contrast version

Художественная обработка дерева

 

 

01

Долбленая посуда. Нач. 20 в. Минская область.

 

В Белоруссии, богатой лесом, дерево применялось не толь­ко для постройки жилища и оснащения его интерьера. Из дерева изготовлялись также транспортные средства, орудия тру­да, предметы обихода, посуда.

Белорусская народная резьба по дереву никогда не отличалась излишней декоративностью, внешним богатством.

В формах мелкой долбленой посуды нередко просматриваются зооморфные мотивы, что связано с культом животных и птиц в древности. Например, солонку вырезали в виде утки, а ручки ковшиков для воды напоминают лошадиную или птичью голову, петушиный хвост либо гребень. Несомненно, что зооморфные формы когда-то придавали посуде в магических целях, позже они стали средством достижения конструктивно- художественной выразительности. Такое решение деревянной посуды было очень распространено в России.

Широкое распространение и народном быту имели деревянные ложки, по форме круглые или носковые, причем преобла­дали последние. За многие столетия' своего бытования ложки приобрели довольно красивую, совершенную, изящную форму, наилучшим образом отвечающую назначению предмета. Плавными изгиб топкой плоской ручки, обтекаемые формы черпака были обусловлены как практическими, так и эстетическими  требованиями. Из декоративных мотивов чаще всего встречались линейные нарезки, словно оплетающие ручку, или трех­гранные выемки на ее верхней плоской грани. Иногда ручку вырезали в виде рыбки. Однако какого бы характера ни был декор, он никогда не выступал самоцелью, не мешал функци­ональности вещи.

Декоративной резьбой чаще всего украшали орудия, свя­занные с обработкой льна, в первую очередь прялки.

Самый древний и распространенный вид резьбы - трехгранно-выемчатая. Ее распространение в белорусском народном искусстве объясняется наибольшим соответствием особенностям материала и легкостью выполнения самыми простыми инструментами.

 

02

Ковшик.  Нач. 20 в.  Витебская область

03

Ковшик. Кон.19—нач. 20 в. Минская область

04

Ковшик. Кон.19—нач. 20 в. Минская область 

 

 

Наиболее древний и любимый мотив в трехгранно-выемчатой резьбе, причем  не  только в Белоруссии, — многолучевая
розетка, древний символ солнца.

Трехгранно-выемчатая резьба обычно дополняется контурной (линейной), похожей на гравировку. Она также компонуется в геометрические узоры. С конца XIX в. контурной резьбой выполнялись и стилизованные изображения растений, животных, птиц, которые начинают встречаться па прялках. Однако в белорусской народной декоративной резьбе растительные и зооморфные мотивы не получили такого распространения, как геометрические.

 

05

 

Прялка. 1937. Жиличи, Каменецкий район, Брестская область.

 

Однако новые виды резьбы, получившие некоторое распро­странение в белорусском народном искусстве конца XIX—нача­ла XX в, так и не смогли оттеснить па второй план древ­нюю, традиционную, красивую и вместе с тем легкую в выполнении трехгранно-выемчатую резьбу.

С давних времен в народе ценили естественную кра­соту дерева, его теплый приятный цвет, своеобразный рису­нок слоев. Сделанные из свежего дерева прялка или ковшик сохраняли спой приятный золотистый цвет на протяжении многих лет. Со временем они приобретали более темный оттенок, от многоразового использования выглаживались почти до блеска, а слон древесины становились более заметными.

Деревянной же посуде, предназначенной для храпения или приготовления пищи, окраска вообще противопоказана. В процессе пользования ложки, миски, тарелки, ковши, солонки очень быстро приобретали глубокий темно-коричневый цвет, а все шероховатости сглаживались, как при полировке.

Однако в некоторых случаях изделия из дерева уже в дре­вности по-разному обрабатывали и окрашивали. Чаще всего их покрывали олифой. Тон дерева приобретал особую глуби­ну и золотистость, проявлялись, становились более замет­ными слон. Покрытие олифой выполняло и практическую роль: изделия приобретали влагостойкость.

Мелкие предметы, особенно декоративного назначения (коро­бочки, шкатулки), нередко тонировали в более темный цвет. Для этого использовались традиционные народные красители из коры дуба или ольхи, не забивающие фактуру и слоистость материала.

 

06

Прялка. 1924. Каменецкий район, Брестская область.