Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Планируемые результаты обучения в предметно-деятельностной форме определены учебными программами в соответствии с требованиями образовательного стандарта по учебному предмету «Изобразительное искусство» к уровню подготовки учащихся.
Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной, письменной и практической формах или в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах.
Поурочный контроль по изобразительному искусству предполагает проверку знаний учащихся по разделу программы «Восприятие действительности и искусства», а также оценивание практической работы на определённом этапе её реализации (выполнение линейно-конструктивного рисунка натюрморта, эскиза росписи объекта и т. д.).
Тематический контроль предполагает осуществление комплексной проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным видам художественной деятельности, оценку практической (творческой) работы по заданной теме (многоплановые сюжетные композиции), выполнение рисунка натюрморта с натуры, по памяти, по воображению, создание композиций декоративно-прикладного характера.
При осуществлении устного или письменного опроса учитываются:
- полнота ответа;
- применение в ответе изучаемых терминов и понятий;
- образность и выразительность речи.
При оценке практической работы следует принимать во внимание:
- выполнение учебной задачи урока;
- художественную выразительность композиции;
- владение учеником техническими приёмами и навыками работы различными инструментами и художественными материалами.
Установление показателей оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля:
Отметка в баллах |
Показатели оценки результатов учебной деятельности |
1 |
Узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях |
2 |
Различение видов и жанров искусства, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта |
3 |
Воспроизведение в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала, выполнение практической работы по предложенной композиционной схеме, использование при её реализации учебных таблиц обучающего характера |
4 |
Воспроизведение содержания учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем |
5 |
Осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции. Использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла |
6 |
Осознанное использование сведений об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа. Использование сведений о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера |
7 |
Владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету |
8 |
Владение и оперирование программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, самостоятельный выбор объекта, мотива, сюжета композиции и способов решения учебной или творческой изобразительной задачи |
9 |
Оперирование программным учебным материалом на основе изученных принципов и приёмов практического решения замысла работы, поиск новых вариантов композиционного и колористического решения творческого задания, изменение правил и традиционных способов практической реализации творческого замысла с целью достижения большей художественной выразительности работы |
10 |
Свободное оперирование программным учебным материалом, творческое использование принципов и приёмов решения замысла работы, нетрадиционных композиционных и колористических средств решения художественных работ живописного, графического, декоративно-прикладного характера на основе изменения правил и традиционных способов практической реализации творческого замысла |
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.
К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.
К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.
Количество баллов за выполнение задания снижается на 10 и 50 %, если в них соответственно допущены несущественная и существенная ошибки.