contrast version
Индекс материала
Мастер-класс Мачульской Р.Н.
Актуальность темы мастер-класса
Концепция педагогической деятельности
Описание опыта
Цель и задачи мастер-класса
Занятие № 1
Занятие № 2
Занятие № 3
Занятие № 4
Заключение
Литература
Приложение
Все страницы

 


 

Концепция

Сегодня современная школа испытывает потребность в научных знаниях об управленческой деятельности для того, чтобы педагог мог грамотно управлять учебно-познавательной деятельностью обучаемых.

В настоящее время сложилось несколько подходов к трактованию понятия «управление» в педагогической литературе.

Таблица 1

Подходы к определению понятия «управление»

Автор, источник

Содержание

Категориальная характеристика

1

 

Ю.В. Васильев Педагогическое управление в школе

«Одна из функций целостной системы, обеспечивающей сохранение ее структуры, реализацию ее целей»

Функция системы

 

2

М.М. Поташник Управление развитием школы

 

«Целеустремленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие школы»

Деятельность субъектов

 

3

В.И. Симонов Педагогический менеджмент

 

«Комплекс принципов, методов, организационных форм и технологичных приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития

Технология

 

 

4

Т.И. Шамова Менеджмент в управлении школой

Создание условий для комфортного сотрудничества всех участников педагогического процесса в становлении личности ребенка»

Условия

 

5

Ю.А. Конаржевский Менеджмент и внутришкольное управление

«Специфический вид деятельности по руководству людьми»

 

Деятельность

 

6

 

К.Я. Вазина Педагогический менеджмент

 

«Функция организованных систем (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности реализации цели»

Функция систем

 

7

Оксфордский словарь английского языка

«Способ, манера общения с людьми, власть, искусство управления, особого рода умелость и административные навыки»

Искусство (умелость)

8

Т.Г. Бадешко Вопросы подготовки менеджеров образования

«Создание условий, оптимизирующих педагогическую и инновационно-поисковую деятельность»

Условия

 

Анализируя различные определения понятия «управления» в педагогике, приходим к выводу, что управление в понимании разных исследователей выступает как деятельность, как система, как искусство, как совокупность методов и средств, что соответствует основным подходам к определению понятия «менеджмент», представленным на рис. 1.

Как показывает практика, учащегося нельзя научить - он может только научиться. И поэтому  можно  утверждать, что основная роль учителя состоит в управлении учением.

Управление – процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий,  в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта.

В контексте деятельности учителя при рассмотрении специфических особенностей школы как социально-педагогической системы осуществляются информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово- прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно- диагностическая и регулятивно-коррекционная функции управления.