contrast version


Учитель информатики второй квалификационной категории Кухта О.И.

 

10 класс

Урок «Структурирование информации с использованием информационных моделей»

 

Скачать архив с приложениями к уроку

 

Цели урока:

v расширить представления учащихся о словесных и табличных информационных моделях;

v сформировать представление учащихся о принципах организации текстовой информации в табличном виде при работе в табличном процессоре MS Excel, предназначенном для обработки числовых данных.

Задачи урока:

 

Обучающие :

v научить алгоритму составления табличных моделей;

v сформировать представление о взаимосвязанных расчетных таблицах;

v вспомнить алгоритм создания и заполнения расчетных таблиц при работе в табличном процессоре;

v закрепить навыки работы в программном комплексе MS Excel;

Развивающие:

vразвивать способность учащихся анализировать информацию;

vсформировать представление о табличном решении экономических задач;

vразвивать образное, критическое мышление;

vразвитие системного мышления.

Воспитательные:

v сформировать культуру грамотной работы с текстом при оформлении таблиц;

v воспитание творческого подхода к работе;

v профориентация.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

технология критического мышления, развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии, работа в группах с учетом способностей учащихся, активное взаимодействие ученика и учителя.

Необходимое оборудование и материалы:

ПК, телевизор, компьютерный класс с заготовками для работы учащихся, раздаточный материал.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент, актуализация знаний. Повторение понятий “модель”, “информационная модель”.

Учитель:

- На прошлом уроке мы изучили тему “информационные модели”, давайте вспомним, что же такое модель? (Модель – упрощенное представление о реальном объекте, процессе явлении) (слайд 1)

– А что такое информационная модель? (Информационная модель – совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром). (слайд 2)

- Какие методы описания моделей Вы знаете? (Словесный, графический и математический) (слайд 3)

- А теперь я предлагаю вам поработать в группах (3 группы по 4 человека). У каждой группы на столе находятся карточки, демонстрирующие различные информационные модели, сразу хочу обратить ваше внимание на тот факт, что все они отражают различные свойства одного объекта. Ваша задача распределить предложенные информационные модели по группам и определить какой реальный объект они описывают.

- Молодцы. Скажите, пожалуйста, какую информационную модель вы сейчас построили?

(Табличную)

- К какому виду табличных информационных моделей мы можем ее отнести? Какие виды таблиц вам известны? (объект - свойства, объект – объект, двоичная матрица; данная таблица вида объект - свойства).

- Ребята как вы думаете, чем мы с вами сегодня займемся на уроке? (построением табличной информационной модели)

- Сформулируйте тему урока. (Табличные информационные модели) (слайд 4)

 

II. Объяснение материала, практическая работа (формирование представления учащихся о принципах организации текстовой информации в табличном виде.)

Учитель:

- Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? (Научиться строить табличные информационные модели по заданному тексту).

- Точнее цель нашего урока – научиться преобразовывать текстовую информацию в табличную информационную модель. (слайд 5)

- У вас не возникало вопроса для чего вообще нужно преобразовывать текст в таблицу, можно ведь и с текстовой информацией работать? (Табличная форма придает наглядность данным, структурирует данные, позволяет увидеть закономерности в характере данных.)

- Вы правы. При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя. В табличной модели перечень однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) таблицы. Табличная модель дает возможность совмещать таблицы с диаграммами и графиками.

- Ребята мы будем сегодня моделировать, поэтому проведем урок в виде практикума. Работать вы будете в парах. Но прежде чем приступить к работе вспомните основные этапы процесса моделирования. С чего начнем? (с постановки задачи) (сайд 8)

- Хорошо представите, что вы являетесь руководителями небольших частных предприятий. В штате вашей организации числится, к примеру, шесть человек. В целях экономии средств, всю бухгалтерскую работу приходится вести вам. И вот настало время начислить сотрудникам заработную плату. У вас на руках имеется статья из журнала «Главбух» с описанием процесса начисления оплаты труда (Приложение 1). Данный текст имеется у вас на столах. Как называется данная модель? (вербальная)

- Кроме этой статьи уже имеются разработанные ранее таблицы надбавок, налоги, перечень должностных окладов и штатное расписание. Ваша задача создать сводную таблицу расчета заработной платы за ноябрь, которая по введенным данным сама производила бы расчет начисленной и выданной на руки заработной платы. Задача поставлена, что мы делаем дальше? (разрабатываем модель) (слайд 8)

- При разработке табличной модели:

Алгоритм построения табличной модели: (слайд 7)

ü Внимательно ознакомьтесь с текстом вербальной модели.

ü Определитесь со структурой таблицы (количество и содержание столбцов и строк).

ПОМНИТЕ!!!

При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя. В табличной модели перечень однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) таблицы.

ü Внесите в таблицу необходимые данные (воспользуйтесь уже имеющейся информацией в готовых таблиц)

ü Внесите формулы в расчетные ячейки таблицы.

- Какой программой удобней пользоваться для создания расчетных таблиц? (MS Excel) (слайд 8)

- С работой в данной программе мы с вами знакомились чуть ранее. Давайте освежим наши знания. (демонстрация MS Excel ) Что является минимальным элементом электронных таблиц? (Ячейка)

- Какую информацию можно занести в ячейку? (текст, число, формулу)

- Как записать формулу в ячейку? (поставить знак равенства и указать ячейку мышкой из которой берем данные и арифметические знаки или вставить существующие функции вкладка Формулы)

- Как можно закрепить ячейку, т.е создать абсолютную ссылку( поставить знак $ перед именем строки и столбца)

- Ребята, так как у вас уже имеются готовые таблицы и они расположены на различных листах книги, а данные этих таблиц участвуют в расчетах вам необходимо будет к ним обращаться в формулах. Для этого мы в начале в ячейке с формулой ставим знак =, далее переходим на нужный нам лист книги MS Excel и щелчком мыши выбираем нужную ячейку. Действие подтверждаем нажатием клавиши Ввода. Такие таблицы называют взаимосвязанными.

- К созданию модели можно будет приступать, но что вы сделаете после того как ее разработаете? (протестируем и проверим результат соответствует ли он поставленной цели)

- Молодцы разбейтесь на пары и приступайте к работе, все дополнительные данные находятся в файле (Приложение 2). Таблицу создаем на листе «Расчет заработной платы». Подойдите к решению задачи творчески.

Ученики выполняют практическую работу.

 

III. Подведение итогов урока. Запись домашнего задания (слайд 9)

- Подведем итог нашей работы на уроке. Для этого составим синквейн отражающий то, чему вы научились сегодня на уроке, какие моменты, изученные ранее, вы вспомнили и что нового узнали.

Синквейн:

1.Назовите одно слово существительное, выражающее главную мысль.

2.Назовите два прилагательных связанных с темой нашего урока.

3.Назовите три глагола, описывающие действия.

4.Составьте фразу обобщающую все ранее сказанное и подводящую итог нашего урока.

5.Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

- А теперь оцените срою работу на уроке, для этого перейдите на лист MS Excel книги

 

IV. Рефлексия

Я узнал(а)

Я научился(лась)

Матермал на уроке мне был понятен и доступен (весь, частично, непонятен)

Лучше всего у меня получилось

У меня возникли трудности

Я доволен своей работой на уроке (полностью, частично, нет)

На уроке мне было интересно (да, частично, нет)

Я готов применять полученные знания на практике (да, частично, нет)

Свою работу на уроке оцениваю на оценку