культурологическому подходу, понимают создание определённой образовательной среды, в которой личность будет поставлена в условия необходимости саморазвития. Основными факторами процесса обучения являются самообразование и самообучение. Создание условий для этих процессов есть основная задача учителя трудового обучения.

Личностно ориентированный характер трудового обучения открывает новые резервы для развития творческой личности. Культурологическая концепция технологического образования должна быть основой для новой образовательной парадигмы, которая направлена на процесс обогащения рационально-логической и эмоционально-психической сфер духовного мира обучающегося и предполагает достижение единонаправленности его разума, воли и чувств.

Данные преобразования возможны только в случае существенных изменений в технологии педагогического взаимодействия и качественного обновления всех сторон учебно-воспитательного процесса трудового обучения – его содержания, форм и методов. Основными задачами становятся обновление структуры и содержания учебного предмета «Трудовое обучение» и изменение отношений учителя и учащихся.

Учитель трудового обучения должен перевести обучение учащихся с уровня информирования на уровень управления их учебной деятельностью. Ему необходимо расширить профессионально-педагогическую деятельность носителя и передатчика научно-технической информации функцией управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся и организации их самостоятельной работы. Это будет способствовать формированию личностно ориентированной самостоятельности учащихся в процессе их технологического образования.

В настоящее время происходят глобальные системные изменения в технологическом образовании учащихся. Учёным-педагогам, педагогам-исследователям и учителям-предметникам необходимо понять характер появившихся проблем и ответить на ряд актуальных вопросов: как выполнить заказ общества и удовлетворить потребности учащихся в технологическом образовании?  С помощью чего и как можно разгрузить ученика и сохранить его здоровье? Как трудовое обучение может удовлетворить потребности детей в практической подготовке к повседневной жизни? и т. д.

Таким образом, культурологическая концепция технологического образования в процессе трудового обучения направлена на обогащение рационально-логической и эмоционально-психической сфер духовного и материального мира учащихся и предполагает достижение единства их разума, воли и чувств.

Для реализации социального заказа общества, удовлетворения индивидуальных запросов школьников, достижения требований, предъявляемых к современному технологическому образованию, и развития творческих способностей личности ученика определяются приоритеты при отборе теоретических положений и содержания учебного предмета.

В результате к исходным методологическим посылкам построения содержания учебного предмета «Трудовое обучение» можно отнести:

— анализ социально-экономического и научно-технического развития об-щества;

— изучение системности среды жизнедеятельности человека и общества;

— формирование общей и технологической культуры в плане преобразования техники, технологий производства, а также жизнедеятельности человека;

— развитие технологической культуры, умственных, физических и творческих способностей учащихся;

— рассмотрение трудового обучения как интегрирующего элемента технологического образования между различными областями знаний;

— усвоение технологических процессов по созданию предметов материальной среды, направленных на преобразование информации и материалов.

 

2. Дидактические принципы построения содержания образования

по учебному предмету «Трудовое обучение»

 

В дидактике рассматриваются принципы, которые являются общими для преподавания всех учебных предметов. Но каждый предмет имеет свои отличительные особенности, оказывающие влияние на используемые принципы изучения.

Дидактические принципы учебного предмета «Трудовое обучение» сформулированы на основе обобщения передового педагогического опыта и результатов научных исследований.

Принцип единства обучения, развития и воспитания обусловлен взаимосвязанными задачами обучения, важнейшими из которых являются обучающая (овладение определённым учебным материалом, сообщение знаний, формирование умений и навыков), развивающая (развитие мышления, памяти и творческих способностей в процессе решения учебных задач) и воспитательная (формирование научного мировоззрения, нравственно-эстетической культуры и др.).

Принцип связи теории с практикой учитывает соотношение теории и практики в трудовом обучении. Теоретический материал распределяется между отдельными занятиями так, чтобы обеспечить непосредственный переход от изучения теоретических сведений к практической деятельности учащихся.

Принцип систематичности и последовательности предполагает формирование у учащихся системы научных понятий, последовательное овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками. Систематичность в обучении достигается таким построением курса, при котором весь программный материал изучают в определённой последовательности, когда рассмотрение нового материала осуществляется с опорой на ранее изученный.

Принцип научности заключается в том, что учащиеся должны овладевать научно достоверными знаниями, которые объективно отражают предметно-практическую деятельность людей.

Принцип проблемности обусловлен сущностью и характером проблемного обучения учащихся, т. е. когда они сталкиваются с проблемами, вопросами и задачами, решение которых эффективно активизирует их познавательную деятельность. 

Принцип наглядности заключается в построении учебного процесса с опорой на чувственно-практический опыт учащихся, на непосредственное восприятие технических устройств и технологических явлений или их моделей, макетов, а также образов в виде реальных (рисунка, фотографии, картины и др.) и условных (чертежа, эскиза, схемы, графика и др.) изображений. 

Принцип доступности отражает необходимость учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложнённости и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.

Принцип сознательности и активности учащихся предполагает такой процесс трудового обучения, когда учащиеся усваивают необходимые знания, умения и навыки сознательно в результате активной учебной и трудовой деятельности.

Принцип прочности усвоения учащимися знаний и умений заключается в глубоком и осознанном усвоении знаний, прочном овладении необходимыми умениями. 

Все принципы трудового обучения взаимосвязаны друг с другом в образовательном процессе.

 

3. Цель и задачи учебного предмета «Трудовое обучение»

 

Основной целью учебного предмета «Трудовое обучение» является формирование общетрудовых и технико-технологических знаний, умений, навыков учащихся в современных условиях, готовности к профессиональному самоопределению; освоение опыта общетрудовой, хозяйственно-бытовой деятельности, способствующего социализации личности учащихся.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

— формирование: теоретических знаний, практических умений и навыков работы в различных сферах трудовой деятельности; основ графической и технологической грамотности; практических умений ведения домашнего хозяйства; навыков безопасных приёмов труда;

— развитие творческих, конструкторских способностей и познава-тельных интересов, технического и художественного мышления, коммуникативных умений, эстетического вкуса в процессе выполнения различных видов деятельности;

— воспитание трудолюбия, культуры труда, коллективизма, инициативности и самостоятельности, культуры поведения и общения, уважения к мастерству; формирование ценностного отношения к народному творчеству.

4. Общая характеристика и особенности учебного предмета

«Трудовое обучение»

 

Учебный предмет «Трудовое обучение» позволяет приобщить учащихся к различным видам трудовой деятельности, что способствует социальному становлению личности, развитию технологической культуры, культуры быта, поведения и общения, формированию жизненного, социального и профессионального опыта.

По сравнению с другими предметами учебный предмет «Трудовое обучение» имеет свои особенности:

организация изучения учебного предмета на основе одинарных (45 мин) и сдвоенных уроков (90 мин) в учебных мастерских;

проведение вводного, текущего и заключительного инструктажей;

приоритетность практической деятельности учащихся над теоретической;

развитие технических и художественных способностей в процессе творческой деятельности учащихся;

приобщение учащихся к традициям декоративно-прикладного искусства и народных ремёсел;

разностороннее профессиональное самоопределение учащихся.

Изучение учебного предмета «Трудовое обучение» учащимися 5—9 классов организуется по двум направлениям — технический и обслуживающий труд.

Направление «Технический труд» состоит из двух содержательных линий: обработка конструкционных материалов (древесины, металлов); техническое и художественное творчество (техническое творчество, художественная обработка материалов). Изучение содержательной линии «Техническое и художественное творчество» осуществляется по инвариантной и вариативной частям с учётом уровня профессионально-педагогической и специальной подготовки учителя, состояния материально-технической базы школьных мастерских, местных условий и традиций региона, а также пожеланий учащихся.

Направление «Обслуживающий труд» состоит из пяти содержательных линий: основы приготовления пищи, обработка текстильных материалов, основы домоводства; основы выращивания растений; основы декоративно-прикладного творчества. Изучение содержательной линии «Основы выращивания растений» организуется в общеобразовательных учреждениях, имеющих учебно-опытные участки, независимо от их территориального расположения.

Учащиеся 9 классов общеобразовательных учреждений (кроме гимназий) изучают учебный предмет «Трудовое обучение» в объёме одного учебного часа, второй учебный час выделяется на проведение учебного предмета «Черчение». Для учащихся гимназий изучение учебного предмета «Трудовое обучение» заканчивается в 8 классе.

В зависимости от характера и видов деятельности учащихся учитель может использовать следующие системы трудового обучения: операционную, операционно-предметную и конструкторско-технологическую.

 

5. Состав и структура учебно-методического комплекса

 

Учебно-методический комплекс по учебному предмету «Трудовое обучение» для общеобразовательных учреждений состоит:

— из учебных программ;

— учебников, учебных пособий;

— учебно-методических пособий;

— таблиц;

— рабочих тетрадей;

— дидактических материалов;

— аудиовизуальных и электронных средств обучения.