contrast version
Индекс материала
Беседы
Беседа «Родина»
Беседа «Берегите хлеб»
Все страницы


Беседа «Родина»

Учитель. Сегодня мы будем говорить об очень важных словах и по­нятиях. Важных не только для вас, но и для всех людей в нашей стране. У каждого из вас есть мама — близкая, родная, любимая. А у всех людей нашей страны есть общая мать, которую мы называем словом «Родина». Что оно означает? Вы работали со словарями, поделитесь со всеми, что вы узнали.

Учащиеся. Слово «Родина» имеет два значения: 1: Отечество,
родная страна. 2. Место рождения кого-то. Произошло оно от славянского
слова «род» — поколение, происхождение, семья.     

Учитель. А какие слова близки им по происхождению?

Учащиеся. Родной, родник, родитель, родить, родимый ...

 

Учитель. Какие все родные слова! Значит, Родина — это что-то родное для каждого, как, например, родители. Сегодня мы будем говорить о родине как о месте, где вы родились. Это место называют «малой роди­ной». Расскажите о своей малой родине.

(Дети рассказывают о том, где они родились, что для них является ма­лой родиной).

Из ваших рассказов выясняется, что малая родина для вас — это род­ной дом, семья, родители, двор, где вы играете стоварищами, улица, на которой находится ваш дом, город (село), где вы родились и живете, люди, которые вас окружают, школа, где вы учитесь. Все это малая родина чело­века. Именно она встает перед глазами, когда мы слышим слово «Родина». И у каждого она своя, личная.

Об этом писал во время войны поэт К. Симонов:

...Ты знаешь, наверное, все-таки Родина — Не дом городской, где я празднично жил,, А эти проселки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил... {

Именно малая родина остается надолго в душе человека, и он вспоми­нает ее, когда находится вдали от родного дома. Послушайте рассказ Васи­лия Александровича Сухомлинского.

Это родина

Это было в далекой южной стране — Египте. Из России, Беларуси и дру­гих республик приехали люди, чтобы построить гидроэлектростанцию на самой большой реке — Ниле.

На стройку приехали инженеры, техники, рабочие. Поехал и отец Коли, инженер-строитель. С отцом поехали мама и Коля.

Пала, мама и Коля поселились в большом доме. Коля стал учиться в тре­тьем классе: на стройке открыли школу для приехавших ребят.

За поселком, в котором жил Коля, начиналась пустыня. А берега Нила были зеленые. Над рекой росли стройные пальмы. И река, и пальмы, и ди­ковинные птицы — все это было очень красиво, но все это казалось Коле чужим и далеким. Его тянуло на родину. Он не мог забыть курских ролей и садов, зеленых лугов и соловьиной песни.

Однажды на уроке учительница прочитала стихотворение: Где зори маковые вянут, Как жар забытого костра... Где в голубом рассвете тонут Зеленокудрые леса, Где луг еще косой не тронут, Где васильковые глаза...

Коля затаил дыхание, вслушиваясь в стихи. Он тихо шептал, повторяя слова, в которых, казалось ему, звенит песня жаворонка и чувствуется аро­мат луговых трав. В классе было девять учеников — четыре мальчика и пять девочек — и каждому хотелось прочитать эти изумительные стихи. Один за другим ученики читали стихотворение, и каждый раз оно звучало, как новая песня, потому что пел ее новый певец.

Когда стихотворение прочитали все дети, Коля спросил:

Почему в этих стихах так красиво звучат слова? Почему хочется еще раз повторить стихотворение?

Потому что это песня о Родине. О нашей далекой, милой, любимой Родине.

Учительница взяла из шкафа большую книгу и открыла ее. Дети уви­дели между страниц книги засушенный листок полыни. Листок запах так сильно, что детям подумалось: они в родной степи.

—        Это тоже Родина, — тихо сказала учительница.

Учитель. Как вы думаете, почему дети так проникновенно читали стихотворные строки?

Учащиеся. Потому что Родина была далеко-далеко, и дети по ней скучали. Потому что каждый представлял свою родину.

Учитель. Посмотрите на рисунки и фотографии. Каждый из вас запечатлел уголок родимой земли. Расскажите нам о них.

(Дети показывают свои рисунки и фотографии и рассказывают, что именно на них изображено).

Есть еще два понятия, связанные с нашей темой. Послушаем тех, кто работал со словарями.

(На доске открывается запись:ПАТРИОТ, ПАТРИОТИЗМ.)

Учитель. К сожалению, недостаток времени не позволяет нам услышать о других достопримечательностях Беларуси. Но, я думаю, вы захотите продолжить знакомство с историей, географией, досторимеча-тельностями городов Республики. А закончить наше КТД мне хочется стихами замечательного белорусского писателя Владимира Короткевича: Дзе мой край? Там, дзе вечную песню паеБелавежа, Там, дзе Неман на захадзепомшцьварожуюкроу, Дзе на ^звышшахНаваградсмхдрэмлюцьсуровыявежы I вшневыя хаты глядзяцца у шыроиДняпро.

На следующий день — обсуждение: «Что получилось?», «Что не полу­чилось?», «Что нового узнали?», «Как себя чувствовали?», «Что понрави­лось больше всего?», «Каковы предложения на будущее?».

Результатом КТД может быть организация библиотечки научно-по­знавательной литературы о Беларуси и рекомендация ознакомиться с ней. Возможно, проведенное дело даст толчок к проявлению интереса к сво­ей стране.