УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь
29.05.2009 № 32
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»
(1—9 классы)
- ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
I ступень общего среднего образования
Формирование технологической грамотности младших школьников как основы технологической культуры.
II ступень общего среднего образования
Формирование общетрудовых и технико-технологических знаний, умений, навыков учащихся в современных условиях, готовности к профессиональному самоопределению; освоение опыта общетрудовой, хозяйственно-бытовой деятельности, способствующего социализации личности учащихся.
- ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
I ступень общего среднего образования
– удовлетворение потребностей детей в трудовой деятельности, в реализации творческих замыслов в процессе учебно-трудовой, преобразовательной и созидательной деятельности;
– формирование элементарных технико-технологических знаний как компонента мировоззрения – технической и технологической картины мира;
– формирование опыта трудовой деятельности, включающего овладение способами деятельности по выполнению основных технологических операций ручного труда как необходимым условием успешной социализации;
– воспитание культуры труда и поведения в процессе трудовой деятельности и общения, развитие технических, интеллектуальных способностей, сенсорных, двигательных и манипуляционных навыков;
– формирование интереса к трудовой деятельности, первоначальное знакомство с основными сферами трудовой деятельности человека.
II ступень общего среднего образования
– формирование теоретических знаний, практических умений и навыков работы в различных сферах трудовой деятельности, основ графической и технологической грамотности, практических умений ведения домашнего хозяйства, навыков безопасных приёмов труда;
– развитие творческих, конструкторских способностей и познавательных интересов, технического и художественного мышления, коммуникативных умений, эстетического вкуса в процессе выполнения различных видов деятельности;
— воспитание трудолюбия, культуры труда, коллективизма, инициативности и самостоятельности, культуры поведения и общения, уважения к мастерству; формирование ценностного отношения к народному творчеству.
- СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»
I ступень общего среднего образования
Общая технология
Человек, природа и мир технологий. Стадии и этапы технологии. Организация рабочего места. Правила безопасности труда.
Технология обработки материалов
Выполнение технологических операций при обработке конструкционных материалов вручную.
Технологические операции: разметочные (разметка сгибанием, с помощью шаблона (лекала), трафарета, чертежных инструментов), обработочные (обрывание, резание, сгибание, скручивание, наклеивание, продергивание нитей ткани, отделка украшающими швами, плетение, прокалывание отверстий, гибка, правка), сборочные (склеивание, нанизывание, связывание, сшивание, соединение с помощью пластилина, проволоки, штырьков).
Конструкционные материалы: бумага, картон, текстильные, природные и нетрадиционные материалы (шпагат, картонажные изделия, пластмассы, древесина, металл (проволока)).
Инструменты и приспособления: карандаш, линейка, угольник, циркуль, ножницы, гладилка, кисточка для клея, мел портновский, иглы, нитковдеватель, наперсток, портновские булавки, стеки, скобосшиватель (степлер), дырокол, шило, кусачки.
Технология народных ремёсел
Основное понятие и простейшие приемы работы при изготовлении изделий в технике ремесел: вытинанка, флористика, соломоплетение, вязание крючком, вышивка.
Технология растениеводства
Уход за комнатными растениями.
Посадка, уход за цветочно-декоративными растениями в открытом грунте.
Технология хозяйствования
Самообслуживание; создание имиджа школьника (уход за собой, за одеждой и обувью, мелкий ремонт одежды), сервировка стола; культура поведения за столом и в гостях. Подготовка и проведение праздника. Уход и мелкий ремонт книг.
II ступень общего среднего образования
ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД
Обработка древесины
Мастерская для обработки древесины. Общие правила безопасной работы. Общие сведения о лесной и деревообрабатывающей промышленности. Понятие о дереве и древесине. Основные свойства древесины. Виды пиломатериалов и листовых древесных материалов. Экономное использование материалов.
Понятие о материале, заготовке и изделии, припуске. Графическая и технологическая документация. Общее понятие о технологическом процессе. Понятие о технологической операции и технологической карте. Виды ручной и механической обработки древесины. Учебное место. Технологии выполнения технологических операций. Инструменты, приспособления и учебное оборудование. Правила безопасной работы.
Обработка металлов
Мастерская для обработки металлов. Общие правила безопасной работы. Общие сведения о металлообрабатывающей промышленности. Общие сведения о чёрных металлах и сплавах. Виды проволоки, тонколистового металла, сортового проката. Экономное использование материалов.
Графическая и технологическая документация. Понятие о развёртке. Виды ручной и механической обработки металлов. Учебное место. Технологии выполнения технологических операций. Инструменты, приспособления и учебное оборудование. Правила безопасной работы.
Моделирование
Общие сведения о моделировании (авто-, авиа- и судомоделирование). Понятие о модели. Виды и общее устройство авто-, авиа- и судомоделей.
Графическая и технологическая документации на изготовление моделей. Понятие о маршрутной карте. Экономное использование материалов. Учебное место. Технологии моделирования. Инструменты, приспособления и учебное оборудование. Правила безопасной работы. Творческое проектирование.
Конструирование
Общие сведения о конструировании. Понятие о конструкции изделия. Виды конструкционных материалов. Понятие о типовой детали. Виды соединений деталей. Понятие о механизме. Понятие о машине.
Принципы и способы конструирования. Понятие о технике и транспорте. Общие сведения о художественном конструировании. Понятие о композиции изделия. Свойства композиции изделия.
Графическая и технологическая документация на изготовление изделий. Экономное использование материалов. Учебное место. Технологии изготовления изделий. Инструменты, приспособления и учебное оборудование. Правила безопасной работы. Творческое проектирование.
Выжигание и резьба по древесине
Общие сведения о художественной обработке конструкционных и природных материалов. Понятие о выжигании по древесине. Общие сведения о резьбе по древесине.
Графическая и технологическая документация на изготовление изделий с элементами выжигания и резьбы по древесине. Экономное использование материалов. Учебное место. Технологии выжигания и резьбы по древесине. Инструменты, приспособления и учебное оборудование. Правила безопасной работы. Творческое проектирование.
Аппликация и плетение из соломки, бересты; деревянная мозаика (интарсия); лесная скульптура
Общие сведения о художественной обработке природных материалов. Виды природных материалов. Понятия об аппликации и плетении из соломки, бересты, о деревянной мозаике (интарсии), лесной скульптуре.
Графическая и технологическая документация. Экономное использование материалов. Учебное место. Технологии выполнения аппликации и плетения из соломки, бересты, деревянной мозаики, изготовления лесной скульптуры. Инструменты, приспособления и учебное оборудование. Правила безопасной работы. Творческое проектирование.
ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД
Основы приготовления пищи
Кулинария. Состав пищевых продуктов. Рациональное питание. Режим и нормы питания. Меню.
Снижение содержания нитратов и радионуклидных элементов.
Учебное место для обучения способам приготовления пищи. Инструменты, приспособления, оборудование для приготовления пищи. Посуда. Классификация посуды.
Основные сведения о пищевых продуктах. Доброкачественность продуктов. Условия и способы хранения продуктов. Первичная и тепловая обработка продуктов.
Ассортимент блюд, напитков, изделий из теста, технология их приготовления. Требования к качеству, правила подачи.
Консервирование.
Сервировка стола. Столовое бельё. Правила пользования приборами, подачи и употребления блюд и напитков.
Ежедневные трапезы, трапезы, связанные с праздниками календарного цикла, обрядами семейного цикла. Обрядовая и праздничная кухня. Особенности приготовления традиционных белорусских блюд и напитков.
Обработка текстильных материалов
Учебное место в швейной мастерской. Оборудование, инструменты и приспособления, применяемые при изготовлении швейных изделий.
Текстильные волокна. Строение, волокнистый состав, свойства тканей. Ассортимент тканей и текстильных материалов. Нетканые материалы. Трикотажное полотно. Текстильные предприятия Республики Беларусь.
Классификация швейных машин. Устройство швейной машины. Подготовка швейной машины к работе. Приёмы работы на швейной машине. Эксплуатация и уход за швейной машиной.
Машинные швы.
Моделирование и конструирование швейных изделий. Технология изготовления швейных изделий бытового назначения. Виды отделки. Влажно-тепловая и окончательная обработка. Экономное использование материалов.
Виды швейных изделий. Классификация одежды. Понятие пропорции. Размеры одежды. Стиль одежды. Аксессуары. Рациональный гардероб.
Уход за одеждой и текстильными изделиями бытового назначения.
Основы домоводства
Дизайн интерьера. Световое оформление и цветовое решение интерьера.
Функциональные зоны жилища. Предметное наполнение интерьера. Мебель и её размещение. Текстиль. Декоративное оформление интерьера. Растения в интерьере. Бытовая техника.
Уборка квартиры. Бытовая химия.
Национальные и семейные традиции. Особенности организации праздников. Выбор подарков и их оформление. Культура поведения в семье, гостях. Виды приёмов.
Этикет делового человека.
Домашняя экономика. Ориентация на рынке товаров и услуг.
Основы выращивания растений
Комнатные растения и их виды. Декоративные растения. Газоны и газонные травы. Озеленительные комплексы. Цветники. Овощные, плодово-ягодные культуры.
Почва и почвенный грунт. Удобрения. Агротехника выращивания растений. Декоративные деревья и кустарники. Садовый инвентарь и оборудование. Вредители и болезни растений.
Осенние и весенние работы на пришкольном участке.
Способы уборки и хранения урожая.
Основы декоративно-прикладного творчества
Виды декоративно-прикладного творчества в Республике Беларусь. Народные традиции в современных технологиях художественной обработки материалов.
Организация учебного места. Инструменты, приспособления и учебное оборудование, используемые при выполнении работ.
Виды и свойства используемых материалов, их экономное использование.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего базового образования.
ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД
Учащийся должен:
знать:
— назначение и оснащение мастерской для обработки древесины; мастерской для обработки металлов;
— общие сведения о лесной и деревообрабатывающей, а также о металлообрабатывающей промышленности;
— понятия «дерево» и «древесина»; «материал», «заготовка», «изделие»; «припуск»; «технологическая операция», «технологическая карта»; «развёртка»; «модель»; «маршрутная карта»; «конструкция изделия»; «типовая деталь»; «механизм», «машина»; «техника», «транспорт»; «композиция изделия»; «выжигание по древесине»; «аппликация из соломки»; «плетение из соломки»; «аппликация из бересты», «плетение из бересты»; «деревянная мозаика (интарсия)»; «лесная скульптура»;
— основные свойства древесины;
— виды пиломатериалов и листовых древесных материалов;
— виды ручной и механической обработки древесины;
— общие сведения о чёрных металлах и сплавах;
— виды проволоки, тонколистового металла и сортового проката, их получение и применение;
— виды ручной и механической обработки металлов;
— общие сведения о моделировании (авто-, авиа- и судомоделирование),
— виды и общее устройство моделей;
— технологии моделирования;
— общие сведения о конструировании;
— виды конструкционных материалов;
— принципы и способы конструирования;
— общие сведения о художественном конструировании;
— свойства композиции изделия;
— общие сведения о художественной обработке конструкционных и природных материалов;
— общие сведения о резьбе по древесине;
— технологии выжигания и резьбы по древесине;
— общие сведения о художественной обработке природных материалов;
— виды природных материалов;
— технологии выполнения аппликации и плетения из соломки, бересты; деревянной мозаики, изготовления лесной скульптуры;
— графическую и технологическую документацию;
— общее понятие о технологическом процессе;
— определения и технологии выполнения технологических операций;
— общие правила безопасной работы;
уметь:
— организовывать учебное место;
— экономно использовать материал;
— соблюдать общие правила безопасной работы в мастерской для обработки древесины и обработки металлов;
— определять и выполнять технологические операции;
— пользоваться инструментами, приспособлениями и учебным оборудованием;
— определять основные свойства древесины;
— распознавать различные виды пиломатериалов и листовых древесных материалов;
— определять виды ручной и механической обработки древесины;
— различать чёрные металлы и сплавы;
— читать и оформлять графическую документацию, разрабатывать технологическую документацию;
— выполнять чертёж развёртки;
— определять виды ручной и механической обработки металлов;
— распознавать виды и общее устройство моделей;
— читать и разрабатывать маршрутные и технологические карты;
— изготавливать модели;
— определять виды конструкционных материалов, соединений деталей;
— определять принципы и способы конструирования; различать и использовать свойства композиции изделия;
— выбирать материал для резьбы по древесине;
— выполнять основные приёмы резьбы по древесины;
— выполнять выжигание и резьбу по древесине;
— различать виды природных материалов;
— выполнять аппликацию и плетение из соломки, из бересты; деревянную мозаику; изготавливать простые лесные скульптуры;
ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД
Учащийся должен:
знать:
- основные сведения о пищевых продуктах;
- способы определения доброкачественности продуктов питания, правила их хранения;
- виды обработки пищевых продуктов;
- виды посуды, инструментов, приспособлений и оборудования для приготовления пищи;
- способы приготовления пищи;
- технология приготовления блюд, напитков и изделий из теста;
- требования к качеству готовых изделий;
- правила застольного этикета и сервировки стола;
- о структуре семейного бюджета и рациональном ведении домашнего хозяйства;
- виды и свойства текстильных, нетканых материалов; трикотажные полотна;
- признаки определения лицевой и изнаночной сторон ткани, направление нитей основы и утка;
- устройство швейной машины, причины возникновения неполадок при работе на ней и способы их устранения;
- виды машинных швов;
- технологическую последовательность изготовления швейных изделий бытового назначения и способы влажно-тепловой обработки;
- классификацию одежды;
- размеры одежды, стили в одежде;
- особенности ухода за изделиями из текстильных материалов;
- основные компоненты и средства оформления интерьера;
- характеристику функциональных зон квартиры;
- назначение и основные виды мебели;
- назначение и основные виды бытовой техники;
- правила выбора и оформления подарков;
- о традициях, их формировании и сохранении;
- виды и правила приема гостей;
- основы домоводства;
- этикет делового человека;
-ассортимент, виды, сорта и агротехнологию выращивания овощных, плодово-ягодных культур, декоративных растений для озеленительных комплексов, газонных трав и ковровых культур, вьющихся растений, декоративных деревьев и кустарников;
- виды цветников, требования к их устройству;
- правила построения ландшафтных композиций;
- способы и правила размножения растений;
- виды почвы и удобрений,
- закономерности севооборота растений;
- методы борьбы с вредителями и болезнями растений;
- виды работ в осенний и весенне-летний период на учебно-опытном участке;
- виды рукоделия;
- технологию изготовления изделий декоративно-прикладного творчества;
уметь:
- определять доброкачественность продуктов питания;
- пользоваться инструментами, приспособлениями и оборудованием для приготовления пищи;
- выполнять технологические операции по обработке пищевых продуктов, приготовлению блюд, изделий из теста и напитков;
- оформлять готовые кулинарные и кондитерские изделия;
- составлять меню;
- сервировать стол;
- составлять план рационального использования семейного бюджета;
- определять лицевую и изнаночную стороны, волокнистый состав, способы отделки ткани;
- учитывать свойства ткани при изготовлении изделия;
- работать на швейной машине;
- строить чертёж и моделировать изделие бытового назначения;
- рассчитывать количество ткани, необходимое для изготовления швейного изделия;
- производить раскрой изделия, экономно расходовать материалы;
- изготавливать швейные изделия бытового назначения;
- проверять качество выполненных операций.
- определять размер одежды;
- осуществлять уход за изделиями из текстильных материалов, искусственного меха и кожи;
- определять основные стили интерьера;
-выбирать вариант цветового и светового решения интерьера квартиры;
- составлять варианты оформления комнаты;
- рационально размещать мебель;
- пользоваться бытовой техникой;
- выполнять основные виды домашних работ;
- правильно вести себя за столом, в гостях;
- оформлять подарок;
- изготавливать изделия для украшения интерьера; оформления праздничного стола;
- производить посев семян, посадку луковиц и клубней, высадку рассады;
- осуществлять уход за растениями;
- осуществлять сбор семян, уборку клубней и луковиц многолетников, овощных культур (без применения сельскохозяйственной техники);
- обеспечивать сохранность урожая;
- выбирать необходимые основные, вспомогательные и отделочные материалы для рукоделия, экономно расходовать материалы;
- изготавливать изделия;
- соблюдать правила безопасной работы.