Оценка результатов учебной деятельности учащихся
по учебному предмету «Физика»

 

Планируемые результаты обучения в предметно-деятельностной форме определены учебными программами в соответствии с требованиями Образовательного стандарта учебного предмета «Физика» к уровню подготовки учащихся.

Поурочный контроль осуществляется в устной, письменной и практической формах или в их сочетании посредством проведения опроса (индивидуального, группового, фронтального) с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах; физических диктантов, лабораторных работ (экспериментальных исследований), самостоятельных работ и других методов и средств контроля, которые определяются педагогом с учётом возрастных особенностей учащихся в целях получения объективной информации о качестве учебно-познавательной деятельности учащихся и их учебных достижениях.

Тематический контроль осуществляется в письменной форме посредством проведения тематических самостоятельных и контрольных работ и других методов и средств контроля, которые определяются педагогом с учётом возрастных особенностей учащихся в целях получения объективной информации о качестве учебно-познавательной деятельности учащихся и их учебных достижениях.

Устанавливаются следующие показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля с использованием десятибалльной шкалы:

 

Балл

Показатели оценки

1 (один)

Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (физических явлений, физических величин, единиц физических величин, формул, других физических объектов, в том числе измерительных инструментов, физических приборов)

 

2 (два)

Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде, и осуществление соответствующих практических действий (определений физических явлений, физических величин, единиц физических величин, формул, формулировок правил, законов, принципов, других физических объектов, в том числе измерительных инструментов, физических приборов, и выделение заданных физических объектов среди предъявленных)

 

3 (три)

Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (воспроизведение опытных фактов, перечисление физических понятий, правил, законов, принципов; решение задач по образцу с применением не более одной формулы, одного правила, закона, принципа (запись краткого условия с использованием символов, определение необходимой формулы, подстановка числовых значений физических величин, проведение вычислений и запись ответа); выполнение в соответствии с инструкцией (указаниями) прямых измерений физических величин)

 

4 (четыре)

Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти (описание в устной или письменной форме физических явлений, воспроизведение определений физических понятий, формул, формулировок правил, законов, принципов, указание при сравнении физических явлений общих и отличительных внешних признаков без их объяснения; решение задач по образцу с применением не более одной формулы, одного правила, закона, принципа, включая действия по нахождению табличных данных, переводу единиц физических величин в СИ, преобразованию используемой формулы для нахождения искомой физической величины; выполнение прямых измерений физических величин и оценка реальности результатов измерений)

 

5 (пять)

Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала (описание физических объектов, их движения и взаимодействия с указанием общих и отличительных существенных признаков без их объяснения; решение задач по образцу с применением не более двух формул, правил, законов, принципов; наблюдение и объяснение физических явлений на основе изученного материала, выполнение в соответствии с инструкцией (указаниями) косвенных измерений физических величин)

 

6 (шесть)

Осознанное воспроизведение в полном объёме программного учебного материала (описание физических объектов с элементами объяснения, раскрывающими причины изменения состояния физических объектов, их взаимодействия, причинно-следственные связи между физическими объектами; решение по образцу типовых задач, условия которых содержат графики, таблицы, схемы, рисунки с использованием не более двух формул, правил, законов, принципов; наблюдение физических явлений и проверка эмпирических зависимостей между физическими величинами в соответствии с инструкцией (указаниями))

 

7 (семь)

Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание физических объектов, объяснение их взаимодействия на основе изученного учебного материала, иллюстрация практического использования физических объектов в технике и быту; решение по известному алгоритму качественных, расчётных и графических многошаговых задач; экспериментальная проверка влияния различных параметров на протекание физических явлений)

 

8 (восемь)

Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развёрнутое описание физических объектов, раскрытие сущности физических понятий, правил, законов, принципов, границ их применимости, подтверждение фактами, примерами использования физических явлений, правил, законов, принципов в технике и технологиях, решении проблем охраны окружающей среды, создании условий безопасной жизнедеятельности человека, формулирование выводов, самостоятельное решение комбинированных многошаговых задач всех типов, вычисление систематической погрешности прямых измерений физических величин)

 

9 (девять)

Оперирование программным учебным материалом в частично изменённой ситуации (обобщение широкого круга физических явлений как на основе изученных правил, законов, принципов, так и на основе поиска учебно-познавательной информации с использованием различных источников (учебные тексты, справочные и научно-популярные издания, Интернет и другие), обработка информации и представление её в разных формах (вербально, с помощью графиков, символов, рисунков и структурных схем); нахождение способов решения задач всех типов с учётом внутрипредметных и межпредметных связей; вычисление случайной погрешности прямых измерений физических величин)

 

10 (десять)

Свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию и объяснению свойств физических объектов, нахождению проявления этих свойств в природных явлениях и процессах, технике и быту; построение алгоритмов решения задач, нахождение рационального способа решения задач, выполнение творческих экспериментальных заданий)

 

 

При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных, погрешностей.

К категории существенных относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не знает формул, не усвоил правила, законы, принципы, не умеет оперировать ими и применять к решению задач и оценке полученного результата, не умеет проводить прямые измерения физических величин.

К категории несущественных относятся ошибки, связанные с незнанием единиц физических величин, неумением преобразовать их в единицы СИ, неумением оценивать точность отсчёта при проведении измерений физической величины, ошибки вычислительного характера.

К категории погрешностей относятся погрешности, связанные с нерациональными способами решения задач и математических преобразований и вычислений, небрежным выполнением записей, рисунков, графиков, схем, допущением грамматических ошибок в физических терминах.

Контрольная работа, самостоятельная работа, которая проводится в рамках тематического контроля, должны включать по одному или по два задания в соответствии с показателями оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля с использованием десятибалльной шкалы, установленными настоящими Нормами оценки результатов учебной деятельности.

Отметка за выполнение самостоятельных работ, которые проводятся в рамках тематического контроля, контрольных работ выставляется с применением следующих шкал: шкалы, определяющей максимальное количество баллов за каждое задание (шкалы 1, 3) и шкалы перевода суммарного количества баллов, полученных учащимся за выполнение соответствующей работы (шкалы 2, 4) в отметки по десятибалльной системе.

 

                                               

 

 

Шкала(1), определяющая максимальное количество баллов за каждое задание, если самостоятельная или контрольная работа содержит 5 заданий

Номер

задания

Максимальное количество баллов за выполнение задания

 

1

2

2

4

3

6

4

8

5

10

 

Суммарный максимальный балл за выполнение всех заданий: 30

Шкала(2) перевода суммарного количества баллов, полученных учащимся за выполнение самостоятельной или контрольной работы, которая содержит 5 заданий

Количество баллов, полученных учащимся

 

 

Отметка по десятибалльной шкале оценки результатов учебной деятельности учащихся

1

1

2

2

3—5

3

6—8

4

9—11

5

12—14

6

15—18

7

19—23

8

24—28

9

29—30

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

 

Шкала(3), определяющая максимальное количество баллов за каждое задание, если самостоятельная или контрольная работа содержит 10 заданий

Номер

задания

Максимальное количество баллов за выполнение задания

 

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

 

Суммарный максимальный балл за выполнение всех заданий: 55

Шкала(4) перевода суммарного количества баллов, полученных учащимся за выполнение самостоятельной или контрольной работы, которая содержит 10 заданий

Количество баллов, полученных учащимся

 

 

Отметка по десятибалльной шкале оценки результатов учебной деятельности учащихся

1

1

2—4

2

5—7

3

8—12

4

13—18

5

19—25

6

26—33

7

34—42

8

43—52

9

53—55

10

 

 

 

 

 

Количество баллов за выполнение задания снижается не менее чем на 50 процентов, если в нём допущена существенная ошибка, и не менее чем на 20 процентов, если в нём допущена несущественная ошибка.

Количество баллов за выполнение задания, в котором допущена погрешность, снижается не более чем на 10 процентов.

Структура и механизм оценивания самостоятельных работ, которые проводятся в рамках поурочного контроля, определяются педагогом в соответствии с показателями 

 

оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля с использованием десятибалльной шкалы, установленными настоящими Нормами оценки результатов учебной деятельности.

При проведении выпускного экзамена ответ учащегося на теоретический вопрос экзаменационного билета, решение задачи и выполнение лабораторной работы или экспериментального задания оцениваются отдельно.

Экзаменационная отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, выставленных за выполнение каждого элемента экзаменационного билета.