contrast version
Индекс материала
Путешествия
Классный час «Путешествие по Беларуси»
Путешествие по лесным чащам Беларуси
Путешествие по современной и древним столицам Беларуси
Все страницы

 

Тема. Путешествие в страну Пионерию

Вступительное слово учителя.

У: Сегодня у нас интересный, занимательный день, день игры, день интересного путешествия.

Путешествия в страну,

Где весело, где дружно,

Где ссориться не нужно,

Где интересно всем играть,

Друг другу помогать.

В стране той жители живут,

Их пионерами зовут,

Красивый галстук носят на груди,

Дружат меж собою, всегда впереди.

А называется страна - Пионерия. Отправимся в путь мы на корабле "Бригантина". В этой стране вы познакомитесь с традициями, символикой пионерской организации, пионерами - героями, основными пионерским делами. И решите каждый для себя, хотите ли вы стать пионерами.

Представление вожатых.

А чтобы нам не сбиться с пути, чтобы Пионерию найти, нам понадобятся помощники.

Знакомьтесь, это наши вожатые, пионеры 8"В" класса.

Ира - советчик, т.е. помощник капитана. А Алина- проводник, т.е. боцман.

А: Ребята, как и всех путешественников, нас ждут по пути много приключений и трудностей! А трудности легче пережить не одному, а с друзьями. Мы в стране Пионерии уже 4 года, знаем все трудности, все дела пионеров. Поэтому поможем и вам.

И: Поднять якорь! Отдать швартовый! В путь!

Путешествие по станциям.

Мы отплываем от Школьного берега в Залив Дружбы (показывает карту). Чтобы наше путешествие прошло удачно, всем членам команды нужно быть дружными, честными и справедливыми. Итак, для вас первое задание: собрать из слов девизы и зачитать.

У: За выполненное задание команды будут получать эмблемы.

1 ком.- девиз Дружбы 2 ком.- девиз Честности.

Надо нам всегда дружить, Честным будь всегда, везде!

Дружбой надо дорожить! Помоги в любой беде!

А: Залив Дружбы позади. Отправляемся дальше. (Звучит "Песня Мамонтёнка")

Дети: А при чём здесь мама?

И: Важным условием поступления в страну Пионерию является разрешение мамы. Вам необходимо написать заявление и обязательна подпись родителей.

У: А расскажите нам, кто такие пионеры?

И: Есть одна романтическая легенда, которая повествует о том, кто такие пионеры и откуда они появились. Послушайте её.

 

Давным-давно в одной стране жили очень добрые люди. Они приносили всем радость и дарили добро. Они всегда первыми приходили туда, где случалось несчастье. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливее, то сели на корабль и решили плыть в другие страны, помогать другим людям. А чтоб их повсюду узнавали, символом добра и счастья они выбрали алые паруса. Каждое утро на рассвете на горизонте появлялся парус надежды.

 

А: Но однажды на море разразился большой шторм. Корабль, как щепку, носило по волнам. А на утро, когда шторм утих и появилось солнце, жители, как обычно, вышли на берег встречать Алые паруса. Но горизонт был чист. И только волны вынесли на берег сорванные с мачт косынки, и люди стали носить их на шее, как символ надежды, счастья, веры и добра. Люди в красных галстуках стали как бы частью этого корабля и повсюду, где они появлялись, помогали окружающим, приносили добро и справедливость.

 

А: Пионер - значит первый везде,

В учёбе, в заботе, в труде,

Пионер — это игры, весёлые шутки,

Нам хандрить и скучать,

Нет свободной минутки.

И: Кто нуждается в нас,

То мы всем помогаем,

Слово держим, честно поступаем.

У: А у нас по курсу Море Успеха.

У: Посмотрите, воздушные шарики. Надо их выловить, чтобы не лопнули.

А на каждом шарике записка с заданием.

1 ком.

• Отгадать загадку,- «Не дерево, а с листочками, без голоса, а разговаривать
умеет» (Книга)

А: Пионеры книгу уважают, макулатуру собирают, книги чинят. У нас даже акция такая есть "Живи книга". Вот сейчас вы примите в ней участие. Отремонтировать книгу.

• Рассказать стихотворение о Родине. (Костя "Я-беларус", Алеся "Люблю наш край", Вероника "Что всего милее")

А: Главный девиз пионеров о Родине звучит так «К делам на благо Родины, к добру и справедливости будь готов! Всегда готов!»

2 ком

• Подобрать пословицы о труде.

И: Труд в почёте у пионеров. Мы помогает одиноким старикам, ветеранам, инвалидам, проводим встречи с передовиками труда.

• Спеть песню о дружбе

И: Молодцы! Хорошо справились с заданиями. У нас в Пионерии все такие. И традиция у нас есть такая, традиция Успеха во всех делах.

Ждёт в делах нас успех

Мы всё делаем для всех!

А: По курсу Остров Историйск. Сделаем остановку.

У: Этот остров не простой. На нем находится машина времени. С помощью неё мы отправимся назад, в прошлое и узнаем об истории пионерской организации.

  • Boт мы с вами в 1922г., г. Москва. Типография на красной Пресне. Первые пионеры - их 52 жителя, они в красных галстуках. Их главные дела: выпуск рукописных газет, помощь семьям военных, погибших на фронте, обучение грамоте неграмотных людей. Так родилась Пионерия - 19 мая 1922г. (на доске вывешивается : 19 мая 1922г- день рождения пионерской организации)
  • Год 1924. Вышла первая газета «Пионерская правда». Она рассказала всем ребятам о том, что родилась пионерия и чем она занимается. Многие из детей захотели стать пионерами. Через 5 лет из 52 жителей в пионерии стало 2 миллиона. Они поклялись любить и беречь свою Родину, а если нужно, защищать её от врагов. Ребята г. Минска поддержали призыв москвичей и
    организовали свой отряд пионеров под названием «Юный Спартак». День рождения отряда 20 июня. (1924г. - газета "Пионерская правда" 20 июня - первый пионерский отряд г. Минска "Юный Спартак")
  • Погружаемся в год 1929. Открывается самый главный и красивый пионерский лагерь «Артек». Туда едут отдыхать лучшие из лучших.

И. А давайте мы сыграем в игру, полюбившуюся пионерам из Артека, «Весёлый бубен». Становитесь в круг друг возле друга. Передавайте бубен по кругу со словами:

Ты катись весёлый бубен

Быстро, быстро по рукам,

У кого весёлый бубен

Тот сейчас станцует нам.

(На ком закончились слова, тот выходит и танцует)

  • Год 1941-1945. Пионеры выполняют военный заказ: шьют наволочки и кисеты для хранения табака солдатам фронта, вяжут носки и варежки. Собирают лекарственные растения, ягоды клюквы, малины, щавеля для госпиталей и больниц. Закончилась война. Восстановились разрушенные города, засеяли поля пшеницей. Пионеры помогают колхозам, совхозам, убирают колоски с полей, до последнего зёрнышка, собирают макулатуру для новых книг, металлолом для новых машин и тракторов. (1941-1945- помощь фронту)

Соревнование между девочками и мальчиками. Девочки пришивают пуговицы на гимнастёрках солдат (зелёная материя, пуговицы, нитки), мальчики отбирают среди растений лекарственные (картинки растений) и называют их. Кто лучше? Кто больше? (во время задания звучат песни военных лет)

•1990 год. 13 сентября г. Минск. Рождение новой организации «БРПО». Дела белорусских пионеров: помощь одиноким и ветеранам, сбор макулатуры и металлолома, шефство над памятниками, выпуск стенгазет в школе, активное

 

участие во всех делах дома и в школе.(13 сентября 1990- день рождения БРПО) Вы узнали много нового, а теперь возвращаемся на корабль и отправляемся дальше

Б: Внимание! Внимание! Ну вот и конечный пункт путешествия - Город Пионерск.

А: В этом городе живут ребята с 7 до 14 лет. Это пионеры нашей школы. Мы приглашаем вас прогуляться по улицам нашего города и с удовольствием будем вашими экскурсоводами.

И: Для начала заглянем в Дом Пионеров. Здесь можно узнать, что такое пионерская организация, по каким законам живут пионеры.

И: У нашей пионерской организации есть очень важная задача:

Работа у нас непростая,

Задача у нас такая:

Жила бы страна родная,

Детьми чтоб гордилась она.

И честь, и совесть

Доброту и ум сберечь,

Чтоб не было стыдно

Потомкам в глаза смотреть.

У: Очень весело и интересно живётся пионерам в дружной семье. Помогают им в этом пионерские законы. Расскажите нам о них.

А: Закон дружбы.

Семь тебе или двенадцать,

Или даже есть семнадцать,

Дружба — главный идеал,

А без дружбы ты пропал.

И: Закон чести.

Трусом не будь, безразличным не будь.

К подлости, злу и насилию.

Ведь рядом с тобою друзья, не забудь,

Не смей поддаваться бессилию.

 

А: 3акон заботы.

Забота, помощь, уваженье

И доброе отношенье

К пожилым и малышам

Наш закон понятен вам?

И: Закон хозяина.

Только вместе, только дружно

Вам и нам трудится нужно

Плюс охота, уменье старанье

И результат превзойдёт ожиданья.

Б: Закон слова.

Не бросай ты слов на ветер,

Исполняй, раз обещал,

А не то на белом свете Настоящий будет развал.

Вместе: Законы пионеры всегда выполняют, в делах пионерских Устав соблюдают.

У: Продолжаем нашу экскурсию. Давайте посетим Площадь Символики. Символы пионеров - знамя и галстук.

И: Пионерское знамя красного цвета - символ чести и сплочённости членов

организации. На знамени девиз нашей организации: ____________________

Он один для всех пионеров - белорусов, а знамя у каждой школы своё, личное, о чём написано на обратной стороне. Знамя выносят тогда, когда в дружине проходит торжество: линейка, сбор, его охраняют. Знамя несёт знаменосец, за ним с салютом идут лучшие пионеры дружины. Сопровождают вынос знамени звуками горна и барабана.

А: Символом пионеров является также галстук. Галстук красно-зелёного цвета. На что он похож? Пионерский галстук - символ сопричастности каждого пионера к делам своей организации, готовность разделить её добрую славу и ответственность.

У: В нашей школе тоже есть такая площадь. Только называется она пионерская комната. Мы не раз там бывали. Скажите, где находится знамя? (Оно занимает самое важное центральное место и стоит на вершине - тумбе. Мы это место так и называем - Вершина «Красное знамя»)

На главной площади города проходят сборы пионеров-лидеров. А как приветствуют пионеры друг друга? (отдают салют) Салют — жест-символ, пионерское приветствие: пять плотно сжатых пальцев руки, поднимаются над головой, когда произносится девиз БРПО. Открытая ладонь означает, что пионер открытый, честный, всегда готов придти на помощь. А пять пальцев, сжатых вместе - пионеры дружны между собой. Пионеры, которые всё знают, умеют и могут повести за собой других, считаются лидерами. Такими лидерами сможете стать и вы, если очень этого захотите. А чтобы стать лидером, нужно сначала исследовать все дела пионеров, выполнять поручения, познакомиться ближе с организацией, сделать много полезных, добрых дел. Ну, совсем как это делал герой книги А. Гайдара. Вы догадались, о ком я говорю? (показать книгу) Кто такой Тимур? Кому он помогал? Зачем он это делал?

А: Давайте продолжим экскурсию по городу, приглашаю вас прогуляться по проспекту Добрых дел.

ПК: Для вас задание: подумайте, какие добрые и полезные дела вы могли бы сделать для нашей школы, ветеранов, для нашего города. Мы вам поможем. Составление списков добрых дел.

И: А теперь приглашаем вас прогуляться по парку Памяти. В парке есть Аллея Героев. Эта аллея открыта в честь Пионеров-героев ВОВ. Многие из пионеров во время войны активно помогали взрослым сражаться с врагом.

А: Дело это было небезопасным, рискованным, часто ребята погибали, отстаивая свободу Родины. Память этих пионеров чтится всегда, а особенно 8 февраля – День юного героя- антифашиста.

У: Ребята подготовили сообщения об этих героях и сейчас расскажут.

Артур: Герои минувших немеркнущих лет.

Мы их не забыли - девчонок, мальчишек, Чья жизнь молодая за нас отдана

Мы в сердце, как на знамени пишем

Простые и гордые их имена.

Настя: Там, где клёны встали в карауле,

Где берёзки замыкают строй

Мы воздвигли памятник героям

В честь их гордой славы боевой.

Как живые встанут на границе

И навек останутся в сердцах

Скромные советские ребята

Смертью храбрых павшие в боях.

Сообщения детей о героях-пионерах.

У: Наше путешествие подходит к концу. Конечно не везде мы побывали в этом городе, но я думаю мы скоро вернёмся сюда. А пока возвращаемся на корабль и плывём обратно к Школьному берегу.

Подведение итогов игры

А на прощание песенка-игра, которую привезли в «Артек» дети из Японии, называется она «Если весело живётся» (становятся в круг, можно сидя, стоя)

1) Если весело живётся, хлопай так (два лопка в ладоши)
Если весело живётся, хлопай так (два хлопка)

Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся, если весело живётся, хлопай так (два хлопка)

2) Если весело живётся, щёлкай так (два щелка пальцами)
Если весело живётся, щёлкай так (два щелчка)

Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся

Если весело живётся, щёлкай так (два щелчка пальцами)

3) Если весело живётся, топай так (сделать два притопа по очереди правой и левой ногой об пол)

Если весело живётся, делай так (два притопа)

Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся

Если весело живётся, делай так (два притопа)

4) Если весело живётся, делай всё (два хлопка, два щелчка, два притопа)
Если весело живётся, делай всё (то же)

Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся,

Если весело живётся, делай всё (то же)

_________________________________________________

А теперь давайте вспомним то, о чем узнали. А наши помощники оценят ваши знания.

 

Викторина:

1.Что означает слово "Пионер"? (первый везде и во всём)

2.Назовите главные символы пионерской организации? (красное знамя и галстук.)

3.Назовите дату рождения Пионерской организации? (19 мая)

4.День рождения БРПО? (13 сентября)

5.Каких Пионеров-Героев вы знаете? (Марат Казей, Люся Герасименко, Валя Котик и т.д.)

6.Как вступить в ряды пионеров? (написать заявление за подписью родителей)

 

Молодцы!

-Вы мечтаете о верных, надёжных друзьях?

-Ищете интересное, доброе дело?

-Хотите научиться делать многое своими руками?

Мы готовы помочь вам в этом! Мы предлагаем свою дружбу, свои знания и умения.

И приглашаем вместе с нами принять участие в интересных и нужных

окружающим вас людям делах!

Мы — это члены Белорусской Республиканской Пионерской Организации.

Мы думаем, что вы будете достойными пионерами, верными друзьями, отличными помощниками нам в наших пионерских делах. Всем мы дарим эмблемы, на которой изображён пионерский галстук. Надеемся, что встретимся ещё не раз в г. Пионерске.

У: Спасибо за помощь, за интересное путешествие. Пионер — это яркая светящаяся энергия, от которой отходят лучи, как солнце.

Мы хотели бы подарить вам это солнышко, на лучах которого дети напишут качества, которыми по их мнению должен обладать пионер. ( Качества пионера: честный, трудолюбивый, дружелюбный, взаимопомощь, заботливый правдивый, добросовестный, уверенный в себе, веселый, общительный, активный, самостоятельный, серьезный, бодрый, смелый.) Дети дарят солнышко вожатым, они уходят.

П: До встречи в городе Пионерске!

 

У: Вот мы и приплыли к школьному берегу, понравилось ли вам наше путешествие? Хотели бы вы стать жителями города Пионерска?


 

 

Нравственно-патриотическое воспитание

 

Классный час «Путешествие по Беларуси»

Цели:

□ расширить знания учащихся о Беларуси;

□ формировать ценностное отношение к своей стране;

□ развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;

□ воспитывать любовь к своей Родине.

Оборудование: карта Беларуси, выставка книг по теме, выставка детских ри­сунков «Край мой - Белая Русь».

Ход классного часа

(Звучит запись песни «Мой родны кут».)

Ученик: (читает стихотворение В.Витки «Беларусь»).

На карце вялiкага свету

Яна, як зялены лiсток,

Песня гарачага лета,

Крынiчнай вады глыток.

Адвечная калыханка,

Душы запаветны куток,

Трапеча гарачым ранкам

На дрэве нястомны лiсток.

А у навальнiцу б'ецца,

Небачна памiж лiсця,

Як родная матчына сэрца,

Што мне даражэй жыцця.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на классном часу. (Ответы детей.)

- Да. Мы отправимся в заочное путешествие по нашей стране. Вы узнаете много интересного и поделитесь своими знаниями с одноклассниками. За каж­дый правильный ответ члены микрогруппы берут цветочек из лукошка и раз­мещают его на зеленых полянках, которые лежат у вас на столе. В конце заня­тия мы оценим работу каждой микрогруппы по количеству цветов на полянке. А сейчас в путь.

Задание «художник». (Каждая микрогруппа выполняет по очереди.) На некоторое время в предлагаю вам стать художниками. Но рисовать вы будет не красками, а словами. Необходимо создать картину о нашей Родине. Каждое красивое слово надо объяснить.

Сiнявокая ( или синеглазая) - у нас много красивых рек, озер.

В полях цветут синие васильки .

Зеленая - очень много лесов, лугов и полей.

Лучшая - потому что - это наша Родина.

Дружелюбная - белорусы - народ дружелюбный и гостеприимный.

Белая - белый - цвет добра и чистоты. Издавна белорусы любили одеваться в белые льняные рубашки.

Красивая - у нас красивые города, деревни, улицы, площади.

Трудолюбивая - в Беларуси живут трудолюбивые люди, которые делают много необходимых вещей.

Лесная - много лесов, боров, пущ.

Чудесная - у нас чудесные изделия из соломы, глины, деревянные игрушки.

Мастеровая — в Беларуси очень много мастеров, которые вышивают, плетут из лозы, рисуют.

Щедрая - белорусская земля очень щедра. Она дарит богатый урожай овощей и фруктов, ягод и грибов.

Толерантная - в Беларуси живут добрые люди. Они уважают других людей, считаются с их мнением. У них много друзей.

Партизанская - в годы Великой Отечественной войны в белорусских лесах было много партизанских отрядов, которые сра­жались за Родину.

Учитель. Замечательная картина получилась у вас. (Звучит музыка. Выходит Дед-Бородед и поет.)

Я хаджу па белым свеце

I гляджу, як вы жывеце.

Калi трэба памагу,

Бо усе рабiць магу.

- Хто я?

Дед-Барадзед,

Абышоу белы свет,

А цяпер у цixi час

Завiтау да вас.

- Добрый день, дети. Я слышал, что вы ведете разговор о Беларуси. А кто знает, почему нашу страну так называют?

Ученик: Белая - от белого цвета одежды, которую носили наши предки. Белая

- от светлых их волос. Белая — значит чистая и свободная.

Дед-Бородед. А сейчас я расскажу вам легенду про историю нашего края.

(Приложение 1.)

- А кто из вас знает легенды про наши родные места. (Ученик читает ле­генду о Могилеве.)

- Очень интересная легенда. У нашей страны богатая и славная история. Она записана в летописях и книгах, старинных документах и преданиях. Я ви­жу, вы очень любознательные дети. Еще не одну тайну сможете открыть и уз­нать много интересного о нашей Родине. А сейчас мне пора прощаться. До сви­дания!

Учитель. А мы продолжим путешествие. Говорят, у каждой земли - своя свя­тыня. Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей.)

Учитель. Слово «святыня» происходит от слова «святой». Святой, т. е. истин­ный, величественный. У Беларуси, белорусской земли тоже есть свои святыни, которые мы чтим, относимся с глубоким уважением и любовью. Какие святыни знаете вы?

(Ответы детей: Беловежская пуща, д. Хатынь, Ф. Скорина, Я. Колас и Я. Ку­пала, национальная библиотека, первые печатные книги, древние храмы и церк­ви, Брестская крепость.)

Учитель. У каждого народа есть еще одна святыня - его родной язык. А с язы­ком связана культура народа, основанная на вечных традициях предков со своими обрядами, праздниками, обычаями, приметами, играми, песнями, сказ­ками. Расскажите о стародавних обычаях наших предков, о которых вы читали или слышали от взрослых.

(Каждая микрогруппа рассказывает о каком-либо обряде.)

Ученики:

  1. 1.Чтобы быть здоровым весь год, надо было в Чистый четверг перед Пасхой обязательно до восхода солнца помыться в бане или полынье
  2. 2.На Троицу свой дом украшали ветками липы, березы или клена
  3. 3.На Купалу плели венки, пускали их по реке, водили хоровод и искали на счастье «папараць-кветку».
  4. 4.На Пасху молодежь и дети качались на качелях. Верили, чем выше подни­мались качели, тем длиннее будут стебли льна.

Учитель: Каждый праздник у белорусов был связан с определенными обряда­ми, песнями, приметами. О них вы узнаете во время празднования Рождества, Масленицы, Пасхи, Троицы...

Я знаю, вы подготовили друг другу вопросы. Сейчас мы проведем турнир «Ты - мне, я - тебе».

  1. 1группа: Сколько областей в Республике Беларусь? Назовите их и пока­жите на карте.
  2. 2группа: С какими странами граничит Республика Беларусь? Покажите их на карте.
  3. 3группа. Назовите государственные символы нашей страны?
  4. 4группа. Почему белорусов называют «бульбашами»?

Учитель. Я тоже подготовила для вас вопросы. Если вы правильно на них от­ветите и заполните пустые клеточки кроссворда, то прочтете ключевое слово по вертикали под цифрой 1.

  1. 1.Город, который принял первый удар немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны?
  2. 2.Самая большая река в Беларуси.
  3. 3.Город, в котором вы живете.
  4. 4.Президент Республики Беларусь.
  5. 5.Самое большое озеро в Беларуси.
  6. 6.Белорусский поэт.
  7. 7.Столица Беларуси.
  8. 8.В какой области мы живем? Назовите ее областной центр.

Учитель: А сейчас, ребята, посчитайте, сколько цветочков каждая микрогруп­па сумела посадить на своей полянке? (Награждение дипломами.)

Учитель: Вот и закончился классный час. Вы увидели, сколько интересного, таинственного скрыто в нашей истории. Но мы коснулись лишь крошечной ее частички. Если вы будете интересоваться историей нашего народа, то отроете много тайн. В этом вам помогут учителя истории, белорусской литературы, географии и, конечно, книги. (Ученик читает стихотворение.)

Я- беларус, я нарадзiуся

На гэтай казачнай зямлi,

Дзе мiж лясоу и пушчау дзiкiх

Адвеку прашчуры жылi.

Я - беларус, я ганаруся,

Што маю гэтае iмя:

Аб добрай славе Беларусi

У свеце знаюць нездарма!

Я - беларус, I я шчаслiвы,

Што мацi мову мне дала,

Што родных песень пералiвы

I зблiзку чую, I здалля.

Приложение 1 Легенда о белорусах

Бог делил между народами земли. Одним - то, другим - то. Пришли белорусы... Очень Богу понравились. Он и начал нас наделять: «Реки вам даю полные, пущи - немереные, озера — несчитанные. Жары у вас никогда не будет, но и сильных морозов - тоже. Голодать вы никогда не будете. Не уродит картошка, так уродит рожь или еще что-нибудь. А еще звери и пти­цы в пущах стаями, рыба в реках - косяками, пчелы в ульях - миллионами. А травы ароматные - как чай. Не будет голода.

Женщины у вас будут красивые, дети - сильные, сады - богатые, грибов и ягод - завались. Люди вы будете талантливые, на музыку, песни, стихи - спо­собные и будете жить да жить.»

 

Вспомните и расскажите, где вам приходилось видеть герб? (Ответы детей.)

На Государственном флаге Республики Беларусь размещены две полосы: верхняя — красного цвета и нижняя — зеленого. Слева расположен белорусский национальный орнамент. Цвета Государственного флага сообщают важные сведения о стране. Наш флаг имеет три цвета: красный, зеленый и белый. (Учитель демонстрирует изображение Государственного флага Республики Беларусь.)

Красный цвет с древних времен является знаком Солнца. Он символизирует братство, означает высокое предназначение в судьбе и победу. Это также знак счастливой жизни.

Зеленый цвет -— это цвет природы родного края, цвет полей, лесов, лугов. Зеленый цвет — цвет жизни, благополучия и мира. Белый цвет — это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На Государственном флаге Республики Беларусь запечатлен древний орнамент. Он означает трудолюбие и трудовое мастерство как условия всякой счастливой судьбы. В центре орнамента находятся древние символические изображения богини земли и плодородия, а также хлебов, то есть пищи для души и тела. Где вы еще видели такой орнамент? (Учитель предлагает детям внимательно рассмотреть и запомнить, как выглядят флаг и герб Республики Беларусь.)

В нашей стране День Государственного герба и Государственного флага отмечают во второе воскресенье мая.

Игра "Определи герб и флаг Республики Беларусь" Класс делится на группы. Каждой раздаются карточки с изображениями гербов и флагов разных стран. Дается задание определить герб и флаг Республики Беларусь и назвать их признаки.

 


 

Путешествие по лесным чащам Беларуси

 

Задачи: углубить знания детей о природе Беларуси; учить работать с науч­но-познавательной литературой; учить работать в микрогруппе.

Подготовка: во время стартовой беседы учитель напоминает детям о том, что основным богатством Беларуси являются леса, и предлагает совершить лесное путешествие.

В процессе планирования решается провести его по станциям: «Тени­стая роща», «Грибная поляна», «Птичий перелесок», «Звериная тропа», «Маленькие, да удаленькие». Микрогруппы по желанию выбирают стан­ции. Их задача — найти интересный познавательный материал по своей теме, разработать задания и вопросы для посетителей станций. Им помо­гают старшие ребята и родители.

Учитель вместе с библиотекарями (учащимися, которые в это время выполняют поручения библиотекарей) выпускают плакат с названиями книг, которые могут помочь в подготовке. Дети читают литературу, со­ставляют выступления, придумывают вопросы и задания, оформляют свои станции, выбирают ведущих. Всю работу координирует Совет дела: роди­тели помогают нарисовать карту путешествия, маршрутные листы. В пу­тешествие приглашаются учащиеся параллельного класса.

 

ХОД ПУТЕШЕСТВИЯ

 

Все «путешественники» делятся на 5 групп, в каждую входят пред­ставители обоих классов. На станциях остаются ведущие (2—3 челове­ка): старшие ребята и наиболее активные участники микрогрупп (именно они и проделали всю подготовительную работу). Каждой группе выдается маршрутный лист с указанием заданий и вопросов на каждой станции. Время пребывания на станции — 7 минут. По звону колокольчика команды должны перейти на следующие станции, указанные в маршрутных листах.

По общему сигналу дети расходятся по станциям. Находясь на стан­ции, они слушают небольшое выступление по теме, выполняют задания, отвечают на вопросы. Все результаты фиксируются на маршрутных лис­тах. На станции «Тенистая роща» напротив номера вопроса, на который дети ответили, или задания, которое выполнили, приклеивается листок какого-либо дерева. На «Грибной поляне» — грибок. На «Птичьем пере­леске» — перышко (из бумаги). На «Звериной тропе» — изображение зверька. На станции «Маленькие да удаленькие» — бабочки.

На общей карте фиксируется количество выполненных каждой командой заданий. В конце подводятся общие итоги. Команды отчитываются о про­хождении станций.

На следующий день путешествие обсуждается в классе по известной технологии: «Что было хорошо?», «Что получилось?», «Что нового узна­ли?», «Довольны ли своим участием (ролью)?», «Что не удалось?», «Поче­му не понравилось?», «Что предусмотреть на будущее?» и т. д.

Примерные вопросы и задания на станциях:

 

«Тенистая роща»

1. Определите, плоды каких растений здесь изображены (или представ­лены в гербарии);

 

Липа Вишня Клен

 

Сосна Земляника

 

2. На каждую букву напишите название растений белорусских лесов

Б — береза, бересклет, брусника. Л — лиственница,

Е — ель... ландыш..

Л — липа, лещина, лопух.., Е — ежевика...

О — ольха, осина... С — смородина (лесная)...

Р — рябина, ромашка...

У

С — сосна...

С

К — клен, крушина, калина...

И — иван-чай, ива...

Й

(За каждое слово — 1 балл.)

 

3. Как путешествуют семена растений? (Цепляются на шерсть животных, как семена лопуха и чертополоха, летают в воздухе, как семена клёна и одуванчика, разносятся птицами, как семена рябины, плывут по воде, т. к. разносятся дождями.)

4. Какие растения опасны для человека? (Ядовитые. Ядовитыми мо­гут быть и корни, и листья, и плоды. Например, опасны волчьи ягоды, ягоды и корни ландыша, семена белены и т. д. Известно около 10 тысяч ядовитых растений.)

5. Какие растения белорусских лесов занесены в Красную книгу? (Не­забудка, ландыш, колокольчик, кувшинка, венерин башмачок, черемша [мед­вежий лук], перелеска, сон-трава и др.)

6. Какое дерево является долгожителем? (Дуб.)

7. Для чего вокруг крупных городов необходимо большое количество лесов? (Для очищения воздуха.)

 

«Грибная поляна»

 

1. Объясните названия грибов: подосиновик, подберезовик, моховик, боровик, рыжик, волнушка. (Подосиновик и подберезовик растут под со­ответствующими деревьями; моховик — шляпка у него будто мохом по­крыта; боровик - растет в бору; рыжик - из-за цвета; волнушка — по шляпке идут как будто розовые волны.).

2. Съедобны ли грибы-дождевики? (Да.)

3. Назовите ядовитые грибы. (Поганка, мухомор, сатанинский гриб и др.)

4. Какие грибы растут большими семьями? (Опята.)

5. Я не привыкла нравиться.

Кто съест меня — отравится. (Бледная поганка.)

6. Нарисованы силуэты грибов: мухомора, боровика, лисички, подоси­новика. Нужно раскрасить их шляпки фломастерами или цветными каран­дашами и подписать.

 

«Птичий перелесок»

 

1. Назвать птицу, нарисованную на картинке.

2. На стволе березы кольцом расположен ряд отверстий. Чья это работа? (Дятел весной пил березовый сок.)

3. У птенцов рот оранжевый или ярко-красный. Почему? (Ярко-крас­ный. Когда голодные птенцы кричат, они раскрывают рот. Привлечен­ные красным цветом птицы-родители кладут корм в раскрытый клюв.)

4. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

5. Зачем птицы поют? (Поют лишь самцы. Своим пением они метят свой участок, устанавливают его невидимую границу.)

6. Определите собеседника Ворона из диалога:

— Что, Ворон, холодно?

- Холодно, ух, как холодно! Ночку на дереве просидишь, утром лапой шевельнуть, крылом не махнуть... Вовсе закоченеешь.

— А ты делай как я. С дерева вниз головой в снег — бух! Под снегом-то, как под одеялом. И ветер не задувает, и мороз не припекает, и на глаза никому не попадешься. (Тетерев.)

7. Заполните таблицу, напишите названия лесных птиц.

(За каждое слово — 1 очко.)

(Сыч, сова, сойка, сорока, соловей, сорокопут, свиристель, сизоворонка).

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Звериная тропа»

 

1. Объясните значение пословицы «волка ноги кормят». (Волк не под­стерегает добычу в засаде, а догоняет ее.)

2. Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук. Около его норы всегда чисто. Уходя на охоту, он очищает мех от прилипшей к нему земли, рас­прямляет примятые волоски.)

3. Отгадайте животных по описанию:

— Большое длинноногое животное. У самца огромные ветвистые рога. Кормится корой осины, молодыми березками, ивами, травой, грибами. Любит жить вблизи водоемов. Отличный пловец. Широкие копыта не дают ему проваливаться в топком болоте. Его называют хозяином болотного края. (Лось.)

— Самый резвый и непоседливый зверек в лесу. Постоянно находится в движении, стекаясь с дерева на землю и поднимаясь обратно, перепры­гивая с ветки на ветку. Пушистый длинный хвост, как раскрытый парашют, помогает зверьку держаться в воздухе. (Белка.)

— Маленькое животное, похожее на мышь, но с более вытянутой мор­дой и очень острыми зубами. Длина его всего 11 см; 4,5 из которых прихо­дится на хвост. Ведет ночной образ жизни. Отличается страшной прожор­ливостью. Очень проворное и ловкое существо. (Землеройка.)

4. Какими появляются на свет ежата? (Слепыми и голыми.)

5. Где живут заяц-беляк и заяц-русак? (Заяц-беляк живет в лесу. Это лесной зверек. Заяц-русак живет в полях и степях.)

6. Почему бурый медведь занесен в Красную книгу Беларуси? (Чис­ленность медведей катастрофически сокращается. Их осталось всего около 100.)

 

«Маленькие, да удаленькие»

1. Какие насекомые живут семьями? (Пчелы, осы, шмели, муравьи.)

2. Одна из самых красивых бабочек называется адмиралом. Почему ей дали такое название? (Через середину ее широких передних крыльев на черно-бархатном фоне проходит ярко-красная полоса, подобная адми­ральской ленте.)

3. Каких животных больше всего на Земле? (Насекомых. Их насчитыва­ется до 3 млн. видов — 70% от общего числа животных нашей планеты.)

4. Питаются ли куколки насекомых? (Нет.)

5. Чем слышат кузнечики? (Ногами. Именно там у них расположены органы слуха.)

6. Ее называют прожорливой хищницей, грозой комаров, мух и других мелких насекомых. (Стрекоза.)

7. Кого называют абсолютным чемпионом по маскировке среди насеко­мых? (Палочника. Он маскируется под ветки, листья, кору. Он изменяет окраску, принимает самые неожиданные позы.)

8. Зачем божьей коровке такой яркий наряд? (Чтобы защититься от врагов. Яркая окраска предупреждает о несъедобности.)

9. Объясните, почему жуков так назвали: майский жук, жук-олень, брон­зовка, навозник, плавунец. (Майский жук появляется в мае; у жука-оленя «рога» похожи на рога оленя; у бронзового — тело золотисто-зеленого цвета; навозник питается навозом; плавунец — прекрасный пловец.)

 


 

Путешествие по современной и древним столицам Беларуси

 

Задачи: расширить представление учащихся о городах Беларуси; раз­вивать познавательную активность и творческие способности; воспиты­вать гордость за прошлое и настоящее нашей Родины.

Подготовка: путешествие по современной и древним столицам Белару­си проводится заочно. Класс делится на 4 команды. Они сами выбирают один город. В классном уголке появляется карта Беларуси с указанием мест, куда отправятся в путешествие дети. Команды самостоятельно подбирают инте­ресные сведения, связанные с историей города и его современной жизнью, разучивают стихотворения о городах, известных людях, чьими именами на­званы улицы и площади, о людях, которые прославили нашу Беларусь. Дети оформляют выставку фотографий, рисунков, открыток с видами городов.

Учитель рекомендует прочитать следующие книги:

1. Александрович, Р., Нескаромная Т. Зямля з бламтныш вачыма / Р. Александров1ч, Т. Нескаромная. Мн., 2001.

2. Путешествие по Белоруссии / И. И. Игнатьева, А. Т. Карпович, Б. И. Лапко. Мн., 1986.

ХОД ДЕЛА

Учитель. Сегодня мы отправимся в необычное путешествие — в прошлое и настоящее нашей Родины. Мы побываем в городах, которые в разное время были столицами.

Первая остановка в Витебской области, в городе Полоцке. Выходит 1-я команда.

1-й ученик. Полоцк — древнейший из белорусских городов. Впер­вые он упоминается в 862 году. В летописях встречаются такие названия: Полтеск, Полотекс, Полотьск.

В Полоцке расположен один из известных древнейших храмов — Со­фийский собор. София — в переводе означает «мудрость Божья».

Есть в городе еще один важный храм. Это собор Спасо-Евфросиньевского монастыря. Он назван именем княжны Продиславы — Евфросиньи Полоцкой; внучки Всеслава Чародея.

С Полоцком связано возникновение первой на наших землях школы. Ее основателем считается сын полоцкой княжны Рагнеды Изеслав. Он начал собирать и первую на Беларуси библиотеку. Это был первый князь, которо­го начали называть Книжником.

Просветители — гордость и главное сокровище белорусов. Среди них — первопечатник Франциск Скорина, который родился в Полоцке. Здесь ему поставлен памятник, открыт музей типографии.

Очень много для развития белорусской и русской письменности сделал Симеон Полоцкий.

Символом таланта нашего народа является Кирилл Туровский. Он на­писал много проповедей, молитв, канонов, нравоучений, в которых призы­вал любить друг друга, описал красоту природы.

2-й ученик. Теперь Полоцк небольшой, но очень красивый город. Сюда приезжают люди на экскурсии, праздники письменности и духовной музыки.

Праздник «День белорусской письменности» проходил в Полоцке два раза (1994г., 2003г.). В 2003 году состоялось очень важное событие Дня белорусской письменности — открытие в городе памятника букве «у».

3-й ученик (читает стихотворение В. Жуковича «Францішак Скарына»).

 

У справах цудоўных

вялікага сына —

святло старажытнай

адметнай краіны.

Ён першадрукар,

ён прарок мудрых кніжак —

Францішак Скарына,

Скарына Францішак.

 

4-й ученик (читает отрывок из стихотворения Геннадия Буравкина «Полацкая балада»).

Я люблю тваю чуйную зімнюю ціш,

Мой абсыпаны зоркамі горад.

Хто сказаў, што ты ноччу маўчыш?

Ты не спіш,

Ты са мною гаворыш.

 

Толькі ўслухацца лепш у марозны спакой,

Толькі вочы закрыць на хвіліну —

I пачуетп дыхание далёкіх вякоў,

Старадаўнія песні-быліны.

 

5-й ученик (читает отрывок из баллады Дануты Бичель-Загнетовой «Еўфрасіння Полоцкая »).

Сілай духоўнай узвысіла Полацк высока,

Тым, кто імкнуўся да кнігі,

свяціла, як зорка...

Мове адзінай дзяржаве

шчэ толькі злучацца —

Свет нас прымаў як народ

па адной палачанцы.

 

Учитель. Наше путешествие продолжается в Гродненской области. Мы останавливаемся в городе Новогрудок.

 

Выходит 2-я команда.

1-й ученик. Новогрудок является более молодым городом, чем Полоцк. Датой его основания считается 1044 год. Летописные названия го­рода: Новгород, Новогородок, Новгородок. Его основателем был сын по­лоцкой княгини Рагнеды и киевского князя Владимира Ярослав Мудрый: «Ходи Ярослав на Литву, а на весну заложи Новогород».

Через два столетия Новогрудок стал столицей сильного государства — Великого Княжества Литовского.

2-й ученик. В Новогрудке расположена Замковая гора. Называется она так потому, что на ней когда-то стоял замок. Сегодня от замка остались только две башни. Эти башни являются символом города.

В городе есть здания, которые называют памятниками. Над городом возвышаются Борисоглебовская и Николаевская церкви, костел святого Михаила. Очень красив Фарный костел. Рядом с Замковой горой и недале­ко от этого костела возвышается курган Адама Мицкевича, есть памятник поэту, Дом-музей.

3-й у ч е н и к. Напоминает о Великом Княжестве Литовском озеро Литовко около Новогрудка. По дороге на Барановичи расположено чистое и очень красивое озеро Свитязь. О нем писал Адам Мицкевич и многие другие поэты и писатели.

4-й ученик (читает отрывок из поэмы А. Мицкевича «Свщязянка».)

 

Miж дрэў, бы ў вяночку, адкрыецца воку

Там возера Свщязь, як дзіва.

Як быццам хто шыбіну лёду звысоку

Сюды апусціў беражліва.

 

Учитель. На следующей остановке мы познакомимся с городом, который по праву называют колыбелью белорусского возрождения. Это город Вильнюс — современная столица Литвы. Выходит 3-я команда.

1-й ученик. Вильня была центром белорусско-литовского государства. По многим улицам и улочкам города ходили те, кем гордится Беларусь. Среди них Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович.

В Вильне создал типографию и издавал свои книги, в частности. Биб­лию, белорусский первопечатник и просветитель Франциск Скорина. Это была первая печатная белорусская книга. Скорина издавал Библию на ста­робелорусском языке, который был государственным языком Великого Княжества Литовского, на нем писались все законы.

2-й ученик (читает стихотворение М. Танка «Вільнюс»).

 

Я гэты горад знаю з даўніх дзен,

Дзе дрэмлюць замку гордыя руіны,

Дзе ўзняў густое вецце ясень, клён

Над сном акамянелым Гедыміна...

I я чытаю пыльныя радкі,

У якіх вітае светлы дух Скарыны,

І устаюць мінулыя вякі

I слаўныя краіны гадавіны.

 

3-й ученик (читает отрывок из стихотворения М. Богдановича «Пагоня»).

 

Толькі ў сэрцы трывожным пачую

а краіну радзімую жах,

Успомню Вострую Браму святую...

 

Учитель. А сейчас мы сделаем остановку в современной столице Республики Беларусь. Минск — главный экономический, культурный, по­литический центр нашей Родины. Выходит 4-я команда.

1-й ученик. Минск основан в 1067 году. В давние времена, когда Полоцк был известен далеко за пределами нашей Родины, это было не­большое местечко на окраине Полоцкой земли.

Существует несколько легенд о возникновении города. Одни ученые считают, что город возник на реке Менка, которая протекала недалеко от современного Минска. Поэтому его историческое имя Менск напоминает название «Менка». Другие утверждают, что местом возникновения является Устье реки Немиги. Следов этих речек почти не сохранилось.

Теперь жизнь Минска связана со Свислочью, которая особенно широко разливается в районе Немиги и Троецкого предместья.

2-й у ч е н и к. Документы свидетельствуют, что первым князем здесь был Глеб Всеславович, сын легендарного Всеслава Чародея, а Минск долгое время был укрепленным пунктом на границе Полоцкого княжества. Посте­пенно он превратился в один из крупнейших городов Полоцкой земли.

В современном Минске находятся самые главные учреждения респуб­лики. Здесь работает президент.

Белорусы — трудолюбивый и талантливый народ. Далеко за предела­ми нашей страны известна продукция минских предприятий — тракторы «Беларусь», телевизоры «Горизонт», холодильники «Атлант», конфеты фабрики «Коммунарка».

3-й ученик. Сегодня в Минске около 600 улиц и проспектов. Про­спект Независимости — это любимое место всех минчан. Он проходит почти через весь город и разделяет его на две части. На этом проспекте расположено любимое здание всех детей нашей страны — Государствен­ный цирк. На Октябрьской площади находится Дворец Республики, где проходят важные мероприятия, концерты.

Самая большая площадь Минска — площадь Независимости. Здесь находится Дом правительства, крупные учебные учреждения страны — Белорусский государственный университет им. Максима Танка.

За победу в Великой Отечественной войне Минску присвоено звание город-герой. Мы храним память о тех, кто отдал свою жизнь за нашу сво­боду в годы войны. Память о них — в названии Партизанского проспекта, в памятнике танку возле Дома Офицеров, в монументе на площади Победы.

Во время войны город был почти полностью разрушен. Сейчас Минск — один из крупнейших и красивейших городов Европы.

Жители Беларуси любят свою столицу и гордятся ее историческим прошлым и современными достижениями.

4-й ученик (читает стихотворение «Плошча Перамогі»)

 

Плошча Перамогі

I у будні дзень, i у радаснае

свята

Сюды, да плошчы, шмат дарог

вядзе.

Тым, што загінулі ў баях,

салдатам

Народ вянкі да помніка кладзе...

Гарьщь агонь нязгасны ля граніту

Як памяць сэрцаў аб ycix сынах,

Якія ў жорсткіх i крывавых бітвах

Кастрычніка адваявалі сцяг

Стаяць на варце каля абеліску

Ялінкі, што сюды з лясоў прыйшлі...

Завецца плошчай Перамогі

у Мінску

Мясціна дарагая на зямлі!

А. Астрэйка

 

Учитель. В заключение нашего путешествия мы проведем викто­рину. Вопросы адресуются всем командам. Правильный ответ оценива­ется в 1 балл.

1. Когда жил Франциск Скорина? (Около 1490 -1541 гг.)

2. Как называется первая книга, которую издал Ф. Скорина? (Псалтырь.)

3. Где находится Замковая гора? (В Новогрудке.)

4. Где впервые была издана первая печатная белорусская книга? (В Вильне.)

5. Когда впервые упоминается город Минск? (В 1067г.)

6. Когда отмечается День памяти Евфросиньи Полоцкой? (5 августа.)

7. Чье имя носит детская железная дорога в Минске? (Имя Константи­на Заслонова.)

 

Вот и завершилось наше путешествие. Все, что вы увидели и услышали, надеюсь, вызвало у вас чувство гордости за прошлое нашей Родины и ее сегодняшний день.