УТВЕРЖДЕНО

Приказ

Министерства образования

Республики Беларусь

29.05.2009 № 675

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

 

 

Введение

В связи с переходом общеобразовательных учреждений Беларуси на 11-летний срок обучения назрела необходимость пересмотра научно-теоретических подходов к отбору содержания и к организации образовательного процесса по учебному предмету «Изобразительное искусство».

Приоритетные направления, обозначенные реформой общего среднего образования, определили необходимость обеспечения практической направленности обучения, его постоянной связи с жизнью, сознательного выбора образовательной траектории учащимися, увеличения роли здоровьесберегающих технологий, создания условий для формирования духовно-нравственной культуры учащихся, раскрытия их творческого потенциала. Актуальность разработки концепции продиктована определением роли учебного предмета «Изобразительное искусство» в решении вопросов, заданных реформой.

Современный образовательный процесс в контексте учебного предмета «Изобразительное искусство» базируется на положениях, заложенных в концепции Б. П. Юсова. Их основная идея состоит в интегрированном и полихудожественном подходе к обучению искусству, что способствует признанию единой художественной природы всех видов искусства и способности каждого ребёнка к занятиям всеми видами художественно-творческой деятельности, которые опираются на природную полихудожественность (многоязычие) ребёнка (Б. П. Юсов). Решение приоритетных задач по моделированию художественно-творческой деятельности определяет основной подход к конструированию содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» и реализации цели обучения – формирование художественной культуры учащихся. Центральной категорией концепции выступает «образ», постижение которого через восприятие и практическую художественно-творческую деятельность определяет особенности учебного процесса по предмету «Изобразительное искусство». Включение учащихся в широкое пространство культуры также невозможно без постоянной опоры на национальное художественное наследие.

Настоящая концепция определяет актуальные методологические подходы к отбору содержания по предмету «Изобразительное искусство», цели обучения, принципы конструирования содержания, даёт его основную характеристику. На основе представленных концептуальных оснований разрабатываются образовательный стандарт, учебная программа, учебно-методический комплекс по предмету.

 

Исходные методологические посылки и принципы построения

содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»

Содержание образовательной области «Изобразительное искусство» определено методологическими подходами и теоретическими основаниями, выработанными в системе современного образования, ориентирующегося на принципы гуманизации и гуманитаризации. К ним относятся:

  • аксиологический подход: основным ориентиром в процессе обучения изобразительному искусству в рамках данного подхода является формирование у учащихся ценностного отношения к миру и самому себе, развитие нравственно-этических основ собственного бытия, индивидуальных способностей и качеств личности, которые могут служить основным показателем уровня духовности развития личности;
  • деятельностный подход как совокупность форм и способов деятельности человека, обоснованных культурной заданностью, социальной востребованностью и личным опытом. Через деятельность осуществляются формирование, передача культурного опыта, его освоение и обновление. Субъект обнаруживает себя именно в деятельности.

Основополагающей формой деятельности учащихся в процессе обучения изобразительному искусству является творческая деятельность, на основе которой происходит процесс формирования креативных качеств личности, так как именно эта сфера наиболеё активно выявляет её эмоционально-ценностные координаты, творческие потенции, специфические связи и отношения с миром. Творческое формирование личности позволяет школьнику открыть многомерность собственного мира и многогранность мира внешнего в своём единстве. Творческая деятельность и творческое освоение мира на её основе базируются на внутренних интенциях человека и напрямую связаны с его духовными переживаниями, потребностями и др.

Творческая деятельность, таким образом, является одним из самых существенных факторов, активно формирующих личность учащегося, выявляющих и утверждающих индивидуальность ребёнка;

  • культурологический подход: культурология является наукой о человеческой культуре как целостном феномене, синтетической областью знания. В контексте данного определения культурологический подход к изучению предмета «Изобразительное искусство» означает, что в основе её содержания находится прежде всего целостность культурного опыта человечества: художественного, эстетического, нравственного и др. Изучение учебного предмета в рамках данного подхода ведёт, в свою очередь, к формированию целостной личности учащегося.

Культурологический подход является систематизирующим по отношению к изучаемому предмету, так как обучение в рамках современной образовательной парадигмы ведётся в первую очередь на основе базисных оснований культуры, её универсалий. Базисные основания культуры и становятся тем фундаментом, на котором идёт процесс формирования личности учащегося как целостного существа, осуществляется его самоопределение, строится его отношение к миру.

Образование в области изобразительного искусства в рамках культурологического подхода рассматривается как часть культуры, а обучение – как процесс превращения достижений культуры в достояние конкретной личности;

  • личностно ориентированный подход: в его основе лежит антропологическое начало. Вследствие этого учащийся является не объектом обучения, а его субъектом. Его обучение имеёт личностную, индивидуализированную и субъективированную окраску, которая способствует формированию креативных качеств учащегося, ведёт к идентификации и самоидентификации личности как субъекта культуры, формированию у учащихся мировоззренческих и идейно-нравственных ориентиров на основе личностного выбора, развитию навыков и способностей практического использования полученных знаний по изобразительному искусству в деятельности по собственной инициативе.

Главной целью личностно ориентированного обучения в области изобразительного искусства являются развитие индивидуальных способностей и качеств личности, ведущих к целостности её свойств и особенностей, и создание в процессе обучения условий для её самовыражения и развития. Оно исходит из природных качеств ребёнка, его задатков, способностей, интересов, потребностей и предполагает разноуровневое обучение, рассчитанное на разные категории учащихся, а также индивидуальные формы обучения.

В рамках заявленных подходов определяются следующие принципы обучения изобразительному искусству:

  • принцип целостности изучения изобразительного искусства учащимися на основе целостного постижения культурного опыта человечества: художественного, эстетического, нравственного, научного и др., что ведёт к формированию целостной личности, способной к гармоничному существованию с миром, расширяет и углубляет жизненный опыт учащихся и даёт ему важные жизненные ориентиры;
  • принцип культуросообразности, который предполагает максимальное использование в образовательном процессе культурных национальных и региональных традиций, опору на ценности, присущие национальной культуре, и учёт специфики национального менталитета. Соблюдение принципа культуросообразности обеспечивает становление национально-культурной идентификации учащегося, формирование у него представлений о национальном образе мира;
  • принцип инкультурации, выражающийся в естественном вхождении личности в художественно-коммуникативные процессы современного общества, введении её в актуальную для сообщества систему нравственных и эстетических ценностей, моделей поведения, постоянном усвоении личностью ценностей, традиций, норм, обычаев мировой и национальной культуры;
  • принцип социализации, предполагающий развитие и саморазвитие личности учащихся на основе процесса освоения социально значимого опыта человечества;
  • принцип культуротворчества, выражающийся в осознании учащимся себя и своей деятельности в историко-культурном процессе, открытии собственного микрокосма и соприкосновении с фундаментальными ценностями культуры;
  • принцип интегративности, предполагающий изучение всего комплекса изобразительного искусства с единых культурологических позиций, основанных на универсальности и единстве разных видов искусства. Принцип интегративности позволяет учащемуся осознать включённость предмета «Изобразительное искусство» в общую картину мира, его связи с жизнью;
  • принцип диалогизма, который помогает школьникам понять, оценить и принять как равновеликую культуру других народов и других эпох. Обучение, построенное на принципах диалогизма, формирует толерантность, уважение к другим культурам, а также позволяет увидеть своеобразие собственной культуры;
  • принцип полихудожественности, осуществляющий взаимосвязь разных видов искусств – изобразительного искусства, музыки, литературы, кино и др., с помощью которых создаётся ассоциативно-образная атмосфера, необходимая для оптимального развития художественного мышления учащихся. С этой целью обучение строится на синтезе различных видов искусств.
  • принцип семиологичности: его результатом является изучение художественных текстов как знаково-символических форм культуры, что ведёт не к внешнему их освоению, а к постижению на основе внутренних, глубинных интенций личностного мира учащегося;
  • принцип компаративности в изучении феноменов культуры, использование её смыслового синтеза.

 

Цели учебного предмета «Изобразительное искусство»

 

Основной целью учебного предмета «Изобразительное искусство» является формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащегося, развитие его творческого потенциала как фактора художественного освоения и преобразования мира.

Для решения данной цели ставятся следующие задачи:

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, умения осмысливать его специфические особенности;
  • постижение учащимися культурного опыта человечества через художественно-образную систему отечественного и мирового изобразительного искусства;
  • формирование представлений о внутренних закономерностях культурно-исторического процесса с учётом прошлого и современного опыта пластических искусств;
  • расширение представлений о своеобразии отечественной культуры;
  • духовно-нравственное обогащение учащихся в процессе художественно-эстетического освоения окружающей действительности и восприятия художественного наследия;
  • развитие чувственно-эмоциональной сферы учащегося, формирование устойчивых эмоциональных отношений к окружающему миру;
  • формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;
  • формирование эстетических потребностей и вкусов, морально-эстетического облика учащихся;
  • развитие творческих способностей и навыков, воображения, фантазии, творческой интуиции;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
  • овладение теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств изобразительного искусства, навыками практического решения художественных задач;
  • развитие художественно-образного восприятия мира и произведений искусства;
  • расширение знаний, умений и навыков изобразительной, декоративно-прикладной и конструкторско-дизайнерской деятельности; 
  • систематическое развитие зрительного восприятия, композиционной и колористической культуры, пространственного мышления;
  • совершенствование умений воплощать в художественных образах творческие задачи, художественный и конструкторский замысел.

Дидактические основания, принципы и критерии конструирования содержания образования

 

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» обусловлено единством теории и практики, выражающимся следующей системой дидактических принципов, включающей в себя:

  • принцип формирования мировоззрения учащихся в контексте национальных и общечеловеческих ценностей;
  • принцип формирования духовно-нравственных основ личности учащегося;
  • принцип системности обучения, основанного на соблюдении преемственности, последовательности усложнения учебного материала, усвоения и закрепления его учащимися;
  • принцип доступности и глубины усвоения учебного материала, скорректированного в соответствии с возрастными особенностями учащихся, ориентацией на их жизненный опыт, учётом их индивидуальных особенностей;
  • принцип формирования у учащихся навыков сознательного, активного, творческого, самостоятельного овладения знаниями и практическими умениями в области изобразительного искусства;
  • принцип мотивации, обеспечивающий и стимулирующий интерес учащихся к предмету, являющийся показателем и условием эффективности обучения, основанного на увлечённости работой, свободном от принуждения желании заниматься искусством;
  • принцип триединства содержания, форм и методов обучения, построенных на основе художественно-эстетического освоения мира учащимися, восприятия и освоения ими художественного наследия – отечественного и мирового, освоения основ художественного моделирования мира разными средствами в своём творчестве.

Задачей эстетического освоения мира как составной части художественной деятельности учащихся является освоение ими эстетических и этических ценностей национальной и мировой культуры, формирование понимания значимости духовно-эстетического совершенствования человека, формирование представлений об эстетическом своеобразии природного мира и мира «второй природы» – архитектурной и предметной среды обитания человека — и влиянии их на жизнедеятельность человека.

Целью данного уровня является также развитие у школьников эстетического сознания и эстетических чувств, формирование зрительной культуры, визуального восприятия, наблюдательности.

Содержательный уровень, связанный с освоением художественного наследия, способствует изучению предмета на искусствоведческом уровне. Его задачами являются формирование ключевых ориентиров восприятия произведений изобразительного искусства, расширение художественного кругозора учащихся, изучение теоретических основ изобразительного искусства, освоение его языка, системы выразительных средств. В результате освоения содержания данного уровня учащиеся получают представление о роли искусства в жизни человека и общества, основах отечественного и мирового искусства, особенностях различных видов и жанров изобразительного искусства, их взаимосвязи. Основой изучения произведений искусства является развитие навыков восприятия художественного образа, освоение выдающихся произведений отечественного и мирового изобразительного искусства, формирование знаний и представлений о творчестве художников.

При освоении школьниками произведений национального искусства необходимо постоянно формировать у них любовь к родной культуре, ощущение её национального своеобразия, стремление продолжать художественные традиции, заложенные нашими предками.

Особое внимание следует уделять знакомству с искусством родного края, с творчеством профессиональных и народных мастеров, местными художественными достопримечательностями. Изучение учащимися памятников архитектуры и изобразительного искусства, художественных ремёсел и художественных промыслов, сформированных на их основе художественных традиций своего региона, родного города, села, деревни не только способствует вовлечению детей в творчество на основе местных традиций, но и прививает любовь к родному краю, уважение к людям, живущим рядом, формирует желание беречь и приумножать художественное достояние своего региона.

В основу содержательного уровня, связанного с практической художественно-творческой деятельностью учащихся, положен принцип систематического развития у них умений художественного моделирования мира. Освоение предмета ведётся здесь в первую очередь на художественно-творческом уровне, в процессе которого приобретается опыт творческой деятельности, развиваются художественные способности учащихся в области цвето- и формообразования, осваиваются пространственные представления, навыки декоративно-прикладной деятельности и дизайна.

Композиционная культура в области изобразительной деятельности формирует образное восприятие форм мира, их многомерную вариативность, развивает пространственное и колористическое ощущения во всём многообразии и богатстве и визуальную культуру в целом.

Общая характеристика и особенности построения содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» по ступеням обучения

I ступень общего среднего образования (IIV классы)

В начальной школе художественное обучение основывается на ознакомлении школьников с разными видами творческой деятельности, в результате которого они осваивают пропедевтический курс изобразительного искусства и знакомятся с различными художественными техниками, инструментами и приспособлениями.

Особенностями художественного обучения и творческого развития учащихся начальной школы являются:

  • формирование первичного опыта общения с произведениями профессиональных художников и народных мастеров национальной и мировой художественной культуры;
  • последовательное развитие эстетического отношения к окружающему миру и художественному наследию, освоение многовекового творческого опыта через собственную практическую деятельность;
  • формирование первичных представлений о восприятии народами мира и собственным народом красоты природы, духовном совершенствовании человека, об основах организации искусственной среды обитания человека – архитектурной, предметной, цветовой и т. п.
  • формирование умений анализировать и классифицировать (по видам и жанрам, композиционному и колористическому решению) произведения искусства;
  • усвоение начальных сведений о законах изобразительной грамоты и формирование навыков использования полученных знаний при выполнении творческой практической работы;
  • формирование элементарных навыков и умений работы в разных художественных техниках (акварель, гуашь, монотипия, аппликация, вытинанка, роспись по дереву и др.);
  • закрепление знаний (полученных в дошкольном учреждении) об основных художественных материалах в процессе выполнения творческих заданий.

II ступень общего среднего образования (V класс)

В базовой школе дальнейшее художественное образование учащихся осуществляется на основе полученных в начальной школе знаний по изобразительному искусству, сформированных умений и навыков в области творческой (практической) деятельности.

В рамках базовой школы продолжается последовательное эстетическое освоение окружающего мира и его явлений, расширяются знания в области теории и истории отечественного и мирового изобразительного искусства, совершенствуются навыки и умения работы с различными художественными материалами, уделяется особое внимание шлифовке технических приёмов создания художественных образов и сложных пластических композиций.

Задачами художественного обучения и творческого развития учащихся V класса являются:

  • формирование представлений о красоте окружающего мира – природного и мира «второй природы», их эстетическое освоение;
  • формирование знаний и представлений о различных видах искусства, их родовых и жанровых особенностях, образной системе и художественном языке, выразительных средствах и их роли в создании художественного образа и определённой художественной «картины мира»;
  • расширение представлений об истории создания национальных памятников культуры и архитектуры, роли творчества художников, вошедших в золотой фонд белорусского народа и всего человечества;
  • формирование навыков и умений многоаспектного анализа произведений искусства;
  • формирование практического творческого опыта в процессе создания художественного образа (композиции);
  • формирование навыков передачи смысловых связей и взаимодействия объектов в разном строе композиции;
  • совершенствование навыков использования средств художественной выразительности при работе с различными материалами и в разных художественных техниках;
  • формирование навыков осознанного использования законов композиции при передаче движения;
  • формирование навыков осознанного использования колорита в соответствии с творческим замыслом.

Состав и структура учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс нового поколения по изобразительному искусству является системой дидактических средств и создаётся для комплексной эффективной реализации целей обучения. Учебно-методический комплекс является моделью процесса обучения, представляет его процессуальную и содержательную стороны. В контексте предмета «Изобразительное искусство» он имеёт ряд существенных отличий, связанных, с одной стороны, семиотическими особенностями самого искусства, с другой – преобладанием практической художественно-творческой деятельности.

На современном этапе развития средствиального дидактического компонента в образовательный процесс широко внедряются учебные издания в электронном варианте, которые во многом определяют форму предъявления единиц учебно-методического комплекса нового поколения. Повышенный интерес к сотрудничеству с компьютером, познавательная мотивация к решению образовательных, исследовательских задач обусловливаются такими ситуациями, при которых учащийся становится непосредственным участником событий, развивающихся на экране. Электронные компоненты учебно-методических комплексов предоставляют широкие возможности для построения индивидуальной траектории обучения учащихся.

В состав учебно-методического комплекса по изобразительному искусству входят:

1)  учебная программа по предмету «Изобразительное искусство»;

2)  учебное пособие для учащихся;

3)  альбом для учащихся;

4)  методическое пособие для учителя;

5)  программно-методический комплекс на электронном носителе.

  1. В учебной программе по предмету «Изобразительное искусство» раскрывается содержание образования по предмету для каждого класса, предъявляются требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся, представлены основные литературные источники для учителя и учащихся. Программа предлагает вариативный иллюстративный материал для восприятия учащимися, тематику творческих работ и возможные материалы для их выполнения.
  2. Учебное пособие для учащихся представляет собой модель учебного процесса и конкретизирует содержание, регламентированное учебной программой. Содержание образования по предмету «Изобразительное искусство» предъявляется в учебном пособии модульно, в последовательности, обусловленной возрастными особенностями учащихся, решаемыми учебными задачами.
  3. Альбом для учащихся обеспечивает практическую художественно-творческую деятельность учащихся и может быть представлен на печатной основе. В альбоме выполняются творческие задания, предварительные упражнения. Посредством использования данного компонента учебно-методического комплекса возможно проследить динамику художественного развития учащихся.
  4. Методическое пособие для учителя содержит материалы по методике обучения предмету «Изобразительное искусство». В нём раскрываются ценностные основания художественного образования, приоритетные теоретические подходы и принципы, цели обучения, характеризуются основное содержание, методы, средства и формы организации обучения. В методическое пособие могут входить дидактические сценарии уроков по предмету «Изобразительное искусство».
  5. Программно-методический комплекс на электронном носителе может использоваться как учителем, так и учащимися. Состав, структура и содержание компонентов программно-методического комплекса на электронном носителе должны учитывать жанрово-видовую специфику искусства, включать основные виды деятельности. В перечень программно-методических комплексов на электронных носителях могут входить электронный сборник упражнений, гипертекстовый словарь по изобразительному искусству, электронный музей, включающий произведения искусства, предусмотренные программой, электронный справочник со схемами и таблицами по изобразительной грамоте, биографическими сведениями, полезными ссылками для поиска дополнительного материала.

Подбор заданий для электронного сборника упражнений осуществляется с учётом уровня (репродуктивный, комбинаторный, творческий) и этапа усвоения учебного материала (обучающий, контрольный, творческий), решаемых изобразительных задач (композиция, пространство, форма, конструкция, пропорции, цвет, украшение), которые, в свою очередь, определяются объектом практической художественно-творческой деятельности. Практическое освоение явлений изобразительного искусства с использованием электронного сборника упражнений может осуществляться посредством выполнения заданий поискового, комбинаторного и творческого типов. Задания поискового типа включают деятельность учащихся по определению, поиску решения поставленных задач в предложенном художественном материале. Комбинаторный тип заданий ориентирован на составление определённых композиций из имеющихся объектов или по заданным параметрам. Задания творческого типа предполагают создание творческих работ учащимися по памяти, по представлению, по воображению, с натуры, на темы с использованием имеющихся инструментов.

Гипертекстовый словарь по изобразительному искусству обеспечивает знаниевую составляющую процесса обучения: расширяет и углубляет знания учащихся в той или иной сфере искусства; даёт определения основных понятий.

Электронный музей включает оцифрованные варианты произведений искусства основных видов и жанров, предусмотренных программой учебного предмета «Изобразительное искусство», и обеспечивает изучение раздела, связанного с восприятием. Данный компонент программно-методического комплекса способствует визуализации процесса обучения, содействует возникновению качественно нового уровня процесса восприятия.

Электронный справочник позволяет расширить и систематизировать знания учащихся в сфере искусствоведческих основ изобразительного искусства.

Разработка учебно-методических комплексов с учётом приоритетных задач художественного образования позволит оптимизировать как процессуальную, так и результативную составляющие процесса обучения изобразительному искусству.