contrast version

САМОЦЕННОСТЬ РЕБЕНКА:

КАК ЕЕ ФОРМИРОВАТЬ

По мнению зарубежных и отечественных педагогов, психологов, детские стрессы, неврозы, тревожность, поведение «трудных» детей связаны чаще всего с чрезвычайно низким уровнем их самооценки – любое препятствие или неуспех становятся для такого ребенка испытанием, тестом на собственную ценность. Выдающиеся педагоги-гуманисты, психологи, такие, как Януш Корчак, карл Роджерс, Роберт Бернс, В.А.Сухомлинский и другие, доказали, что даже очень трудные проблемы воспитания разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения и отношений с детьми.

Ядром личности является «Я» – концепция, которая начинает складываться в дошкольном возрасте как система представлений ребенка о самом себе, своих возможностях, качествах (физических, интеллектуальных, нравственных и др.) и оценочного отношения к себе («Я» – отличник, «Я» – послушная дочь» и т.д.)

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.

1.Принимать ребенка таким, каков он есть! Любить его не за то, что он послушный, красивый, умный, способный и т.п., а просто за то, что он есть!

2.Выражать ребенку свое доброе, любящее отношение сообщать ему об этом в приветливом взгляде, в ласковом прикосновении, в словах.

3.Помнить, уважение к ребенку – не снисходительность, а разумная требовательность. Если ребенку трудно в учении, то не следует обсуждать его, читать ему нотации, наказывать, ругать его за исправление ошибок, им самим найденных, - это его труд, который надо ценить. Необходимо показать ему, что родители его понимают, следует помочь ему организовать свою работу, подсказать, как сделать лучше и т.п.

4.Замечания делать на фоне общего одобрения. Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не им в целом. Недовольство не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие ребенком себя.

5.Помнить о том, что многие дети не выносят сравнения себя с другими (братьями, сестрами), но безболезненно воспринимают сравнение с самим собой.

6.Формировать у сына (дочери) самоценность: начинать с повышения самооценки ребенка через организацию той деятельности, тех занятий, где у него получается лучше. Необходимо также изучать интересы и способности ребенка, поощрять добрые дела, малейшие успехи и достижения в том, где трудно, вселять веру и надежду в то, что у него получится.

7.Видеть в ребенке не только недостатки, но и достоинства, открывать и утверждать их, ценить в нем личность, человека! Только тогда любовь родителей станет деятельной и разумной, а воспитание правильным.


КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ ПРИОБРЕСТИ

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ.

Памятка для родителей по преодолению неуверенности ребенка.

1.Никогда не подчеркивай вслух такую черту характера своего ребенка, как неуверенность.

2.Не демонстрируйте эту черту характера посторонним людям.

3.Помните, что педагоги часто ассоциируют неуверенность с плохой успеваемостью школьников.

4.Поощряйте общение своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенности в своих силах.

5.Если ребенок сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу и не мешайте ему.

6.Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.

7.Вселяйте в своего ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова «Я в тебе уверен».

8.Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.

9.Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.

10.Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера с качествами характера детей, которые бывают у вас дома.

11.Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении неуверенности, заметьте ее и вовремя оцените.

Памятка для родителей.

Уважаемые папы и мамы!

Ваш ребенок неуверен в себе. Он нуждается в вашей помощи и поддержке. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться.

1.Хвалите своего ребенка за достижения которые дались ему трудом и упорством.

2.Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.

3.Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.

4.Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.

5.Говорите со своим ребенком по душам, дайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.

6.Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.

7.Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.

8.Спрашивайте своего ребенка о его проблемах, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.

9.Радуйтесь его победам над собой.

10.Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается

Упражнения для преодоления неуверенности и застенчивости учащихся.

Этот комплекс упражнений можно предложить учащимся для занятий с психологом. По результатам занятий психолог может выступить перед родителями со своими наблюдениями и предложениями по преодолению неуверенности ребенка дома.

Вовсе необязательно, чтобы все родители выполняли предложенные упражнения. Достаточно им об этом рассказать и порекомендовать выполнять вместе со своим подростком, объяснив ему необходимость работы над собой.

Упражнение «Автопортрет»

А. Предложите подростку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны.

Б. Пусть он еще раз опишет портрет, но от лица другого человека. Например: «На этом портрете нарисован человек, который…»

Упражнение «Мои эмоции»

Предложите ребенку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает. К примеру, страх, ужас, неуверенность, застенчивость,, стыд.

Упражнение «Незаконченный рассказ..»

Предложите закончить рассказ, начатый вами.

К примеру: «Парень пошел в лес за грибами и …»

Упражнение «Свет мой, зеркальце…»

Подростку предлагается поработать с зеркалом:

«Свет мой, зеркальце, скажи –

Я ль на свете всех …»

Упражнение «Сердце»

Предложите подростку нарисовать сердце, которое болит. На больном сердце нужно сделать рисунки, показывающие, от чего болит сердце.

Упражнение «Приятный или неприятный разговор».

Дайте подростку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, напористо или тепло, сердечно и т.д.

Упражнение «Дневник»

Учите записывать свои эмоциональные переживания и события, связанные с ними. Пусть ребенок иногда их перечитывает. Это поможет ему спустя некоторое время убедиться в том, что не все так плохо, а некоторые записываемые переживания ему самому покажутся смешными.

Упражнение «Фильм о моей жизни».

Предложите написать сценарий фильма о своей жизни. Причем, подросток изображается главным героем фильма. В фильме должна быть кульминация, завязка и развязка.

Упражнение «Письмо»

Предложите ребенку написать письмо своему сверстнику или взрослому, с которым у ребенка не складываются отношения или которого он боится. В этом письме подросток может высказать все свои отрицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуацией.

Упражнение «Перевоплощение».

Предложите подростку перевоплотится в: индейца – вождя племени, героя мультика «Ну, погоди!» – Волка, сказочного Гулливера, Кощея Бессмертного и Бабу Ягу. Затем обсудите с ним, какие чувства он при этом испытывал.

Все перечисленные упражнения помогут ребенку преодолеть неуверенность и застенчивость гораздо спокойнее и с меньшими эмоциональными потерями. Самое главное – не констатировать, что ваш ребенок застенчивый и неуверенный человек, а приложить все усилия, чтобы помочь ему.