Деревянное зодчество
Архитектурный декор
Архитектурный декор — один из немногих видов современного народного искусства, продолжающий естественное, развитие и пока не вызывающий опасений за свою судьбу.
Одним из немногих декоративных элементов белорусского народного жилища феодальной эпохи бил конек (вильчак). Он получался из декоративно оформленных концов скрещенных досок- причелин (закрылин), сбегающих по краям крыши. Естественно, что конек имели лишь двух- или трехскатные крыши, наиболее распространенные в Белоруссии. И лишь, на юго-востоке, где преобладала четырехскатная крыша, коньки не встречались.
В то же время встречаются чрезвычайно удачные изображения животных, особенно лошади.
Оригинально выглядят окна, украшенные силуэтами птиц или животных. На оконных наличниках зооморфные изображения, видимо, первоначально также выполняли роль оберегов (охраны), как и коньки, по потом утратили свое магическое назначение и стали просто красивыми декоративными мотивами. Правда, в отличие от коньков в украшении наличников распространение получили силуэты птиц; ласточки, голубя, петуха. Видимо, эти птицы, которые связывались с весной и светом, наилучшим образом подходили дли украшения окна.
Издавна и украшении наличников широко используются накладные реечки, ромбы, кружочки, зубчики и пр.
Интересное и неповторимое явление в белорусской архитектурной резьбе составляет художественная шелевка фронтонов хат на центральном Полесье, от Лельчиц до Пинска. В деревнях вокруг Турова, Давид-Городка, Столина, Пинска, да и в самих этих городах и местечках на фронтонах многих построек — и старых, и новых — можно видеть своеобразные солнышки, мастерски выложенные шелевкой.
Наиболее выразительные и разнообразные композиции с солнцем-розеткой бытуют на Туровщине. Розетки наподобие ромашки сочетаются с изображениями полудиска солнца. Выполняя ранее роль оберегов, сегодня они стали просто традиционным мотивом в украшении фронтонов.
Художественная укладка шелевки с давних пор повсеместно бытовала в культовой архитектуре, причем не, только в монументальных сооружениях, но и в небольших сельских церквушках и капличках. Естественно, что сельские плотники, руками которых возводились такие постройки, не могли не использовать приемы этого декора в народном жилище.
Своеобразно украшают веранды в деревнях Несвижского и соседних районов. Стойки переплета здесь фигурно выпиливают, и они напоминают экзотические побеги с листьями и цветами, «вырастающими» из фундамента веранды. Художественный эффект усиливается декоративной полихромной раскраской.
Поскольку двухскатные крыши теперь являются преобладающими по всей Белоруссии, декорированные фронтоны можно видеть повсюду. В большинстве случаев шелевка укладывается в елочку, ромбами и другими видами геометрического декора. На Гродненщине и западе Брестчины такой декор дополняют накладки, украшенные резьбой в едином стиле с причелинами и карнизами. На Полесье по-прежнему фронтоны украшают изображениями солнца. Только теперь с увеличением размеров фронтонов и применением раскраски такие мотивы стали более разнообразны и декоративны.
Таким образом, традиционное деревянное жилище современной деревни нередко составляет целый архитектурно- художественный комплекс, где нее, включая ограду, украшено резьбой и раскраской в едином стиле.
Декор ворот. 50-е годы 20в. Ветка.
1. Мебель
Стул. Кон 19 в. Столинский район.
В крестьянской хате феодального времени мебели в полном смысле этого слова было не много: стол, небольшая скамейка (услон), табуретка-колодка с ножками-сучьями (зэдлик). Все же остальное оборудование — скамьи (лавы), полати, полки, посудники, жерди-вешалки — строилось, имеете с хатой, и составляло единое целое с интерьером. Компактность, функциональность, строгая продуманность такого оборудования вырабатывались веками. Таким образом, современное понятие «встроенное оборудование» имеет глубокие корни.
Наибольший интерес для сегодняшних дизайнеров может представлять, пожалуй, народная мебель, в украшении которой отразилось влияние западноевропейского Ренессанса, поэтому мебель с ренессансными мотивами более распространена в западной части Белоруссии. Например, характерная для Ренессанса конструкция стола на скрещенных ножках имела в Белоруссии свой аналог — стол па козлах, традиционный для белорусского на родного жилища феодальной эпохи.
Кроме ренессансных влияний в украшении народной мебели отразились и другие художественные стили, особенно классицизм и барокко. Например, характерный для барокко профиль в виде вспученной волнистой массы превращается па буфете или шкафу в ступенчатое возвышение или заменяется пропилованным завершением. Резьбой украшались спинки кроватей, собранные из широких досок и будто специально предназначенные для декора.
Стол. Нач. 19 в. Старинки, Воложинский район.
Стул. Нач. 20 в. Шумаки, Брестский район.
Большинство видов народной мебели украшалось обычно пропиловкой, характерной и для архитектурного декора. Рельефная резьба, более сложная с технической стороны, мало характерна как для народной мебели, так и для белорусского народного искусства вообще. Чаще к ней обращались городские и местечковые ремесленники при украшении мебели по заказу, да иногда некоторые наиболее умелые сельские столяры и резчики пробовали повторить образцы, увиденные в богатых усадьбах или интерьерах церквей и костелов. На более мелких видах мебели пропиловка и накладной декор часто сочетаются с трехгранно-выемчатой или контурной резьбой геометрического характера.
Мастера ценили естественную красоту дерева, его цвет и фактуру, толщину и массивность доски. Правда, под влиянием городских образцов мебель иногда красили масляными красками, хотя и не всегда удачно.
Кровать. Нач. 20в. Скорода, Верхнедвинский район.