Учреждение образования: ГУО «Средняя школа №20 г. Орши»
Учитель: Александрович Надежда Владимировна
Предмет: Математика
Класс: 5
Форма проведения: Факультативное занятие
Тема: Задачи на переливание
Цель: умение учащимися решать базовые задачи на переливание.
Задачи: создать ситуации для развития:
- логики и интуиции, конструктивных навыков;
- сообразительности, самостоятельности, критичности и гибкости мышления;
- умений самостоятельно добывать знания, используя различные источники, умений выделять главное, формулировать цель;
- рефлексивных способностей, оценочной самостоятельности учащихся;
- коммуникативных способностей учащихся.
создать условия для воспитания:
- целеустремленности и настойчивости;
- умения преодолевать трудности, делать осознанный выбор.
Оборудование: раздаточный материал (задачи, таблицы для решения задач), компьютеры с ссылкой на ресурс «Водоматика» и ссылкой на menti.com , ведра объемом 5 л и 3 л.
Ход занятия:
1. Ориентировочно – мотивационный этап
Я часто вспоминаю наш поход в лес. Вы говорили, что хотели бы остаться или сходить еще раз на несколько дней. Я уже стала задумываться об этом.
Как вы считаете, что мы должны предусмотреть, чтобы поход прошел хорошо?
(учащиеся перечисляют, что необходимо взять с собой, подвожу учащихся к вопросу питания и предлагаю рецепт вкусного борща).
В рецепте указано, что на одного человека необходимо взять 250 мл воды. Если предположить, что нас пойдет 16 человек, сколько продуктов нам понадобится?
А как мне отмерить 4 литра воды, если у меня есть два ведра вместимостью 5 л и 3 л?
(Возникает проблемная ситуация).
2. Изучение нового материала
Предлагаю вам решить данную задачку. Есть несколько вариантов: вы можете взять у меня ведра и попробовать это сделать или вы можете взять таблички и решить задачу математически, записывая решения и этапы своих действий в таблицу или вы можете решить задачу на компьютере виртуально с помощью ресурса «Водоматика».
http://www.umapalata.com/design_ru/games/UP_Pereliv.asp?file=UP_Pereliv.swf
Кто будет решать задачу с помощью ведер?
Кто будет решать задачу на компьютере?
Кому необходима таблица для решения задачи математически?
(Учащиеся таким образом разбиваются на группы по интересам либо выбирают индивидуальное решение проблемы и решают поставленную задачу. Групп, выбравших одно средство решения задачи, может быть несколько. При необходимости предлагаю учащимся оказать помощь друг другу, если это необходимо. В результате группы демонстрируют друг другу решение. Выбирается наиболее оптимальное из них.)
Физкультминутка.
3. Этап закрепления знаний
Могли ли у нас возникнуть другие условия?
Какие? Почему?
Можете ли вы утверждать, что справитесь с любой подобной задачкой?
Что делать? (учащиеся предлагают различные решения: тренироваться, вывести алгоритм, найти ключ к решению таких задач)
Предлагаю вам несколько задач. Опять же вы можете их решать с помощью компьютера или математически.
Какой вариант вы выбираете? (Учащиеся снова разбиваются на группы по интересам или решают индивидуально). Если вижу у какой-то группы затруднение, предлагаю помощь учащихся, которые справились с этой задачей.
Физкультминутка.
4. Контрольно-оценочный этап
Получилось ли у вас вывести алгоритм или подобрать «ключ» к решению задач на переливание?
Запишите свой ответ, пройдя по ссылке menti.com
Какие ведра и какого объема мы возьмем с собой в поход?
Свой ответ также запишите на menti.com
Какие объемы воды с помощью них можно отмерить?
Даю оценку работы учащихся, отмечая положительные моменты в их работе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задачи для урока:
1. Имеются два сосуда ёмкостью 5 и 3 литра, нужно набрать из крана 4 литра воды. Пользуйтесь раковиной, если понадобится вылить лишнюю воду.
2. Имеются два полных сосуда ёмкостью 8 и 3 литра и один пустой ёмкостью 5. Необходимо отмерить 6 литров воды, не пользуясь ни краном, ни раковиной.
3. Имеются два пустых сосуда ёмкостью 9 и 4 литра. Необходимо набрать снова 6 литров воды.
4. Имеются три сосуда ёмкостью 8, 5 и 3 литра. Первый из них заполнен водой. Как разделить эту воду на два сосуда, чтобы в каждом из них было по 4 литра воды.
5. Имеются три сосуда ёмкостью 2, 3 и 9 литра. Налей в два из них по одному литру воды.
6. Имеются два сосуда ёмкостью 7 л и 3 л и один полный ёмкостью 10 л. Нужно разделить воду в два сосуда.
Ссылки:
1. Водоматика:
http://www.umapalata.com/design_ru/games/UP_Pereliv.asp?file=UP_Pereliv.swf
2. Рефлексия
https://www.mentimeter.com/s/387fea121323c82f002545b983972446/e9549e32dc9e