contrast version

 Ткачество, вышивка, кружевоплетение

 

61

Т.  Шашолка.  Покрывало.  Фрагмент.  1977. Глинная Слобода, Калинковичский район, Гомельская область

 

Ткачество - пожалуй, самый распространенный вид бело­русского народного искусства. Умение ткать было обязатель­ным для каждой крестьянки, и не зря основную часть прида­ного девушки, выходившей замуж, должны были составлять тканые изделия: одежда, постель, рушники, скатерти. С тка­чеством связано много старинных народных обрядов и обычаев, очень часто оно упоминается в белорусских народных песнях.

Основными материалами для ткачества служили лен, ове­чья шерсть, конопля. Для окрашивания нитей использовались естественные красители из цветов, трав, коры деревьев, поэтому традиционная гамма белорусских тканых изделий сдержанная и неяркая. Лишь в XX в. благодаря применению фабричных ниток и химических красителей она становится более яркой и насыщенной. Однако наиболее характерны для Бело­руссии белые ткани изо льна с нежным рисунком, образован­ным своеобразием технологии ткачества или чередованием отбеленных и неотбеленных нитей льна. Детали одежды, руш­ники, скатерти и другие изделия из отбеленного льна укра­шались красным (часто с добавлением черного) вышитым пли вытканным узором геометрического характера.

Более сложным по технологии, позволяющим создавать богатый декоративный  рисунок, является закладное  ткачество. Разноцветные нити утка пропускаются только в пределах определенного рисунка.

Разнообразные узоры геометрического и растительного ха­рактера дает переборное ткачество, широко распространенное по всей Белоруссии.

Рушник - не только кусок ткани для бытовых или хозяйственных нужд. На рушнике принимали новорожденного, подносили хлеб-соль, опускали гроб в могилу, рушниками украшали красный угол в хате. Особенно важную роль выполняли рушники в свадебных обрядах. Во многих местностях Белоруссии издавна существовал обычай одари­вать рушниками участников свадьбы, и по качеству работы судили о мастерстве невесты. Естественно, что такая важная и разнообразная роль рушников в народном быту, не столько утилитарная, сколько декоративная и обрядовая не могла не влиять  на художественную сторону этих изделий.

 

62

Рушник.  Нач. XX в.  Копыльский район,    Минская    область

При всем многообразии декоративных и композиционных решений, которыми отличаются рушники из разных мест Бе­лоруссии, их объединяют и некоторые общие черты. Как правило, они имеют белое поле, на котором преимущественно по концам располагается тканый или вышитый геометри­ческий узор красного цвета, часто с небольшим добавлением черного или желтого. Однако характер рисунка, расположение узора на поле рушника имеют довольно заметные регио­нальные отличия. На севере Белоруссии (Гродненщина,, западная Витебщина, северная Минщина) белое поле рушника, как правило, почти не заполняется узором. Лишь самые концы украшены одной или несколькими красными полосками, выполненными браной техникой.

Кроме белых рушников с красным тканым или вышитым узором но всей Белоруссии распространены изделия с бело-се­рым рисунком по всему полю.

 

63

Рушник. 50-е годы XX в. Мотоль,

Ивановский район, Брестская область

 

Скатерти  (абрусы,  настольнки),  как и рушники, также выполняли весьма важную обрядовую и декоративную роль в народном быту белорусов. Характер декора, рисунок орнамента колорит скатертей и рушников во многом близок, хотя декор скатертей более сдержан и деликатен.

 

 

64

Скатерть. Фрагмент.

Нач. XX в. Лотва, Минская область

В конце XIX в., когда в народном жилище появилась парадная половина, обставленная передвижной самодельной мебелью, в том числе и кроватями, последние стали застилать покрывалами, вытканными более тщательно и декора­тивно.

 

65

А.Наумова, Покрывало. Фрагмент. 1975. Доросино, Любанский район. Минская область

Ткачество как народное ремесло (помимо сферы художественной промышленности) живет и развивается и в наши дни.

Рушники сегодня ткут преимущественно в центрах, где на базе давних традиций организован государствен­ный промысел. Среди таких центров особо выделяются три: Мокраны  Копыльского, Неглюбка  Ветковского и  Мотоль Ива­новского районов. Каждый из этих центров отличается ярко выраженным региональным характером изделий.

 

66

Народный девичий убор. Нач. XX в. Чучевичи, Лунинецкий район, Брестская область