contrast version
Индекс материала
Классные часы
Города Беларуси
Государственные символы Беларуси
«Государственные символы Республики Беларусь»
Дзяржаўныя сімвалы Беларусі
“Зямля пад белымі крыламі”
Классный час «Край мой Белая Русь»
«Твая зямля, твая Радзіма названа светла – Беларусь!»
Классный час на тему
КЛАССНЫЙ ЧАС «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПАТРИОТОМ?»
Беларусь – краіна маёй будучыні
Нами будет Родина гордиться
Тобой живу, моя природа!
Я-Гражданин РБ
Все страницы

Классный час

Что значит быть патриотом?

Задачи: выявить и уточнить представления о Родине; сформировать представления о значении слов: «патриот», «патриотизм», «малая родина»,

Подготовка: учитель предлагает детям разделиться на небольшие группы по 3-4 человека и выбрать для подготовки к беседе одно из заданий.

Задание 1: Оформить выставку рисунков и фотографий на тему «Любимый уголок земли»,

  1. 2.Подобрать рассказы(очерки) из газеты «Зорька», в которых сообщается о том, как белорусские ребята заботятся о тех местах, где от живут, о ребятах-участниках Великой Отечественной войны.
  2. 3.Найти в словарях значение слов: «Родина», «патриот», патриотизм».

Ход занятия

- Сегодня мы будем творить об очень важных славах и понятиях. Важных не только для вас, но и для всех людей в нашей стране. У каждого из вас есть мама - близкая, родная, любимая. А у всех людей нашей страны есть общая мать, которую мы называем словом «Родина». Что оно означает? Вы работали со словарями, поделитесь со всеми, что вы узнали.

(Слово «Родина» имеет два значения: 1. Отечество, родная страна, 2 Место рождения кого-то. Произошло оно от славянского слова «род» поколение, происхождение, семья),

- А какие слова близки им по происхождению?

(Родной, родник, родитель, родить, родимый ...)

- Какие все родные слова! Значит, Родина — это что-то родное для каждого, как, например, родители. Сегодня мы будем говорить о родине как о месте, где вы родились. Это место называют «малой родиной». Расскажите о своей малой родине,

(Дети рассказывают о том, где они родились, что для них является малой родиной),

- Из ваших рассказов выясняется, что малая родина для вас - это родной дом, семья, родители, двор, где вы играете с товарищами, улица, на которой находится ваш дом, город, где вы родились и живёте, люди, которые вас окружают, школа, где вы учитесь. Всё это – малая родина человека. Именно она встает перед глазами, когда мы слышим слово «Родина», И у каждого она своя, личная. Об этом писал во время войны поэт К. Симонов:

... Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил...

- Именно малая родина остается надолго в душе человека, и он напоминает ее, когда находится вдали от родного дома. Послушайте рассказ Василия Александровича Сухомлинского.

Это родина

Это было в далёкой южной стране - Египте. Из России, Беларуси и других республик приехали люди, чтобы построить гидроэлектростанцию на самой большой реке - Ниле.

На стройку приехали инженеры, техники, рабочие. Поехал и отец Коли, инженер-строитель. С отцом поехали мама и Коля.

Папа, мима и Коля поселились в большом доме. Коля стал учиться в третьем классе: на стройке открыли школу для приехавших ребят.

За посёлком, в котором жил Коля, начиналась пустыня. А берега Нила были зелёные Над рекой росли стройные пальмы… И река и пальмы, и диковинные птицывсе это было очень красиво, но те это казалось Коле чужим и далёким. Его тянуло на родину. Oн не мог забыть курских полей и садов, зеленых лугов и соловьиной песни.

Однажды на уроке учительница прочитала стихотворение:

Где зори маковые вянут,


Как жар забытого костра...

Где в голубом рассвете тонут

Зеленокудрые леса,

Где луг еще косой не тронут,

Где васильковые глаза.,

Коля затаил дыхание, вслушиваясь в стихи. Он тихо шептал, повторяя слова, в которых, казалось ему, звенит песня жаворонка и чувствуется аромат луговых трав. В классе было девять учеников — четыре мальчика и пять девочек - и каждому хотелось прочитать эти изумительные стихи. Один за одним ученики читали стихотворение, и каждый раз оно звучало, как новая песня, потому, что пел ее новый певец.

Когда стихотворение прочитали все дети, Коля спросил: Почему в этих стихах так красиво звучат

слова? Почему хочется еще раз повторить стихотворение?

Потому что это песня о Родине. О нашей далекой, милой, любимой Родине.

Учительница взяла из шкафа большую книгу и открыла ее. Дети увидели между страниц книги засушенный листок полыни. Листок запах так сильно, что детям подумалось: они в родной степи. Это тоже Родина, — тихо сказала учительница.

- Как вы думаете, почему дети так проникновенно читали стихотворные строки?

(Потому что Родина была далеко-далеко, и дети по ней скучали. Потому что каждый представлял свою родину).

- Посмотрите на рисунки и фотографии. Каждый из вас запечатлел уголок родимой земли. Расскажите нам о них.

(Дети показывают свои рисунки и фотографии и рассказывают, что именно па них изображено).

- Есть еще два понятия, связанные с нашей темой. Послушаем тех, кто работал со словарями. (На доске открывается запись: ПАТРИОТ, ПАТРИОТИЗМ.)

(Патриот — это человек, горячо любящий что-нибудь. Например, патриот Родины Патриот города. Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу. Например, патриотизм воинов, патриотизм детей во время войны).

Само слово патриотизм» произошло от греческого patris - «родила, отечество. Особенно ярко это прекрасное человеческое качество проявилось во время войны. Его проявляли воины, защищавшие родную страну,

Проявляли те, кто дни и ночи трудился в тылу: делал оружие, танки, самолёты, выращивал хлеб.

А какими патриотами были дети — почти ваши ровесники! О них вам расскажут ребята, которые искали

материал для беседы в газете «Зорька».

Пионеры 4-й оршанской школы восстанавливают историю дружины школы. До 1987 2 она носила имя Нины Муравьевой.

В годы Великой Отечественной войны фашисты узнали, что в доме у Муравьевых хранилась рация. Гитлеровцы ворвались в дом с обыском. Случайно из шкафа выпал сверток, в котором Hum прятала пионерский галстук. Девочку долго допрашивали, хотели выведать, где находится радиопередатчик но, не добившись ответа, расстреляли.

На деньги, вырученные от сдачи макулатуры и металлолома, пионеры заказали памятник на могилу отважной девочки.

Вот что рассказывает боец Батальона белорусских орлят Зоя Владимировна Васильева.

 

Поезд, на котором ехали из Минска, под Борисовом разбомбило. Взрывной волной меня, одиннадцатилетнюю девочку, выбросило на железнодорожное полотно. В деревне Пинское, недалеко от станции жили мои родственники. Добралась до них, и здесь впервые увидела фашистов.

В октябре 1942 года я стала партизанской связной. Выполняла разные задания: разведывала, сколько в гарнизоне гитлеровцев, сколько у них оружия, распространяла листовки. Однажды пошли они на задание в Минск и попали в облаву. А в ведёрке у меня оставалась булочки, начинённые листовками. Что делать? Если немцы их найдут — меня ждет смерть, По дороге в жандармерию я незаметно съела все булочки, а на допросе показала гитлеровцу пустое ведро, и меня отпустили. До сих пор помню, как трудно было пережевывать бумагу...»

Саша Шеменков, когда началась война, только-только закончил второй класс. Ему было 10 лет. Отец его ушел в партизаны, а мальчик стал связным. Он ловко обводил немцев вокруг пальца. То ходил по селам с торбочкой и «слезно просил у сердобольных тетенек что-нибудь поесть». То отправлялся с лукошком по грибы или ягоды, А сам в это время внимательно наблюдал за фашистами и все запоминал. Записывать было нельзя. А вдруг поймают!

Однажды с другими мальчишками собрали на поле боя оружие, партизаны прислали им подводу.

Погрузили оружие и поехали в лес). Но на дороге их ждала засада. Саше хорошо было видно, что немцев много. Что делать?

Сообразительные мальчишки мигом забрались в подбитый немецкий танк, навели уцелевшую пуин<у в сторону фрицев и пальнули.

Подвода с оружием тогда доехала до отряда, а вот юных смельчаков немцы схватили. Долго бичи, пытали и вечером заперли в сарай, чтобы утром расстрелять. Чудом спаслись меленькие герои, выбравшись из пчена через крышу.

Потом Саша участвовал во многих боевых операциях: пускал под откос поезда, выводил из строя телефонную связь, взрывал мосты. Получил много орденов и медалей. Стал сыном полка, с которым воевал до Победы.

- Во время Великой Отечественной войны рядом с взрослыми воевали и дети: юнгами на кораблях, сыновьями полков, сыновьями и дочерьми партизанских отрядов. В истории осталось: дети-воины не предавали, не дезертировали, В трудный для страны час они вели себя достойно, Т, е. были настоящими патриотами.

Вы скажете, что это война. Миллионы людей совершали подвиги, и дети не были исключением. А в наше время ребятам есть где проявить патриотизм? (Ответы детей.)

- Чтобы основательно ответить на этот вопрос, давайте опять дослушаем сообщения наших пресс-информаторов, которые знакомились с материалами газеты «Зорька».

(Мы нашли много интересных материалов о ребятах, которые спасают природу своего родного края. В «Зорьке» есть рубрика - «Клуб "Родничок"». В ней помещаются стихи, написанные ребятами, их рассказы   о животных и растениях, сообщения о делах юных экологов.

Вот несколько таких сообщений:

-       Школьники Болбасовской школы взяли шефство над шмелями. От количества этих насекомых зависит урожайность клевера на семена, но шмели стали исчезать из-за распашки лугов и разрушении мест их привычного гнездования. Ребята построили специальные домики-шмелятники и наблюдают за насекомыми

-       Юные экологи из Клюковской школы Оршанского района и Ордовичской школы -   активные участники Республиканского экологического проекта «Малым рекам – нашу большую заботу». Они не только очистили речки вблизи деревень, но и заставили местных жителей задуматься о том, хорошо ли они делают, засоряя берега малых рек. Ребята изучили все места загрязнения своих речек и представили данные взрослым - местному начальству для принятия мер.)

-       Часто люди задают себе вопрос: как может один человек или группа энтузиастов решить глобальную проблему загрязнения окружающей среды? Для начала стоит привести в порядок ближайшую маленькую речку, родничок, участок леса. И мир вокруг станет прекраснее! Конечно, этих детей можно назвать настоящими патриотами – патриотами своего края, потому что они на практике заботятся о нём, делая свою землю ещё прекрасней.