contrast version

Деревянное зодчество

 

Архитектурный декор

Архитектурный декор — один из немногих видов совре­менного народного искусства, продолжающий естественное, развитие и пока не вызывающий опасений за свою судьбу.

Одним из немногих декоративных элементов белорусского народного жилища феодальной эпохи бил конек (вильчак). Он получался из декоративно оформленных концов скрещен­ных досок- причелин (закрылин), сбегающих по краям крыши. Естественно, что конек имели лишь двух- или  трехскатные крыши, наиболее распространенные в  Белоруссии. И лишь, на юго-востоке, где преобладала четырехскатная крыша, коньки не встречались.

В то же время встречаются чрезвычайно удачные изобра­жения животных, особенно лошади.

Оригинально выглядят окна, украшенные силуэтами птиц или животных. На оконных наличниках зооморфные изобра­жения, видимо, первоначально также выполняли роль обере­гов (охраны), как и коньки, по потом утратили свое магиче­ское назначение и стали просто красивыми  декоративными мотивами. Правда, в отличие от коньков в украшении налич­ников распространение получили силуэты птиц; ласточки, го­лубя, петуха. Видимо, эти птицы, которые связывались с вес­ной и светом, наилучшим образом подходили дли украшения окна.

Издавна и украшении наличников широко используются накладные реечки, ромбы, кружочки, зубчики и пр.

Интересное и неповторимое явление в белорусской архи­тектурной резьбе составляет художественная шелевка фронтонов хат на центральном Полесье, от Лельчиц до Пинска. В деревнях вокруг Турова, Давид-Городка, Столина, Пинска, да и в самих этих городах и местечках на фронтонах многих построек — и старых, и новых — можно видеть своеобразные солнышки, мастерски выложенные шелевкой.

Наиболее выразительные и разнообразные композиции с солнцем-розеткой бытуют на Туровщине. Розетки наподобие ромашки сочетаются с изображениями полудиска солнца. Вы­полняя ранее роль оберегов, сегодня они стали просто тради­ционным мотивом в украшении фронтонов.

Художественная укладка шелевки с давних пор повсемест­но бытовала в культовой архитектуре, причем не, только в монументальных сооружениях, но и в небольших сельских цер­квушках и капличках. Естественно, что сельские плотники, ру­ками которых возводились такие постройки, не могли не ис­пользовать приемы этого декора в народном жилище.

Своеобразно украшают веранды в деревнях Несвижского и соседних районов. Стойки переплета здесь фигурно выпиливают, и они напоминают экзотические побеги с листьями и цветами, «вырастающими» из фундамента веранды. Художест­венный эффект усиливается декоративной полихромной рас­краской.

Поскольку двухскатные крыши теперь являются преобла­дающими по всей Белоруссии, декорированные фронтоны можно видеть повсюду. В большинстве случаев шелевка ук­ладывается в елочку, ромбами и другими видами геомет­рического декора. На Гродненщине и западе Брестчины та­кой декор дополняют накладки, украшенные резьбой в еди­ном стиле с причелинами и карнизами. На Полесье по-преж­нему фронтоны украшают изображениями солнца. Только теперь с увеличением размеров фронтонов и применением рас­краски такие мотивы стали более разнообразны и декора­тивны.

Таким образом, традиционное деревянное жилище совре­менной деревни нередко составляет целый архитектурно- художественный комплекс, где нее, включая ограду, украшено резьбой  и раскраской в едином стиле.

 

 

1

 

 

Декор ворот. 50-е годы 20в. Ветка.

 

 

 

 

 

 

 

1. Мебель

 

 

2

Стул. Кон 19 в. Столинский район.

 

В крестьянской хате феодального времени мебели в полном смысле этого слова было не много: стол, небольшая скамейка (услон), табуретка-колодка с ножками-сучьями (зэдлик). Все же остальное оборудование — скамьи (лавы), полати, полки, посудники, жерди-вешалки — строилось, имеете с хатой, и со­ставляло единое целое с интерьером. Компактность, функци­ональность, строгая продуманность такого оборудования выра­батывались веками. Таким образом, современное понятие «встроенное оборудование» имеет глубокие корни.

Наибольший интерес для сегодняшних дизайнеров может представлять, пожалуй, народная мебель, в украшении кото­рой отразилось влияние западноевропейского Ренессанса, по­этому мебель с ренессансными мотивами более распростране­на в западной части Белоруссии. Например, характерная для Ренессанса конструк­ция стола на скрещенных ножках имела в Белоруссии свой аналог — стол па козлах, традиционный для белорусского на родного жилища феодальной эпохи.

Кроме ренессансных влияний в украшении народной мебели отразились и другие  художественные стили, особенно классицизм и барокко. Например, характерный для барокко профиль в виде вспученной волнистой массы превращается па буфете или шкафу в ступенчатое возвышение или заменяется пропилованным завершением. Резьбой украшались спинки кроватей, собранные из широких досок и будто специально предназначенные для декора.

 

3

Стол. Нач. 19 в. Старинки, Воложинский район.

4


Стул. Нач. 20 в. Шумаки, Брестский район.

 

Большинство видов народной мебели украшалось обычно пропиловкой, характерной и для архитектурного декора. Рель­ефная резьба, более сложная с технической стороны, мало характерна как для народной мебели, так и для белорусского народного искусства вообще. Чаще к ней обращались город­ские и местечковые ремесленники при украшении мебели по заказу, да иногда некоторые наиболее умелые сельские столя­ры и резчики пробовали повторить образцы, увиденные в бо­гатых усадьбах или интерьерах церквей и костелов. На более мелких видах мебели пропиловка и накладной декор часто сочетаются с трехгранно-выемчатой или контурной резьбой геометрического характера.

Мастера ценили естественную красоту дерева, его цвет и фактуру, толщину и массивность доски. Правда, под влиянием городских образцов мебель иногда красили масляными красками, хотя и не всегда удачно.

 

5

Кровать. Нач. 20в.   Скорода,   Верхнедвинский   район.