contrast version

 

 



Учитель информатики первой квалификационной категории Пурышкин М.В.

 

9 класс 

Решение практических задач с использованием массивов

Цели урока:

  • формирование умений составлять программы с использованием одномерных числовых массивов для решения практических задач;
  •  развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления, самооценки, навыков самоконтроля.
  • используя межпредметные связи воспитывать положительное отношение к учению.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Учащиеся должны знать: этапы решения задачи с помощью компьютера.

Учащиеся должны уметь: составлять и реализовывать алгоритмы решения практических задач из различных предметных областей с использованием одномерных числовых массивов.

1.Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке

(репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).

Составить на компьютере программу, используя шаблон:

 

Вариант 1

Вариант 2

Массив содержит десять случайных целых чисел от -10 до 10. Составить программу, которая выводит на экран самый большой элемент массива и его номер

var a:array[     ..  ]of                        ;

i,max,n: integer;

begin

for i:=1 to     do

a[i]:=random(       )           ;

max:=           ;

n:=               ;    

for i:=1 to     do

if max<                     then

begin

max:=       ;

n:=         ;

write(         );

end.

Массив содержит десять случайных целых чисел от -5 до 15. Составить программу, которая выводит на экран номера отрицательных элементов:

var a:array[   ..  ]of                         ;

i:                ;

begin

for i:=1 to     do

Begin

a[i]:=random(       )           ;

write();

end;

for i:=1 to     do

  1. then

write(         );

end.

 

2.            Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым, фронтальная форма работы).

Учащимся предлагается определить этапы решения практической задачи по физике по вычислению плотности предложенных образцов.

1)Измерение массы тел;

2)Измерение или вычисление объема тел;

3)Вычисление плотности тел;

Можно ли свести всё многообразие решений задач к нескольким этапам, какие этапы являются общими для различных предметных областей (физики, химии)?

3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальная форма работы).

Задача В лабораторной работе измеряют массу m и ребро a пяти образцов кубической формы.

Составить программу для расчета плотности вещества.

Реализация решения задачи на языке программирования:

1)Определить сколько массивов нужно использовать для ввода измерений. Какова их размерность?

Ответ: Исходными данными являются масса и размер образцов . Будем вводить эти данные с клавиатуры и помещать соответственно в массивы m и a . Индексом массивов будет номер образца от 1 до 5.

2)Каким образом будем вычислять плотность каждого образца? Каким образом вывести полученные данные . Обязательно ли использовать для этого третий массив?

Ответ: Алгоритм решения задачи основан на использовании формулы плотности вещества d = m/v = m/a 3 .

Вычисление и вывод результатов в таблицу производятся в цикле for .

Требуется вычислить и вывести в таблицу плотность вещества каждого образца . Чтобы не создавать еще один массив , будем производить вычисления непосредственно при выводе в процедуре writeln() .

3)К какому числовому типу принадлежат элементы массивов m и a?

Ответ: Масса измеряется в граммах , а размер в сантиметрах с точностью до одного десятичного знака . ( вещественный тип ). Таким образом , переменные могут быть описаны так

var m, a : array[1..20] of real;   i: integer;

Программа имеет вид :

program Primer10_3;

var m, a : array[1..5] of real;

i: integer;

begin

writeln(‘ попарно вводите массу ( в г ) и ребро ( в см ) образцов ’);

for i:=1 to 5 do

readln(m[i], a[i]); { ввод m и a }

writeln(' образец : масса : ребро : плотность ');{ заголовок таблицы }

for i:=1 to 5 do

writeln(i:4, m[i]:10:2, a[i]:9:2 , m[i]/(a[i]*a[i]*a[i]):10:2); { вывод }

end.

4.            Физкультминутка гимнастика для глаз

5.            Закрепление нового материала (репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).

Используя шаблон программы, выполнить упр1(а) стр65

var h:array[1..6] of integer;

i:integer;

begin

{----------ведите текст программы---------}

end.

6.            Подведение итогов урока.

Сформулировать этапы решения домашней задачи (упр1(б) § 10),

Рефлексия

1.Расскажите, что нового вы изучили на уроке

2.Перечислите основные этапы составления программы для решения практических задач из разных предметных областей

3.Какую цель вы ставили перед собой при изучении новой темы? считаете ли вы цель достигнутой.

4.Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Кратко рассказать о том, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.

7.            Домашнее задание.

Изучить материал § 10 (с. 56—60), выполнить упражнение 1 (Б).