contrast version

Художественная роспись

51

Довгер Сундук. 1959. Огово, Ивановский район, Брестская область
Народная художественная роспись в Белоруссии распростра­нена не так широко, как, например, керамика или ткачество. К тому же этот вид народного искусства относительно молод, ибо в курной крестьянской хате роспись была бы и недолго­вечной и просто не к месту. Только во второй половине XIX в. в интерьере народного жилища появляется расписная ме­бель (главным образом  куфры), ковры на холсте, картинки и иконки на стекле. Правда, традиционное украшение пасхаль­ных яиц (писанки, крашанки,  маляванки)  идет с глубокой древности, что проявилось и в характере росписи. Орнамент рас­писных яиц сохраняет древний символический характер, а де­кор мебели, ковров, картинок па стекле — это уже декоратив­ное искусство для украшения народного жилища.

Широкое распространение, как в Белоруссии, так и у соседей получила фляндровка, фактически имитирую­щая цвет и фактуру дорогих сортов дерева. Однако вскоре она приобрела собственные декоративно-художественные осо­бенности и не смотрелась как имитация.

Кроме  куфров штампованными или свободно нарисован­ными растительными узорами расписывали и другие виды ме­бели, а также возки и дуги. Однако таких   изделий сохрани­лось очень  мало, и  сегодня трудно говорить о каких-то особенностях их декора. Скорее всего, этих особенностей и не бы­ло, декор был близок украшению куфров.

Что же касается расписных картинок на стекле, которые вна­чале, видимо, появились как сопутствующий производству куфров продукт, а затем нередко получали характер самостоя­тельного промысла, то в стилистике их росписи выработались и свои особенности. Кроме растительных мотивов довольно часты здесь изображения птиц, животных. Контуры рисунков обводятся уверенной черной линией.

Особого расцвета искусство расписных ковров достигло в 20 - 50-е годы, когда интенсивная перестройка деревни и улуч­шение интерьера народного жилища потребовали новых ви­дов его декоративного украшения. Яркие, сочные, близкие на­родному пониманию, красоты ковры создавали в интерьере мажорное настроение, хорошо гармонируя с ткачеством, кера­микой, вышивкой и другими традиционными видами народно­го искусства.

Наиболее богаты интересными расписными коврами Мядельский район Минской области и соседние Докшицкий, Глубокский, Шарковщинский, Поставский районы Витебской.

Рисовали ковры клеевыми или масляными красками на куске домотканого холста, окрашенного в черный цвет.

 

52

Ковер. Фрагмент. 30-е годы XX в. Микулино, Глубокский

район, Витебская область

 

 

Центр композиции обычно занимает бо­гато разработанный букет цветов, перевязанный лентой или поставленный в вазу. По краям ковра - гирлянды из цветов, замыкающие композицию. Естественно, что на расписных ков­рах эти сюжеты выполнены с большей живописной и компо­зиционной свободой, чем на тканых. Особенно сочно и деко­ративно выглядят ковры из Глубокского района.

Уникальное явление в белорусском народном искусстве — расписные ковры Алены Киш из Слуцкого района. Эта худож­ница-самородок наивно-реалистического направления работала в предвоенные годы. Переходя из деревни в деревню, из дома в дом, на кусках домотканого холста, окрашенного в черный цвет, она рисовала сюжеты, характерные для расписных настенных ковриков.

Фантазия мастерицы сталкивала в композициях ковров ре­альный мир с представлениями о той красивой жизни, кото­рая, по ее мнению, должна быть отражена в подобных полот­нах. Пейзаж она рисует традиционный: озеро или речка с ли­лиями, лебедями, лодкой, деревья и кусты на берегу, полная луна на темно-голубом небе. Здесь же - изображения птиц и животных, которые в обыкновенном понимании не должны со­ответствовать такому пейзажу и которых автор вряд ли ког­да-нибудь видела: па березовых ветвях сидят нахохленные фазаны, похожие на каких-то доисторических хищников, на цветущий луг выходят львы, напоминающие добродушных кошек, а среди пышной зелени гордо держит голову какой-то сказочный трехрогий олень. Совпадают с написанным и назва­ния ковров; «Письмо любимому», «Райский сад», «У озера».

 

53

А. Kиш. Ковер «У озера». 30-е годы XX в. Слуцкий район,


54 

А. Киш. Ковер «Райский сад». 30-е годы XX в. Слуцкий район, 

 

Традиции народной художественной росписи в Белоруссии не такие уж и бедные, как это может показаться на первый взгляд. Есть здесь еще большое поле деятельности и для тех, кто эти традиции исследует, и для тех, кто на их основе создает новые образцы сувениров и декоративно-при­кладных изделий.