Классный час «Край мой Белая Русь»
Задачи: расширение знаний учащихся о своей Родине; приобщение к чтению энциклопедической литературы и периодики; формирование ценностного отношения к своей стране.
Подготовка: учитель подбирает литературу об истории страны (Иллюстрированная хронология истории Беларуси. Мн., 2000; Крук, I. Следам за сонцам. Мн, 1994; 1шла вайна народная... Мн., 1991.), рекомендует использовать газеты «Зорька», «Ранща», журналы «Рюкзачок», «Бярозка» и др.
Каждая микрогруппа выбирает себе задание: подготовить для выразительного чтения стихотворение о Беларуси; найти интересный материал об истории страны; отобрать наиболее яркие легенды о названиях рек, городов, озер; подготовить по 2—3 вопроса по теме классного часа для других команд; найти сведения о народных обычаях.
Оборудование: карта Беларуси, книги по теме, портреты известных людей Беларуси.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Учитель. Сегодня мы проводим классный час «Край мой Белая Русь». Он посвящен стране, в которой мы живем. Давайте вспомним, почему наш край так называется?
Ученики. Белая — от белого цвета одежды, которую носили наши предки. Белая — от светлых их волос. Белая — значит чистая, свободная.
Учитель. Когда вы слышите сочетание «Белая Русь», что вы представляете себе? Какие образы возникают в вашем сознании? (Ответы детей.)
У нашей страны богатая и славная история. Она запечатлена в названиях наших городов, рек, озер, замков, башен; она смотрит на нас с фасадов домов; она записана в летописях и книгах, старинных документах и народных преданиях. Перелистаем некоторые из них.
1-й ученик. Я расскажу вам о том, как возник город Туров.
Много дней и ночей шел великий князь Тур со своими людьми из-под Киева. Все так устали, что едва передвигали ноги. Видя, как обессилело его войско, Тур предложил найти для привала край, где войн никогда не было и вдоволь съестных припасов. Он произнес вдохновениую речь и после этого прилег отдохнуть на берегу реки. И привиделся ему вещий сон: будто лежит он на необъятном возу, а вокруг, куда ни глянь, дома стоят, один другого краше, и люди ликуют, радуются. На том дивном месте и решили основать город. Так возник Туров — центр независимого Туровского княжества.
Учитель. Когда-то давным-давно, почти в каждом большом городе Ьсларуси стояли древние замки, охранявшие город и его жителей от вторжения врагов. И у каждого замка есть своя легенда. Послушаем их.
2-й ученик. Кревский замок окутан многовековой, богатой и интересной историей. С ним связаны такие известные в Беларуси имена, как Гсдимин, Ольгерд, Ягайло, Кейстут, Витовт.
Рассказывают, что жили когда-то в замке два князя, и оба были влюблены в простую девушку. Старший брат, убив на дуэли младшего, признался красавице в своих чувствах и предложил ей руку и сердце. Но она отказала. Тогда князь от гнева и обиды приказал замуровать гордую девушку в стену замка. С тех пор призрак несчастной каждую ночь бродит в кревских стенах.
3-й ученик. Несвижский замок знаменит привидением, которое называют Черной дамой.
Правитель Польши и Литвы Сигизмунд Август тайно женился на Барбаре Радзивилл. Разгневанная мать не могла примириться с женитьбой сына. Она приказала аптекарю вместо лекарств давать невестве медленный яд. Через полгода после коронации Сигизмунда Барбара умерла в страшных мучениях. Король долго тосковал по любимой и решил вызвать ее дух, обещая не прикасаться к видению. Но когда Барбара появилась, Сигизмунд забыл об обещании и протянул руки. Раздался взрыв — дух исчез. Считается, что из-за нарушенного обряда Барбара потеряла дорогу в царство мертвых и осталась жить в замке. Своим появлением она предупреждала людей об опасности, болезнях, войне и всегда ходила в черных одеждах в знак траура о загубленном чувстве.
Учитель. Много древних замков на территории Беларуси. О них слагают не только легенды, но и стихи.
4-й ученик (читает отрывок из поэмы А. Мицкевича «Дзяды»).
Ля Навагрудка, на уздыбленых
горах, — Замак у месяца ерэбным з1хценш; Вал здарванелы схаваушы, сувора Волатау-вежай зламаныя цеш Падшй у роу, дзе м1ж вечнай
цяеншы Дыхал1 воды, затканыя цшай.
Учитель. Говорят, у каждой земли — своя святыня. Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей.)
Слово «святыня» происходит от слова «святой». Святой, т. е. заветный, истинный, величественный, исключительный по важности: святое дело — защита Родины, отчего дома; святой долг, святая обязанность — служить Отечеству. Святыня -^то| что особенно дорого человек, народу: народная святыня, национальная святыня.
У Беларуси, белорусской земли тоже есть свои святыни, которые мы чтим, т. е. относимся с глубоким уважением и любовью. О каких святынях знаете вы?
(Следуют рассказы детей о том, что узнали из книг, газет и журналов, из бесед с родителями.)
Учитель (подводя итог). Из ваших рассказов можно сделать вывод, что святынями белорусского народа являются светлые образы ее святых, просветителей, поэтов, писателей: Евфросиньи Полоцкой, Ф. Скорины, К. Туровского, Я. Купалы, Я. Коласа, В. Короткевича и др. Святыня Беларуси — знаменитый крест, изготовленный ювелиром Лазарем Богшей. К святыням мы отнесем и святые места нашего Отечества: древний Полоцк с его храмами, Жировичский монастырь с самой маленькой иконой Богородицы и, конечно, Брестскую крепость-герой, которая первой приняла на себя удар фашистов 22 июня 1941 года и сражалась до последнего бойца, последнего патрона, последнего куска хлеба.
Народ никогда не предает свои святыни, он сражается за них до конца, до своего смертного часа. Об этом свидетельствует героизм воинов, партизан, простых крестьян и горожан во время Великой Отечественной войны.
Символично, что в первый тяжелый год войны наши люди,верили в победу. Послушайте стихотворение П. Бровки «Шсьмо землякам», написанное в 1941 году:
Я ведаю — высахнуць слёзы, Праготць чужынцау' народ: У гневе бары над Бярозай, I пометаю грукае лёд.
Вы з пометаю выйппц — вас многа. 3-пад пушчау, з-пад хмурых лясоу. Мы знаем: для нас — перамога. А пбель — для вырадкау-псоу\
Дык бще з гаёу i палянау, Расплаты набшз1уся час. Мы з вам1,браты-партызаны! Страчайце, даем мы1 да вас!
Мы з вам1 па .s6poi адз1ны
I разам выходзш на бой.
У родную нашу хащну
Збяромся адною сям'ёй.
Бандытау запнуць прымуеш, Прыйшла iM няслауная смерць. I будуць сады Беларум Узноуку на вол1 квтгець.
У каждого народа есть еще одна святыня—его родной язык Слова патриарха белорусской поэзии Сергея Граховского лучше всего выразят эту мысль:
Нам не раз падсякал1 асновы, Выстаулял1 святыш на здзек, - Але матчына мудрае слова Пераходзша з веку J век.
А с языком связана культура народа, основанная на вечных традициях предков со своими обрядами, праздниками, обычаями, приметами, играми, песнями, сказками, танцами, со своей системой хозяйствования, подчиненной движению солнца на небосклоне.
Интересно, что практически во всей хозяйственной деятельности наши предки обращались в своих мыслях к небу, солнцу, поклонялись ему и одновременно стремились заручиться поддержкой своего рода, своих предков, поклонялись им, уважали память о них. Большое место в жизни белорусов отводилось воде и растениям.
Расскажите о стародавних обычаях наших предков, о которых вы читали или слышали от взрослых.-
Ученики. Чтобы быть здоровым весь год, надо было в Чистый четверг перед Пасхой обязательно до восхода солнца помыться в бане или полынье.
На Троицу свой дом украшали ветками клена, липы или березы.
На праздник Сороки женщины выпекали из теста для детей 40 пирожков или галушек в виде птичек. Дети бегали по деревне, высоко держа пирожки в руке, или нанизывали их на прутик, залезали на стреху и пели весенние песни:
На Пасху молодые люди и дети качались на качелях. Верили: чем выше поднимались качели, тем длиннее будут стебли льна.
На Купалье плели венки из цветов, веточек дуба, клена, березы. Одни венки надевали на голову или завязывали на пояс. С другими — большими и толстыми — девушки водили хороводы.
Учитель. Каждый праздник у белорусов был связан с определенными обрядами, ритуалами, песнями, приметами. О них вы узнаете во время празднования Рождества, Масленицы, Пасхи, Троицы и др.
Вы подготовили друг для друга вопросы. Сейчас поочередно каждая микрогруппа будет задавать свои вопросы и отвечать на вопросы других.
- 1.Назовите и покажите на карте самое большое озеро Беларуси.
- 2.Назовите и покажите наиболее известные заповедники Беларуси.
- 3.Какой областной центр нашей республики берет название от берестяной коры? (Брест.)
4. Назовите столицу кривичей. (Полоцк.)
- 5.Кому из белорусов в Италии было присвоено звание доктора лекар« ственных наук? (Ф. Скорипа.)
- 6.Какой белорусский писатель создал книгу «Зямля пад белы\п кры-лаш»? (В. Короткевич.)
7. Кого звали Златоустом из Турова? (К. Туровского.)
- 8.Как называется здание, в котором в древности находилось самоуправление города? (Ратуша.)
- 9.Покажите на карте город, название которого связано с легендой о Ма-шеке. (Могилев.)
10. В легенде написано: «Никто его не видел, но рассказывали, что на
его мельнице мука мололась не из ржи, а из камня...». Что это за легенда?
Что за город? (Минск.)
Учитель. Вот и закончился наш классный час. Мы увидели, сколько интересного, таинственного скрыто в нашей истории. Но мы коснулись лишь крошечной ее частички. Если вы будете интересоваться историей нашей страны, нашего народа, то откроете и другие страницы.
У каждого из вас есть своя малая родина — дом, папа с мамой, дедушка с бабушкой, друзья, но у всех нас есть большая Родина, которая носит светлое название Белая Русь. Белая — значит чистая, свободная.