contrast version

Тема: Спряжение глаголов в будущем времени

Цель К концу урока учащиеся будут знать о двух формах глаголов будущего времени и способах их образования; будут уметь правильно спрягать глаголы в будущем времени, определять спряжение.

 

Тема

Спряжение глаголов в будущем времени

Цель

К концу урока учащиеся будут знать о двух формах глаголов будущего времени и способах их образования; будут уметь правильно спрягать глаголы в будущем времени, определять спряжение.

Задачи

Создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей( анализ, сравнение, обобщение, умение выделять главное и делать выводы);

Способствовать формированию коммуникативной культуры(составление предложений, умение писать под диктовку);

Содействовать развитию познавательной активности учащихся, орфографической зоркости учащихся посредством рейтинговой системы.

План урока

1.Организа-

ционный этап.

- Внимательно прослушайте стихотворение, сосчитайте количество слов той части речи, которую мы изучаем.

На уроке я сижу,

Не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю.

- Сколько глаголов прозвучало? (6)

- Оценивать свою работу вы будете сами на протяжении всего урока. Результат будете отмечать в оценочных листах.

  1. 2.Этап актуализации

знаний

1.Чистописание

фе ия про сс

- Какое слово можно составить?

- Подберите синоним (специальность, работа)

2.Словарно-орфографическая работа (оценивание)

- Вставить пропущенные буквы. Устно назвать профессии. Приём «Ассоциации»

Р..кета – (космонавт)

Г..зета – (почтальон)

Пл..нета – (астроном)

Тро..ейбус – (водитель)

П..года – (метеоролог)

Кил..гра…. – (продавец)

К..нфета – (кондитер)

..хота – (охотник)

Сп..ктакль – (актёр)

Б..бли..тека – (библиотекарь)

- В каких словах не совпадает количество букв и звуков? Подчеркните.

- Составьте с любым из словарных слов предложение, которое осложнено однородными членами.

Расширение кругозора уч-ся:12 апреля отмечается День космонавтики. Именно в этот день в 1961 году совершил первый полёт в космос Юрий Гагарин. Этот исторический факт из прошедшего времени.

- Мы продолжим изучение спряжения глаголов. Но о каком времени будем говорить сегодня?

Работа в парах.

- Работаем устно. Обсуждаем предложенный вопрос и формулируем тему урока.

Карточка.

Прочитайте. О каком времени глаголов идёт речь?

Если глагол обозначает действие, которое произойдёт после момента речи, то этот глагол стоит в …………………… времени и отвечает на вопросы что…………….., что …………………. .

 

- О каком времени будем говорить на уроке?

(о будущем)

Значит, какая тема урока?

На доске тема урока : Спряжение глаголов в будущем времени

- Какую цель поставим перед собой?

- Какие знания и умения нам понадобятся, чтобы достигнуть цели?

 

Знаю

в начале урока

Знаю

в конце урока

Хочу знать

Узнал

На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени

 

 

 

 

Как спрягаются глаголы в будущем времени

 

 

 

 

Определяю спряжение глаголов с опорой на памятку

 

 

 

 

Умею спрягать глаголы в будущем времени

 

 

 

 

 

Зарядка для глаз

3 . Этап изучения нового материала

- Поставим вопрос к глаголу спеть и проспрягаем его в будущем времени. (Что сделать?)

- Какую грамматическую категорию глагола нужно определить, чтобы не ошибиться с написанием окончания? (спряжение)

- Что такое спряжение? Как его определить? Какие исключения вы знаете?

Я спою Мы споем
Ты споешь Вы споете
Он споет Они споют

– Что происходит с окончанием глагола? (Оно изменяется.)
Вывод:

Вопрос к инфинитиву: что сделать? – вопрос будущего времени: что сделает? - изменяется окончание глагола

– Проговорите это правило в парах.


–Проспрягаем глагол «петь» . Вопрос: (что делать?).
Я буду петь.

Ты будешь петь.
Он будет петь.
Мы будем петь.
Вы будете петь.
Они будут петь.

– Обратите внимание, как изменяется окончание при спряжении глагола. (Изменяется только окончание у глагола «быть», сам глагол не изменяется.)
Вывод:

Вопрос к инфинитиву: что делать? – вопрос будущего времени: что будет делать? - изменяется окончание глагола быть +инфинитив

– Проговорите это правило в парах.

 

Пропедевтика:
В русском языке существует 2 формы будущего времени: ПРОСТАЯ и СЛОЖНАЯ формы. Попробуйте соотнести образованные нами формы глаголов с этими терминами.

ПРОСТАЯ СЛОЖНАЯ

(спеть) (петь)

 

- Составьте опорную схему образования формы глаголов будущего времени.

 

Инфинитив

 


Что сделать? Что делать?

Буд.вр.

 

Что сделает? Что будет делать?

 

 

Изменяется Быть (измен. окончание) + инфинитив

 

 

Правило в учебнике с. 97 ( сравнение собственных выводов с правилом в учебнике) – самостоятельное чтение.

 

4.Этап закрепления

1. Упр.153 (учебник) – выполнение с коментированием у доски + определение спряжения глаголов

 

2. Дифференцированная работа (оценивание)

 

 


Списать, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть глаголы в форме буд.времени, указать спряжение и лицо.

Р..бята сдела..т к..рмушку и п..вешают её на б..рёзу. К к..рмушк.. будут прил..тать сн..гири, в..робьи, голуби.

 

Подобрать к именам существительным глаголы, указывающие на действия людей. Записать словосочетания, определить время, спряжение, лицо.

Художник, кузнец, учитель, водитель, продавец, доктор.

 

Перевести на русский язык. Определить время, число и спряжение глаголов.

Хутка прыйдзе вясна. Сонца згоніць снег. На дрэвах будуць набухаць пупышкі.

 

Физкультминутка

5. Этап применения знаний

1. Письмо под диктовку (оценивание)

Тракторист пашет землю под посевы, а каменщик строит дома из камня.

-Подчеркнуть главные члены и определить падеж существительных.

Оценивание.

2.Самостоятельная работа

Упр. 155 (по вариантам)

  1. 6.Этап контроля

Проспрягать глаголы в форме будущего времени (1 уч-ся у доски)

Просить, сварить

- Дополните предложения:

  1. 1.Если инфинитив отвечает на вопрос что делать?, то в будущем времени отвечает на вопрос……….(что будет делать?)

 

  1. 2.Если инфинитив отвечает на вопрос что сделать?, то в будущем времени отвечает на вопрос……….(что сделает?)
  2. 7.Этап подведения итогов

- Достигнута ли цель урока?

- Заполните 2-ую и 4-ую колонки в листе самооценки.

Посчитайте баллы. Кол-во баллов соответствует вашей отметке за урок.

9б – 9

8 б – 8

7б- 7

6 б- 6

5 б – 5

4 б – 4

3 б – 3

Если есть исправления – -1 балл

  1. 8.Этап рефлексии

ПРОФЕССИЯ

- На каждую букву подберите прилагательное, каким был для вас урок.

  1. 9.Этап информирова-

ния о домашнем задании

Дифференцированное задание ( на выбор)

  1. 1. Карточка № 1

Проспрягать глаголы листать и купить в будущем времени. Определить спряжение. Выделить окончания.

  1. 2.Карточка № 2

Списать, вставляя пропущенные орфограммы. Подчеркнуть главные члены предложения. Выписать глаголы и указать время, спряжение, лицо и число.

Скоро звёзды тих..м свет..м уп..дут на дно р..ки. Я прощ..юсь с тёпл..м лет..м без печ..ли и тоски.

 

 

Лист самооценки

Задание

Количество баллов

Шкала оценки

Словарная работа

 

0 ошибок – 3 б.

1 ошибка – 2 б.

2 ошибки – 1 б.

Дифференцированная работа

 

Письмо под диктовку

 

 

Всего баллов: Отметка:

 

Индивидуальные задания.

Карточка 1

Записать глаголы в два столбца: 1 спряжение, 2 спряжение.

Рисовать, гнать, держать, брить, знать, ходить, смотреть, уметь, падать, исчезнуть.

Карточка 2

Вставить пропущенные буквы. Определить спряжение.

Чист..шь брюки, вздыха..те о лете, ход..м по полям, замеча..шь изменения, беле..т на лугу, груз..м вещи, перегиба..м палку, свет..т фонариком, жале..шь о прошлом, залива..м каток.