contrast version

Отдел образования, спорта и туризма Оршанского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 20 г. Орши»

 

ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ

Я. А. ФАИЗОВА


 

Лютикова Татьяна Александровна,

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

 

 

 

ОРША 2013

 

ЦЕЛЬ: продемонстрировать систему работы на уроках русского языка в начальной школе с использованием моделей Я. А. Фаизова.

ЗАДАЧИ: - ознакомить с методом грамматического моделирования, разработанным Я. А. Фаизовым;

- определить целесообразность использования данного метода в образовательном процессе;

- продемонстрировать способы применения данного метода для решения учебных задач на уроках русского языка в начальной школе.

 

СОДЕРЖАНИЕ

I.Актуальность рассматриваемого вопроса.

1.Проблемы современного обучения русскому языку в начальной школе.

2.Способы решения данных проблем.

3.Авторство идеи грамматического моделирования.

II.Теоретическое обоснование использования метода грамматического моделирования.1.Слова – модели.

2.Программные вопросы, решаемые с помощью моделирования.

3.Системный подход в обучении младших школьников русскому языку.

III.            Практическое применение системы в начальной школе.

 

I.Актуальность рассматриваемого вопроса.

1.Проблемы современного обучения русскому языку в начальной школе.

  Целью обучения русскому языку во 2 – 4 классах является формирование и развитие у учащихся умений и навыков эффективного владения языком (в устной и письменной форме) в различных ситуациях общения. [1] Это значит, что на первый план в современном образовании выступает коммуникативная функция речи. Сверхзадача каждого учителя при обучении русскому языку – научить ученика создавать самостоятельное речевое высказывание. Необходимые требования к таковому: смысловая составляющая и грамотность.

   В то же самое время основной проблемой современной школы является безграмотность и неумение сформулировать свои мысли не только в письменной, но и в устной форме. А ведь «нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» - считал Паустовский К. Г.

  Множество причин можно найти для объяснения данной ситуации: дети стали мало читать, родители не уделяют внимание общению с ребёнком, бабушки, читающие детям сказки и развивающие их речевые способности, перестали быть закономерностью современных семей, всё больше детей с особенностями речевого развития. Учебные пособия теряют свою ценность, сформировать качественную речь у младшего школьника за 3 часа в неделю невозможно!

 

2.Способы решения данных проблем.

  Что делать? Сколько усилий прилагают учителя для улучшения речевых качеств учащихся! Многие ищут и находят свои приёмы, формы, методы. Имея подобную мотивацию, я так же стала анализировать методический и практический материал, связанный с данным вопросом. В результате определились проблемные моменты в обучении.

1)Часто ошибочное написание слов связано с тем, что ребёнок элементарно не понимает их лексического значения. Меняется общество – меняется язык. Обычные для нас слова становятся устаревшими и неупотребительными в лексиконе современных детей. (Например, простое слово «солонка». Нет предмета в быту – не знаем, что обозначает это слово.)

  Непонимание смысла слова ведёт к неправильному подбору проверочного слова.

2)Подбирая проверочные слова для разнообразных ситуаций, дети не справляются с орфографической задачей в синтаксической конструкции, в условиях, когда слово изменено или использованы родственные слова.

  По какой-то причине учащиеся не связывают формы слова и однокоренные слова с исходным словом в начальной форме.

3)При составлении самостоятельного речевого высказывания (предложения, текста письменного или устного) ученики забывают обо всех правилах, изученных ранее.

  Может быть, учащиеся не умеют видеть взаимосвязь слов, т. е. не владеют синтаксическими навыками?

В итоге я определила основные направления работы:

- с первой минуты ребёнка в школе работать над пониманием лексического значения слова;

- формировать лексический запас речи, опираясь на семьи слов (родственные слова);

- учить понимать зависимость лексического значения слов от контекста.

  Ключевое слово – КОНТЕКСТ, а это значит – синтаксическая конструкция, которая становится целью и средством обучения русскому языку.

 

3.Авторство идеи грамматического моделирования.

  Ученики 6-7-летнего возраста не имеют физиологических и психологических предпосылок для усвоения такого абстрактного материала, как части речи, морфемы, род, падеж и т. д. Поэтому возникает необходимость перевести языковые понятия в предметный уровень – использовать модель для обозначения абстрактных понятий. Моделирование - это метод позна­ния интересующих нас качеств объек­та через модели. Это процесс создания моделей и действия с ними, позволя­ющие исследовать отдельные, интере­сующие нас качества, стороны, свой­ства объекта или прототипа.

  В 80-х гг. ХХ века талантливый таджикский учёный-лингвист Яват Ахметзянович ФАИЗОВ предложил систему обучения русскому языку таджикских детей, одним из составляющих которой было грамматическое моделирование. Данная система проходила апробацию в разных уголках Советского Союза. К сожалению, автор системы не успел довести работу до конца. Сама система была представлена сценариями уроков, по котором учитель хорошо представлял, что и как надо делать на уроке, какой цели достигать и какой результат должен получиться в итоге. [2]

  Ещё в начале ХХ века Алекса́ндр Матве́евич Пешко́вский (11 (23) августа 1878(18780823), Томск — 27 марта 1933, Москва) — российский и советский лингвист, профессор, один из пионеров изучения русского синтаксиса разрабатывал особый взгляд на русскую грамматику. Грамматика у Пешковского абсолютно реалистична: она начинается с формы, с того, что может слышать, видеть, сопоставлять каждый. [3, 4]

  В 80-х гг. ХХ века также активно пропагандировались и апробировались теории развивающего обучения, основанные на идеях академика П. М. Эрдниева об обучении по методике УДЕ (укрупнения дидактических единиц).

  Таким образом, система Фаизова собрала в себе прогрессивные идеи ХХ века об обучении русскому языку. В наше время российские учёные – лингвисты и учителя-практики также обращаются к данной теории. Так в 2008 году в Адыгейском государственном университете при координации ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» Микеровой Галиной Жоршовной защищалась диссертация «Лингводидактические идеи обучения русскому языку по технологии УДЕ в начальных классах». Теоретическую основу исследования составили в том числе идеи А. Я. Фаизова и П. М. Эрдниева. [5]

 

  Микерова Галина Жоршовна - заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, Отличник народного просвещения, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный доцент КубГУ; член диссертационного совета КубГУ, член Ассоциации «Поддержка модернизации начального образования»; руководитель двух магистерских программ по направлению «Педагогическое образование».Автор 130 публикаций, из них 5 монографии, 6 учебных пособий. [6]

 

II.Теоретическое обоснование использования метода грамматического моделирования.

1.Слова – модели.

  Предлагаю рассмотреть модель предложения, на основе которой строится обучение русскому языку, поскольку лексическое значение слов становится понятным через связь с другими словами.

  Все слова делятся на группы по сходству грамматического значения – это части речи. Слов в группе много, значит, обозначаем их общей моделью, которая подскажет, какая группа нужна для употребления в речи. Значение предметности обозначается моделью КТО или ЧТО, значение действия – моделью ЧТО ДЕЛАЕТ, ЧТО СДЕЛАЕТ, значение признака - КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ. Так же добавляются слова, объясняющие условия действия - КАК, КАКИМ ОБРАЗОМ, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, ЗАЧЕМ и т. д., слова, обозначающие предметы, но в изменённой форме и слова – помощники, которые иногда необходимы для связи слов по смыслу.

  В итоге получается модель простого распространённого предложения с указанием синтаксических связей. Таким образом, особенность изучения грамматики заключается в том, что части речи изучаются на синтаксической основе – на их свойствах грамматически сочетаться друг с другом в предложении. На основе подстановки одного слова вместо другого и строится изучение грамматики. В процессе формирования грамматических умений и навыков обогащается активная лексика учащихся, развивается их речевая активность, речевое мышление.

  А. М. Пешковский писал, что «вопросы – это могила понимания, это дурман, который наводит тяжёлый и бездумный сон и на учителя, и на ученика, сон, который в школе носит название – грамматика». Исходя из этого, слова – модели нельзя использовать традиционно как вопросы, слова – модели – это «идеальные части речи». [2]

 

2.Программные вопросы, решаемые с помощью моделирования.

  В процессе ежедневной работы с данными моделями учащиеся достаточно легко усваивают программные вопросы.

  Изучение частей речи и их грамматических категорий происходит не изолированно, а в системе их взаимодействия.

  Ученики учатся понимать, как и почему меняется слово. Активная работа со словоформами ведёт к повышению грамотности. Одна из проблем, обозначенных в начале сообщения – неузнавание слова в контексте и ошибочное написание при условии правильного решения орфографической задачи в изолированном слове. В результате работы по моделям Фаизова дети распознают форму слова, а значит, пишут грамотно.

  Аналогично происходит усвоение написания родственных слов. Так как в процессе работы выясняется, что слово может не только менять форму, но и имеет родственные значения, соответствующие другим моделям. Например, вода – модель ЧТО, водный – модель КАКОЙ.

  А поскольку посредством моделирования отрабатываются и синтаксические связи, ученики без затруднений опознают слова и целостные предложения в речи, грамотно оформляя соответствующие записи. Это способствует и более осознанному написанию слов в диктанте или самостоятельном высказывании, а значит, ведёт к повышению грамотности.

 

3.Системный подход в обучении младших школьников русскому языку.

  Таким образом, в обучении русскому языку осуществляется системный подход, что позволяет говорить о технологии укрупнения дидактических единиц. Если мы говорим об орфограммах, мы анализируем состав слова (форма слова - изменение окончания) и подбираем родственные слова (говорим о лексике и словообразовании). Части речи (морфологию) мы изучаем через синтаксис – связь в предложении и словосочетании.

  Данная работа ведётся с 1 класса и носит концентрический характер: постоянное возвращение к одним и тем же речевым процессам, явлениям и вопросам, но с введением нового понятия - на более высоком уровне, углубляя и расширяя знания.

 

III.

  Приведу несколько примеров организации работы с использованием системы Фаизова.

В 1 классе на первых уроках обучения грамоте в октябре по Букварю изучается предложение, схема предложения, предлагается составить предложение по картинкам. Как это сделать? Выясняем с учениками, для чего надо составлять предложение, что мы хотим рассказать: назвать предмет (объект) и объяснить, что он делает. Например: «Человек идёт». Далее подбираем слова, чтобы рассказать, кто ещё может идти - девочка, мальчик, собака, кот и т. д.   Предлагаю ученикам использовать карточку, которая подскажет, какие слова надо придумать: карточка с подсказками – моделями КТО, ЧТО.  

Останавливаемся на слове «человек». Что ещё может делать человек? Вводится карточка с моделями ЧТО ДЕЛАЕТ, ЧТО СДЕЛАЕТ.

Появляется первая синтаксическая связь – два главных слова для выражения мыслей. (Приложение 1.)

 

На следующем занятии мы говорим о взаимозаменяемости слов. Вводим вопросительный знак.

«Кто идёт?» - это вопрос. Обращаем внимание на интонацию и знак в схеме ?

Для ответа подбираем слова модели КТО. Схематически записываем ответ с точкой в конце. Обращаем внимание, что на первом месте может быть любое слово модели КТО, но данный предмет (объект) обязательно должен уметь ходить (включается лексическое значение слова).

Далее работаем с заменой слова «идёт», остановившись на одном объекте. Снова включается понимание лексического значения слова. Например, «Человек опадает» говорить нельзя, по смыслу слова не подходят. Делаем вывод о том, что предложение должно иметь смысл. Тренируемся в определении предложения и бессмыслицы.

 

На следующем занятии слушаем и рассматриваем по картинкам сказку В. Сутеева «Яблоко». Составляем предложение из двух слов:

Заяц нашёл ...

Ворона сорвала ...

Ёж словил ...

Медведь разделил ...

Делаем вывод, что непонятно, о чём идёт речь. Не хватает слова «яблоко». Определяем, что модель этого слова ЧТО. В предложении оно становится третьим. Делаем вывод, что привязывается это слово к модели ЧТО ДЕЛАЕТ, ЧТО СДЕЛАЕТ (в нашем случае ЧТО СДЕЛАЛ, ЧТО СДЕЛАЛА).

 Через урок работаем по сюжетной картинке и составляем предложение

«Дети собирают урожай». Но в задании надо составить предложение из 4 слов, да ещё и воскликнуть – появляется «!». Знак обозначает, что у нас много чувств, нам даже хочется крикнуть – воскликнуть. Это восклицательный знак. Почему много чувств? (Восхищаемся.) Чем восхищаемся: детьми, урожаем или тем, что собирают урожай? Нас восхищает урожай. Почему? Потому что он большой!

Так появляется ещё одна модель КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ, которая привязывается к модели слова УРОЖАЙ.

Тренируемся произносить восклицательное предложение, при этом выясняем, что последовательность слов меняется: «Дети собрали большой урожай!» или «Большой урожай собрали дети!».

 

Также вводятся модели наречий и предлогов. (Приложение 2.)

На каждом уроке ведётся работа по развитию речи. Составляются предложения по заданию из 2, 3, 4 и т. д. слов с ориентиром на то, что сначала придумываем объект (КТО, ЧТО), далее рассказываем, что этот объект делает, и уточняем своё высказывание. Интересна работа и по составлению предложения с заданным словом любой модели, заданными двумя словами.

В системе Фаизова устная работа вообще имеет большое значение, так как позволяет выполнять большое количество грамматических упражнений.

 

Пример работы с деформированным предложением.

Сначала надо ознакомиться со всеми словами и представить, о чём пойдёт речь.

Далее выбирается главное слово КТО, ЧТО.

Затем определяется действие этого объекта.

Остальные слова привязываются к объекту или действию.

Предложение записывается схематически или буквенно.

 

К концу 1 класса возможно синтаксическое, грамматическое и лексическое редактирование предложений. Одновременно с этой работой происходит пропедевтическая работа по ознакомлению с различными грамматическими категориями.

Например, род и число имён прилагательных.

Ученики читают текст и исправляют ошибки.

«Село Берёзовка стоит на реке Нёман. Кругом густАЯ леса и широкИЙ поля. На полях зреет большИЕ урожай. КрасивАЯ наше село.»

В процессе исправления ошибок ученики объясняют свой выбор: «Леса - ОНИ – модель КАКИЕ - густые».

 

 

Работу по орфографии с помощью грамматического моделирования также начинаю с 1 класса.

Дети читают чистоговорку, тренируются произносить, характеризуют звуки и т. д.: «Дед делил дыни». Затем детям предлагается данное предложение разместить в модели предложения. Каждое слово напечатано на отдельной карточке. Для этого надо определить, какое слово-предмет главное, поместить его на место модели КТО, ЧТО. Для другого слова-предмета найти модель среди предложенных на другой позиции - изменении слов-предметов.

На последующих занятиях дети составляют предложения по заданным словам. Например, первое предложение со словом «собака», а второе предложение со словом «о собаке».

Постепенно формируется понимание формы слова в зависимости от контекста.

Во 2 классе провожу работу по умению находить проверочное слово среди родственных слов или среди форм слова с орфограммой.

Ученикам предлагается прочитать слова и найти лишнее: розы, без роз, розочка, роза.

Постепенно приходим к выводу, что «роза» - представляем один цветок, «розы» - такие же цветы, но их много, «без роз» - таких цветов нет, значит, исходя из лексического значения, это одно и то же слово.

Когда мы говорим «розочка», мы представляем не точно такой же цветок, а похожий на первоначальный, но меньше. Исходя из лексического значения, «роза» и «розочка» - родственные слова из одной семьи.

Далее к доске выходит один ученик, например, девочка с косичками – Юля. Меняя слово «Юля», поворачиваю ученицу к детям разными сторонами: «Юли» - видим 1 косичку, «Юле» - видим спину, «Юлю» - видим другую косичку и т. д. Делаем вывод: слово изменяется – «поворачивается разными сторонами», но своего образа не теряет. Это формы слова.

Пробуем записать разные формы слова и видим, что запись слова изменяется только в конце: РОЗ+А= РОЗА

                  РОЗ + Ы=РОЗЫ

                  РОЗ +ОЙ = РОЗОЙ

На одном из следующих уроков пробуем изменить слово «гриб». С помощью моделей изменяем слово и выясняем, что в слове «гриб» на конце орфограмма – парная согласная, а при изменении этого слова звук [б] оказывается в сильной позиции.

  Таким образом, определяется один из действенных способов проверки парных согласных – изменение слова по модели НЕТ ЧЕГО, КОГО в ед. или мн. числе в зависимости от ситуации.

  Далее организуется ежедневная тренировка по выделению в наборе слов форм одного и того же слова и по проверке орфограмм данным способом.

 

 

  Грамматическое моделирование Я. А. Фаизова позволяет организовать системное обучение русскому языку с высоким уровнем пропедевтики всех языковых понятий. К изучению нового материла в соответствии с государственными программами и календарно-тематическим планированием ученики приходят с определённым набором представлений, знаний, умений. На уроке остаётся только обобщить и конкретизировать уже имеющиеся знания.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1.Учебные программы для IIV классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения, утверждённые Министерством образования Республики Беларусь. – Минск: НИО, 2009, 2011, 2012.

2.Рэутовіч, Т., Карабіцына, І. М. Навучанне беларускай мове па сістэме А. Я. Фаізава / Т. Рэутовіч, І. М. Карабіцына// Пачаткова школа.- 1993. - № 9-10.

3.Пешковский Александр Матвеевич / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. – Дата доступа: 23.02.2013.

4.Пешковский Александр Матвеевич / [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://fonetica.philol.msu.ru/bibl/pesh.htm. – Дата доступа: 21.02.2013.

5.Микерова Г.Ж. Моделирование и проектирование методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц: монография /Г.Ж. Микерова. Краснодар, 2008.// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.kubsu.ru/University/departments/PPK/MODEL.PROEKT.doc. - Дата доступа: 23.02.2013.

6.Микерова Галина Георгиевна / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.kubsu.ru/University/.../PPK/nach_edu.php. - Дата доступа: 23.02.2013.