Индекс материала |
---|
Информационные часы |
Информационный час «В гостях у газеты «Зорька» |
Все страницы |
Информационный час «В гостях у газеты "Зорька"»
Задачи: побуждать детей к чтению периодических изданий; воспитывать jorrepec к тому, что происходит в стране; учить работать с информацией.
Подготовка: выяснить, «в гости» к какому изданию дети хотели бы пой-fH и почему; что именно их интересует в данном издании. Поскольку дети $ классе выписывают общую газету «Зорька», то возникает решение отравиться к ней в гости.
Стартовая беседа проводится учителем. Ее задачи — вызвать интерес ,с самой газете и интерес к данному делу. Перед детьми на партах лежат различные номера газеты «Зорька» (по одному-два номера на парту).
Учитель. Где делают газету? Где ее задумывают? Кто готовит материал для газеты? (Если дети не могут ответить, педагог сам сообщает не обходимую информацию.)
У каждого печатного издания есть редакция. Это группа людей, которая подготавливает и редактирует материалы, которые потом помешаются на газетные полосы. Редакцией называют и помещение, где редактируют газету или журнал. Главный человек здесь -— редактор. Он просматривает все материа-лы. которые ему представляют, и редактирует их, т. е. готовит к печати.
А кто представляет эти материалы? Кто пишет в газету? Как называют них людей? (Ответы детей.)
Их называют журналистами, корреспондентами.
Журналисты пишут статьи, заметки, подбирают материал для определенных рубрик. А корреспонденты выезжают в школы, загородные лагеря и собирают информацию, которую потом приносят в редакцию, на ее основе пишут статьи. Корреспондентами могут быть и учителя, и школьники, и студенты — все, кто пишет в газету письма, заметки, рецензии и др. .
А кто еще участвует в выпуске газеты? (Ответы детей.)
Художники, фоторепортеры, редакторы газетных рубрик и др.
Посмотрите внимательно на газеты, которые лежат перед вами. Еще не читая всю газету, можно узнать, о каких событиях идет речь в каждом номере, в какое время года он вышел. Благодаря чему это можно сделать?
Благодаря рисункам и фотографиям. В каждой газете на первой странице есть главный рисунок (фотография), а по бокам — маленькие, с одной фразой под ними, с указанием страниц, на которых расположена подробная информация.
В каждом номере на первой странице есть название газеты, указание на то, для кого она предназначена. Прочтите, что написано под названием. (Дети читают.) А что находится слева? Справа?
Ученики. Слева — рисунок земного шара, а вокруг него — дети. Они стоят взявшись за руки. А справа — дата выхода газеты и номер. Написано, что газета издается с января 1945 года.
Учитель. В прошлом году у «Зорьки» был юбилей — 60-летие ее существования. Обратите внимание: под датой — два номера. Почему их два? Первые цифры — это номер этого года. А в скобках — номер газеты со дня ее издания.
Более трех тысяч номеров вышло за 60 лет! Вот какая заслуженная газета. Перевернем газету и посмотрим на последнюю страницу внизу. Что вы там видите? (Ответы детей.)
Там указано, кто главный редактор, где находится редакция, ее адрес, где газета отпечатана, ее тираж и подписной индекс.
Тираж — это количество экземпляров выпущенного печатного издания. Индекс — это цифровой показатель журнала или газеты. Его указывают при подписке.
Вот мы и получили самые общие сведения о газете. А теперь хотелось бы познакомиться с ней поближе: узнать, о чем и о ком в ней пишут, какие в ней рубрики, материалы, чем она интересна для тех, кто ее выписывает и читает.
Давайте подумаем, как построить наш информационный час. Соберитесь по микрогруппам и обсудите, в какой форме его сделать. Посмотрите газеты этого и прошлого годов. Может, они натолкнут вас на какие-то мысли.
Начинается процесс планирования. Собравшись группами, дети обдумывают, как интереснее организовать данное дело. На сборе-старте микрогруппы представляют свои варианты дела, а Совет дела отбирает лучшие предложения и составляет окончательный план. Решено, что каждая микрогруппа представит 2—3 рубрики газет и расскажет об их содержании. Кроме этого, нужно придумать вопросы для других групп по теме своих рубрик и сделать творческую рекламу газеты.
Далее идет период коллективной подготовки: дети находят материалы для своих рубрик, сочиняют рекламу — это будет конкурс, поэтому всем хочется отличиться, придумывают вопросы. Детям помогают родители, старшие друзья в отборе материала, придумывании вопросов.
ХОД ДЕЛА
Парты в классе ставятся таким образом, чтобы они представляли отдельные «редакции» (парты можно сдвинуть по две, чтобы вокруг них могли разместиться микрогруппы). На партах разложены газеты, стоят таблички с названиями рубрик. Некоторые прикалывают на грудь визитки с обозначением профессий: редактор, журналист, художник, фотограф. .
1-я микрогруппа представляет две рубрики: «Край мой Белая Русь» и «Родничок».
1-й у ч е н и к. Под рубрикой «Край мой Белая Русь» печатаются статьи об истории Беларуси, ее памятных местах, о событиях, произошедших в давние времена, об известных людях республики, об обычаях нашего народа.
Интересно, что эти заметки написали дети — почти наши сверстники.
Под этой рубрикой печатаются стихи, которые тоже сочинили дети. Послушайте стихотворение «Мая Радз1ма — Беларусь». Его написал ученик 3 -го класса Саша Мятников...
2-й ученик. А это (показывает) эмблема рубрики «Родничок». Как вы думаете, о чем пишут в ней? (Ответы детей.) Вы правы, под этой рубрикой помещаются материалы о природе нашей Беларуси, а также о том, как ребята заботятся о ней.
Юные экологи Беларуси взяли шефство над малыми речками, очищают их от мусора, расчищают родники. Они хотят, чтобы в речках водились бобры. Ведь бобры водятся исключительно в чистой воде и селятся в тех местах, где им ничего не угрожает.
3-й ученик. Посмотрите на этих ребят (показывает снимки) из Бобровской школы. Они мастерят сруб для крыницы. Это очень трудолюонные ребята: они заложили плодовый сад, разбили клумбы, убрали местный парк, подкрасили памятник погибшим воинам, а теперь наводят чис-ипу на речке Бобровка.
Подумайте над нашими вопросами. Их нам помогли сформулировать наши рубрики:
— Кто такие юнкоры? (Юные корреспонденты, которые пишут в газету о жизни своего класса, школы.)
— Отличалась ли народная одежда в разных районах Беларуси? (Да. Отличалась по пошиву, по орнаментам, по вышивке и т. д. В каждом регионе одежда, особенно женская, имела свои особенности.).
Ведущий. Продолжаем знакомство с теми, кто делает «Зорьку». 11редставляю вторую «редакцию». Выходит 2-я микрогруппа.
1-й у ч е ник. Наша редакция отвечает за рубрики «Клуб "Олимпия"», «Это интересно», «Внимание: конкурс».
В клубе «Олимпия» рассказывается о спорте, физкультуре, спортсменах, спортивной жизни обычных школ.
А знаете ли вы, что экзамен по физкультуре скоро станет итоговым за
класс? На «восьмерку» мальчишкам-девятиклассникам надо прыгнуть с места на 2 и 22 см, 30 раз отжаться, 10 раз подтянуться и за 6 минут пробежать 1,46 км. Для девочек нормативы полегче, но тоже довольно сложные. Так что начинайте тренироваться уже сейчас.
2-й ученик. На зимней олимпиаде в Турине (Италия) белорусские спортсмены участвовали в семи видах спорта.
В Национальном олимпийском комитете прошло представление парадной олимпийской одежды белорусской команды. Бежево-коричневые костюмы дополнялись яркими шарфами с национальной символикой.
3-й у ч е н и к. Нам нравится рубрика «Это интересно». В ней всегда пишется о чем-то неизвестном и в то же время хорошо знакомом. Вот, например, мы с первого класса знаем, что основными математическими знаками являются «+» и «-», без них невозможно что-то считать, решать задачи. Оказывается, их тоже когда-то изобрели. Эти знаки появились в конце XV века. В 1489 году купец Я. Видман выпустил книгу «Быстрый и красивый способ счета для всякого рода торговли». Читали ее не только торговые люди, поэтому скоро без «+» и «-» уже не могли обходиться. А через несколько десятилетий англичанин Р. Рекорд придумал и знак равенства.
4-й ученик. Довольно часто газета объявляет конкурсы: «Любая мая Радз1ма», «Салют, Победа!», «Открытка ветерану» и др. Для участия в конкурсе нужно: нарисовать открытку, сделать сувенир, собрать макулатуру, написать сочинение или сочинить стихотворение о своем родном крае. Участвуют в конкурсе ребята из разных уголков Беларуси: Мы тоже можем поучаствовать в одном из них.
Предлагаем вопросы одного из конкурсов:
— Кто издал в Праге Библию на белорусском языке? (Ф. Скорина.)
— Когда бесследно исчез крест Евфросиньи Полоцкой? (Во время Великой Отечественной войны.)
Ведущий. Нас приглашает «редакция» рубрик «Весть» и «Событие». Выходит 3-я микрогруппа.
1-й ученик. В рубрике «Весть» вы найдете самые свежие новости о жизни и делах пионерской организации и БРСМ (Белорусский Республиканский союз молодежи), о торжествах, праздниках, сообщения о новостях техники, о различых изобретениях.
Ещё есть «Зоовести», «Крылатые вести». А эти вести о ком? (Ответы детей.) Правильно, о птицах, зверях. Послушайте некоторые из них.
2-й ученик. Вы знаете, что каждая птичка поет по-своему: кукушка кукует, ворона каркает, воробей чирикает, утка крякает, соловей поет-заливается. А есть среди пернатых такие, которые и другим подражают, пере-смешничают. К примеру, сойка может свистеть как сарыч и кудахтать курочкой. Садовая камышовка передразнивает дроздов.
Но есть среди них хорошо вам известная птица, которая готова и дроздом, и иволгой просвистеть, и уточкой покрякать, и даже скрип двери изобразить. Назовите ее. (Скворец.)
Название рубрики «Событие» говорит само за себя: все важные события в стране обязательно будут отражены в ней. Здесь мы прочитали о летних Олимпийских играх, о параде Батальона белорусских орлят, о юбилеях, о современных рыцарских турнирах. Да-да, они возрождаются в старинных белорусских городах.
— В каком городе проводится фестиваль средневековой культуры и как он называется? (В Новогрудке, «Нрвогрудский замок».)
Ведущий: Есть в.«Зорьке», и веселые странички. Их особенно любят ребята. Познакомимся с ними.
Выхолит 4-я MHk'poi рунпа.
1-й у ч е я и к. Рубрика «Мир твоих увлечений» посвящена всевозможным увлечениям белорусских ребят. Кстати, многие ребята, да и взрослые, увлекаются изготовлением средневекового вооружения рыцарей, лучников, крестоносцев; Они изготавливают мечи, кольчуги, шлемы, копья, латы, а потом сражаются на турнирах, как когда-то во времена рыцарей.
Если бы вам захотелось написать в эту рубрику, о каких своих увлечениях и увлечениях своих друзей вы бы написали? (Ответы детей.)
А увлечения детей очень необычные и интересные: одни разводят экзотических рыбок; другие выращивают прекрасные цветы, третьи изготавливают кукол по старинным образцам, четвертые мастерят игрушки из самых разнообразных материалов и т. д.
— Чем увлекаются филателисты? (Коллекционируют марки.)
— А филокартисты? (Собирают открытки.)
2-й ученик. Еще одна веселая рубрика — «Живой уголок». В нем прописаны» кошки и собаки, рыбки и попугаи, хомячки и морские свинки, черепахи и мыши. Заметки в основном пишут дети. Пишут и о своих домашних питомцах, и о том, с кем встречаются на улице, в парке, в лесу.
Если вы хотите, чтобы о ваших любимцах узнали читатели «Зорьки», \ в конкурсе «Мой ласковый и нежный друг»: напишите веселую i,iметку о приключениях своего любимца, сочините стихотворение, нарисуйте его «портрет», сделайте фотографию.
—Какие породы собак вы знаете? (Ответы детей.)
3-й ученик. А эта рубрика — самая смешная, и зовется она «Кувыр-кляндия». Забавные истории, остроумные сценки, ребусы, загадки, головоломки, шарады, кроссворды, шутливые диалоги — все это можно увидеть па страницах «Кувьгокляндии». Мы подготовили сценки. Посмотрите их.
Важное дело
Маленький Сережа утром собирается и поторапливает маму:
— Одевай меня скорее!
— Куда же ты так торопишься? —В садик. Там меня друзья ждут.
— И что вы делаете с друзьями?
— Деремся!
С чего начать? Вася вернулся из школы и заявляет маме:
— У меня две новости, мамуля. Одна — хорошая, другая — плохая. С какой начинать?
"—"Давай с хорошей.
— Тебя не вызывает учитель.
— А плохая?
— Тебя вызывает директор: Решите ребусы: ТГ (С-о-м, с-три-ж.)
Решите задачу: Чему равна половина третьей части четверти часа?
(2,5 минутам.)
Все это придумали и прислали в «Зорьку» белорусские ребята.
Ведущий. Вот мы и познакомились с некоторыми рубриками газеты «Зорька». А чтобы убедить всех в том, что ее нужно выписать, прорекламируйте ее. Реклама должна быть короткой и творческой.
(Ребята демонстрируют рекламу.)
Во время обсуждения учащиеся отмечают тех, чьи рассказы и рекла-
ма им понравилась больше всего, а педагог еще раз подчеркивает, что
если они хотят быть в курсе всех событий, происходящих в стране и знать
о других ребятах, надо регулярно читать газеты.