contrast version

Франциск Скорина

Франциск Скорина, белорусский и восточнославянский первопечатник. Родился в г.Полоцке около 1490 г.

skorina

Франци́ск Луки́ч Скори́на (белор. Францы́ск (Франці́шак) Лукі́ч Скары́на; около 1490 г., Полоцк1551 г., Прага) — белорусский и восточнославянский первопечатник, философ-гуманист, писатель, общественный деятель, предприниматель и учёный-медик. Переводчик и издатель на белорусскую редакцию (перевод) церковнославянского языка книг Библии.

Некоторое время считалось, что вторым именем Франциска Скорины было имя Георгий.

 

 

Будущий прославленный сын нашего народа родился пятьсот лет назад в древнем Полоцке. Отец малыша Франциска был купцом. Его звали Лукаш.

Дом Скорина стоял недалеко от Софийского собора. Совсем рядом речка Палата сливалась с Двиной. Как и все полоцкие мальчишки, Франтишек часто приходил на берег с удочками, а в летний зной любил дать ныряльщика в чистую речную воду.

В городе было много монастырей и церквей, при которых существовали школы. В одной из них Франциск научился читать и писать, узнал о славном прошлом Беларуси. Он гордился родным городом и замечательными людьми, которые жили здесь в разные времена. Учителя были очень довольны своим способным учеником.

Франтишек подрастал и начинал задумываться о дальнейшей жизни. Он часто вспоминал просветительницу Евфросинию. Мальчик уже понимал, что могущество родной земли зависит не только от князей и их армии, но и от просвещения ее жителей. Чем больше будет людей образованных, тем сильнее станет государство.

 

Сын Луки Скорины хотел учиться дальше. От отца и от учителей он знал, что на западе, в крупных европейских городах, есть высшие школы, которые называются университетами. Но принимают туда только тех, кто владеет латинским языком. Этот язык тогда надо было знать каждому образованному человеку. На нём  шли занятия в университетах, на нём говорили и писали свои книги ученые.

Франциск начал учить латинский язык у полоцких монахов-бернардинцев. Он уже твердо решился поступать в Краковский университет.

Талантливый юноша без труда стал студентом. Он, конечно, тосковал по родине, но в Кракове училось много молодежи из Беларуси. Университетские документы рассказывают, что одновременно со Скориной там занимались Ян и Павел из Гродно, Станислав из Клецка, Винцеся из Слуцка, Микола с Ошмяны, Марка с Немиги. С земляками всегда можно было поговорить по-белорусски, помечтать о том, как они вернутся из Польши домой и будут делиться с соотечественниками своими знаниями.

Франтишек изучал арифметику, географию, музыку. На лекциях астрономии студенты постигали тайны звездного неба, а на уроках риторики учились мастерству красиво говорить. Эти науки тогда назывались свободными искусствами. Лекции студентам читали знаменитые профессора, а в университетской библиотеке было много книг знаменитых ученых.

Студенты жили все вместе в общежитии. Они дружили между собой, всегда делились и книгами, и едой. Жизнь было небогатое, но веселое. Правда, находились в Бурсе и такие, которые следили за товарищами и бегали доносить на них университетскому начальству. Они докладывали, что кто-то не соглашается с профессором, а кто-то нарушает правило и на занятиях говорит с друзьями не по-латыни, а по-своему. Доносчиков называли Люпус - от латинского слова "Люпус", что значит "волк".

 

После свободных искусств Скорина изучал в Кракове врачебные науки. В те времена образованных врачей было еще очень мало. Когда начиналась чума, холера или другая напасть, умирали десятки тысяч людей.

Франциск хотел лечить человеческие души мудрым книжным словом, а человеческие тела - надежными и хорошими лекарствами. Он решил поехать в итальянский город Падуя. Там находился университет, известный своими учеными-медиками.

Осенью далекого 1512 в одном из падуанской соборов собрались самые именитые доктора медицины. Председатель собрания сообщил, что в город прибыл чрезвычайно ученый молодой человек, который просит разрешения сдать экзамен по медицине.

В Италии почти ничего не знали о Беларуси. Ее считали какой-то почти сказочной страной. В некоторых тогдашних книгах вполне серьезно утверждалось, что по улицам белорусских городов гуляют белые медведи, а люди там имеют по одному глазу посреди лба.

Как ни странно, глаз у сына купца Луки из Полоцка было двое, а по-латыни он говорил не хуже профессоров Падуанского университета.

Слуги принесли в зал две вазы - красную и зеленую, а также шары этих цветов. Ученым нужно было голосовать. Кто подавал свой голос за то, чтобы позволить Скорине сдать экзамен на звание доктора медицины, должен был положить свой шар в красную вазу, а кто против - в зеленую. Все бросили свои шары в красную вазу.

Через несколько дней Скорина блестяще сдал экзамен и первый среди восточных славян стал доктором медицинских, или, как тогда говорили, лекарских, наук. В то время он уже был и доктором свободных искусств.

 

Доктор медицины мог пойти придворным врачом к кому-либо из властителей и жить под его защитой зажиточно и счастливо. Но мысли Скорины были о другом. Да, он будет бороться с болезнями, что нередко опустошают на Родине деревни и целые города. Но его наиболее беспокоило духовное здоровье народа. К востоку от Великого Княжества Литовского крепло воинственное Московское государство, что жаждало захватить белорусские земли. На западе была Польша, которая также рассчитывала избавить наших предков от независимости.

Скорина понимал, что впереди у Беларуси тяжелые испытания. Чтобы укрепить дух народа и его веру в свои силы, ученый полочанин решил дать землякам много мудрых книг на понятном каждому языке. Во многих европейских городах уже существовали типографии. Книги не надо было переписывать. Их быстро и красиво печатали на специальных типографских верстаках.

Франциск Скорина познакомился с опытными печатниками  и принялся тщательно изучать их мастерство. Он написал на Родину письма и попросил богатых людей помочь ему деньгами, чтобы купить бумагу, краску и другие нужные вещи. Начать издание своих книг он собирался в столице Чехии городе Праге, среди близкого по языку и дружелюбного к белорусам народа.

 

6 августа 1517 года Франциск Скорина издал свою первую книгу. Она называлась «Псалтирь». Вслед за ней он напечатал в Праге еще двадцать две книги. Все они были частями древней книги - Библии. Скорина сам переводил ее на понятный белорусам язык.

К своим книгамг доктор Франтишек писал предисловия и послесловии. Он объяснял, что Библия - не только святая книга о Боге, но еще и ценный учебник в самых разных науках. В произведениях, которые выходили из-под его пера, Скорина учил земляков любить родину так преданно, как птицы любят свои гнезда, и защищать ее, как пчелы защищают свои ульи.

 

Книги Франциска Скорины были первыми печатными изданиями не только у белорусов, но и в других восточнославянских народов. Поэтому ученого полочанина называют белорусским и восточнославянском первопечатником.

Чрезвычайно интересно рассматривать чудесные рисунки-гравюры Скарининских книг. На
них - библейские герои, но они одеты так, как одевались тогда белорусы. Сегодняшние историки изучают по этим иллюстрациям быт наших предков, их одежда, то, как они работали, как строили дома и дворцы.

Некоторые ученые считают, что Скорина сам делал к книгам рисунки. На одном мы видим портрет первопечатника.

Скорина работает в кабинете среди книг и научных устройств. Тишину и глубокое раздумье ученого охраняют скульптуры львов. Песочные часы напоминает о том, что время летит очень быстро и человек не должен тратить его на пустые и недостойные дела. А вот - пчела. Это напоминание, что нужно брать пример с ее трудолюбия. На портрете можно найти корзины для сбора лекарственных растений, которые Франтишек хорошо знал. Сам первопечатник в докторской мантии и в беретке сидит за рабочим столом. В руках у него перо, перед ним - тетрадь, а справа - большая развернутая книга. Скорина переводит Библию.

На этом портрете помещены и герб первопечатника - солнце и луна во время затмения. Его объясняют по-разному, но можно безошибочно сказать, что герб утверждает победу света над тьмою, знания над невежеством, жизни над смертью. Как раз этому и посвятил Скорина жизнь.

 

 

Жизнь первопечатника была наполнена путешествиями, взлетами к вершинам славы и горькими разочарованиями.

Из Праги он вернулся на родину, в Великое Княжество Литовское, и с помощью состоятельных земляков основал типографию в Вильнюсе. Франциск Скорина работал врачом, участвовал в составлении законов государства.

Друзья, опасаясь за жизнь первопечатника, отговаривали его от задуманной поездки в Москву. Однако Скорина все же поехал туда и предложил местным правителям также наладить печатание книг. Великий князь московский отказался и приказал сжечь привезенные полочанином книги. Московские правители не хотели, чтобы в их государстве среди народа расширялась книжная мудрость. В Московии простые люди должны были быть темными и неграмотными рабами.

Много бед и трудностей выпало Скорине и на родине. Он был смелый человек и отступал от правил издания Библии, которые были утверждены церковью. Это считалось преступлением, за которое первопечатника могли не менее тринадцати раз приговорить к сожжению на костре.

Скорине пришлось и посидеть в тюрьме. Туда его бросили за долги брата. Узнав об этом, сам великий князь Сигизмунд приказал освободить ученого полочанина и дал ему вечную охранную грамоту. Это было признанием больших заслуг доктора Франциска перед народом и государством.

Последние годы жизни Скорины прошли в Праге. Там он работал садовником у чешского короля и приобрел славу хорошего врача.

 

Кроме книг, хранящихся ныне в разных странах, наш выдающийся земляк оставил после себя много тайн. До сих пор точно неизвестно, ни когда он родился, ни когда умер. Неизвестно, кто создал к его книг прекрасные гравюры. Ученые спорят о времени его поступления в Краковский университет и даже о том, как правильнее называть Скорину - Франтишек или Франциск ...


Юбилей просветителя

 

В 1990 году отмечалось 500 лет со дня рождения выдающегося сына белорусского земли. Этот юбилей праздновался в Беларуси и Литве, в Латвии и Америке, в Польше и Австралии - везде, где живут белорусы, где знают про нашего земляка.

В те дни в Полоцке открыли Музей белорусского книгопечатания. На родину первопечатника приехали гости из разных городов и стран. Среди них был, между прочим, и прапрапра ... правнук просветителя доктор Станислав Скорина из Канады. Он, как и его знаменитый родственник, наделенный многими талантами: говорит на семи языках, пишет музыку и книги по медицине.

Памятник первопечатнику давно украшает центральную полоцкую площадь. Имя знаменитого полочанина увековечено на мемориальных досках в Кракове, Падуе и Праге. Недавно в столице Чехии открыли памятник Скорине. Величественный бронзовый памятник первопечатнику появился  в Минске. А главная улица нашей столицы уже называется проспектом имени Франциска Скорины.