Гончарство
И. Кисель. Гончарная посуда. Нач. XX в. Городная, Столинский район, Брестская область
Гончарство – один из немногих видов белорусского народного искусства, который имел характер промысла. Там, где были запасы хорошей глины — а в Белоруссии они есть практически в любом се уголке,- гончарством часто занимались целые поселения. В XIX—первой половине XX в. наиболее крупными гончарными центрами были Ивенец, Раков, Синявка (Минская обл.), Городная, Ружаны, Пружаны, Погост-Загородскпй (Брестская обл.), Порозово, Мир, Морино, Крево, Заблотье (Гродненская обл.), Бабиновичи, Дубровно, Дисна, Глубокое, Чашники (Витебская обл.), Кричев, Благовка, Дрибин, Светиловичи (Могилевская обл.), Лоев, Липляны, Стрешин, (Гомельская обл.). Обычно своей продукцией они обеспечивали округу в радиусе 50- 100 километров, а мастера некоторых крупных центров (Городной, Ивенца, Ракова, Дубровно) попадали со своим товаром в Литву, Россию, на Украину. Практически па каждом базаре можно было видеть одного-двух гончаров со своим товаром. В виде традиционного народного промысла живет гончарство и сегодня, так как спрос па глиняную посуду еще существует.
Посуда
Традиционный же ассортимент народной гончарной посуды был довольно широк: столовая (миски, тарелки, кувшины, кружки, чайники, масленки, солонки), для приготовления, храпения и транспортирования пищи (макитры, горшки, латушки, спарыши, гляки, сковородки), декоративная (вазоны, вазы, букетники) и пр.
Декор ограничивался скромными волнистыми поясками (древний символ воды), нанесенными острой палочкой на плечики посуды во время ее изготовления. На севере Белоруссии (Дисна, Глубокое) формы посуды по-своему массивные, емкие, устойчивые, горловины кувшинов словно раздаются в стороны. Часто посуда для прочности обматывалась лентами бересты, что придавало ей дополнительный декоративно-художественный эффект.
Разные сорта глины после обжига приобретали довольно широкую градацию цветов: от почти белого (Городная) до красно-коричневого (Бабиновичи). Такая разбежка могла получиться даже на одном изделии от неравномерного действия на него огня. Интересный художественный эффект достигался после закаливания раскаленных изделий в болтушке из теста (Синявка, Мир, Заблотье). Светлая терракотовая поверхность посуды украшалась коричнево-черными, словно специально нарисованными пятнами.
Особой гармоничностью форм и декора отличается черно-лощеная посуда, издавна характерная для западной части Белоруссии (Пружаны, Порозово, Погост-Загородскнй). Только для нее характерен очень древний геометрический, декор в виде полосок, сетки, елочки, известный еще со времен железного века. Декор наносили на подсохшие изделия гладким твердым предметом (лощилом), затем их обжигали в наглухо закрытой печи без доступа кислорода. В результате взаимодействия окиси углерода (угарного газа) с соединениями железа посуда приобретала черный или синеватый цвет.
Гляк. 20-е годы 20 в. Ивенец, Минская область
Некоторые секреты ремесла
Процесс производства кувшина
Ивенецкая керамика 30-х годов XX в. Воложинский район Минская область
Под влиянием города обогащается ассортимент изделий, появляется декоративная и фигурная посуда (пепельницы, вазы, подсвечники, конфетницы, копилки, фигурные сосуды и пр.).
Глазурь не только улучшила внешний вид изделий, но и обогатила их в декоративном отношении. Градация цветов - от светло-желтого до темно-коричневого - расширялась еще и за счет неравномерности обжига или разной толщины слоя поливы па поверхности изделий. Наружную поверхность посуды обычно глазуровали не целиком, а только в верхней части (из-за дороговизны глазури), и яркие блестящие потеки красиво контрастировали с мягким терракотовым цветом нижней части изделия.
Скромным, но довольно сочным декором украшали свои изделия гончары из Бабиновичей. На верхнюю часть посуды желтовато-белым ангобом (жидкая глина) наносились произвольно разбросанные точки, волнистые полоски, зигзаги.
А. Токаревский. Чернолощеная керамика, 1976. Пружаны, Брестская область
|
Кувшин. Нач. XX в. Порозово, Свислочский район, Гродненская область
|
Большой популярностью пользовалась и посуда с совершенными, отработанными формами. Правда, это касается только изделий первоклассных мастеров. Но были и такие гончары, которые, то ли из-за недостатка мастерства, то ли из-за погони за количеством «гнали» не очень доброкачественную продукцию. Недаром же «Наша нива» за 1913 г. писала «И наши гончары вперед не идут. В Ивенце, например, делают даже хорошие изразцы, но зато гладыши, миски, мисочки только такие, какие разве Каин с Авелем еще лепили.»
Ф. Вощило. Обварная («рябая») керамика. 1980.Ганевичи,
Клецкий район, Минская область
И все же ивенецкие гончары шли вперед. В 20-с годи па посуде появляется декор в виде хвойных веток, разбросанных на самом расширении кувшинов или гляков. Внутреннюю поверхность мисок украшают концентрические кольца, а центр дна- стилизованный цветок. Кольца появляются и на поверхности других видов посуды, иногда закрывая значительную ее часть. Они чередуются с волнистыми полосками, точками, произвольно нарисованными растительными и геометрическими узорами. Иногда полоски сделаны в виде расчесов — прототип той фляндровки, которая позже принесет славу ивенецкой керамике.
Характер местечковой жизни, широкая связь, с рынком не могли не повлиять на творчество ивенецких гончаров. Значительный процент их продукции начинают составлять рассчитанные на зажиточное крестьянство и мещан разнообразные масленки, букетники, конфетницы, копилки, пепельницы, фигурные сосуды в виде львов, баранов, медведей, настенная и настольная пластика.
В послевоенное время, с организацией артели, а затем — фабрики декор на изделиях развивается значительно быстрее. Главенствующее место начинает занимать фляндровка, покрывающая посуду часто по всей поверхности. Коричневый цвет сочетается с черным, желтым и зеленым, что вместе с ярко-коричневой глазурью придавало изделиям чрезвычайную декоративность.
Игрушка
Однако наибольшего развития и распространения производство глиняной игрушки достигло в конце XIX—начале XX в. Игрушки лепили буквально во всех гончарных центрах. На каждом рынке в выходные дни или во время традиционных кирмашей рядом с горшками, гляками, мисками и другой гончарной посудой можно было видеть целые россыпи ярких разноцветных петушков, барашков, всади и коп, уточек, кукол, которые были дешевой и доступной игрушкой для детей. Одновременно многие из этих произведений мелкой пластики были своеобразным украшением интерьера народного жилища. Следует отметить, что в Белоруссии производство глиняной игрушки не получило характера самостоятельного промысла, а обыкновенно сопутствовало гончарству.
С. Глебка. Игрушки «Всадники». 1979. Хоросица,
Новогрудский район, Гродненская область
3. Жилиский. Игрушка «Всадник». 1979. Ружаны,
Пружанский район, Брестская область
С художественной стороны глиняная игрушка - одно из самых интересных явлений в народном искусстве. Она характеризуется сочетанием двух как будто несовместимых особенностей. С одной стороны — глубокая традиционность, устойчивость и ограниченность сюжетов (утка, петух, баран, конь, лялька, всадник), аналогичность их трактовки, как по всей Белоруссии, так и у соседних народов. С другой стороны — индивидуальность почерков каждого мастера и отсюда бесконечное разнообразие трактовки в пределах устойчивых тем и сюжетов.
По своей стилистике и характеру народную глиняную игрушку, при всем разнообразии, условно можно разделить на две группы. Первая, наиболее древняя, традиционная и распространенная, представляет архаическое направление в творчестве мастеров-игрушечников. Это игрушка-примитив, по не в смысле художественной беспомощности, а как своеобразное, наивное, непосредственное видение мира. Игрушки: этого направления лишены второстепенных подробностей и индивидуальных отличий, они передают только самые основные, характерные для определенной группы персонажей черты. Такая игрушка — не портрет персонажа, а только его своеобразный символ, что дает зрителю (а были это в первую очередь дети) простор для фантазии и собственного произвольного прочтения. Особенности каждой игрушки мастера подчеркивали одной- двумя характерными деталями: крутая шея с гривой—у коня, изогнутые рога — у барана, плоский клюв — у уточки, а куклу (ляльку) лепили в виде конуса-юбки, переходящей в грудь, руки, голову. Фигурки почти не расчленяются, они статичны, фронтальны и в то же время выглядят довольно монументально.
Примером такой игрушки могут служить произведения П. Самойловича и С. Глебки с Новогрудчины, О. Давиденко и Е. Жилинской из Ружан, А. Морачевой из Дубровно, С. Мозолькова из Кричева, А. Сафьяник из Бешенковичей и многих других мастеров, которые изготовлением игрушек занимались постоянно, перенимая приемы и стилистику от предшественников.
Вот, например, игрушка «Всадник» размерами со спичечную коробку. Мастерство стилизации здесь достойно восхищения: коротенькие ножки-бугорки у коня, у всадника же их вообще нет, они слились с туловищем коня, а руки просто обозначены ямками. Игрушка емко лежит в ладони, она не разбивается, даже упав на землю. Это и есть то единство свойств материала и замысла, соответствие формы содержанию, которые вырабатывались и совершенствовались не одним поколением мастеров. При этом упрощение форм нисколько не лишает игрушки образности и сходства с натурой.
Деревня Хоросица под Новогрудком — пожалуй, единственное место в Белоруссии, где изготовление игрушек имело самостоятельный характер (посуду здесь не делали). Видимо, поэтому игрушки этого центра и достигли такой художественной завершенности и совершенства. Причем произведения всех местных мастеров-игрушечников своей стилистикой и характером мало разнились между собой.
Близки по характеру этим игрушкам и произведения О. Давиденки из Ружан. Правда, здесь уже нет утонченности, свойственной изделиям хоросицких мастеров. Фигурки немного грубоваты, по это нисколько не противоречит природе материала. Глазурованные зеленой, желтой или коричневой поливой, они могут служить и как декоративная скульптура.
Вторую группу глиняной игрушки представляют произведения наивно-реалистического направления, получившего распространение в начале XX в. Мастера, подстраиваясь под вкусы некоторых покупателей и заказчиков, стремятся к реалистическому изображению своих персонажей. Игрушки получают детальную разработку, увеличиваются в размерах и нередко превращаются в декоративную скульптуру.
Наиболее ярко это выражено в игрушках начала XX в. из Ракова Воложинского района. Сюжеты их традиционны: баран, собака, всадник, лялька, пара. Однако трактовка их ярко выявляет индивидуальность мастера, который в наивно-реалистической форме изображал характерные особенности персонажей. Особенно это видно в игрушках, изображающих людей. Они «одеты» в характерные для того времени костюмы: «паненки»- в шляпах с бантами, длинных платьях с пелеринами и большими пуговицами. В руках - пышные букеты или собачка, а «кавалеры» курят сигареты.
Игрушка «Баран». Нач. XX в. Ивенец,
Воложинский район, Минская область
Сегодня глиняная игрушка — к сожалению, почти забытый вид белорусского народного искусства. Как промысел она уже практически не существует, только некоторые старые мастера изредка лепят ее по заказам музеев и любителей на-родного искусства. Все реже встречается игрушка на выставках народного творчества. Точность и выразительность форм, пластичность, лаконизм, компактность, а главное — ярко выявленные национальные особенности делают игрушку достойной того, чтобы дать вторую жизнь этому интересному, традиционному, но незаслуженно забытому промыслу.
М. Зверко фигурный сосуд «Лев» и «Зубр». Ивенец
Кухонный набор. Ивенец
Гончарная посуда. Мир