contrast version
Индекс материала
Классные часы
Города Беларуси
Государственные символы Беларуси
«Государственные символы Республики Беларусь»
Дзяржаўныя сімвалы Беларусі
“Зямля пад белымі крыламі”
Классный час «Край мой Белая Русь»
«Твая зямля, твая Радзіма названа светла – Беларусь!»
Классный час на тему
КЛАССНЫЙ ЧАС «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПАТРИОТОМ?»
Беларусь – краіна маёй будучыні
Нами будет Родина гордиться
Тобой живу, моя природа!
Я-Гражданин РБ
Все страницы

 


«Твая зямля, твая Радзіма

 

названа светла – Беларусь!»


 

Тема урока: : «Твая зямля, твая Радзіма названа светла – Беларусь!»

 

Цели урока: вызвать интерес к родной стране,

создать условия для воспроизведения учащимися сведений о Беларуси,

развивать эмоциональную сферу,

воспитывать чувство любви к своей Родине, уважение к ее истории, традициям, чувство гордости за свой народ.

 

Вид урока: урок-панорама.

 

Оборудование: карта Республики Беларусь, символы государства (герб и флаг), символы города Борисова, репродукции картин, портреты знаменитых людей Беларуси, выставка книг, фотогалерея «Великая Отечественная война», магнитофон и диски с записями музыкальных произведений.

                                                                        

Нет у человека ничего

прекраснее и дороже Родины.

Человек без Родины –

нищий человек.

Я. Колас

 

                              Ход урока:

 

(Звучит 1-ый куплет песни « Спадчына», И. Лученок – Я. Купала)

 

 

Обращение к эпиграфу:

Слово учителя:

Ход урока

Слово учителя:

        - Поздравление с Днём знаний, пожелание успехов в новом учебном году.

         - Объявление темы первого урока, мотивация учебной деятельности.

         - Какое красивое название у нашей страны - Беларусь! «Белая Русь» - нежное и поэтическое имя как нельзя лучше подходит этой стране. Белая - значит светлая, чистая, невинная. Беларуси не свойственны яркие краски Средиземноморья. Не обладает она и поражающей экзотичностью Африки или тонким лукавством Востока. Ее тихое обаяние проявляется постепенно - в мягких переливах утреннего неба над размытой линией горизонта, в зелени привольно раскинувшихся полей, в бодрящем аромате соснового бора, в печальном крике журавлей. Ускользающая красота Беларуси раскроется тому, кто способен остановиться и ощутить окружающий мир: всмотритесь в глубокие глаза Беларуси - синие озера, опустите руки в прохладную воду веселого ручья, спрячьтесь от     теплого дождика под зеленую лапу ели...

       Удивительная вещь: может показаться, что здесь, в самом сердце Европы, время замедлило свой бег - пусть вокруг бурлит XXI век, пусть цивилизация продвигается вперед семимильными шагами, а в Беларуси природа остается натуральной, люди -человечными   , ценности - вечными. За свою многовековую историю Беларусь была завоевана много раз, но сама никогда не была завоевателем. Белорусам приходилось менять веру, принимать чужую культуру и язык, ассимилироваться с другими народами. Но при всем этом Беларусь никогда не теряла своей национальной самобытности - она склонялась, как трава, под ураганом завоеваний, чтобы после снова распрямиться и зазеленеть.

•        Обращение к эпиграфу: "Нет у человека ничего прекраснее и дороже Родины. Человек без Родины - нищий человек". (Я. Колас.) Беларусь наша Родина, потому что мы здесь родились, потому что она наша земля, наша Беларусь для нас родная.

•        Чтение стихотворения учеником

Я - беларус

Я -беларус, я нарадзiуся

На гэтай казачнай зямлi,

Дзе мiж лясоу i пушчау дзiкiх

Адвеку прашчуры жыли.

Я - беларус, я ганаруся,

Што маю гэтае iмя,

Аб добрай славе Беларусi

У свеце знаюць нездарма!

Я - беларус, i я шчаслiвы,

Што мацi мову мне дала,

Што родных песень пералiвы

I зблiзку чую, i здалля.

Я - беларус, i хоць сягоння

Яшчэ малы, але скажу:

Я родам з племя непакорных

I прад бядой не задрыжу!

                            

                             Н. Гiлевiч

Почему нас называют белорусами, а нашу землю Беларусью? Почему возникло такое название, точно никто не знает. Одни говорят, что белая -значит вольная. Белый цвет во все времена был символом свободной жизни.

 

 

• Чтение стихотворения учеником

Белая - значит чистая!

Белая - значит добрая!

Ты, как росинка, искристая.

Ты, как сиротка, скромная.

Топтали татары

И зверский фашист,

Но облик твой, милая,

Ясен и чист.

Чернобыль когтями хотел покорить,

Твою белизну, белизну зачернить.

Не смог он дела довесть до конца.

Ты снова сияешь!

Ты снова бела!

Вновь горит одуванчиков рай.

Я люблю тебя, белорусский мой край.

Белая - значит чистая!

Белая - значит добрая!

Ты, как сиротка, скромная.

Ты, как росинка, искристая.

Я для всех повторять не боюсь:

Ты белая, Беларусь!

                                                   Надежда Скребе


Беларусь, Белая Русь. Мы называем ее Родина. Почему?

(Потому что здесь мы родились, потому что она – самая родная из всех стран в мире.)

 

Чтение стихотворения «Наша Беларусь» В. Каризны:

 

Ученик:

Лучше нет земли на свете:

Крикни – песнею ответит,

Солнце попроси – с высот

Прямо в дом к тебе придет.  

Щедро одарит теплом…

Береги свой край, свой дом.                

Мед и тот здесь сладкий самый…

Край наш – весь как ласка мамы.

 

Учитель: А еще мы называем нашу Беларусь Отчизна, Отечество. Почему?

(Потому что досталась нам от отцов наших. А им – от их отцов, наших дедов. А дальше – от прадедов. И так далее – до самых далеких предков.)

Чтение стих. С. Гаўрусева

 

Ученик:

 

 

Прашчур мой бесперапынку

Працаваў усім наўздзіў,

Лашчыў кволую сцяблінку,

Што вясною пасадзіў.

Дзеля прэснай той скарынкі

Рад усю землю перабраць,

Быццам у промені-іскрынкі

Мог у сонца ён сабраць.

Я – нашчадак яго дбайны,

І да рук мне падвялі

Самалёты і камбайны,

Цягнікі і караблі.

І такая ў мяне сіла,

Што – каб толькі захацеў –

Я б з любога небасхіла

Усе планеты абляцеў.

 

Слово учителя: У каждого народа, как и у каждого человека, свой характер, своя судьба. Человек, как говорят, выходя в люди, делится самым лучшим, что у него есть. Народ обогащает человечество наилучшими духовными дарами, собранными за тысячелетия. И этот удивительный дар передает из поколения в поколение. И мы сейчас в игре проверим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки белорусского народа.

 

 

 

Игра “Составь пословицу”          

Родная зямля                                   мякчэй чужой пярыны.      

Усякай птушцы                                               сваё гняздо міла.

У сваім краі                                                     як у раі.

Няма смачнейшай вадзіцы,                         як з роднай крыніцы.

Той бацькаўшчыну любіць,                       хто ёй сумленна служыць.

Чалавек без радзімы,                                  што салавей без песні.

Хто за Радзіму гарой,                               той сапраўдны герой.

 

(Звучит песня “Мой родны кут”, И. Лученок – Я. Колас)

 

Слово учителя: Действительно, нет для человека ничего прекраснее и дороже Родины. “Человек без родины – нищий человек”, - так писал Я. Колас.

И сегодня эти пословицы и поговорки - наши спутники и мудрые советчики.

 

   . “Какая она, моя земля? - писал В. Короткевич, - Это золотые поля хлеба с синими глазами васильков. Светлые от берез пущи, оглохшие от птичьего звона. Пущи, похожие на храмы, пущи, где гордо несут свои кроны олени. Это бесконечные реки, в которых плещутся бобры и рыба перед заходом солнца, и это почти 11 тысяч озер, чистых, как улыбка ребенка.”

 

                

 

 

 

Стих. Василя Жуковича “Родны кут”

 

Ученик: Між лясамі і азерамі – васільковыя палі,

 

Я не ведаю, не ведаю прыгажэйшае зямлі,                    

И бярозкі над дарогамі, и рамонкі ў мурагу

И рабіначкі за вокнамі разлюбіць я не магу.

 

Слово учителя : А самое большое богатство Беларуси – это ее люди. В. Короткевич так писал о них: “Живой, умный, трудолюбивый белорусский народ. Белорус отличается щедростью, готовностью всегда прийти на помощь в беде”. Мы всегда будем помнить тех людей, которые внесли огромный вклад в формирование системы ценностей белорусов.

-Каких знаменитых людей Беларуси вы знаете? (Ф. Скарыну, Ефросинью Полоцкую, Витовта,Н. Гусовского, К. Калиновского, Я. Купалу, Я. Коласа…)

 

    

 

Стихотворение Алеся Ставера

                              

            

 

 

Ученик:

Мой народ зберагае сваю даўніну.

Кожны нашай гісторыі знаўца

Добрым словам успомніць не раз Скарыну

І пахваліць за мудрасць Мсціслаўца.          

Каліноўскага імя навокал гучыць,

І Купалы і Коласа слова, -                                        

Навучыла іх край беларускі любіць

Беларускае роднае слова.

 

Слово учителя: Белорусский народ очень добрый, гостеприимный, отзывчивый. Никогда не шел с войной он на другие земли, но свою Родину защищал отважно.”Да чужога нашы руки не цягнуцца, а за нашае – руки адсячом”, –говорится в пословице. Самые жестокие испытания выпали на долю белорусского народа во время Великой Отечественной войны.

                                      

 

1-ый ученик: 22 июня 1941 года утром, когда все люди спали, немецко-фашистские захватчики внезапно обрушили на города и села Белоруссии тысячи снарядов и бомб.   (звучит песня “Вставай, страна огромная”)

               

2-ой ученик. Первый удар врага приняли пограничники и воины Бретской крепости. 28 дней героически держались ее защитники. На стенах крепости до сих пор осталась надпись:”Умираю, но не сдаюсь.Прощай, Родина!”

 

 

 

 

 

3-ий ученик: На территории Белоруссии развернулась настоящая народная война. “У мірны час сялянка, у ваенны – партызанка”, – народная мудрость. 100-летний дед Талаш и 14-летний марат Козей героически сражались с фашистами – стар и млад выходили на защиту Родины.

(Звучит “Лясная песня” В. Оловников – А. Русак) )

 

 

 

 

4-ый ученик. Фашисты хотели превратить нашу землю в лагерь смерти за колючей проволокой. В лагере Тростянец за три года они уничтожили 200 тыс. человек. На карте Белоруссии мы не найдем названий многих довоенных деревень – их уничтожили фашисты, как и деревню Хатынь.

 

                                    

Ученик:

Верш В. Жуковича “Бусел над Хатынню”

Пакружыўся над Хатынню бусел,

Сонечна-пагодлівай вясной.

Коміны стаяць. І людзі у скрусе.

Анідзе хаціны ні адной.

Заміраюць галасы людскія,

Гукі абуджальныя вясны,                                    

І плывуць трывожныя такія

Тонкія жалобныя званы.

Пакружыўся бусел над Хатынню                        

І ў смузе пад воблакамі знік.

Папялішча ўсё яшчэ не стыне.

І ў грудзі не замірае крык.

 

5-ый ученик. Летом 1944 года советские войска начали окончательное изгнание врага из Беларуси. 3 июля 1944 года белорусская столица была освобождена, и именно этот день мы празднуем как День Независимости нашей Родины.

 

6-ой ученик: А в далеком Берлине, за тысячи километров от родной земли совершил подвиг воин-белорус Петр Лукьянович. О нем это стихотворение:

 

 

7-ой ученик:                

Это было в мае, на рассвете,

Нарастал у стен Рейхстага бой,                        

                                                

 

Девочку немецкую заметил

Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба дрожа она стояла,

В голубых глазах застыл испуг,

А куски светящего металла

Смерть и муку сеяли вокруг.

Тут он вспомние,как прощаясь, летом,

Он свою дочурку целовал,

Может быть, отец девчонки этой,

Дочь его родную расстрелял.

Но сейчас в Берлине, под обстрелом,

Полз солдат, и телом заслоня,

Девочку в коротком платье белом

Осторожно вынес из огня.                                

И в Берлине, в праздничную дату,

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках

Памятник советскому солдату

С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,

Как маяк, светящийся во мгле.

Это он, солдат моей державы,

Охраняет мир на всей земле.

                                                          

 

Слово учителя: И в этом году мы праздновали 66 годовщину освобождения

Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.

Это радостный праздник со слезами на глазах отмечала вся наша страна.

И мы низко кланяемся тем, кто погиб, защищая свою Родину,

тем, кто сейчас с нами, тем,

кто подарил нам голубое небо, золотое солнце, новый день.

 

                                                                                                    

 

 

 

Ученик:

Стихотворение

Страна моя, родная Беларусь,

Пусть над тобой всегда свободно реет

Наш флаг, в котором радостно слились

Цвета, которые нам всех милее.

Зеленый – цвет полей, лугов, лесов,

И красный цвет,- цвет жизни и надежды,

И белый цвет, как символ всех веков,

Хранящих в серце и любовь и верность.

 

Слово учителя: Наш флаг – один из символов нашего независимого государства Беларусь. Три полосы государственного флага несут положение добра, успеха и процветания всем гражданам РБ.  

-А какие еще символы государства вы знаете?

(Герб и гимн)

 

Ученик: Герб отражает лучшие качества и черты характера белоруса: трудолюбие, доброжелательность, устремленность к лучшему.Лучи солнца, восходящие из-за земного шара направлены на контуры Беларуси, как бы согревают ее, несут радость, тепло, свет.

. Объединение Земли и Солнца – главный знак жизни, надежда на процветание Беларуси. Венок из золотых колосьев, справа с цветками клевера, слева с цветками льна – символ труда и богатства. Внизу надпись золотом – Республика Беларусь.

 

-Когда мы отмечаем День Государственного герба и флага?

(Второе воскресенье мая. В это году этот день мы отмечаем 9 мая)

 

Ученик: Гимн – торжественная песня, которая символизирует единение. Представляет собой музыкально-поэтическое произведение. Авторы Государственного гимна РБ – слова- М. Климковича, В. Каризно, музыка – Н. Соколовского.

Исполняется во время официальных государственных церемоний.

При официальном исполнении Государственного гимна РБ присутствующие слушают его стоя, мужчины – без головных уборов.

 

Слово учителя: Таким образом, герб, гимн и флаг – это главные символы независимости, передающие историко-культурное наследие нашего народа, подчеркивающие национальный дух и достоинство белорусских граждан.Мы, как истинные граждане своей страны, должны знать свои символы и относиться к ним с уважением и почтением.

 

 

 

 

Слово учителя:

                        

У нашего родного города есть также свой гимн, герб, флаг.                                                                                                                                            

 

   Маленький принц в сказке А. Экзюпери говорит:” Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету”.. Так он говорил, потому что его планета была очень маленькой, и ему нужно было постоянно выкорчевывать баобабы, которые могли навредить его розе. Наш город – это наша планета, и мы должны прислушаться к словам маленького принца – в них вложен огромный смысл.

                                                            

 

 

 

 

Стих. Романа Рубинчика “Борисов – город мой”

Ученик:

Наши предки с мечами вставали

На скрещеньях дорог и веков,                                                                  

Здесь свой дом и друзей обретали,

Побеждали незванных врагов.

Ты не сдался, войной опаленный,

Город мой, ты боролся и жил.

И мечтой, и трудом окрыленный,

Снова славу свою возродил.

Я люблю тебя, край мой былинный,

Я тобою живу и горжусь.

Ты красуйся, мой город старинный.

Мой Борисов, моя Беларусь!

                                                                                    

Слово учителя: А сейчас я хочу рассказать вам сказку.

Жил некогда в одной из стран   справедливый и мудрый царь. И было у него три сына. Но вот царь состарился и решил передать свое царство тому из сыновей, кто окажется самым способным для нелегкого дела. Призвал он сыновей и говорит:

- Дорогие мои сыновья! Вы видите, что отец ваш уже не может больше править страной. Я давно бы отрекся от трона, если бы только исполнилась моя заветная мечта, что никак не дает мне покоя. Вот я и надумал: тот из вас, кто сумеет исполнить мою мечту, станет править царством.

- Пусть здравствует наш дорогой отец, воля его священна для нас! Что же это за мечта, исполнить которую не смог наш мудрый родитель?

- Видите то огромное, вместительное хранилище, построенное мною уже давно? Я мечтал заполнить его тем, что самое нужное на свете, что принесло бы счастье всему моему народу. Хранилище пока пустует. И тот из вас, кто заполнит его самой нужной на свете вещью, пусть унаследует мой трон. Возьмите из моих сокровищ, сколько чего пожелаете, и отправляйтесь каждый сам по себе из города в город, из страны в страну, отыщите самую нужную вещь и заполните мое хранилище. Даю вам сроку три раза по сорок дней.

Сыновья поцеловали руку отца и пустились в путь. Три раза по сорок дней ходили и ездили они из города в город, из страны в страну, навидались людей диковинных, насмотрелись обычаев неведомых и в назначенный день явились, предстали перед отцом.

- Добро пожаловать, дорогие мои сыновья! Ну и как, нашли вы ту самую нужную на свете вещь?

- Да, нашли, дорогой наш отец!- отвечали царю сыновья. И отец тотчас повел их к двери хранилища. А там собрались все придворные и народу видимо- невидимо. Царь отворил дверь и подозвал старшего сына.

- Чем ты заполнишь это огромное хранилище, дорогой мой сын, какой такой самой нужной на свете вещью?

Старший сын вынул из кармана горсть зерна и, протягивая отцу, сказал:

- Хлебом заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в целом мире нужнее, чем хлеб? Кто сможет прожить без хлеба? Много я постранствовал, многого навидался, ничего не нашел нужнее, чем хлеб! И тогда отец подозвал среднего сына.

- Чем ты заполнишь это огромное хранилище, дорогой мой сын?

Средний сын вынул из кармана горсть земли и, протягивая отцу, сказал:

- Землею заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в целом мире нужнее, чем земля? Без земли нет и хлеба! Кто может прожить без земли? Много я постранствовал, многого навидался, ничего не нашел нужнее, чем земля.

 

Тогда отец подозвал младшего сына.

- Чем ты заполнишь это огромное хранилище, дорогой мой младший сын?

Младший сын при этих словах решительно переступил порог хранилища, вынул из кармана свечку и огниво, высек о кремень искру, запалил трут, а от него свечку. Все решили, что он хочет при свете свечи получше рассмотреть хранилище.

   - Ну, говори, сын, чем заполнишь? – с нетерпением в голосе снова спросил отец.

- Светом заполню я это огромное хранилище, мудрый отец, только светом! Много я постранствовал, многого навидался, ничего не нашел нужнее, чем свет. Без света земля не уродит хлеба. Без света на земле не будет жизни. Много я стран обошел, многое повидал и понял: свет знания - самая нужная вещь. Только светом знания можно править миром

 

 

. - Молодец, мой сын!- обрадовался отец.- Ты по праву заслужил трон и скипетр, потому что хочешь наполнить свое царство и души людей светом и знанием.

- Да здравствует наш молодой светоносный царь! – с воодушевлением воскликнули слуги и весь народ.

 

Слово учителя:

Именно свет знания даст вам возможность видеть свою страну счастливой и прекрасной.

А школа открывает двери для вас и приглашает в это удивительный, чудесный, волшебный мир знаний.

И свою любовь к Родине, к родному городу, к родной земле мы должны подтверждать своими делами. Какими, на ваш взгляд?

(Честно жить, хорошо учиться, делать добрые дела, уважать старших, любить природу и т. д.)

И как сказал наш Президент, Александр Григорьевич Лукашенко: “Шмат ёсць краін на свеце, але толькі пад небам Бацькаўшчыны ты зможаш знайсці сваё месца, раскрыць свае здольнасці, творчай працай прынесці найбольшую карысць грамадству і адчуць сабе па-сапраўднаму шчаслівым. Я веру, што ты прыкладаеш усі намаганні, каб стаць дастойным грамадзянінам сваёй Айчыны”.  

 

 

Помните, ребята, земля наших отцов – это наша земля, она в наших руках, и только от нас с вами зависит, какой она будет в будущем.Только вы сами должны построить свой «дом» в широком смысле слова. И будет этот замок из песка или современное , надёжное строение из самых прочных материалов – зависит от вас. И помните: вы в ответе за нашу родину – Беларусь, за её неповторимые красоты, за богатейшее многовековое наследие, за экологическое и экономическое благополучие, за её счастье!

Пусть она расцветает с каждым днем, и мы с вами ей в этом поможем. (Учащиеся наклеивают на карту Беларуси свои символы расцвета Беларуси – дерево, солнце, цветы, дом, аиста, голубя и т. д.- и комментируют свой выбор)

(Звучит песня “ Белая Русь”, В. Раинчик – Л. Пранчак.)

Думаю, каждый из вас может с гордостью сказать:”Зямля бацькоў – мая зямля”!

 

 

 

Символы расцвета Республики Беларусь

        

Ученик:

Я родным краем ганаруся

I ведаю- я не адзiн.

Я грамадзянiн Беларусi,

Зямли сваёй адданы сын.

 

Усё, што тут,- маё па праву,

Свой лёс з айчынаю дзялю.

Я нашу родную дзяржаву

Як мацi мiлую люблю.

 

Ученик:

Мы табой ганарымся па праву,

Называем Айчынай сваёй.

I будуючы светлую яву,

Зберагаем наш мiр i пакой.

 

Запомни, только твоя страна и твоя земля всегда согреют тебя настоящим материнским теплом!