contrast version
Индекс материала
Праздники
Страница 2
Гульня- віктарына “Наша Беларусь”
Классный вечер, посвященный Дню защитника Отечества 23 февраля
Праздник «Чудо земли — хлеб!»
Свята “Нам засталася спадчына”
День Учителя
Все страницы

 

 

 

Праздник «Чудо земли — хлеб!»

Задачи: помочь детям осознать значение хлеба в жизни человека; воспи­тывать уважительное отношение к хлебу, к сельским труженикам; развивать фантазию, творческие способности, умение работать с литературой.

' Подготовка: программу праздника разрабатывает инициативная груп-
па, в которую входят старшие друзья ребят'и учителя. Они продумывают
его содержание, готовят задания для участников, подбирают литературу.
В библиотеке устраивается выставка книг, которые можно будет исполь-
зовать при подготовке к празднику.         .

К празднику каждый класс готовит стенгазету «Колос», которая вклю­чает следующие разделы: «Знаешь ли ты?», «Загадки», «Пословицы и по­говорки», «Стихи о хлебе»; рисунки на тему «Хлеб — всему голова».

^Дети готовят театрализованные миниатюры, сценки (драматизиро­ванные стихотворения), посвященные теме праздника; вместе с мамами и бабушками пекут что-нибудь вкусненькое: печенье, пирог, кекс, торц пирожки, булочки. Учитель музыки разучивает с детьми песни, посвя­щенные теме праздника.

Местом проведения,праздника становится актовый зал (организуется торжественная часть) и столовая (проводится чаепитие).

Дети вместе со взрослыми участвуют в оформлении зала: делают гир­лянды из листьев, букеты из колосьев, цветов; готовят выставку рисунков и фотографий родителей, участвующих в уборке хлеба, в приготовлении изделий из муки. На столах, накрытых вышитыми рушниками, раскла­дывают различные мучные изделия, испеченные детьми и взрослыми.

Оформление актового зала: на сцене — объемное панно «Хлебное поле»: на стене — изображение голубого неба, на расстоянии 10—20 см от стены — продольные (по длине панно) и вертикальные (25-—35 см) рейки, к которым крепятся вырезанные из картона хлебные колосья. С одной сто­роны сцены, ближе к зрителям, можно расположить макет березы или дуба. Над сценой — плакат: «Славится он первым на земле, славится он первым на столе!»

ХОД ПРАЗДНИКА

Ведущий. Дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь, чтобы пого­ворить о чуде земли, чуде труда человека — о хлебе. Слышите?

Звучит песня «Гимн хлебу» (сл. В< Бокова, муз. А. Тумашева). Ученик. Как пришел ты к людям, хлеб?

Выбегают несколько колосков, танцуют; а затем1 располагаются у сцены: часть ребят стоит на сцене, часть — садится на край сцены, другие — у сцены (эта группа символизирует сноп). Выходит первый Колосок, кланяется присутствующим.

Первый Колосок. Было это давным-давно. Так давно, что еще не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прапрабабушек наших бабу-

94 шек. Людям тогда жилось очень трудно: они не умели приручать живот­ных, выращивать растения, делать одежду и, чтобы не умереть с голоду, бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, корень­ев, плодов. На это уходило много времени и сил, голод постоянно мучил человека. И вот однажды...

На сцене появляется группа первобытных людей. Они устало бредут, понурив головы. Вдруг один человек останавливается у дерева, рассматривает траву, срывает и кладет в рот семена. На его лице появляется улыбка, он радостно кричит: «О-о-э!!!», другие подбегают к нему, пробуют зерна и начинают радостно танцевать. Пританцовывая, они уносят в ладонях зернышко.

Ветдущий. Чудо, какими вкусными показались эти семена людям! Ученые предполагают, что это был дикорастущий ячмень (показывает ко­лос ячменя).

Второй Колосок. Ая хочу подарить вам сказку. Но сказка эта не простая! Хотите послушать и увидеть ее?

«Жили-были на свете Солнце, Земля и Труд. Жили не тужили. Земля питала каждую травинку. Солнышко ласкало. Труд оберегал. Но вот откуда ни возьмись...»

Входит Безделица.

Безделица. Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь Безделицей. Больше всего не люблю Труд. Вы его, ребята, не видели?

Появляется Т р у д, в руках он несет зерно.

Труд. Какое ты маленькое, а столько в тебе добра!

Безделица набрасывается сзади на него, пытается отнять зернышко; они борются.

Безделица. Все равно я стану владычицей Земли! Не бывать по-твоему!

Труд. Владыкой мира будет Труд!

I

Безделица. Ха! Давай позовем Человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полеживая в тени... Труд. Будь по-твоему!

Появляется Человек.

Вот тебе горсть зерен, сумеешь вырастить хороший урожай — прине­сешь всем радость.

Безделица. Ауж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зева­ет) подремать да понежиться (потягивается), уж тогда мы с тобой дру­зьями станем!

Человек (кланяется Труду), Спасибо тебе, батюшка Труд, я тебя не подведу!

Человек сеет зерна. На каждый взмах руки выбегают всходы и водят хоровод, на головах детей короны с силуэтом всходов.

Безделица. Ну надо же! Труд верх берет! Эх, была ни была
Позову-кая Мороза, пусть заморозит всходы! Эй вы, морозы лютые! Сюда!
На помощь!   -

Появляются Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос, бегут по заЯ

I Ц

Труд. Ребята! Беда может случиться! Скорее в круг! Не отдадим! отдадим Морозам зеленые всходы хлеба!

Дети окружают всходы

Морозы. Я — Мороз Красный Нос! Я — Мороз Синий Нос! Поме» ряемся силой! Если мы перетянем канат — наши всходы.

Игра в перетягивание каната

розы

М о

Дети выигрывают, так как их много убегают.

Безделица. Ох, и бездельники эти морозы! У меня еще ветры» суховеи про запас есть! Ветры! Ветры-суховеи! Отзовитесь! Появитесь!,^

Появляются ветры.

Ну, суши! Ну, губи!

Человек. Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение. Там вдали озеро. Необходимо сюда доставить как можно больше влаги! Но вет­ры-суховеи постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь,

Игра «Не пролей воду»

На середине зала — миска с водой. Это — озеро! Надо ложкой зачерм нуть воду и быстро перенести ее в стакан, который стоит у всходов, то же делают суховеи, только они носят воду в обратную сторону. В чьем стакан! окажется больше воды?

Всходы. Спасибо, ребята, напоили нас! Теперь бы Солнышко наа согрело.

Безделица. Я закрыла его тучами с градом. Труд. Ребята, вы не знаете, как человек научился бороться с градом?! (Ответы детей.) Как видишь, Безделица, и град можно победить.

Безделица. Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу, какая против:
ваша сказка! И здесь мне не удалось поселиться...
Труди Человек. Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Третий Колосок. Хорошая твоя сказка, братец Колосок! Но я хо чу, чтобы знали, что засуха бывает не только в сказках. Каждый, кто тру дится на земле, выращивает хлеб, имеет дело с засухой.

 

Похрустим. Всех на свете Угостим. В круг вставай, Каравай, Кого хочешь — Выбирай!

Каравай Пекаря!

Он не грел на печке бок Каравай ребятам пек. В печь —   ' Перепелкой, Из печи—; Скорострелкой. Пекарь,

С нами поиграй: Кого хочешь — выбирай!

Пекарь Мельника! Не молол он чепуху, А смолол Зерно в муку. Мельник, С нами поиграй: Кого хочешь — выбирай!

Мельник Хлебопашца! Он в тенечке не лежал, А хлеба Растил и жал. Хлебопашец, В круг вставай, Кого хочешь — выбирай!

Хлебопашец Рабочего!

Он без дела не скучал — Хлебопашца выручал. Он сюда пришел с дарами — С тягачами-тракторами. Без машины — Худо!


Ас


машиной —

Чудо! О

Все вместе Слава урожаю В закромах! Слава караваю На столах! Слава, Слава Дружным рукам! Слава, Слава

Тру-же-ни-кам!

Дети исполняют песню «Расти, колосок» (сл. П. Синявского, муз Ю. Чичкова).

Затем ведущий и учащиеся приглашают всех гостей принять участие в за­ключительном этапе праздника «К чаю ароматному угощенье сладкое».

Пасха

Задачи: расширить представления детей о народных обрядах и тради­циях; воспитывать уважение к ним, помочь понять смысл великого хрис­тианского праздника; объединить детей и взрослых в общих радостных переживаниях.

Этот праздник называют по-разному: Великдень, Светлый день, Хри­стово Воскресение. Когда-то он был едва ли не самым радостным и дол­гожданным детским праздником. Это был день веселых игр, первых хо­роводов, качания на качелях, обхода дворов, напоминающего святочное колядование. Нередко его так и называли: зеленце, святщ.,

Подготовка (участвуютучителя, родители, старшие друзья): рассказать детям об истории праздника, приготовить вместе подарки и сувениры, оборудование для игр, покрасить яйца, попросить мам вместе с девочками испечь куличи и другое угощение для чаепития.

Приглашаем дедушек и бабушек, чтобы они выступили со своими воспоминаниями о праздновании Пасхи в детстве.

ХОД ПРАЗДНИКА

Класс (зал) празднично украшен шарами, распустившимися веточками деревьев, весенними цветами. Звучит запись колокольного звона. Дети и приглащенные гости рассаживаются таким образом, чтобы в центре оставалось место для игр.

В е д у щ и й. Я поздравляю вас с самым светлым и радостным праздни­ком Пасхи. Пусть сегодня звонят колокола, пусть звучат песни, пусть все веселятся. (Звучит отрывок из литургии С. В. Рахманинова.)

В Беларуси Пасху называют Вялтдзень. Это главный весенний празд­ник. Ему предшествует Страстная неделя. У наших предков каждый день этой недели сопровождался точно определенными обрядами и ритуала О них расскажут ваши старшие друзья:

В Чистый понедельник надо было строго соблюдать пост, на целый день отказавшись от еды. В понедельник и вторник нельзя было держать в доме что-нибудь грязное, немытое! В' среду вечером хозяйка клала под стреху (стреха — это нижний свисающий край крыши деревянного дома) хлеб, соль и мыло. С хлебом и пасхальным яйцом первый раз скотину выгоняли в поле. Мылом мылись утром в четверг. Соль же держали от­дельно для лечения детей и скота от порчи.

Особенно богатым на обычаи был Чистый (Великий) четверг. Ран­ним утром, до восхода солнца, надо было помыться в бане или искупать­ся в полынье. Это обеспечивало крепкое здоровье на протяжении года.

Большое место в пасхальных обрядах занимали крашеные яйца. Их можно назвать символом великого праздника.

Ведущий. В воскресенье многие старались подкараулить мгнове­ние, когда появлялось солнце. «Солнце играет», — говорили крестьяне. Дети обращались к солнцу с песенкой:

v   Солнышко, педрышко,
-   ... . ,,,, „!;-            Выгляни в окошко!

л.         Солнце, покатись,

Красное, нарядись!

Парни и девушки взбирались на крыши, чтобы встретить солнышко.

Пасха была очень большим праздником, длившимся неделю, и вся эта неделя была заполнена различными играми, развлечениями. На Пасху при­нято было ходить в гости, поздравлять друг друга с Воскресением Хрис­товым, обмениваться крашеными яйцами. На Пасху разрешалось всем мужчинам и мальчикам звонить в колокола, поэтому звучал беспрерыв­ный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение. А сколько.былр игр! Давайте и мы поиграем.

«Катание яиц»

На столах стоят лотки с желобками. Надо покатать по этим желобкам крашеные яйца. Катая яйцо по желобку, надо стараться разбить другие яйца. Выигрывает тот, чье яйцо останется целым.

.           «Добудь приз»

По периметру стола поставлены призы: свистульки, пряники, конфеты, солдатики, матрешки, куколки, игрушки из киндер-сюрпризов. Задача игра­ющих: своим яйцом выбить ту вещь, которая понравилась. Катать надо по очереди. Каждый играющий получает тот приз, который он выбил со стола своим яйцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все призы.

Ведущий. У нас в гостях прадедушка Сережи. Послушаем его рассказ.

А л е с ь Сергеевич. В субботу перед Пасхой, когда я был мальчиш­кой, я выбирал из груды крашеных яиц в миске мацак — самое крепкое яйцо.

По виду его определить трудно, и я подговорил Аньку, младшую сестру, поиграть крашенками. Мы перещелкали не меньше десятка яиц, пока я не остановился на одном. Это было среднее по размерам, ровное и гладкое яйцо — настоящий мацак. С ним и пошел утром на улицу. Собрались мои одноклассники. Удар, еще удар! Я победил всех. Мальчишки очистили яйца и отдали их мне. Я откусил у каждого верхушку и вернул назад. Витька достал из кармана бумажку со щепоткой соли, и все принялись завтра­кать. Потом мы уехали из Речицы. Мои одноклассники разъехались кто куда. В Пасхальное воскресенье я вспоминаю их. Они меня, может быть, тоже. Ведущий. Продолжаем рассказ о пасхальных обычаях нашего народа. Старшеклассники. Пасха не бывала без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали их для детей, а в традиционном месте — на деревенской площади или ближайшем выгоне — заранее вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски — возводились об­щественные качели. Качались решительно все.

Возле качелей образовывалось нечто вроде деревенского клуба: де­вушки с семечками, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармошками толпились здесь с утра до ночи. Одни только смотрели да любовались на чужое веселье, другие веселились сами. Главенствующую роль занимали девушки, которые без устали качались на качелях, приговаривая: 1-я девушка. Покачнуся высоко, Увижу далеко, Где мой братка гуляет, Червоное яйко катает. 2-я девушка. На святой неделюшке Повесили качелюшки. Сначала покачаешься, Потом и повенчаешься. 3-я девушка. На горе стоят качели, Пойду покачаюся. Нынче лето погуляю, Зимой повенчаюся.

Ведущий. Наши предки верили, что ритуал качания на качелях должен разбудить растительность и содействовать ее росту: чем выше взлетят качели, тем длинней будет стебель льна.

Парни и девушки выходили на улицу, водили хороводы, затевали игры на лужайках, за околицей, на лесных полянах, в конце деревенской улицы.

А еще на Пасху играли в прятки. Кто-нибудь из взрослых ранехонько выйдет, бывало, в сад с большой сумкой подарков, а вернется с пустыми руками... Куда же все подевалось? Тут-то и настает черед юных кладоис­кателей. Праздничным воскресным утром, едва открыв глаза, они уже бежали в сад. Спешно делились на команды — й вперед! Кто больше найдет подарков? Кто ловче?

 

Ваши родители также приготовили вам сюрприз. В классе спрятаны подарки. Командам дается 3 минуты на их поиски. (В качестве подарков можно использовать шоколадки, конфеты и другие сладости, ручки, ка­лендарики, фломастеры и другие приятные мелочи.)

Старшеклассники. Одна из самых древних и добрых традиций — выпускать птиц на волю в честь Великого дня. «В небо гляди, как птичка запоет, улетая. Пускай!»—учил дядя маленького Сашу Пушкина. Уже взрос­лый Пушкин пишет:

В чужбине свято соблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью, За что на Бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать!

Ведущий. К Пасхе каждая семья собирала и окрашивала в луковой шелухе по 100—200 яиц. Их в первый день праздника раздавали приходя­щим похристосоваться и поколядовать детям и взрослым, или разговля­лись сами всей семьей.

После праздничного завтрака новая игра... В руках у ребятишек пас­хальные яйца — жалко их просто так есть.,. А ну-ка, у кого крепче? Стук-стук! — чокаются дети острыми концами. Треснуло яйцо — проиграл. Сколько детских огорчений и радости!

А давайте и мы с вами попробуем! У кого яйца окажутся самыми крепкими?

(Дети играют.)

Ученик.   Веселил нас много раз

Звонкий танец «перепляс»!

Сколько удали, задора,

Сколько радости во взорах!

Выходи смелее, друг!

Плясуны, вступайте в круг! Ученица. Веселей берись за дело,

Так, чтоб все вокруг запело.

Пусть никто не усидит,

Хоть немного подробит.

(Под задорную народную музыку все танцуют веселый перепляс.)

Ведущий. А еще на Пасху пекли вкусные, сладкие сдобные булки-куличи. И мы с вами сейчас будем пить чай с куличами, которые испекли наши юные хозяюшки со своими мамами и бабушками.

Начинается чаепитие, которое сопровождается веселой музыкой, шут­ками, частушками, сценками.