«Твая зямля, твая Радзіма
названа светла – Беларусь!»
Тема урока: : «Твая зямля, твая Радзіма названа светла – Беларусь!»
Цели урока: вызвать интерес к родной стране,
создать условия для воспроизведения учащимися сведений о Беларуси,
развивать эмоциональную сферу,
воспитывать чувство любви к своей Родине, уважение к ее истории, традициям, чувство гордости за свой народ.
Вид урока: урок-панорама.
Оборудование: карта Республики Беларусь, символы государства (герб и флаг), символы города Борисова, репродукции картин, портреты знаменитых людей Беларуси, выставка книг, фотогалерея «Великая Отечественная война», магнитофон и диски с записями музыкальных произведений.
Нет у человека ничего
прекраснее и дороже Родины.
Человек без Родины –
нищий человек.
Я. Колас
Ход урока:
(Звучит 1-ый куплет песни « Спадчына», И. Лученок – Я. Купала)
Обращение к эпиграфу:
Слово учителя:
Ход урока
Слово учителя:
- Поздравление с Днём знаний, пожелание успехов в новом учебном году.
- Объявление темы первого урока, мотивация учебной деятельности.
- Какое красивое название у нашей страны - Беларусь! «Белая Русь» - нежное и поэтическое имя как нельзя лучше подходит этой стране. Белая - значит светлая, чистая, невинная. Беларуси не свойственны яркие краски Средиземноморья. Не обладает она и поражающей экзотичностью Африки или тонким лукавством Востока. Ее тихое обаяние проявляется постепенно - в мягких переливах утреннего неба над размытой линией горизонта, в зелени привольно раскинувшихся полей, в бодрящем аромате соснового бора, в печальном крике журавлей. Ускользающая красота Беларуси раскроется тому, кто способен остановиться и ощутить окружающий мир: всмотритесь в глубокие глаза Беларуси - синие озера, опустите руки в прохладную воду веселого ручья, спрячьтесь от теплого дождика под зеленую лапу ели...
Удивительная вещь: может показаться, что здесь, в самом сердце Европы, время замедлило свой бег - пусть вокруг бурлит XXI век, пусть цивилизация продвигается вперед семимильными шагами, а в Беларуси природа остается натуральной, люди -человечными , ценности - вечными. За свою многовековую историю Беларусь была завоевана много раз, но сама никогда не была завоевателем. Белорусам приходилось менять веру, принимать чужую культуру и язык, ассимилироваться с другими народами. Но при всем этом Беларусь никогда не теряла своей национальной самобытности - она склонялась, как трава, под ураганом завоеваний, чтобы после снова распрямиться и зазеленеть.
• Обращение к эпиграфу: "Нет у человека ничего прекраснее и дороже Родины. Человек без Родины - нищий человек". (Я. Колас.) Беларусь наша Родина, потому что мы здесь родились, потому что она наша земля, наша Беларусь для нас родная.
• Чтение стихотворения учеником
Я - беларус
Я -беларус, я нарадзiуся
На гэтай казачнай зямлi,
Дзе мiж лясоу i пушчау дзiкiх
Адвеку прашчуры жыли.
Я - беларус, я ганаруся,
Што маю гэтае iмя,
Аб добрай славе Беларусi
У свеце знаюць нездарма!
Я - беларус, i я шчаслiвы,
Што мацi мову мне дала,
Што родных песень пералiвы
I зблiзку чую, i здалля.
Я - беларус, i хоць сягоння
Яшчэ малы, але скажу:
Я родам з племя непакорных
I прад бядой не задрыжу!
Н. Гiлевiч
Почему нас называют белорусами, а нашу землю Беларусью? Почему возникло такое название, точно никто не знает. Одни говорят, что белая -значит вольная. Белый цвет во все времена был символом свободной жизни.
• Чтение стихотворения учеником
Белая - значит чистая!
Белая - значит добрая!
Ты, как росинка, искристая.
Ты, как сиротка, скромная.
Топтали татары
И зверский фашист,
Но облик твой, милая,
Ясен и чист.
Чернобыль когтями хотел покорить,
Твою белизну, белизну зачернить.
Не смог он дела довесть до конца.
Ты снова сияешь!
Ты снова бела!
Вновь горит одуванчиков рай.
Я люблю тебя, белорусский мой край.
Белая - значит чистая!
Белая - значит добрая!
Ты, как сиротка, скромная.
Ты, как росинка, искристая.
Я для всех повторять не боюсь:
Ты белая, Беларусь!
Надежда Скребе
Беларусь, Белая Русь. Мы называем ее Родина. Почему?
(Потому что здесь мы родились, потому что она – самая родная из всех стран в мире.)
Чтение стихотворения «Наша Беларусь» В. Каризны:
Ученик:
Лучше нет земли на свете:
Крикни – песнею ответит,
Солнце попроси – с высот
Прямо в дом к тебе придет.
Щедро одарит теплом…
Береги свой край, свой дом.
Мед и тот здесь сладкий самый…
Край наш – весь как ласка мамы.
Учитель: А еще мы называем нашу Беларусь Отчизна, Отечество. Почему?
(Потому что досталась нам от отцов наших. А им – от их отцов, наших дедов. А дальше – от прадедов. И так далее – до самых далеких предков.)
Чтение стих. С. Гаўрусева
Ученик:
Прашчур мой бесперапынку
Працаваў усім наўздзіў,
Лашчыў кволую сцяблінку,
Што вясною пасадзіў.
Дзеля прэснай той скарынкі
Рад усю землю перабраць,
Быццам у промені-іскрынкі
Мог у сонца ён сабраць.
Я – нашчадак яго дбайны,
І да рук мне падвялі
Самалёты і камбайны,
Цягнікі і караблі.
І такая ў мяне сіла,
Што – каб толькі захацеў –
Я б з любога небасхіла
Усе планеты абляцеў.
Слово учителя: У каждого народа, как и у каждого человека, свой характер, своя судьба. Человек, как говорят, выходя в люди, делится самым лучшим, что у него есть. Народ обогащает человечество наилучшими духовными дарами, собранными за тысячелетия. И этот удивительный дар передает из поколения в поколение. И мы сейчас в игре проверим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки белорусского народа.
Игра “Составь пословицу”
Родная зямля мякчэй чужой пярыны.
Усякай птушцы сваё гняздо міла.
У сваім краі як у раі.
Няма смачнейшай вадзіцы, як з роднай крыніцы.
Той бацькаўшчыну любіць, хто ёй сумленна служыць.
Чалавек без радзімы, што салавей без песні.
Хто за Радзіму гарой, той сапраўдны герой.
(Звучит песня “Мой родны кут”, И. Лученок – Я. Колас)
Слово учителя: Действительно, нет для человека ничего прекраснее и дороже Родины. “Человек без родины – нищий человек”, - так писал Я. Колас.
И сегодня эти пословицы и поговорки - наши спутники и мудрые советчики.
. “Какая она, моя земля? - писал В. Короткевич, - Это золотые поля хлеба с синими глазами васильков. Светлые от берез пущи, оглохшие от птичьего звона. Пущи, похожие на храмы, пущи, где гордо несут свои кроны олени. Это бесконечные реки, в которых плещутся бобры и рыба перед заходом солнца, и это почти 11 тысяч озер, чистых, как улыбка ребенка.”
Стих. Василя Жуковича “Родны кут”
Ученик: Між лясамі і азерамі – васільковыя палі,
Я не ведаю, не ведаю прыгажэйшае зямлі,
И бярозкі над дарогамі, и рамонкі ў мурагу
И рабіначкі за вокнамі разлюбіць я не магу.
Слово учителя : А самое большое богатство Беларуси – это ее люди. В. Короткевич так писал о них: “Живой, умный, трудолюбивый белорусский народ. Белорус отличается щедростью, готовностью всегда прийти на помощь в беде”. Мы всегда будем помнить тех людей, которые внесли огромный вклад в формирование системы ценностей белорусов.
-Каких знаменитых людей Беларуси вы знаете? (Ф. Скарыну, Ефросинью Полоцкую, Витовта,Н. Гусовского, К. Калиновского, Я. Купалу, Я. Коласа…)
Стихотворение Алеся Ставера
Ученик:
Мой народ зберагае сваю даўніну.
Кожны нашай гісторыі знаўца
Добрым словам успомніць не раз Скарыну
І пахваліць за мудрасць Мсціслаўца.
Каліноўскага імя навокал гучыць,
І Купалы і Коласа слова, -
Навучыла іх край беларускі любіць
Беларускае роднае слова.
Слово учителя: Белорусский народ очень добрый, гостеприимный, отзывчивый. Никогда не шел с войной он на другие земли, но свою Родину защищал отважно.”Да чужога нашы руки не цягнуцца, а за нашае – руки адсячом”, –говорится в пословице. Самые жестокие испытания выпали на долю белорусского народа во время Великой Отечественной войны.
1-ый ученик: 22 июня 1941 года утром, когда все люди спали, немецко-фашистские захватчики внезапно обрушили на города и села Белоруссии тысячи снарядов и бомб. (звучит песня “Вставай, страна огромная”)
2-ой ученик. Первый удар врага приняли пограничники и воины Бретской крепости. 28 дней героически держались ее защитники. На стенах крепости до сих пор осталась надпись:”Умираю, но не сдаюсь.Прощай, Родина!”
3-ий ученик: На территории Белоруссии развернулась настоящая народная война. “У мірны час сялянка, у ваенны – партызанка”, – народная мудрость. 100-летний дед Талаш и 14-летний марат Козей героически сражались с фашистами – стар и млад выходили на защиту Родины.
(Звучит “Лясная песня” В. Оловников – А. Русак) )
4-ый ученик. Фашисты хотели превратить нашу землю в лагерь смерти за колючей проволокой. В лагере Тростянец за три года они уничтожили 200 тыс. человек. На карте Белоруссии мы не найдем названий многих довоенных деревень – их уничтожили фашисты, как и деревню Хатынь.
Ученик:
Верш В. Жуковича “Бусел над Хатынню”
Пакружыўся над Хатынню бусел,
Сонечна-пагодлівай вясной.
Коміны стаяць. І людзі у скрусе.
Анідзе хаціны ні адной.
Заміраюць галасы людскія,
Гукі абуджальныя вясны,
І плывуць трывожныя такія
Тонкія жалобныя званы.
Пакружыўся бусел над Хатынню
І ў смузе пад воблакамі знік.
Папялішча ўсё яшчэ не стыне.
І ў грудзі не замірае крык.
5-ый ученик. Летом 1944 года советские войска начали окончательное изгнание врага из Беларуси. 3 июля 1944 года белорусская столица была освобождена, и именно этот день мы празднуем как День Независимости нашей Родины.
6-ой ученик: А в далеком Берлине, за тысячи километров от родной земли совершил подвиг воин-белорус Петр Лукьянович. О нем это стихотворение:
7-ой ученик:
Это было в мае, на рассвете,
Нарастал у стен Рейхстага бой,
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба дрожа она стояла,
В голубых глазах застыл испуг,
А куски светящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг.
Тут он вспомние,как прощаясь, летом,
Он свою дочурку целовал,
Может быть, отец девчонки этой,
Дочь его родную расстрелял.
Но сейчас в Берлине, под обстрелом,
Полз солдат, и телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.
Слово учителя: И в этом году мы праздновали 66 годовщину освобождения
Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.
Это радостный праздник со слезами на глазах отмечала вся наша страна.
И мы низко кланяемся тем, кто погиб, защищая свою Родину,
тем, кто сейчас с нами, тем,
кто подарил нам голубое небо, золотое солнце, новый день.
Ученик:
Стихотворение
Страна моя, родная Беларусь,
Пусть над тобой всегда свободно реет
Наш флаг, в котором радостно слились
Цвета, которые нам всех милее.
Зеленый – цвет полей, лугов, лесов,
И красный цвет,- цвет жизни и надежды,
И белый цвет, как символ всех веков,
Хранящих в серце и любовь и верность.
Слово учителя: Наш флаг – один из символов нашего независимого государства Беларусь. Три полосы государственного флага несут положение добра, успеха и процветания всем гражданам РБ.
-А какие еще символы государства вы знаете?
(Герб и гимн)
Ученик: Герб отражает лучшие качества и черты характера белоруса: трудолюбие, доброжелательность, устремленность к лучшему.Лучи солнца, восходящие из-за земного шара направлены на контуры Беларуси, как бы согревают ее, несут радость, тепло, свет.
. Объединение Земли и Солнца – главный знак жизни, надежда на процветание Беларуси. Венок из золотых колосьев, справа с цветками клевера, слева с цветками льна – символ труда и богатства. Внизу надпись золотом – Республика Беларусь.
-Когда мы отмечаем День Государственного герба и флага?
(Второе воскресенье мая. В это году этот день мы отмечаем 9 мая)
Ученик: Гимн – торжественная песня, которая символизирует единение. Представляет собой музыкально-поэтическое произведение. Авторы Государственного гимна РБ – слова- М. Климковича, В. Каризно, музыка – Н. Соколовского.
Исполняется во время официальных государственных церемоний.
При официальном исполнении Государственного гимна РБ присутствующие слушают его стоя, мужчины – без головных уборов.
Слово учителя: Таким образом, герб, гимн и флаг – это главные символы независимости, передающие историко-культурное наследие нашего народа, подчеркивающие национальный дух и достоинство белорусских граждан.Мы, как истинные граждане своей страны, должны знать свои символы и относиться к ним с уважением и почтением.
Слово учителя:
У нашего родного города есть также свой гимн, герб, флаг.
Маленький принц в сказке А. Экзюпери говорит:” Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету”.. Так он говорил, потому что его планета была очень маленькой, и ему нужно было постоянно выкорчевывать баобабы, которые могли навредить его розе. Наш город – это наша планета, и мы должны прислушаться к словам маленького принца – в них вложен огромный смысл.
Стих. Романа Рубинчика “Борисов – город мой”
Ученик:
Наши предки с мечами вставали
На скрещеньях дорог и веков,
Здесь свой дом и друзей обретали,
Побеждали незванных врагов.
Ты не сдался, войной опаленный,
Город мой, ты боролся и жил.
И мечтой, и трудом окрыленный,
Снова славу свою возродил.
Я люблю тебя, край мой былинный,
Я тобою живу и горжусь.
Ты красуйся, мой город старинный.
Мой Борисов, моя Беларусь!
Слово учителя: А сейчас я хочу рассказать вам сказку.
Жил некогда в одной из стран справедливый и мудрый царь. И было у него три сына. Но вот царь состарился и решил передать свое царство тому из сыновей, кто окажется самым способным для нелегкого дела. Призвал он сыновей и говорит:
- Дорогие мои сыновья! Вы видите, что отец ваш уже не может больше править страной. Я давно бы отрекся от трона, если бы только исполнилась моя заветная мечта, что никак не дает мне покоя. Вот я и надумал: тот из вас, кто сумеет исполнить мою мечту, станет править царством.
- Пусть здравствует наш дорогой отец, воля его священна для нас! Что же это за мечта, исполнить которую не смог наш мудрый родитель?
- Видите то огромное, вместительное хранилище, построенное мною уже давно? Я мечтал заполнить его тем, что самое нужное на свете, что принесло бы счастье всему моему народу. Хранилище пока пустует. И тот из вас, кто заполнит его самой нужной на свете вещью, пусть унаследует мой трон. Возьмите из моих сокровищ, сколько чего пожелаете, и отправляйтесь каждый сам по себе из города в город, из страны в страну, отыщите самую нужную вещь и заполните мое хранилище. Даю вам сроку три раза по сорок дней.
Сыновья поцеловали руку отца и пустились в путь. Три раза по сорок дней ходили и ездили они из города в город, из страны в страну, навидались людей диковинных, насмотрелись обычаев неведомых и в назначенный день явились, предстали перед отцом.
- Добро пожаловать, дорогие мои сыновья! Ну и как, нашли вы ту самую нужную на свете вещь?
- Да, нашли, дорогой наш отец!- отвечали царю сыновья. И отец тотчас повел их к двери хранилища. А там собрались все придворные и народу видимо- невидимо. Царь отворил дверь и подозвал старшего сына.
- Чем ты заполнишь это огромное хранилище, дорогой мой сын, какой такой самой нужной на свете вещью?
Старший сын вынул из кармана горсть зерна и, протягивая отцу, сказал:
- Хлебом заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в целом мире нужнее, чем хлеб? Кто сможет прожить без хлеба? Много я постранствовал, многого навидался, ничего не нашел нужнее, чем хлеб! И тогда отец подозвал среднего сына.
- Чем ты заполнишь это огромное хранилище, дорогой мой сын?
Средний сын вынул из кармана горсть земли и, протягивая отцу, сказал:
- Землею заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в целом мире нужнее, чем земля? Без земли нет и хлеба! Кто может прожить без земли? Много я постранствовал, многого навидался, ничего не нашел нужнее, чем земля.
Тогда отец подозвал младшего сына.
- Чем ты заполнишь это огромное хранилище, дорогой мой младший сын?
Младший сын при этих словах решительно переступил порог хранилища, вынул из кармана свечку и огниво, высек о кремень искру, запалил трут, а от него свечку. Все решили, что он хочет при свете свечи получше рассмотреть хранилище.
- Ну, говори, сын, чем заполнишь? – с нетерпением в голосе снова спросил отец.
- Светом заполню я это огромное хранилище, мудрый отец, только светом! Много я постранствовал, многого навидался, ничего не нашел нужнее, чем свет. Без света земля не уродит хлеба. Без света на земле не будет жизни. Много я стран обошел, многое повидал и понял: свет знания - самая нужная вещь. Только светом знания можно править миром
. - Молодец, мой сын!- обрадовался отец.- Ты по праву заслужил трон и скипетр, потому что хочешь наполнить свое царство и души людей светом и знанием.
- Да здравствует наш молодой светоносный царь! – с воодушевлением воскликнули слуги и весь народ.
Слово учителя:
Именно свет знания даст вам возможность видеть свою страну счастливой и прекрасной.
А школа открывает двери для вас и приглашает в это удивительный, чудесный, волшебный мир знаний.
И свою любовь к Родине, к родному городу, к родной земле мы должны подтверждать своими делами. Какими, на ваш взгляд?
(Честно жить, хорошо учиться, делать добрые дела, уважать старших, любить природу и т. д.)
И как сказал наш Президент, Александр Григорьевич Лукашенко: “Шмат ёсць краін на свеце, але толькі пад небам Бацькаўшчыны ты зможаш знайсці сваё месца, раскрыць свае здольнасці, творчай працай прынесці найбольшую карысць грамадству і адчуць сабе па-сапраўднаму шчаслівым. Я веру, што ты прыкладаеш усі намаганні, каб стаць дастойным грамадзянінам сваёй Айчыны”.
Помните, ребята, земля наших отцов – это наша земля, она в наших руках, и только от нас с вами зависит, какой она будет в будущем.Только вы сами должны построить свой «дом» в широком смысле слова. И будет этот замок из песка или современное , надёжное строение из самых прочных материалов – зависит от вас. И помните: вы в ответе за нашу родину – Беларусь, за её неповторимые красоты, за богатейшее многовековое наследие, за экологическое и экономическое благополучие, за её счастье!
Пусть она расцветает с каждым днем, и мы с вами ей в этом поможем. (Учащиеся наклеивают на карту Беларуси свои символы расцвета Беларуси – дерево, солнце, цветы, дом, аиста, голубя и т. д.- и комментируют свой выбор)
(Звучит песня “ Белая Русь”, В. Раинчик – Л. Пранчак.)
Думаю, каждый из вас может с гордостью сказать:”Зямля бацькоў – мая зямля”!
Символы расцвета Республики Беларусь
Ученик:
Я родным краем ганаруся
I ведаю- я не адзiн.
Я грамадзянiн Беларусi,
Зямли сваёй адданы сын.
Усё, што тут,- маё па праву,
Свой лёс з айчынаю дзялю.
Я нашу родную дзяржаву
Як мацi мiлую люблю.
Ученик:
Мы табой ганарымся па праву,
Называем Айчынай сваёй.
I будуючы светлую яву,
Зберагаем наш мiр i пакой.
Запомни, только твоя страна и твоя земля всегда согреют тебя настоящим материнским теплом!