Отдел образования Оршанского горисполкома ГУО «Средняя школа №20 г.Орши»


 

Использование многомерных дидактических инструментов в начальной школе



Актуальность

Сегодня от ученика требуется умение критически мыслить, учиться целенаправленно, оперировать постоянно растущими объемами информации.

Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребёнку, а сделать этот процесс наиболее эффективным, организовать учебный процесс, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость

Учитель начальных классов         Почтарева Ольга Васильевна

Учитель начальных классов         Голубицкая Елена Васильевна


Цель технологии:

создать благоприятные условия для формирования универсальных учебных умений обучающихся, позволяющих осознанно воспринимать, систематизировать, запоминать и воспроизводить информацию.

Использование в процессе обучения многомерных дидактических инструментов позволяет :

-формировать у учащихся по каждому предмету систему знаний,

-устанавливать смысловые связи между элементами знаний,

-содействуеть запоминанию больших объемов вербальной информации,

- учить оперировать понятиями в своей речи,

-способствоать осознанному, а не механическому усвоению учебного материала.

- вырабатывать у учащихся умение адаптироваться к новым видам деятельности с информацией

 

Описание опыта. Преимущества технологии.

Помочь в значительном усилении технологической и инструментальной оснащённости деятельности учителя и процесса более качественного усвоения знаний учащихся, в решении поставленных задач может использование многомерной дидактической технологии (МДТ) или технологии дидактических многомерных инструментов (ДМИ), разработанная доктором педагогических наук, профессором Штейнбергом Валерием Эмануиловичем.

Это технология наглядного, системного, последовательного, логичного представления учебной информации, её восприятия, усвоения, запоминания, воспроизведения.

Это технология развития интеллекта, внимания, памяти, системного мышления.

В основе лежит новый способ подачи материала, теория дидактического моделирования педагогических объектов, учебного материала. Инструментами дидактической многомерной технологии являются логико-смысловые модели (ЛСМ) и интеллектуальные карты, которые включаются в образовательный процесс с целью:

-представления материала в целом, в единстве его структуры;

-логического обобщения учебного материала;

-снятия противоречия между возрастающими требованиями к эффективности технологий обучения и недостаточным уровнем оснащенности учителя и ученика дидактическими инструментами;

-усовершенствования основных видов деятельности учителя и познавательной деятельности учащегося на многомерной инструментальной основе

Эффективность использования многомерных дидактических инструментов связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. При работе с интеллект-картами задействуются оба полушария мозга, т.к одновременно ученики представляют информацию с помощью образов, цвета, пространсвенных предствлений (правое полушарие) и слов, чисел, логических связей, линейности строения (левое полушарие) , что способствует лучшему усвоению информации.

Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

Наглядность. Карта памяти – это хороший наглядный материал с которым легко и интересно работать, который ученику намного проще воспринимать и запоминать, чем печатный текст в учебнике или рассказ учителя. Ребёнок с помощью рисунков может отображать на бумаге свои мысли, решать творческие задачи, отрабатывать полученную информацию, совершенствовать её, вносить изменения, устанавливать и наблюдать взаимосвязь с уже известной информацией.

Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета тому, что задействованы большинство каналов восприятия, воображение, творческое и критическое мышление, все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи. Рисование карт памяти необычный вид деятельности на уроке, можно сказать, игровой и поэтому особенно эффективный в начальной школе, так у детей в этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Мыслительную карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. А ведь именно слово является главной единицей любого языка. Немаловажным при обучении является наличие хорошего словарного запаса, то есть знание и владение большим количеством слов по разным темам. Учащийся сам вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее

Многомерные дидактические инструменты становятся алгоритмом рассуждения и доказательства, всё внимание и силы направлены не на запоминание (оно осуществляется незаметно для ученика) или воспроизведение заученного(«свёрнутая» информация воспроизводится с лёгкостью, т.к. ученики сами её составляли) , а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Обычная наглядность оживает, говорит, несёт максимум информации. Ученики работают над составлением карт с интересом, желанием, увлечением.

Oбoбщaя пoлучeнныe peзультaты, мoжнo гoвopить o тoм, чтo использование интеллект-карт в работе, дaёт cвoи пoлoжитeльныe результаты.

Придя в школу, первоклассники испытывают множество затруднений, которые мешают полноценному усвоению учебного материала:

-пугает большой объём новой информации

-не видят взаимосвязи между элементами информации в силу возрастных особенностей и склонности к наглядно-образному мышлению

-плохо запоминают новый материал

-часто не могут в нужный момент вывести из памяти необходимые знания (т.к. запомнили механически, но не уловили связь с другими моментами темы)

-тяжело построить связный ответ на вопрос

-на низком уровне владеют универсальными учебными умениями , позволяющими осознанно воспринимать, систематизировать, запоминать и воспроизводить информацию.

В результате систематичой работы с интеллект-картами на конец учебного года первоклассники проявляют следующие общеучебные умения :

1) вocпpиятиe являeтcя aктивным, нaпpaвлeнным нa пoнимaниe;

2) бoльшинcтвo дeтeй oкaзывaютcя oткpытыми для paзмышлeний, для поддержания беседы по теме, стремятся высказывать свою точку зрения, анализировать и делать выводы.

3)осознанно и без видимых затруднений воспроизводят новую информацию урока

4) осознают взаимосвязи между элементами темы, воспринимают её целостно, ориентируются в основных и второстепенных моментах темы

5) использование смысловых связей, ассоциаций, образов содействует осознанному запоминанию

6)у учащихся формируется представление об учебном процессе как логической взаимосвязанной структуре, где нельзя понимать и знать отдельные моменты

Многомерные дидактические инструменты хорошо «работают» на этапе актуализации знаний, закрепления, повторения, контроля, обобщения, в ходе самостоятельной работы с учебником. Карта памяти выступает альтернативой традиционным способам обработки и передачи информации. Эта альтернатива более продуктивна, так как имеет естественную психологическую основу, а главное превращает ученика в активного создателя собственного знания.

 

Возможно, что-то из изученного в школе будет забыто, не востребовано, но творческое, рациональное мышление остаётся с человеком на всю жизнь.

Таким образом, путь от многомерности мышления и познавательной деятельности ведёт к многомерности знаний и жизненного успеха школьников.