Концепция
Сегодня современная школа испытывает потребность в научных знаниях об управленческой деятельности для того, чтобы педагог мог грамотно управлять учебно-познавательной деятельностью обучаемых.
В настоящее время сложилось несколько подходов к трактованию понятия «управление» в педагогической литературе.
Таблица 1
Подходы к определению понятия «управление»
№
|
Автор, источник |
Содержание
|
Категориальная характеристика |
1
|
Ю.В. Васильев Педагогическое управление в школе |
«Одна из функций целостной системы, обеспечивающей сохранение ее структуры, реализацию ее целей» |
Функция системы
|
2 |
М.М. Поташник Управление развитием школы
|
«Целеустремленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие школы» |
Деятельность субъектов
|
3 |
В.И. Симонов Педагогический менеджмент
|
«Комплекс принципов, методов, организационных форм и технологичных приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития |
Технология
|
4 |
Т.И. Шамова Менеджмент в управлении школой |
Создание условий для комфортного сотрудничества всех участников педагогического процесса в становлении личности ребенка» |
Условия
|
5 |
Ю.А. Конаржевский Менеджмент и внутришкольное управление |
«Специфический вид деятельности по руководству людьми»
|
Деятельность
|
6
|
К.Я. Вазина Педагогический менеджмент
|
«Функция организованных систем (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности реализации цели» |
Функция систем
|
7 |
Оксфордский словарь английского языка |
«Способ, манера общения с людьми, власть, искусство управления, особого рода умелость и административные навыки» |
Искусство (умелость) |
8 |
Т.Г. Бадешко Вопросы подготовки менеджеров образования |
«Создание условий, оптимизирующих педагогическую и инновационно-поисковую деятельность» |
Условия
|
Анализируя различные определения понятия «управления» в педагогике, приходим к выводу, что управление в понимании разных исследователей выступает как деятельность, как система, как искусство, как совокупность методов и средств, что соответствует основным подходам к определению понятия «менеджмент», представленным на рис. 1.
Как показывает практика, учащегося нельзя научить - он может только научиться. И поэтому можно утверждать, что основная роль учителя состоит в управлении учением.
Управление – процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта.
В контексте деятельности учителя при рассмотрении специфических особенностей школы как социально-педагогической системы осуществляются информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово- прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно- диагностическая и регулятивно-коррекционная функции управления.