contrast version

Луис Барт Майер

maer
Дата рождения: 4 июля 1884г.
Место рождения: г.Минск
Наилучшее достижение: Майер, соучредитель Американской Академии кинематографических искусств и наук, которая ежегодно устраивает главную кинопремию «Оскар»
 Настоящая дата его рождения осталась не известна. Майер выбрал в качестве неё, когда получал американское гражданство, 4 июля — День независимости США
Последние работы: Я возьму эту женщину (1940), Бен-Гур (1925), Алчность (1924), Тот, кто получает пощёчины (1924), Вино юности (1924)

Родился в еврейской семье в Минске. Настоящая дата его рождения осталась не известна. Майер выбрал в качестве неё, когда получал американское гражданство, 4 июля — День независимости США; причём сначала он указывал 1884 год, а затем 1885. Эмигрировал с семьей, опасавшейся антиеврейских погромов, в канадский город Сент-Джон, когда ему не было и двух лет; там и учился. Молодые годы провёл в нищете и постоянном страхе избиения отцом. У его родителей, Сары и Якова (Джейкоба), было пятеро детей: Йетта, Ида, Луис, Джерри и Рудольф. Отец зарабытавал на жизнь тем, что собирал металлолом и утилизировал бытовые отходы, привлекал к этому и сына. Мать работала на птицеферме. В 1904 году 19-летний Луис уехал в Бостон. Женился на Маргарет Шенберг, с которой был вместе до 1947 года. Ему приходилось браться за случайную работу, чтобы прокормить свою семью: опять собирал утиль, благодаря случаю устроился в кинотеатр.

Майер, при помощи родных и друзей, взял в аренду и восстановил изношенный 600-местный «Gem Theater» в Хаверхилле, штат Массачусетс, использовавшийся для показа бурлеска, и открыл в нём 28 ноября 1907 года свой первый кинотеатр «Orpheum». Чтобы преодолеть неблагоприятную репутацию этого здания, когда-то принадлежавшего общине, Майер решил начать показы с религиозного фильма; годы спустя, он называл первым показанным фильмом «От яслей до креста», хотя большинство источников датирует этот фильм 1912 годом. За несколько лет Майер завладел всеми пятью хаверхиллскими театрами. Затем создал с Натаном Гордоном партнёрство «Гордон-Майер», контролировавшее крупнейшую театральную сеть в Новой Англии.

В 1914 году партнёры организовали своё собственное дистрибьюторское агентство в Бостоне. Майер выплатил Д. У. Гриффиту 25 000 $ за исключительные права на показ фильма «Рождение нации» (1915) в Новой Англии. Майер в 1916 году вместе с миллионером Ричардом Роландом создал в Нью-Йорке корпорацию «Metro Pictures» со своей киностудией. В том же году на экраны вышел первый фильм продюсера Луиса Майера — «Большой секрет».

Два года спустя Луис Майер из страха перед Компанией кинопатентов переехал с фирмой в Лос-Анджелес. В тот же год он расторг партнёрство с Роландом и сформировал свою собственную производственную компанию — корпорацию «Louis B. Mayer Pictures», в которую переманил уже известную актрису киностудии «Vitagraph» Аниту Стюард. Первой продукцией компании стал в 1918 году фильм «Добродетельные жёны». В партнерстве с Б. П. Шулбергом была создана студия «Mayer-Schulberg».

Майер добился успеха, однако, в апреле 1924 года Маркус Лоу — владелец сети «Loews Theatres» приобрёл и соединил три кинокампании  — «Metro Pictures», «Goldwyn Pictures» Сэмюэла Голдвина и «Mayer Pictures» — в корпорацию «Метро-Голдвин-Майер» (MGM) под своим контролем из Нью-Йорка. Майер же в качестве вице-президента по вопросам производства, базируясь в Лос-Анджелесе, эффективно управлял MGM ближайшие 27 лет. В 1925 году Майер произвёл свой самый успешный фильм «Ben-Hur».

В 1927 году Лоу умер, оставив контроль над MGM Николасу Шенку. В 1929 году владелец студии-конкурента корпорации «Fox Film» Уильям Фокс, организовал покупку контрольного пакета акций компании у Шенка. Луис Майер и Ирвинг Талберг были возмущены — они были соучредителями MGM, но об этой сделке им ничего не сообщили; это ухудшило и без того напряжённые отношения между Шенком и Майером. Майер обратился в Министерство юстиции и через свои политические связи добился выдвижения обвинения Фоксу в нарушении антимонопольного законодательства. То, что Фокс был тяжело ранен летом 1929 года в результате дорожно-транспортного происшествия, а также крах фондового рынка осенью 1929 года, поставило крест на объединении компаний, даже при условии положительного решения министерства. Тем не менее, Шенк винил Майера в крахе сделки и не простил ему этого.

Майер желал видеть в фильмах так называемые «здоровые развлечения», страх перед Богом, патриотизм, семейные ценности — всё это доходило до эскапизма. Он часто сталкивался с начальником производства Ирвингом Талбергом, который предпочитал сложные и критические работы. В конце концов, он вытеснил того из дела, пока тот восстанавливался после сердечного приступа в 1932 году. В переходный период начальником производства был независимый человек, Майер занял пост сам, когда Талберг в 1936 году умер.

Луис Майер сделал из MGM самую финансово-успешную киностудию в мире, единственную, которая выплачивала дивиденды акционерам во время Великой депрессии 1930-х годов. При Майере, MGM произвела много успешных фильмов с дорогими актёрами, такими как Грета Гарбо, Кларк Гейбл, Спенсер Трейси, Кэтрин Хепберн, Лон Чейни, Джоан Кроуфорд, Джин Харлоу, Джуди Гарленд и многими другими. Сам Майер стал самым высокооплачиваемым наёмным работником в США, имея семизначный доход.

Луис Майер имел репутацию деспотичного делового человека, руководствующегося при выборе подходящих тем для кинофильмов исключительно рациональностью и, как утверждают, имел при этом узкие взгляды. Часто настаивал и добивался переделки сценария, вмешивался в режиссуру. Многим он запомнился как очень неприятный человек, не гнушавшийся в отношениях с упрямыми актёрами доходить до гнева, угроз, шантажа. Но Кэтрин Хепберн упоминала его как «хорошего человека» (она лично заключала свои контракты с Майером), а молодые актрисы, такие, как Дебби Рейнольдс, Джун Эллисон и Лесли Кэрон почитали его как родного отца.

Активный член Республиканской партии, Майер был в 1931—1932 годах заместителем председателя, а в 1932—1933 председателем правления её филиала — Калифорнийской республиканской партии. Поддерживал, в частности, Герберта Гувера, ставшего президентом США, и Джо Маккарти, будущего сенатора. Он и Толберг сыграли свою роль в поражении на выборах в губернаторы Калифорнии в 1934 году реформисткого движения EPIC Эптона Синклера, одними из первых использовав современные способы пиара, а также комплекс специально сделанных псевдодокументальных короткометражных фильмов, содержащих нападки на Синклера.


К 1948 году, в связи с внедрением телевидения и изменением общественного вкуса, MGM понесла значительные убытки. К тому же Верховный суд решил, что связь между киностудией и сетью кинотеатров должна быть разорвана.

Корпоративный офис MGM в Нью-Йорке в 1948 году постановил, что сценарист и режиссёр Дор Шери, недавно нанятый в «RKO Radio Pictures», может вернуться обратно — он предпочитал более прогрессивные и леволиберальные темы и не сработался с Майером. В 1951 году MGM в третий раз осталась без премии «Оскар», что спровоцировало новый конфликт между Майером и Шенком. Шери был вновь нанят, уже как начальник производства. Деятельность Шери составила разительный контраст с принципами Майера и тот поставил ультиматум — либо он, либо Шери, после чего был уволен Шенком. Майер пытался свергнуть Шенка в совете директоров, но неудачно. Ему пришлось уйти на пенсию.


У Майера было две дочери от первого брака с Маргарет Шенберг. Старшая, Эдит (1905—1987), была женой продюсера Уильяма Гетца, ставшего президентом «Universal Pictures», но бывшего либеральных взглядов, за что Майер лишил Эдит наследства.

Младшая, Ирен Гладис (1907—1990), была женой продюсера Дэвида Сэлзника. Она написала автобиографию «A Private View» (1983), где рассказывала в том числе и об отце.

В 1947 году Майер развёлся и через год женился на Лорене Дэнкер, с которой прожил до конца жизни.

 

Майер, соучредитель Американской Академии кинематографических искусств и наук, которая ежегодно устраивает главную кинопремию «Оскар», был удостоен почётного «Оскара» и звезды на Голливудской аллее славы. Журнал «Time» выбрал его в качестве одного из 100 самых влиятельных людей XX века. Майер имеет звезду и на канадской Алее славы.

Театр Университета Санта-Клары в Калифорнии, назван в честь Майера.

Луис Майер был много раз изображён в художественном кино (в основном сатирически), в том числе в: «Mommie Dearest», «RKO 281», «De-Lovely», «Авиатор», «Последний магнат», «Бартон Финк», «Смерть Супермена», «Отпуск по обмену», «Life with Judy Garland: Me and My Shadows», «Коты не танцуют», «Харлоу», «Гэйбл и Ломбард».