Художественная роспись
Широкое распространение, как в Белоруссии, так и у соседей получила фляндровка, фактически имитирующая цвет и фактуру дорогих сортов дерева. Однако вскоре она приобрела собственные декоративно-художественные особенности и не смотрелась как имитация.
Кроме куфров штампованными или свободно нарисованными растительными узорами расписывали и другие виды мебели, а также возки и дуги. Однако таких изделий сохранилось очень мало, и сегодня трудно говорить о каких-то особенностях их декора. Скорее всего, этих особенностей и не было, декор был близок украшению куфров.
Что же касается расписных картинок на стекле, которые вначале, видимо, появились как сопутствующий производству куфров продукт, а затем нередко получали характер самостоятельного промысла, то в стилистике их росписи выработались и свои особенности. Кроме растительных мотивов довольно часты здесь изображения птиц, животных. Контуры рисунков обводятся уверенной черной линией.
Особого расцвета искусство расписных ковров достигло в 20 - 50-е годы, когда интенсивная перестройка деревни и улучшение интерьера народного жилища потребовали новых видов его декоративного украшения. Яркие, сочные, близкие народному пониманию, красоты ковры создавали в интерьере мажорное настроение, хорошо гармонируя с ткачеством, керамикой, вышивкой и другими традиционными видами народного искусства.
Наиболее богаты интересными расписными коврами Мядельский район Минской области и соседние Докшицкий, Глубокский, Шарковщинский, Поставский районы Витебской.
Рисовали ковры клеевыми или масляными красками на куске домотканого холста, окрашенного в черный цвет.
Ковер. Фрагмент. 30-е годы XX в. Микулино, Глубокский
район, Витебская область
Центр композиции обычно занимает богато разработанный букет цветов, перевязанный лентой или поставленный в вазу. По краям ковра - гирлянды из цветов, замыкающие композицию. Естественно, что на расписных коврах эти сюжеты выполнены с большей живописной и композиционной свободой, чем на тканых. Особенно сочно и декоративно выглядят ковры из Глубокского района.
Уникальное явление в белорусском народном искусстве — расписные ковры Алены Киш из Слуцкого района. Эта художница-самородок наивно-реалистического направления работала в предвоенные годы. Переходя из деревни в деревню, из дома в дом, на кусках домотканого холста, окрашенного в черный цвет, она рисовала сюжеты, характерные для расписных настенных ковриков.
Фантазия мастерицы сталкивала в композициях ковров реальный мир с представлениями о той красивой жизни, которая, по ее мнению, должна быть отражена в подобных полотнах. Пейзаж она рисует традиционный: озеро или речка с лилиями, лебедями, лодкой, деревья и кусты на берегу, полная луна на темно-голубом небе. Здесь же - изображения птиц и животных, которые в обыкновенном понимании не должны соответствовать такому пейзажу и которых автор вряд ли когда-нибудь видела: па березовых ветвях сидят нахохленные фазаны, похожие на каких-то доисторических хищников, на цветущий луг выходят львы, напоминающие добродушных кошек, а среди пышной зелени гордо держит голову какой-то сказочный трехрогий олень. Совпадают с написанным и названия ковров; «Письмо любимому», «Райский сад», «У озера».
А. Kиш. Ковер «У озера». 30-е годы XX в. Слуцкий район,
А. Киш. Ковер «Райский сад». 30-е годы XX в. Слуцкий район,
Традиции народной художественной росписи в Белоруссии не такие уж и бедные, как это может показаться на первый взгляд. Есть здесь еще большое поле деятельности и для тех, кто эти традиции исследует, и для тех, кто на их основе создает новые образцы сувениров и декоративно-прикладных изделий.