contrast version
Индекс материала
Устный журнал
Устный журнал «Природа Беларуси»
Все страницы

 

Устный журнал «Государственные символы Беларуси»

Задачи: воспитывать чувство любви и уважения к своей стране, гор­дость за главные символы государственного суверенитета Республики Бе­ларусь, развивать познавательную активность и творческие способности. Подготовка: учитель рекомендует прочитать литературу:

  1. 1.Скобелев, Э. М. Герб и флаг Белорусской Державы / Э. М. Скобелев. Мн,-л.
  2. 2.Александрович, Р. А. Зямля з блакггным1 вачыма / Р. А. Александгхдач, Т. П. Нсскаромная. Мн, 2001.

3. Эурыка / уклад. I. В. Фшпов1ч. Мн., 2000.

Класс делится на 3 микрогруппы, каждая из которых будет представ­лять страничку из книги «Государственные символы Беларуси». Первая страничка — «Государственный флаг Беларуси», вторая — «Государствен­ный герб Беларуси», третья — «Знатоки». Учитель и родители готовят вопросы, подбирают игры, оформляют класс: на доске карта Беларуси с обо­значением государств-соседей.

 

Ведущий. Как и все независимые страны, Беларусь имеет государ­ственные символы — герб, флаг, гимн. Каждый народ гордится своей стра­ной и уважает ее символы. В статье 19 раздела 1 Конституции Республики Беларусь (Основного закона нашей страны) записано: «Символами Респуб­лики Беларусь как независимого государства являются его Государствен­ный флаг, Государственный герб и Государственный гимн». Знакомству с ними и будет посвящен устный журнал.

(Звучит первый куплет и припев гимна. Все учащиеся встают и поют гимн).

Выходит 1-я микрогруппа.

1-й ученик. Мы представляем страничку «Государственный флаг Беларуси». Вот он — флаг нашей страны, главный символ нашей Родины (показывает рисунок). Наш флаг имеет три цвета: красный, зеленый и бе­лый. Красный цвет с древнейших времен служит знаком Солнца, символи­зирует кровные узы, братство, борьбу за правое дело. Он означает высокое предназначение и победу. Одновременно это знак счастливой жизни.

2-й ученик Зеленый цвет — это цвет Природы, нашей кормилицы, нашей первоматери. Это цвет полей и лесов, которые издавна занимали основную часть территории нашей страны. Не только в теплых южных стра­нах растут вечнозеленые растения, их немало и у нас в лесах и болотах. Среди них — можжевельник, ель и сосна, различные мхи и травы. Зеленый цвет — цвет добра, роста, развития, благополучия и мира.

3-й ученик. Белый цвет — это, прежде всего, цвет свободы. Неда­ром считают, что название нашей страны — Беларусь — связано с неуга­симой волей народа к свободе.

Белый цвет — это цвет нравственной чистоты и мудрости. И эти качества должен свято хранить в своей душе настоящий сын белорусской земли.

4-й ученик. Флаг Беларуси имеет еще одну характерную черту, еще одну важную деталь — это красный народный узор (орнамент).

Орнамент по истории своего происхождения — это символический рисунок, графический способ заклинания высших божественных сил. Посредством узоров или орнамента люди выражали различные пожелания и заветы еще в те времена, когда не существовало письменности.

5-й у ч е н и к. Из многочисленных вариантов белорусского народно­го орнамента на Государственном флаге Республики Беларусь запечатлен фрагмент наиболее древнего и типичного орнамента. Работа принадлежит простой крестьянке Матрене Маркевич из деревни Костелище Сенненско-го уезда и была выполнена в 1917 году.

6-й ученик .Что означает этот орнамент? Что он символизирует?

Прежде всего — трудолюбие и трудовое мастерство.

В центре орнамента — ромб с толстыми «крючками», или «рогами», или «веслами», означающими вечность и движение. А сам ромб — это древ­нейшее изображение богини Земли и Плодородия. Это символ засеянного (непрозрачного, как говорили в старину) поля.

Ромбы поменьше — это тоже заклинания — «хлебы», то есть пища, которую нужно понимать как пищу для духа и пищу для тела.

Вот, оказывается, какие премудрости выражает вышивка простой крес­тьянки, сохранившей для нас «послание» из далеких времен!

Выходит 2-я микрогруппа.

1-й ученик. Мы представляем страничку «Государственный герб Республики Беларусь». Вот как выглядит герб нашей страны (показывает рисунок). Герб — это символическое изображение, составленное на осно­вании точных законов геральдики и утвержденное государственной влас­тью. Каждая деталь герба имеет важное значение и дает наглядные и важ­ные сведения о нашей стране и нашем народе.

Первое, на что мы обращаем внимание, — это зеленый контур террито­рии Республики Беларусь, как она запечатлена на географической карте. Зеленый контур — в золотых лучах восходящего солнца. Контур страны находится в середине герба, образованного венком из колосьев, перепле­тенных с одной стороны розовыми цветками клевера, с другой — голубы­ми цветками льна.

2-й ученик. Венок (из роз, пальмовых листьев, лавра и т. п.) из­древле использовался народами как награда победителю и олицетворял победу. Вместе с тем, это символ памяти и нерасторжимой связи совре­менников с предками. Венок, образованный из пучка жита, с древних вре­мен имел священный смысл для всех славянских народов. Мы, белорусы, относимся к славянам — одной из крупнейших в Европе групп родствен­ных народов.

До сегодняшнего дня многие жители наших деревень ставят в доме сноп или пучок, колосьев нового урожая, как залог трудовой удачи в будущем.

3-й ученик Клевер — это символ связи с созидательным миром животных: лошадью, коровой, овцой, для которых он — лучший корм. Древ­ние люди, справедливо считали, что человек — часть всего мира живых существ, способный сохранить себе жизнь и обеспечить процветание только при условии сохранения и процветания остального животного мира.

4-й ученик. Лен — это хлопок Севера, прекрасный материал для одежды. Издавна из льна изготовлялись красивые и прочные ткани. Лен — символ преобразующей мощи труда, знак добра и достатка,  

Ниже контура границ Республики Беларусь помещен земной щар овост ходящим над ним солнцем и золотыми лучами.     ...

5-й ученик Земной шар — это знак того, что Республика Беларусь воспринимает все народы Земли как равноправных друзей и партнеров. Единение Земли и Солнца — главный знак жизни; В древнейших мифах человечества запечатлена эта символика. Ее можно встретить на памятни­ках Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Китая.

6-й ученик. Из элементов герба обращает на себя внимание крас­ная звезда. Пятиконечная звезда — символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов. В этом качестве красная звезда использова­лась во времена существования великого государства — Советского Союза. Одной из его республик была Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Герб обвит красно-зеленой лентой, на которой внизу сделана надпись золотого цвета — «Республика Беларусь».

Ведущий. Таким образом, герб нашей страны раскрывает себя как яркая и запоминающаяся книга о белорусском народе. Третья страничка нашего журнала называется «Знатоки».

Выходит 3-я микрогруппа.

Мы подготовили вопросы для всех участников (задают по очереди каж­дой группе).

  1. 1.Назовите Президента Республики Беларусь? (Александр Григорье­вич Лукашенко.)
    1. 2.Как называется Основной закон Республики Беларусь? (Конституция..)
    2. 3.Назовите государственные символы Республики Беларусь. (Гимн, флаг, герб.)
    3. 4.Что представляет собой гимн? (Торжественная песня, символ госу­дарственного суверенитета. Гимн исполняют и слушают стоя.)
    4. 5.Кто авторы Государственного гимна Республики Беларусь? (Слова М. Климковича, В. Каризны; музыка Н. Соколовского.)
    5. 6.Как выглядит Государственный флаг Республики Беларусь? (Пред­ставляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонталь­но расположенных цветных полос: верхней [красного цвета шириной 2/3] и нижней [зеленого цвета в 1/3 ширины флага]. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на бе­лом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине — 1:2. Флаг крепится па древке [флагштоке], которое окрашива­ется в золотистый [охра] цвет.)
    6. 7.Где мы можем увидеть белорусский флаг? (Флаг поднят над зданием, в котором работает Президент Республики Беларусь. Флаг поднимают во время спортивных
    7. соревнований в Республике Беларусь и за ее предела­ми, когда белорусские спортсмены завоевывают первые места.)

Когда в нашей стране празднуют День Государственного герба и Госу­дарственного флага? (Второе воскресенье мая.

9.            Назовите государственный язык Республики Беларусь. (Белорусский
и русский.)

10.          Люди каких национальностей проживают на территории Беларуси?
(Белорусы, русские, украинцы, евреи, поляки, татары и др.)

Ведущий. Нынешний герб и флаг Республики Беларусь приняты в результате всенародного голосования 14 мая 1995 года. Всенародное голосование — референдум — это самая справедливая форма выявления воли и желания народа, изобретенная еще в глубокой древности.

Государственные символы нашей державы призывают гражданина к под­вигам и рекордам. Но чтобы достичь своей мечты, стать полноценным граж­данином Отечества, нужно с юных лет укреплять здоровье, развивать силу, ловкость, ум, осваивать культурное наследие народа, почитать своих роди­телей, уважать старших. И, разумеется, прилежно учиться.


Устный журнал «Природа Беларуси»

Задачи: углубить знания детей о белорусской природе; побудить за­думаться о своем отношении к ней; развивать творчество; учить рабо­тать с научно-познавательной литературой.

Подготовка: учитель вместе с детьми проводит коллективное плани­рование. Чтобы оно было более целенаправленным, учащимся задаются вопросы: «Какие странички будут в нашем журнале?», «Что включить в со­держание каждой странички?», «В какой форме его представить?», «Что при­думать для оформления класса и журнала?», «Что может быть включено в страничку, кроме рассказов (сообщений) по теме?», «Кто будет отвечать за каждую страничку?».

После обсуждения всех этих вопросов решается: страничек будет че­тыре; за каждую будет отвечать микрогруппа (микрогруппы создаются по желанию ребят); кроме сообщения по теме странички, микрогруппы при­думывают вопросы, подбирают загадки, сценки, исходя из темы; рисуют свою страничку. Чтобы оформить класс, рекомендуется открыть выставку рисунков о природе Беларуси, а также выставку книг, в которых можно найти научно-познавательный материал, фотографии, стихи и т. д.

Затем начинается подготовка, шторой руководит Совет дела (в него вхо­дят По одному представителю от микрогрупп, родители, старшие друзья клас­са и педагог, координирующий всю подготовительную работу). Совет дела для организации выставок отбирает книги, рисунки, фотографии, изготавли­вает обложку устного журнала. Педагог вместе с библиотекарем и роди­телями подбирает и рекомендует учащимся необходимую литературу.

ХОД ДЕЛА

Кдасс украшен рисунками детей. Перед доской на столах — книги, альбомы с марками. Парты поставлены таким образом, чтобы вокруг них могли сесть микрогруппы. На них — книги, фотографии и табличка, на которой написана тема странички.

В е д у щ и й. Дорогие знатоки белорусской природы! Сегодня мы «перелистаем» странички нашего устного журнала «Природа Беларуси». Когда мы берем в руки журнал, на что в первую очередь обращаем вни­мание? (На обложку.) А затем? {На оглавление.)

Давайте посмотрим на обложку журнала и прочитаем оглавление.

(К доске выходит ученик с листом ватмана. На одной его стороне написа­но: «Журнал "Природа Беларуси"»; на обратной стороне — названия стра-. иичек, рисунки, фотографии, изображающие природные объекты Беларуси.)

Итак, перед вами первая страничка журнала.

Выходит 1-я микрогруппа.

У одного из участников в руках альбомный лист с надписью: Первая страница «Беларусь моя синеокая».

1-й ученик. Беларусь называют синеокой. На ее территории нахо­дится около 10 тысяч озер и 20 800 рек. А почему именно синеокая? Пото­му что в озерах и реках отражается небо, окрашивая воду в синий цвет.

Посмотрите на карту нашей страны, и станет понятным, почему озера называют «блакитными вачами», а реки — «блакитными шляхами» Беларуси.

Большие и маленькие озера, крупные полноводные реки и маленькие речушки образуют неповторимый ландшафт Беларуси.

2-й у чей и к. Именно на реках строились города. Это было очень удобно. Ведь в прошлом не было удобных широких дорог. Сообщение с дру­гими городами и странами поддерживалось благодаря рекам. И недаром многие города получили названия, происходящие от названий рек, на кото­рых они стоят.

3-й учен и к. Предлагаем выполнить наши задания:

1. Заполните табличку, записав названия рек, от которых произошли названия городов:

Назовите крупные реки Беларуси. (Днепр, Западная Ценна, Неман, Припять, Березина и др.)

Отгадайте кроссворд. Заполните горизонтальные строки. Если все будет выполнено правильно, в выделенной вертикали прочтете название самого известного и самого большого озера Беларуси.

Одна из крупнейших рек Беларуси.

2. Приток Днепра. На этой реке стоят города Бобруйск, Борисов.

3. Река, крупный приток Днепра. Про-

4. Река, левый приток Днепра. На ней стоит город Гомель.

5.            Река, приток Березины. На ней находится столица Беларуси.

6.            Озеро на северо-западе Беларуси, на границе Минской и Гродненской областей.

Ответы: 1. Неман. 2. Березина. 3. Припять. 4. Сож. 5. Свислочь. 6. Свирь. i Ключевое слово; Нарочь. В е д у щ и й. Открываем вторую страничку нашего журнал «Живот­ный мир Беларуси».

Выходит 2-я микрогруппа.

1-й ученик. Леса являются самым главным природным богатством нашей Родины. Они не только украшают ее, но и дают пристанище огром­ному числу зверей, птиц, насекомых, земноводных и др.

Вот на поляну в густом лесу вышел зверь, другой, а за ними — ма­ленькие полосатые детки. Стали они рыться в земле, искать желуди, вкус­ные корешки растений, насекомых. Кто это? (Ответы детей.) Да, это ка­баны — типичные животные белорусских лесов. Это чуткие, осторож­ные звери. Днем они обычно прячутся в глухих уголках леса.

2-й ученик. А вот еще один зверек. Посмотрите на него (показывает картинку с изображением ежа). Ежик может подпустить к себе человека довольно близко. Но вовсе не потому, что он такой храбрый. Просто ежи плохо видят, больше надеясь на свой нос. А еще он не убегает потому, что быстро бегать не может. У него другой способ защиты: сворачиваться в клу­бок, выставив свои иголки.

3-й ученик. Вы слышите знакомые звуки? (Запись птичьих звуков.) Конечно, вы сразу же узнали кукушку, «пение» которой можно слышать в лесу с ранней весны. Вы знаете, что кукушки подкладывают яйца в чужие гнезда. Но мало кто знает про кукушкин аппетит. Кукушка — большая об­жора. А главное — она поедает таких гусениц, которых не едят другие птицы. Бывает, что кукушки спасают большие участки леса от опасных вредителей. Это очень полезная птица.

, 4-й ученик Подойдем к воде. Кто это. так обработал пеньки деревь­ев, что они стали похожи на толстые карандаши? Кто построил низенький шалашик на берегу? Кому понадобилось перегораживать лесную речушку плотиной? (Ответы детей.)

Все это сделали бобры. А зачем им все это нужно?

Домики из веток земли, ила и глины они делают, чтобы в них жить. Домики называют «хатками» или шалашиками. Деревья бобры валят, по­тому что питаются их корой, в основном осиновой. А плотину они строят, чтобы речка не. обмелела. Ведь вход в хатку они делают под водой.

5-й ученик. А теперь ответьте на наши вопросы:

1.            Какое животное легко бегает по топким болотам, где всякое другое
утонуло бы? (Лось.)

Какое животное может летать? (Летучая мышь.)

Кто из обитателей белорусских лесов не имеет врагов? (Еж.)

Каких рыб называют хозяевами глубин? Они не имеют чешуи, у них большой рот и маленькие глазки. (Сом.)

Чем питаются еноты? Чтобы вы смогли ответить на этот вопрос, по­смотрите сценку по книге Н. Сладкова «Под шапкой-невидимкой».

Сорокан Енот

Енот, а Енот, а ты ягоды есть любишь?

Люблю!

А птенцов и яйца любишь?

Люблю!

А лягушек и ящериц любишь?

Люблю!

А жуков и сороконожек любишь?

Люблю!

А..., а червяков и улиток любишь?

Тоже люблю!

А чего же ты тогда не любишь?

-— Не люблю, когда меня глупыми вопросами от еды отвлекают.

Ведущий. Открываем третью страничку, которая называется «Рас­тения лесов и лугов».

Выходит 3-я микрогруппа.Один участник показывает страничку с на­званием и рисунками различных растений. На головах у детей бумажные короны с изображением растений.

1-й ученик. В наших лесах нет дерева мощнее и красивее дуба. Дуб сравнивают с зеленым лесным богатырем за крепость и толщину ствола, развесистость ветвей. Лес, где растет много дубов, называют дубравами.

Дуб растет очень медленно, но живет долго — до тысячи лет. В сплош­ных лесах дуб высоко возносит свою зеленую крону. А вырастая на свобо­де, обычно широко раскидывает густые крепкие ветки, покрытые зеленой жесткой листвой.

Из крепкой древесины дуба во времена Петра I строили корабли.

2-й ученик. Сосна—одно из древнейших деревьев. Именно это дерево — самое распространенное в Беларуси. Сосна росла уже тогда, когда не было еще на земле зеленых лиственных лесов.

Сосны растут повсюду: и на далеком холодном севере, и в горах Кав­каза, и в теплом климате Черноморья.

Сосна любит солнце, поэтому, в отличие от ели, ее ветки расположе­ны вверху. На старых высоких соснах строят гнезда хищные птицы — ястребы и орлы.

3-й ученик. В тени деревьев среди густой травы притаился цветок. Его тонкий и нежный аромат невозможно спутать ни с каким другим. Цветки его похожи на хрупкие белые колокольчики. Это ландыш. Расте­ние, к сожалению, становится все более редким из-за своей красоты и при­ятного запаха. Осенью вместо белых колокольчиков на ландыше появляют­ся большие красные ягоды. Но есть их нельзя, потому что они, как и цветок ландыша, ядовиты.

4-й ученик. А это ромашка (показывает изображение), правильное название которой — поповник. Чтобы отличить поповник от настоящей ромашки, надо внимательно посмотреть на листья. У ромашки они рассе­ченные, а у поповника — целые. Да и сам цветок поповника крупнее, ярче. Если вам придется собирать лекарственные растения, смотрите, не пере­путайте. Ромашка-поповник не обладает теми лечебными свойствами, ка­кими обладает настоящая ромашка.

А сейчас мы проверим, как вы знаете растительный мир Беларуси. Для этого выполните наши задания.

Загадки:

Ой, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (Крапива.)

Стоят в поле сестрички —       

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка.)

Рос шар бел, Дунул ветер и шар улетел. (Одуванчик.)

В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь.)

Как спят растения? (Когда солнце скрывается за горизонтом, цвет­ки растений закрываются.)

— Какое растение у нас называют королем лугов? (Клевер.)

Б

У

к

д

У

Б

Бук и дуб — деревья-родственники. Но если бук можно уви­деть только в парках и скверах, то дуб можно встретить в лю­бом уголке республики. А чтобы показать, что разница между ними не такая уж большая, превратите «бук» в «дуб», заменяя в каждом слове по одной букве.

(Бук — лук — луб — дуб.)

Ведущий. Природа Беларуси богата и разнообразна, об этом расска­зали странички нашего журнала. Но есть то, о чем мы еще не знаем, при­чем о самых обычных природных объектах. О том, что скрывается за изве­стными животными и растениями, мы узнаем из заключительной странич­ки, которая называется «Неизвестное об известном».

Выходит 4-я микрогруппа.

1-й ученик. Вы все, конечно, видели и хорошо знаете такое расте­ние, как полынь горькая. Растет она по обочинам дорог, по полям и огоро­дам, по пустырям, на лугах. А замечали ли вы, что это растение серебрис­то-сероватого цвета, будто слегка запыленное? Как вы думаете, почему? (Предположения детей.) Объясняется это огромным количеством волос­ков, густо покрывающих листья.

А почему — полынь? Оказывается, слово «полынь» произошло от сла­вянского «полети», означающего «гореть», это связано с горечью растения.

2-й ученик. Я расскажу о рябиновых секретах. Если вы до морозов попробуете ягоды рябины, то скорее всего выплюнете их — такие они терп­кие, горько-кислые. Но эта горечь и терпкость исчезает после первого мороза. Прихваченная морозом, рябина становится вкусной. Поэтому и со­бирают ее после первых заморозков. Ягоды рябины очень полезны. Это настоящая копилка витаминов и минеральных веществ.

А как любят рябину птицы! Дрозды и глухари, тетерева и рябчики, щег­лы и чижи, снегири, свиристели и другие птицы. Причем каждая птица лакомится по-своему. Большие синицы повисают на гроздьях вниз головой и отщипывают кусочки мякоти. Снегири поедают лишь семена, а кожуру и мякоть бросают вниз. А хохлатые свиристели глотают замерзшие ягоды целиком. Иногда от этого даже в обморок с веток падают, лежат на снегу, не шевелятся, глазки закрыты. Но через некоторое время оживают, вновь вспархивают на ветки рябины и продолжают пиршество. В чем дело? Ока­зывается, ягоды свиристели глотают целиком, набивая ими свой зоб. Яго­ды сдавливают горло, затрудняют дыхание птички. Вот и случается у нее полуобморочное состояние. Потому и падает она на землю. Но тело птицы горячее. Часть ягод оттаивает и проходит в желудок птицы, дыхание вос­станавливается. Птица приходит в себя, взлетает на дерево и продолжает есть до... очередного обморока. Вот чудеса!

3-й ученик. Посмотрите на красавца-медведя. В наших лесах живет бурый медведь. А вы видели когда-нибудь совсем маленьких медвежат?

Нет, никогда не видели. Потому что появляются они зимой, когда лес укрыт пушистым снежным покрывалом. Почему именно зимой? Потому что только в это время у медведя есть свой «дом». Ведь летом он бродит по лесу и ночует где придется. Но самое интересное, что вес новорожденно­го «хозяина лесов» не больше пятисот граммов и что он может свободно уместиться на ладони взрослого человека!

Объясняется это тем, что новорожденный питается молоком матери. А молока немного — ведь медведица зимой ничего не ест и живет за счет жира, скопленного летом и особенно осенью. Большому медвежонку было бы очень голодно. А маленькому молока вполне хватает. Вот как хитро устроила природа!

Ведущий. Мы разгадали только несколько тайн и теперь просим вас разгадать еще некоторые.

1.            Если посмотреть на медуницу — один из первых весенних цветов, то
можно увидеть, что цветочки, сидящие на одном стебле, разноцветные: розо-
вые, голубые, синие, фиолетовые. Если в течение нескольких дней понаблю-
дать за медуницей, можно заметить, что цветы меняют окраску. Цветок, снача-
ла розовый или красный, становится затем синим и, наконец, фиолетовым.

Вопрос: почему пчелы летят к медунице только на розовые или крас­ные цветки? (Потому что только в них есть нектар, в других цветках его уже нет.)

2.            Посмотрите на эту красивую бабочку (показывает картинку): пе-
редние крылья у нее коричневые с белыми разводами, задние — красные,
с большими темно-синими пятнами, а брюшко тоже красное С черными
пятнами. А зовут ее медведица. Но она совершенно не похожа на медведя.

Вопрос: почему бабочке дали такое имя? (Свое имя эта бабочка полу­чила из-за своей гусеницы — мохнатой, покрытой длинными коричнево-черными волосками, немного похожей на крошечного медвежонка.)

3.            Какие у рака клешни, каждый знает: стоит зазеваться, и рак так схва-
тит тебя за палец, что заревешь от боли. Этим оружием рак яростно отби-
вается от врагов. Бывает, что во время схватки рак теряет клешню.

Вопрос: что происходит дальше? (У рака отрастает другая клешня, только много короче первой.)

4.            В камышовых зарослях удивительный птичий «концерт», причем его
участники поют не все сразу; a iio очереди. Вот запел чиж, за ним — овсян-
ка^ потом — мухоловка...

Вопрос: почему так происходит, и кто это все-таки поет? (Это бо­лотная камышовка — зелено-бурая с желтой грудкой птичка. Именно она и подражает голосам разных птиц.)

Вед у щ и й. Вот мы и ознакомились со всеми страничками нашего журнала. Мы узнали, что природа Беларуси богата и разнообразна и хра­нит в себе много неразгаданных тайн. Если вы любознательны и неравно­душны, вы будете много читать, наблюдать, чтобы самим открыть в из­нсстных предметах что-то таинственное и неизвестное. Это качество от­нимает хорошего ученого.

И все это — природа нашей замечательной Родины. Берегите, люби­те, уважайте и защищайте ее.

(На следующий день происходит обсуждение данного дела: «Что было чорошо?»; «Что не получилось?»; «Что следует изменить?»; «Чьи сообще­ния были наиболее интересными?»; «Что проявил наибольшую активность и заинтересованность?» и т. д.)