contrast version

 Художественная обработка металла

40

Медная посуда. Нач. XX. в. Раков, Воложинский район, Мин­ская область

 

В сравнении с ткачеством, керамикой, резьбой по дереву и другими распространенными видами белорусского народного искусства художественная обработка металла занимает относительно скромное место. В первую очередь это объясняется тем, что металл, даже обыкновенное железо - материал в прежнем крестьянском быту не такой доступный, как лен, глина или дерево, и использовали его только на самые необходимые изделия, например для оковывания рабочей части сохи или лопаты, изготовления некоторых орудий труда,  крепления частей транспортных средств и т. д. Своеобразный декор, дополняющий изящные пластические формы кованых вещей, получался непосредственно в процессе их изготовления. Раскаленные докрасна металлические полосы или четырехгранные прутья скручивали вокруг своей оси, придавая им винтообразную форму. Обычно, таким образом, украшали петли для подвесных замков на дверях хозяйственных построек, а также прутья решеток и оград.

Основное внимание обращалось па украшение входных дверей. Набранную из узких дощечек в елочку пли ромбом дверь декорировали широкими полукруглыми шляпками кованых гвоздей, которыми эти дощечки прикреплялись.

В интерьере народного жилища металлические детали художественного характера встречались па самодельной мебели. Это были все те же петли, замки, замочные накладки, только меньше размерами и более тонкой работы: Чаще всего металлические детали украшали куфры (сундуки) - мебель, предназначенную для хранения самых ценных вещей в домашнем хозяйстве, а также связанную со свадебными обрядами.

41

Дверная ручка. Нач. XX в. Колодное,

Столинский район., Брестская область

 

С особой полнотой проявлялся талант деревенских кузне­цов, когда они получали специальный заказ и не были ограничены материалом, например, при украшении усадебных и куль­товых, сооружений. В разных уголках Белоруссии можно встретить немало чудесных образцов кузнечного мастерства: ворота, балконные ограждения, алтарные перегородки ажур­ного рисунка с использованием богато разработанных расти­тельных мотивов.

42

 

Дверная ручка.

Нач. XX в. Бурази, Житковичский район,

Гомельская область 

 43

Крест. XIX в. Домачево, Брестский район.

 

 

Металлические детали чудесно сочетаются с деревянными конструкциями постройки.

На старых кладбищах, на придорожных крестах и каплицах кое- где можно увидеть кресты ажурной формы, выкованные из прихотливо изогнутых металлических лент, толстой проволоки, металлических накладок разного профиля. Простейшие кресты выкованы из двух или трех соединенных стержней, лент, прутьев. Их концы расковывали в виде листа либо разгибали в противоположные стороны, часто закручивая в виде завитков. Усложнение форму креста шло за счет добавления разных деталей и накладок художественного характера. Чаще всего от центра креста отходили волнистые змееобраз­ные лучи, а центр, в точке их схождения, закрывался рельеф­но выкованным диском. Такие кресты напоминают изображе­ние солнца.

В деревне Осташин под Кореличами помнят кузнеца Семе­на Манко, который мог выковать любую вещь. Среди его ра­бот - своеобразный штемпель с личным клеймом, а также оригинальная маленькая резка для табака, которой пользова­лись все односельчане-курильщики.

В наше время народная художественная ковка - явление редкое. Правда, почти в каждом колхозном хозяйстве есть свои кузнецы, удовлетворяющие потребности колхоза и колхоз­ников, но их деятельность обычно сводится к созданию или ремонту самых простых утилитарных изделий. Однако это со­всем не значит, что среди таких кузнецов не найдется настоя­щий художник. Выявление их - в первую очередь дело мест­ных культработников, которые лучше других должны знать народное творчество своей местности, Нужно надеяться, что работы мастеров-кузнецов появится па выставках народного искусства, а многовековые традиции их творчества будут про­должены современной художественной промышленностью.