contrast version

Отдел образования, спорта и туризма Оршанского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 20 г. Орши»

 

Организация работы

по обогащению словарного запаса учащихся


 

Лузгина Елена Геннадьевна

учитель начальных классов

руководитель методического объединения учителей начальных классов

высшей квалификационной категории

 

ОРША 2013

 

Тема: Организация работы по обогащению словарного запаса учащихся

 

Вопросы для обсуждения:

2.1.   Система работы со словами, написание которых нужно запомнить

2.2.   Развитие связной речи учащихся на уроках русского языка и русской литературы

 

СЛАЙД 2

Словарная работа ?

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная педагогически, целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный учёный-методист А.В.Текучев.

СЛАЙД 3

Словарная работа является одним из основных звеньев разнообразной работы на уроках русского языка. Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий.

СЛАЙД 4

Передовой опыт учителей и специально проведенные эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Как часто ученикам приходится сталкиваться с такими словами как ромашка, лопата, каток и др., которых нет в списке словарных слов, а они употребляются в речи довольно часто. Но ведь от того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение социальной адаптации выпускника.

СЛАЙД 5

Я предлагаю вашему вниманию систему словарной работы, которую использую я. По принципу групп слов, созданных когда-то С.Н.Лысенковой, мои ученики работают с наборами слов. Наборы слов состоят из нескольких групп, которые формируются по тематическому или орфографическому принципу. В отличие от системы работы С.Н.Лысенковой, где данные группы слов использовались лишь на уроках, мои ученики имеют папки, где хранятся как изучаемые наборы, так и уже изученные, поэтому они имеют возможность и дома повторять нужные им слова.

СЛАЙД 6

Работа по изучению группы слов проводится не только на уроках русского языка, но и на уроках математики, изобразительного искусства, человек и мир, классных и информационных часах.

Попробуйте предложить варианты заданий по изучению слов из набора №1 группы№15 на всех перечисленных предметах.

Например, на уроках математики мы решаем задачи, в текст которых включены изучаемые слова, после того, как написаны пояснения, я прошу проверить написание слов. На классном часу, например, мы разговариваем о разнообразии цветов, их красоте, «привычках», для подведения итогов проводится игра «Поле чудес», где без знания правописания слов не обойтись и т.д.

Как вы думаете, для чего должна проводиться такая работа на всех уроках?

Такая работа, даёт учащимся понять, что знание орфографии пригодится им не только на уроках русского языка, эти знания нужны им как в школе на каждом изучаемом предмете, так и в повседневной жизни: отправить SMS, написать маме записку, оставить заказ в библиотеке или магазине и т.д.

СЛАЙД 7

В наборы слов по русскому языку включены слова, которые дети довольно активно используют в своей речи, осталось только выучить их правописание. Срок изучения набора – одна четверть, группы – неделя (сроки варьируются в зависимости от усвоения). Слова включаются в любой этап урока по любой теме ( это зависит от учителя)

Предложите варианты заданий на уроке русского языка по разным темам и на разных этапах урока.

Примерные виды работы со словами:

  • орфографическое чтение;
  • постановка ударения;
  • деление на слоги и для переноса;
  • определение частей речи;
  • звуко-буквенный разбор;
  • разбор по составу;
  • подбор однокоренных слов
  • вставить пропущенные буквы;
  • исправить ошибку (если вы уверены в возможностях класса);
  • отгадать загадку (слово из группы – отгадка), загадку предлагает учитель;
  • зашифровать слово, т.е. составить загадку, чтобы одноклассники отгадали;
  • составить предложение со словом из группы, используя как можно больше слов данной группы, используя все слова данной группы;
  • подбор синонимов, антонимов;
  • работа с пословицами, поговорками, фразеологизмами, в состав которых входят эти слова.
  • работа с отрывками художественных произведений;
  • выборочный, зрительный и другие виды диктантов;
  • ребусы;
  • написание сочинений-миниатюр и т.д.

По завершении работы над набором проводится проверочная работа. Например, это диктант, который составлен самим учителем, включающий как можно больше слов данного набора.

Главное – надо проводить каждодневную, целенаправленную, разнообразную работу по усвоению написания слов.

СЛАЙД 8

Я считаю, что для многих детей, белорусский язык сродни иностранному. На белорусском языке не разговаривают дома, не читают сказки, его практически не слышно с экранов телевизора (очень мало современных белорусскоязычных детских программ). С наборами слов я работаю и на уроках белорусского языка, только первоначальная задача их использования отличается. Первостепенная их задача – обогатить лексику ребёнка, дать возможность оперировать белорусскими словами, следующая – усвоить их написание. Уже с первого класса слова включаются в активную работу, во втором, третьем, четвёртом классе расширение словарного запаса продолжается, но уже с усвоением написания слов. На этом этапе использую все виды заданий, которые описывались для уроков русского языка.

СЛАЙД 9

Все наборы слов по русскому и белорусскому языкам можете найти в статье «Словарная работа в начальной школе» в журнале «Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа» №12, 2009 г.

СЛАЙД 10

Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».

СЛАЙД 11

Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение их употреблять в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Это подтвердило и централизованное тестирование, которое проходило в прошлом году, когда выпускники затруднялись в определении значения слова телеграмма.

СЛАЙД 12

Это привело меня к мысли использовать на уроках русского и белорусского языка вид работы, который известен моим ученикам под названием «Аукцион». Для начала мы выяснили значение этого слова, потом ученики узнали, что «купить» слово, они могут, имея «деньги». «Деньги» - это

  • знание значения слова, которое было найдено в «Толковом словаре»;
  • определить часть речи;
  • подобрать однокоренные слова;
  • подобрать синонимы, антонимы (если возможно);
  • составить с этим словом предложение.

В классе есть полка, где стоят «Толковые словари», «Словари синонимов, антонимов» и др. русского и белорусского языка, по ним дети и готовятся к «Аукционам». Хотя данный вид работы настолько привлёк даже родителей, что такие словари появились у многих и дома. Родители говорят, что им самим интересно узнавать всё новые и новые слова. Они отмечают, что дети стали замечать эти слова в жизни и пользоваться ими в речи, а незнакомые слова становятся предметом их пристального внимания. На таких «Аукционах» в этом учебном году мы уже купили на уроках русского языка такие слова: гербарий, кульминация, нетто, профан, брод, брошюра, кайма, панацея, раритет, ажурный, вакцина, лохань, полиглот, эсперанто, амуниция, бис, интуиция и др. На уроках белорусского языка были такие слова: абеліск, гуманны, забабоны, тактоўны, адметны, біяграфія, гарэза, дарадчык, дзяруга, зграя, легальны, прэм’ера, роспач, экспрэс, галкіпер, здраўніца і інш.

Такие «Аукционы» проходят один раз в неделю в строго установленный день, ученики эти слова записывают в отдельную тетрадь, и при необходимости их перечитывают. Учитель может рассказать об этимологии этого слова, в каких жизненных ситуациях его можно употребить. Может спросить учащихся о следующем слове, может быть у детей возникнут какие-нибудь предположения, где оно употребляется. Эта работа, я считаю, помогает моим детям становиться победителями олимпиад, свободно общаться не только со сверстниками, но и взрослыми людьми.

СЛАЙД 13

Одна из сложнейших задач учителя начальной школы: научить строить предложения, сделать речь ученика (устную и письменную) грамотной и красивой.

Предлагаю для этого следующие виды упражнений.

Построение высказываний по образцу.

Пример-образец:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И.А.Бунин

 

Анализируем прочитанные строчки:

- С помощью каких приёмов автор описал лес? (сравнение, перечисление признаков)

 

 

- Попробуйте с помощью этих приёмов составить своё предложение о луге.

 

Широкий луг, словно драгоценный ковёр, весь в красных, голубых, белых цветах, раскинулся до самой реки.

СЛАЙД 14

 

Расширение, усложнение, украшение предложения.

Предложение до расширения:

Взошло солнышко.

 

Расширенный вариант:

Взошло, засияло над землёй весеннее и ласковое солнышко.

 

КАЖДОЕ СЛОВО!!!!

 

 

СЛАЙД 15

 

Одну и ту же мысль можно выразить предложениями различной конструкции.

Перед вами предложение: Не копай другому ямы, сам в неё ввалишься.

Попробуйте выразить эту мысль, изменив конструкцию предложения.

1) Кто … , тот … .

2)Если ты копаешь … , то можешь … .

3)Ты сам … , которую … .

4)Многие уже копавшие … , сами … .

5)Если сам не хочешь … , то не … .

6)Не надо другому … , потому что сам … .

7)Если бы ты не копал … , то сам не … .

8)Не копай …, чтобы … .

 

СЛАЙД 16

Верным помощником в умении грамматически правильно построить устный ответ, предложение в изложении, сочинении или просто на уроке является следующее упражнение.

Ученикам предлагаются тексты с пропусками:

  • окончаний разных частей речи
  • слов

Восстановление текста является непростой задачей для учеников, но после того, как данная работа в классе проводилась неоднократно, ученики довольно легко справляются с данным заданием.

В конце концов дети начинают чувствовать грамматическую и смысловую связь слов в предложении.

СЛАЙД 17

Научить грамотно строить свою устную или письменную речь одна из непростых и в то же время важных задач учителя начальных классов.

Для этого существует множество упражнений. Вспомним некоторые из них.

 

1. Редактирование текста.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

 

№1.Самая умная из моих собак – это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось, и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.

 

 

2. Раскрой тему

Прочитайте сочинения. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

   Первые цветы

Наступил март. Морозы утихли. Старые сугробы осели и стали плотными. Солнце льёт на землю тёплые лучи. Появились первые весенние цветы. Вчера прилетели первые вестники весны. Это грачи. Ребята нашего класса оберегают первые цветы.

 

3. Выбор местоимения

Прочитайте предложения. Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправьте ошибки.

1.Телёнок пасся на лугу. Он был такой красивый!

2.На берёзках сидят снегири. Они занесены снегом.

3.У Вити были рыбки. Он кормил рыбок каждый день.

 

4. Повторение слов

Прочитайте. Найдите ошибки и исправьте их.

1.Повар посолил суп солью

2.У Мальвины кудрявые локоны.

 

5. Прочитайте. Определите границы предложений.

1.По реке плывёт лодка. И плот.

2.Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.

3.Плывут караси пощипать зелёных листочков. Щука спряталась в зелени.

4.Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.

5.Я подошёл и услышал. Что собака громко залаяла.

 

СЛАЙД 18

Чтобы данная работа была эффективной, её нужно проводить систематически. Для этого мной собраны банки заданий, способствующих развитию речи. Их вы можете найти в журнале  «Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа» №7, 2013г. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

СЛАЙД 19

ИЗУЧАЙТЕ ЯЗЫК САМИ, ПОМОГИТЕ СВОИМ УЧЕНИКАМ. Ведь русский язык настолько разнообразен, что постигать его тайны можно всю жизнь. И пусть у ваших учеников не вызывает недоумение предложение:             Косил косой косой косой. (НЕ ЧИТАТЬ), потому что стоит посмотреть на лицо иностранца в разговоре с которым вы произнесёте это предложение.

- Объясните его смысл.