contrast version
Индекс материала
Классные часы
Города Беларуси
Государственные символы Беларуси
«Государственные символы Республики Беларусь»
Дзяржаўныя сімвалы Беларусі
“Зямля пад белымі крыламі”
Классный час «Край мой Белая Русь»
«Твая зямля, твая Радзіма названа светла – Беларусь!»
Классный час на тему
КЛАССНЫЙ ЧАС «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПАТРИОТОМ?»
Беларусь – краіна маёй будучыні
Нами будет Родина гордиться
Тобой живу, моя природа!
Я-Гражданин РБ
Все страницы

 

                         Государственные символы Беларуси                                                                        

Цели и задачи: воспитание чувств патриотизма и гражданственности, национального самосознания, определение понятия "символ", популяризация государственных символов Республики Беларусь - флага РБ, герба РБ, гимна РБ.

Содержание:                                                                                                                        

– Ребята, вы знаете, что наша страна находится в самом центре Европы и принимает активное участие в мировой жизни. Сегодня на информационном часу мы поговорим о символах нашей страны. О тех символах, с помощью которых принято представлять нашу страну в мире.                                                                                                                                                              – А как вы понимаете смысл слова «символ»? (Символ - это то, что служит условным знаком: слова, предметы, действия для обозначения определенных понятий и идей, а также принадлежности чему-либо. Голубь - символ мира).                                                                                                                                          - В далеком прошлом люди, жившие вместе, образовывали племена. Племена, не желавшие или не умевшие сохранять опыт предков, погибали – слабели и растворялись в других племенах. Те же племена, в которых с почтением относились к заветам и культуре предков, процветали и развивались.                                                            – Племена отличались своей одеждой, жилищами, предметами быта. Поклонялись своим Богам, Солнцу и Земле (иллюстрация).                                                                                         – В жестоких битвах за свободу и независимость наши предки пользовались округлыми щитами, окрашенными в определенные цвета. Необходимость обозначать свои полки, отделять их от вражеских, одновременно устрашить врагов и ободрить своих воинов постепенно привела к созданию флага, а украшенный разными "счастливыми приметами" или "знаками судьбы" щит преобразовался со временем в герб. Вот так и образовывались государственные символы.                                                                                                                                                                                     – Какие государственные символы вы знаете?

– Герб и флаг считались и считаются во всех странах высшими символами народа и почитаются так же, как родное слово, родной дом, родная культура и обычаи и символизируют, олицетворяют для каждого человека, для каждого гражданина Родину. Существовали и существуют теперь определенные правила создания флагов и гербов, они закреплены традицией и определённой наукой – геральдикой (таблица). Главнейшее условие: каждый герб и каждый флаг должны выражать только им присущую символику. Иначе говоря, все гербы и все флаги должны существенно различаться и не повторять друг друга.                                                                                                                                                  – Ребята, а как вы считаете, что должно быть отражено на гербе, флаге и в гимне? (Особенности страны).                                                                                                                          – Послушайте стихотворения и подумайте, какие особенности должны отражаться на государственных символах Беларуси? (стихотворения про озёра, лён, защиту Беларуси).                                                                                                                                                       

 – Давайте рассмотрим наш герб. Попробуйте объяснить, что и почему изображено на нем. (Ответы детей).                                                                                                                                                  

– Государственный герб республики Беларусь содержит зеленый контур нашей

 

страны, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Сверху находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа розовыми цветками клевера, слева - голубыми цветками льна.                                                                                                                                                              – Земной шар – знак того, что Республика Беларусь – одно из государств мира. Единение земли и солнца – главный знак жизни.                                                                                        – Эти изображения на гербе отражают традиции наших предков, которые поклонялись богине Земле и восходящему Солнцу. Символы Земли и Солнца обозначают также надежду современных людей на расцвет Беларуси.
Пятиконечная звезда на гербе – знак безопасности, мужества и высоких помыслов – обозначает готовность каждого жителя Республики к защите своей Родины.                                                                                                                                                        – Венок в нашем гербе тоже не случаен, всё в нём символизирует труд и процветание. С древних времен венок использовался как награда победителю.           Наша страна всегда выходила победителем в тех войнах, в которых была вынуждена участвовать. А происходило это потому, что маленькие белорусы с самого детства слышат родное белорусское слово, живут в атмосфере белорусской культуры и традиций. Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете фольклор наших предков.          Игра «Састау прымауку» (Пословица делится на две части. Необходимо найти пару к первой части).

-   Дарагая тая хатка, дзе нарадзiла мяне матка.

-   У родным лесе i куст родны.

-   Кожнаму свой куток мiлы.

-   3 роднае зямлi памры, а не зыходзь.

-   Родная зямелька, як зморанаму пасцелька.

-   Родная зямля мякчэй, чым чужая пярына.

-   Няма смачней вадзiцы, як з роднае крынiцы.

-   Усюды добра, а дома найлепш.

-   Хто за Радзiму гарой, той сапраудны герой.                                                                       – А сейчас мы поговорим о других государственных символах.                                        (Читает ученик)

Страна моя родная, Беларусь,

Пусть над тобой всегда свободно реет

Наш флаг, в котором радостно слились

Цвета, которые нам всех милее.

Зеленый - цвет полей, лугов, лесов,

И красный цвет - цвет жизни и надежды,

И белый цвет, как символ всех веков,

Хранящих в сердце и любовь и верность.

– Что знаете о нашем флаге, как о государственном символе? (Ответы детей).                           – Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально размещенных полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого. У древка вертикально размещен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом фоне.                                                                                      

 

 

– Красный цвет с давних времен служит знаком Солнца. Он символизирует родство и братство. Красный цвет связан так же с борьбой за свободу и справедливость. Это знак победы и счастливой жизни.                                                                     – Зеленый цвет – цвет добра и мир. Это цвет природы, цвет полей, лесов и лугов. Он всегда означал весеннее пробуждение природы после долгого зимнего сна.                          – Белый цвет – цвет свободы. Он перекликается с названием нашей страны – Беларусь, белый цвет означает так же гостеприимность, доброжелательность и мудрость жителей Беларуси.                                                                                                              – У каждого государства есть одна главная песня, в которой воспевается страна и ее народ. Как она называется? (Эта песня называется гимн).
Гимн – торжественная песня или ее мелодия, исполняется в особо торжественных случаях: во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов, на торжественных заседаниях, посвященных знаменательным историческим
датам, на которых присутствует президент государства, при вручении наград спортсменам, выигравшим на международных соревнованиях, и на Олимпийских играх. При исполнении гимна любой страны, слушающие его люди встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждый день в 6 часов утра и в 12 часов ночи по радио и телевидению звучит гимн Республики Беларусь. Именно с него наша страна начинает и заканчивает свой трудовой день.                                                                                                                                                         – Любить свою Родину – это значит стараться делать всё, чтобы она расцветала и становилась еще лучше. А что для этого можете сделать вы? (Хорошо учиться, исполнять свои обязанности, стараться быть настоящим человеком).                                                           – Верно. Одна из ваших главных обязанностей – это хорошо учиться. Сейчас проведём викторину и проверим, как внимательны вы были на нашем классном часе и что вы знаете о государственных символах.                                                       Вопросы викторины:                                                                                                                     1. Что является государственными символами?                                                                         2. Как они возникли?                                                                                                                           3. Для чего нужна государственная символика?                                                                           4. Что обозначает каждая составляющая часть герба?                                                                     5. Какой смысл несут в себе три цвета белорусского флага?                                                           6. В каких случаях звучит гимн Республики Беларусь? (Каждому из классов раздается по 2 вопроса, они готовят полные ответы).

Подведём итоги. Рефлексия информационного часа.                                                                                            – Наш информационный час заканчивается. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда оставались патриотами своей страны, старательно учились и работали, и может быть в честь ваших заслуг перед Родиной когда-нибудь прозвучит гимн Беларуси и поднимется её флаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЧАС.

ТЕМА: «Их подвиг будет жить в веках»

ЦЕЛЬ: Воспитание патриотических чувств, любви к Отечеству, уважения к ветеранам войны, интереса к прошлому, связанному с Великой Отечественной войной с немецко-фашистскими захватчиками.

Вступительное слово классного руководителя:

«60 лет без войны. 60 лет со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Мы в преддверии 60-летия Победы над фашистской Германией. Это будет 9 мая 2005 г. День победы - это всенародный праздник. Он приносит радость людям и в то же время боль, страдания, горечь потери родных и близких людей погибших в годы войны, пропавших без вести, замученных в концлагерях. В ходе войны было убито и умерло от ран свыше 60 млн. человек.

Наибольшие людские потери понес Советский Союз - свыше 27 млн. человек. Беларусь в этой войне потеряла каждого четвертого своего жителя. Память о них будет всегда в сердцах живых.

1. Ведущий

Год сорок первый - начало июня

Все еще живы, все, все, все...

Не требуя ни славы, ни наград,

Все, что могли, свершили здесь солдаты

Год сорок первый подвигам им свят

Без них бы не настал и сорок пятый.

2. Ведущий

Прикрывая Родину собою,

В годы войны, - и в дымной мгле

Все сражались так, что отзвук боя

Вечно будет слышен на земле.

 

Дальше слово предоставляется ребятам из общешкольной лекторской группы.

22 июня 1941 года – эту дату знают у нас все. Война! Война, навязанная нашей стране германским фашизмом, была одним из тягчайших испытаний.

На востоке чуть розовеет узкая полоска зари. Люди спокойно спят после трудовой недели. Наступающий день - воскресенье. Тихо по всюду в этот предрассветный летний час. Только слышится пение птиц.

И вот в этот спокойное утро врывается война. На западе на чуть светлеющем небе появляются какие-то яркие огни. Красные, зеленые, они медленно плывут к границе. Их очень много. Послышался шум моторов. И прежде, чем люди успели понять, что произошло, полетели бомбы. Языки пламени взметнулись, казалось до самого неба. Яростный вой, грохот, разрушения, кровь, смерть. Наши пограничные войска вступили в смертный бой.

Так началось утро 22 июня 1941 года. Весь советский народ поднялся на защиту своего Отечества. Враг был ошеломлен мужеством и стойкостью наших бойцов и командиров. И уже в первые дни войны на пути врага под Пинском встал один из первых организованный партизанский отряд, руководимый Василием Захаровичем Коржом. Поистине героической была биография этого человека. Когда в Испании поднял голову фашизм Корж не смог остаться в стороне. Он воюет на стороне республиканцев, возглавляет партизанский отряд в тылу франкистов. Там же в Испании он получает первые свои награды - орден Красного Знамени и орден Красной звезды.

С конца 1940 года Василий Захарович работает в Пинском обкоме КПБ. Уже на 4-й день после начала войны он по поручению обкома сформировал партизанский отряд. Сохранился дом, который стал историческим. Сейчас на этом доме (а ныне это музыкальная школа по ул. Коржа) есть табличка с такой надписью: «Здесь 26 июня 1941 года был организован один из первых в Беларуси партизанский отряд, которым командовал Корж».

В него вошли: Вера Хоружая, ее муж Корнилов, секретарь горкома комсомола Беркович, а так же Хотимченко, Карасев, Нордман; комсомоль­цы - Лифантьев, Чуклай, Лосута и другие - всего 60 человек. Позднее этот отряд вырос в крупное партизанское соединение.

А сейчас послушайте рассказы о первых боях с фашистами под Пинском. Эти бои стали серьезным испытанием для партизан, для народных мстителей.

На 5-й день войны разведка донесла, что с северо-западной стороны к Пинску движутся немцы. Василий Захарович корж приказал группе бойцов направиться к мосту, что по дороге Пинск – Логишин и дать бой прорвавшимся бронемашинам противника. Группу возглавили Карасев и Куньков. Короткая схватка. Связкой гранат подбит один броневик, второй отступил назад.

С первой победой возвратились партизаны в город. Сейчас в этом месте, где происходил первый бой партизан с немцами, сооружен Памятный знак (это за деревней Посеничи перед мостом).

Настоящим боевым крещением всего отряда явился разгром эскадрона вражеской разведки 4 июля 1941 года (это был 12-ый день войны).

Основные силы гитлеровцев наступали на Пинск с северо-запада. Наблюдение за этим участком обороны командование поручило партизанскому отряду Василия Захаровича Коржа. На рассвете 4 июля Корж поднял свой отряд по тревоге и повел в засаду к деревне Галево. Отряд Коржа был разделен на три части.

1.   Одно отделение расположилось на кладбище деревни Галево.

2.   Другое – на окраине примыкавшего к нему старинного парка.

3.   Третье укрылось во ржи восточнее кладбища.

Долго тянулись часы ожидания. Бойцы уже вырыли окопы, подготовились встречать врага.

Поздним вечером Василий Захарович Корж прошел еще раз вдоль траншеи, повидался с товарищами. Перед ним были немолодые люди, в основном члены партии, работники обкома, горсовета и других областных организаций. Вот близкие его: Морозов, Карасев, Куньков. Все торе ветераны гражданской войны, бывшие партизаны. Перед июньским воскресеньем еще собирался с ними на рыбалку, а сегодня они уже называют его не по имени и отчеству, а по-военному: «Товарищ командир». Война... В группе Сергея Корнилова была в основном молодежь - ребята горячие, быстрые. Они во всем брали пример со старших. Короче, все были как единая семья - одни интересы, одни стремления. Обходя окопы, Корж наказывал бойцам: «Самое главное — выдержка. Подпустим врага поближе и откроем внезапный меткий огонь. Надо ошеломить фашистов — это половина победы».

С утра натянуло туман. Однако к часам десяти туман рассеялся. Дозоры донесли: на дороге показалась кавалерия. Партизаны подготовились к бою. Вскоре увидели кавалеристов. Они ехали по двое, весело переговаривались и смеялись. Вот они едут как дома...

Дорога была в ста метрах. Корж выждал, пока прошло головное охранение, чтобы кавалеристы поравнялись с партизанами. Пора! Он тут же вскочил, прижался к дереву, поймал на мушку толстого офицера. Грянул выстрел. В ту же секунду открыли огонь все бойцы. Это были

самые меткие выстрелы. За считанные секунды многие лошади оказались без седоков. Фашисты заметались по полю, теряя убитых и раненых. Они рассеяны, осторожно разворачиваются в цепь, занимают оборону.

Потеряв 17 человек убитыми. Фашисты дождались подхода основных сил и повели их в наступление на отряд Коржа. Конечно, удержать их с таким вооружением, как было у партизан, вряд ли удалось бы. Поэтому Корж подал команду - отходить. То же приказал и командиру третьей группы Корнилову.

Отходящих партизан маскировала густая рожь. Это и помогло двум группам отойти. Они расположились в большом котловане и стали ожидать третью группу, которая ввязалась в бой. Стрельба там не затихала. Вскоре несколько бойцов третьей группы прорвались к отошедшим партизанам. Они доложили, что Корнилов тяжело ранен - в грудь, голову, ноги.

В этом бою партизаны понесли тяжелые потери. Погиб Корнилов, муж Веры Захаровны Хоружей. Были ранены Хотимченко и еще несколько партизан. Но попытка врага с ходу овладеть городом потерпела неудачу. Только к концу дня 4 июля наши части оставили город. Партизанский отряд отошел к Столину, где находился областной комитет партии.

Тяжкие испытания выпали на долю пинчан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. однако ни жестокий террор, ни гетто, ни массовые расстрелы не сломили пинчан. Они не покорились врагу. С первых дней оккупации пинчане включились в борьбу с фашистами. В речном порту и на спичечной фабрике, в Козляковичах и Альбрехтово были созданы подпольные антифашистские группы. Они вели агитацию среди населения, принимали по радио и распространяли сводки о положении на фронтах, листовки, газеты, совершали смелые диверсии. Переправляли в партизанские отряды оружие и боеприпасы. А в окрестных лесах мощной волной поднималось партизанское движение.

Три с лишним года подпольщики и партизаны вели неравную борьбу с врагом. Тысячи пинчан громили фашистов на фронтах Великой Отечественной войны. Многие не вернулись с войны... Они отдали свои жизни. 60 лет без войны... 60 лет со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Мы в преддверии 60-летия Победы над фашистской Германией. Это будет 9 мая 2005 года.

Честь и слава героям Великой Отечественной...

Исчезли с лица нашей земли руины и пепелища, зарубцевались на ней раны, нанесенные войной. Но не утихла боль утраты, не ослабела память о неисчислимых жертвах. Многие отдали жизнь за наше сегодняшнее счастье. Мемориальный комплекс на братской могиле в городском парке, мемориал «Партизанам Полесья» в Городском сквере перед Дворцом культуры «Трикотажник», мемориальный комплекс Брестская крепость - герой, курган Славы, мемориальный комплекс Хатынь, названия улиц, памятники и обелиски напоминают нам об этой страшной войне.

В память о тех, кто отдал жизнь в Великом бою за свободу, горят по всей нашей стране искры вечного огня.

Черный камень,

Черный камень,

Что же молчишь ты,

Черный камень?

Разве ты хотел такого?

Разве ты мечтал когда-то

Стать надгробием для могилы

Неизвестного солдата.

Черный камень,

Что же молчишь ты,

Черный камень?

Мы в горах тебя искали

Скалы тяжкие дробили

Поезда в ночах трубили

Мастера в ночах не спали,

Чтобы умными руками,

Чтобы собственною кровью,

Превратить обычный камень

В молчаливое надгробье.

 

Разве камни виноваты

В том, что где-то под землею

Слишком долго спят солдаты?

Безымянные герои.

А над ними травы сохнут

А над ними звезды меркнут,

А над ними кружит беркут

И стоят над ними сосны

Время движется над ними

Но когда-то кто-то в мире

Вспомнит имя

Неизвестного солдата!

 

После выступления лекторской группы слово классного руководителя.

Сколько вот таких гранитных обелисков по всей нашей стране.

Они все тем, кто не вернулся с войны, кто отдал свои жизни в Великом бою за свободу. Не вернулся с войны и молодой паренек из абхазского села Алексей Аршба.

Мать долго-долго все его ждала и верила в то, что он жив и вернется домой. Поэт Дементьев написал свое знаменитое стихотворение «Баллада о матери». Это стихотворение он посвятил матери погибшего сына Алексея Аршбы и всем матерям, которые ждали не вернувшихся с войны своих сыновей.

Ученик читает стихотворение «Баллада о матери».

 

Постарела мать за много лет,

А вестей от сына нет и нет.

Но она все продолжает ждать

Потому, что верит, потому что мать.

И на что надеется она?

Много лет, как кончилась война.

Много лет, как все пришли назад,

Кроме мертвых, что в земле лежат.

Сколько их в то дальнее село,

Мальчиков безусых не пришло.

... Раз в село прислали по весне

Фильм документальный о войне.

Все пришли в кино - и стар и мал,

Кто знал войну, и кто войны не знал.

Перед горькой памятью людской

Разливалась ненависть рекой.

Трудно было это вспоминать.

Вдруг с экрана сын взглянул на мать.

Мать узнала сына в тот же миг,

И пронесся в зале материнский крик:

Алексей! Алёшенька! Сынок! –

Словно сын ее услышать мог

Сын рванулся из траншеи в бой

Встала мать прикрыть его собой.

Все боялась - вдруг он упадет.

Но сквозь годы мчался сын вперед.

- Алексей! - кричали земляки -

- Алексей! - просили, - добеги... Кадр сменился.

Сын остался жить.

Просит мать о сыне повторить.

И опять в атаку он бежит

Жив - здоров, не ранен, не убит.

Дома все ей чудилось кино...

Все ждала - вот-вот сейчас в окно

Посреди тревожной тишины

Постучится сын ее с войны.

 

Далее опять слово классного руководителя.

Это была страшная война. 60 млн. погибших. Обратите внимание на пирамиду смерти. На доске вывешена таблица:

Вторая мировая война 1.09.1939 - 2.09.1945 (6 лет)

Пирамида смерти

США                 300 тыс.

Англия             375 тыс.

Франция           600 тыс.

Югославия         1,7 млн.

Япония             2,5 млн.

Китай                   5 млн.

Польша               6 млн.

Замучено в концлагерях     11 млн.

Германия         13,6 млн.

Советский Союз   27 млн.

ВСЕГО ПОГИБЛО   60 МЛН.

В Беларуси погиб каждый четвертый.

За период оккупации бывшей Пинской области немецко-фашистскими захватчиками убито и замучено 95385 человек мирных граждан, 24613 человека военнопленных. В окрестностях г. Пинска фашисты создали 4 лагеря для военнопленных и для гражданского населения. Из этих лагерей население вывозили и расстреливали в местечках Красеево, Добрая Воля, Посеничи, Козляковичи и на еврейском кладбище. Было расстреляно гражданского населения 36432 человека и более 20 тыс. военнопленных.

Таковы цифры. Но за каждой цифрой судьба людей, которые хотели жить, растить детей, радоваться теплу, солнцу.

Поэт Роберт Рождественский написал свой знаменитый «Реквием». Послушайте некоторые строки:

Помните!

Через века, через года,

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда, –

Помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди!

Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какою ценою завоевано счастье

Пожалуйста, Помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтобы запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы то же запомнили!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!

Но о тех, кто уже не придет никогда, –

Заклинаю – помните!

Заклинаю – помните!

 

Затем была проведена беседа с учащимися по вопросам:

1. Откуда вы знаете о войне?

2. Живы ли еще ваши дедушки, бабушки, которые являются участниками, свидетелями войны?

3. Что они вам рассказывали?

В заключение   слово   предоставляется   ветерану   войны Галашкину Алексею Александровичу, который поделился с ребятами своими воспоминаниями о фронтовых годах.