contrast version

Лев Сапега

(по материалам Википедии и аудиокниги Владимира Орлова «Адкуль наш род»)

11Лев Ива́нович Сапе́га (белор. Леў Сапега, 04. 04.1557 г., Островно, ныне Бешенковичский район Республики Беларусь — 07. 07.1633 г, Вильна) — государственный и военный деятель Великого княжества Литовского и всей Речи Посполитой, дипломат и политический мыслитель.

Происходит из старинного белорусского рода оршанских бояр. Воспитывался в несвижском имении Николая Радзивилла Чёрного, который затем послал его учиться в Лейпцигский университет. Службу начинал писарем в городской канцелярии г. Орши, что вполне естественно, поскольку его отец являлся оршанским старостой.

Начав службу с самых нижних ступенек в государственной иерархии, Лев Сапега достиг наивысшего поста в Великом княжестве Литовском — великого гетмана, то есть военного министра и главнокомандующего войсками.

 

 

Род князей Сапег был в Беларуси одним из самых древних, и дал ей много известных людей. Но больше всего прославил его Лев Сапега, который родился в деревне Островно, что недалеко от города Бешенковичи Витебской области.

Когда мальчику исполнилось шесть лет, родители увезли его в Несвиж. Тогда там была лучшая в Беларуси школа, открытая князьями Радзивиллами. Как раз в это время ученый и просветитель Сымон Будный, который продолжал дело Франциска Скорины, выпустил в Несвижской типографии белорусские книги. По одной из них княжич Сапега и научился читать на родном языке.

В Несвижском замке, где жил мальчик, работало много приглашенных Радзивиллами ученых, известных по всей Европе. Здесь они писали свои произведения, преподавали в школе, заботились о богатстве Радзивилловской библиотеки. Эти люди знали древние и современные языки. Беря с них пример, Лев Сапега уже в детстве кроме белорусского языка прекрасно знал латинский, греческий, немецкий и польский. Чуть не каждый день способный  к науке мальчик проводил в замковой библиотеке. Он читал старинные рукописи и печатные книги и быстро накапливал знания.

В тринадцать лет Лев Сапега уже поступил в знаменитый Лейпцигский университет в Германии. Там он увлеченно изучал историю, философию и право - науку о законах, по которым живут люди. Он уже мечтал о том, как будет служить родной земле.

 

С помощью своих покровителей - Радзивиллов - Сапега был принят на службу к королю и великого князя Степана Батуры. Хозяину государства понравился образованный юноша, старательно выполнял все поручения. Сапега имел прекрасную память и блестяще знал законы Великого Княжества. Он был всегда вежливый, скромный и честный. Глядя на него, король говорил, что Лев Сапега будет государственным человеком. И он не ошибся.

Между тем, шла война с Московией, что хотела захватить белорусские земли. Сапега за свои деньги, которые получил в наследство от отца, создал и вооружил целый полк, а сам стал его командиром. За мужество в борьбе с врагом король назначил Сапегу  на ответственный пост секретаря Великого Княжества. С этого времени он смог полностью заняться государственными делами.

С юга нашей Родине угрожали турки и крымские татары. Чтобы отбиться от них, нужно было подписать перемирие с другим врагом - Московией. Лев Сапега отправился с посольством к российскому царю и подписал мирный договор на десять лет, а также освободил из царского плена 900 белорусов.

Талантливый политик и дипломат получал все новые и более высокие должности. Более тридцати лет он был великим канцлером, то есть вторым человеком в государстве после самого великого князя.

 

Сапега хорошо понимал, что страна мощная тогда, когда живет по мудрым и строгим законам. Под его руководством был написан и в 1588 году принят новый Устав Великого Княжества Литовского - книга, где были собраны все законы нашего государства. Устав укреплял самостоятельность Княжества. Он запрещал иностранцам покупать здесь землю. Закон защищал права людей разных религий. Знатный человек не имел право безнаказанно убить простого крестьянина. За преступления против женщин закон наказывал более сурово. Каждый свободный человек мог беспрепятственно выехать за границу. Уже в том далеком времени наши прадеды заботились об охране природы и ее богатств. В Уставе перечислялись ценные звери и птицы, находившиеся под защитой государства. Запрещалось охотиться на зубра, когда у них были маленькие детеныши. Тот, кто разрушит соколиное или лебединое гнездо или убьет бобра, должен был заплатить столько денег, сколько стоили два или даже три вола или лошади.

Устав был написан на белорусском языке. Закон еще раз подтверждал, что этот язык - государственный. На нём вели дипломатическую переписку, составляли правительственные документы, выступали на Сейме депутаты.

За свои деньги Лев Сапега издал Устав в Виленской типографии. Оттуда его развезли по всему Княжеству, чтобы книга законов всегда находилось под рукой у того, кому она понадобится. Статут Великого Княжества Литовского был лучшим сводом законов в тогдашней Европе. Его переводили и издавали в других странах. По записанным в Уставе законам белорусы жили несколько столетий.

 

 

Льву Сапеге шли уже семидесятые года, когда ему вручили булаву великого гетмана. Это значило, что он стал главным воеводой войска Великого Княжества Литовского. Время для нашего Отечества было тогда тяжелое. Шведский король переправил на 75 кораблях свои полки через Балтийское море и двинулся на Вильно и Полоцк. Чтобы выставить против врага сильное войско, Лев Сапега пожертвовал все свои деньги и имущество. Его сын Ян также вооружил за свой счет полк солдат, который храбро бился с захватчиками.

Планы шведского короля присоединить Великое Княжество Литовское к своим владениям не сбылись.

Лев Сапега отличился и в других делах. Добрым словом вспоминали его художники, писатели, печатники. За поддержку и защиту талантливых людей поэты посвящали ему стихи. Много денег он отдавал на постройку христианских храмов.

Заслуга Сапеги и в том, что он собрал чрезвычайно богатую библиотеку. Он позаботился о том, чтобы для потомков были переписаны все главные документы Великого Княжества.

Когда-нибудь в Беларуси обязательно поставят памятник этому выдающемуся государственному деятелю, которого знала вся Европа.