contrast version

Учреждение образования: ГУО «Средняя школа №20 г. Орши»

Учитель: Александрович Надежда Владимировна

Предмет: Математика

Класс: 5

Форма проведения: Факультативное занятие

Тема: Задачи на переливание

Цель: умение учащимися решать базовые задачи на переливание.

 

 

Задачи: создать ситуации для развития:

  • логики и интуиции, конструктивных навыков;
  • сообразительности, самостоятельности, критичности и гибкости мышления;
  • умений самостоятельно добывать знания, используя различные источники, умений выделять главное, формулировать цель;
  • рефлексивных способностей, оценочной самостоятельности учащихся;
  • коммуникативных способностей учащихся.

создать условия для воспитания:

  • целеустремленности и настойчивости;
  • умения преодолевать трудности, делать осознанный выбор.

Оборудование: раздаточный материал (задачи, таблицы для решения задач), компьютеры с ссылкой на ресурс «Водоматика» и ссылкой на menti.com , ведра объемом 5 л и 3 л.

Ход занятия:

1. Ориентировочно – мотивационный этап

Я часто вспоминаю наш поход в лес. Вы говорили, что хотели бы остаться или сходить еще раз на несколько дней. Я уже стала задумываться об этом.

Как вы считаете, что мы должны предусмотреть, чтобы поход прошел хорошо?

(учащиеся перечисляют, что необходимо взять с собой, подвожу учащихся к вопросу питания и предлагаю рецепт вкусного борща).

В рецепте указано, что на одного человека необходимо взять 250 мл воды. Если предположить, что нас пойдет 16 человек, сколько продуктов нам понадобится?

А как мне отмерить 4 литра воды, если у меня есть два ведра вместимостью 5 л и 3 л?

(Возникает проблемная ситуация).

2. Изучение нового материала

Предлагаю вам решить данную задачку. Есть несколько вариантов: вы можете взять у меня ведра и попробовать это сделать или вы можете взять таблички и решить задачу математически, записывая решения и этапы своих действий в таблицу или вы можете решить задачу на компьютере виртуально с помощью ресурса «Водоматика».

http://www.umapalata.com/design_ru/games/UP_Pereliv.asp?file=UP_Pereliv.swf

Кто будет решать задачу с помощью ведер?

Кто будет решать задачу на компьютере?

Кому необходима таблица для решения задачи математически?

(Учащиеся таким образом разбиваются на группы по интересам либо выбирают индивидуальное решение проблемы и решают поставленную задачу. Групп, выбравших одно средство решения задачи, может быть несколько. При необходимости предлагаю учащимся оказать помощь друг другу, если это необходимо. В результате группы демонстрируют друг другу решение. Выбирается наиболее оптимальное из них.)

Физкультминутка.

3. Этап закрепления знаний

Могли ли у нас возникнуть другие условия?

Какие? Почему?

Можете ли вы утверждать, что справитесь с любой подобной задачкой?

Что делать? (учащиеся предлагают различные решения: тренироваться, вывести алгоритм, найти ключ к решению таких задач)

Предлагаю вам несколько задач. Опять же вы можете их решать с помощью компьютера или математически.

Какой вариант вы выбираете? (Учащиеся снова разбиваются на группы по интересам или решают индивидуально). Если вижу у какой-то группы затруднение, предлагаю помощь учащихся, которые справились с этой задачей.

Физкультминутка.

4. Контрольно-оценочный этап

Получилось ли у вас вывести алгоритм или подобрать «ключ» к решению задач на переливание?

Запишите свой ответ, пройдя по ссылке menti.com

Какие ведра и какого объема мы возьмем с собой в поход?

Свой ответ также запишите на menti.com

Какие объемы воды с помощью них можно отмерить?

Даю оценку работы учащихся, отмечая положительные моменты в их работе.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задачи для урока:

1. Имеются два сосуда ёмкостью 5 и 3 литра, нужно набрать из крана 4 литра воды. Пользуйтесь раковиной, если понадобится вылить лишнюю воду.

2. Имеются два полных сосуда ёмкостью 8 и 3 литра и один пустой ёмкостью 5. Необходимо отмерить 6 литров воды, не пользуясь ни краном, ни раковиной.

3. Имеются два пустых сосуда ёмкостью 9 и 4 литра. Необходимо набрать снова 6 литров воды.

4. Имеются три сосуда ёмкостью 8, 5 и 3 литра. Первый из них заполнен водой. Как разделить эту воду на два сосуда, чтобы в каждом из них было по 4 литра воды.

5. Имеются три сосуда ёмкостью 2, 3 и 9 литра. Налей в два из них по одному литру воды.

6. Имеются два сосуда ёмкостью 7 л и 3 л и один полный ёмкостью 10 л. Нужно разделить воду в два сосуда.

Ссылки:

1. Водоматика:

http://www.umapalata.com/design_ru/games/UP_Pereliv.asp?file=UP_Pereliv.swf

2. Рефлексия

https://www.mentimeter.com/s/387fea121323c82f002545b983972446/e9549e32dc9e