contrast version

Барбара Радзивилл

BRadivil

Барбара Радзивилл, дочь Юрия Радзивилла, великого гетмана литовского, королева польская и великая княгиня ВКЛ, вторая жена Сигизмунда (Жигимонта) II Августа.

Родилась в 1520 г, умерла в 1551 г. через полгода после своей коронации. Похоронена в Виленском кафедральном костеле.

Барбара Радзивилл стала героиней многих легенд, в которых выступает в образе Черной дамы, а истории романтической любви Барбары и Жигимонта посвящены многочисленные художественные произведения.

 
Родилась великая княгиня Барбара в 1520 году в семье славного военачальника, получившего за свои многочисленные победы прозвище Геркулес.

Детство ее прошло так же, как и у других девочек высшего сословия, - няньки, мамки, домашние учителя. Они учили родному и иностранным языкам, среди которых обязательными были классическая латынь и древнегреческий; истории, рисованию, искусству стихосложения, музыке и танцам, верховой езде.
Получила она знания по математике и географии, изучала Закон Божий. Познакомилась со всем лучшим, что существовало в то время, время триумфа Ренессанса в европейской художественной литературе.

Со временем маленькая девочка с шелковыми золотистыми волосами превратилась в семнадцатилетнюю красавицу. Как и всякая девушка ее возраста, она, без сомнения, мечтала о прекрасном принце-рыцаре, который полюбит ее и сделает счастливой.
Но ожидания не оправдались. Барбару выдали замуж за графа Станислава Гаштольда – представителя знатного белорусского рода. Причем судьбу и невесты и жениха решали без них – согласно существующей традиции династических браков главное в этом союзе не взаимные чувства, а укрепление – и политическое, и финансовое – самих родов. Так что брак этот принес Барбаре мало радостей. Муж так и не оценил ни ее красоты, ни ума, ни иных достоинств. Он не любил и не уважал свою жену, неоднократно изменяя ей.

В 1539 году Барбаре пришлось облачиться в траур из-за смерти свекра, а вскоре еще и последовавшей за ним свекрови. На протяжении трех лет умирают отец, а затем и муж.
Молодая вдова перебралась жить в Вильно к своему брату Миколаю Радзивиллу Рыжему, получившему это прозвище, чтобы его отличали от двоюродного брата, друга и почти одногодка Миколая Радзивилла Черного. Еще долгое время, придерживаясь обычая, она носила траур и избегала светского общества.
После окончания срока траура Барбара стала охотно посещать светские балы. Чаще всего они проводились в королевском замке, который принадлежал великому князю Сигизмунду Августу, сыну польского короля. В этом замке день и ночь гремела музыка. Танцы сменялись маскарадами, а маскарады – танцами. Тут собирался цвет виленского общества и всего Великого княжества Литовского. На одном из балов взгляд королевского сына остановился на Барбаре. Красота молодой женщины, ее грация, веселый нрав, умение со вкусом одеваться и вести непринужденную светскую беседу покорили наследника престола. Великий князь всерьез увлекся ею. Чтобы иметь возможность беспрепятственно встречаться с Барбарой, он назначил ее фрейлиной своей жены Элизабет Габсбург.
Семья Габсбургов, к которой принадлежала Элизабет, оказывала огромное влияние на политическую жизнь Европы в течение 600 лет. Начиная с ХV века императором Священной Римской империи почти всегда становился один из представителей этого рода. Наиболее могущественным был Карл V. Ему - убежденному католику – приходилось решать проблемы империи, связанные с тем, что многие в Германии стали принимать протестантскую веру. В 1547 г. Карл одержал победу над протестантами, но четыре года спустя был вынужден согласиться с их требованиями. В 1556 г. он неожиданно уходит в монастырь, разделив свои земли между сыном Филлипом, который правил Испанией и Нидерландами, и братом Фердинандом, правящим Германией и Австрией.
Наследница славного рода Элизабет была, однако, женщиной болезненной, невеликого ума, с невыразительной внешностью и значительно проигрывала в сравнении с Барбарой. Впрочем, скоро она умерла. Положение бывшей фрейлины, которой великий князь открыто отдавал предпочтение перед другими придворными дамами, стало двусмысленным. Чтобы не запятнать свое имя в глазах света, Барбара была вынуждена перестать посещать великокняжеский двор. Тем самым она отказалась от встреч с человеком, чувства которого уже находили отклик в ее сердце.
Некоторое время Барбара жила у своего брата, потом переехала дальше от Вильно – в замок, ставший ее собственностью после смерти мужа. Но королевский сын нашел возможность посещать ее и там. Сначала неохотно, потом все более и более нетерпеливо ожидала молодая женщина тайных приездов влюбленного королевича... Но шила в мешке не утаить. По Вильно пошли сплетни. И братья Барбары, Рыжий и Черный, указали великому князю, что его поведение бросает тень на честь их сестры, а значит, и на их честь. Они взяли с него слово, что он больше не будет встречаться с их сестрой. Сигизмунд Август поклялся, но...Наверное, его увлечение уже переросло в любовь. Не радовали больше ни пиры, ни пышные балы. Двор словно бы померк после того, как тут перестала бывать Барбара.
Примерно то же происходило и с ней. Впервые в жизни встретила Барбара человека, который хвалил то же, что нравилось ей, и ненавидел то, что было ненавистным и ей. Неожиданно для себя она увидела королевского сына совсем иным, чем он представлялся ей издали. Сигизмунд был добрым и способным тонко чувствовать, искренним и... по-своему несчастным. Этот человек, которого после смерти отца ждала польская корона, был личностью легко ранимой и одинокой, достаточно слабовольной. Барбара поняла, что это результат воспитания, которое королевич получил от матери - властной, непримиримой, самоуверенной королевы Боны; ей нужен был именно такой, повинующийся, послушный во всем сын. И еще Барбаре стало ясно, что она могла бы положительно повлиять на человека, вдруг ставшего ей бесконечно дорогим.
Барбара поделилась своими мыслями с братьями, родным и двоюродным, и услышала неожиданное: как раз в это время Радзивиллам стало известно, что великий князь Литовский рассылает по разным странам гонцов-агентов. Узнали они и о задании, которое получили эти гонцы: найти кандидатуру новой жены и провести предварительные переговоры о браке. Миколай Рыжий и Миколай Черный поняли, что за всем этим стоит королева Бона, против которой сын еще никогда не шел. Братья поставили перед Барбарой выбор: либо забыть о своей любви, либо сражаться за нее. И она выбрала борьбу. «Семейный совет» разработал хитрый план...
Сигизмунд тяжело переносил разлуку с любимой. И вот как-то, узнав, что братья Радзивиллы, которые в последнее время, словно церберы, охраняли честь своей сестры, собрались выехать на несколько дней на охоту, он тут же поспешил к Барбаре... Ночью, в самый неподходящий момент, двери спальни открылись, и в комнату ворвались вооруженные саблями Рыжий и Черный. Великому князю напомнили о его слове чести и о нарушении этого слова, а также сурово поинтересовались, как он собирается смыть позор и со своего имени, и с имени многоуважаемых Радзивиллов. Короче, тому не оставалось ничего другого, как просить руки их сестры. Тут же появился и ксендз, и свидетельница, родная сестра Барбары. Вторым свидетелем стал Миколай Черный. Единственное условие, которое поставил жених, заключалось в том, чтобы брак был тайным. Радзивиллов это удовлетворяло. Для своей семьи и государства Сигизмунд Август оставался вдовцом.
Усилия королевича сохранить свой секрет не увенчались успехом, о браке стало известно и в Великом княжестве Литовском, и в Польше. Хотя и существовало де-юре одно государство – Реч Посполитая, де-факто все было намного сложнее. Между вельможами Польши и Великого княжества постоянно шла борьба за влияние в политической жизни. В княжестве этому известию очень обрадовались, ибо видели в браке великого князя с представительницей белорусского рода залог более тесной связи будущего короля с их государством. Совершенно иные чувства вызвала новость среди польской шляхты. Да это и не удивляет. Женитьба наследника ничего не принесла Польше. Брак этот, с точки зрения польской шляхты, был бессмысленным. Она посчитала королевский союз оскорблением своей чести. К тому же возникла опасность, что Великое княжество Литовское отделится от Польши. И даже если не отделится, то получит верховенство. Более же всех была поражена поступком сына королева Бона. Она искала ему такую жену, которая была бы всецело предана ей и стала слепым орудием в ее руках. Барбара же, по мнению Боны, не подходила на эту роль.
Мало того, что у новоиспеченной невесты был твердый характер, она к тому же имела двух могущественных братьев, которые никому не позволят обижать сестру. Бона начала действовать через мужа и наиболее преданных польских магнатов. Королевская чета высказала сыну свое неудовольствие и потребовала аннулировать брак. Но Сигизмунд Август проявил упорство и не согласился.
Весной 1548 года король Сигизмунд I Старый поехал на сейм, где и умер. Смерть настигла его 1 апреля. Весть об этом быстро долетела в Вильно до сына. Он совершил траурный обход со свечами по всем костелам, а 17 апреля созвал здесь сейм. Сигизмунд Август официально объявил о своем браке и попросил признать Барбару великой княгиней. Сейм с большой радостью выполнил эту просьбу. Через несколько дней Сигизмунд Август вместе с женой направился в Польшу для коронации. Здесь он поступил так же, как и в Вильно, первым делом объявил участникам сейма о вступлении в брак с Барбарой. Но это вызвало среди знати сильное волнение. Затем выступили трое наиболее сильных магнатов Польши. Они начали укорять короля за брак с Барбарой Радзивилл. Один из них в порыве гнева даже выкрикнул: «Я скорее соглашусь видеть на польском престоле султана турецкого, чем Барбару Радзивилл!». Все они умоляли Сигизмунда жениться на другой, но тот был непоколебим. Тогда все участники сейма упали на колени, но и это не помогло. Поведение молодого короля было весьма необычным. Еще недавно кажущийся безвольным, легко поддающимся любому влиянию, он на это раз оказался необычайно твердым. На все доводы и требования членов сейма он ответил: «То, что свершилось, переменить нельзя, и вам надлежит просить меня не о том, чтобы я нарушил слово, которое дал жене, а о том, чтобы сохранить слово, данное каждым из нас. Я дал слово быть верным моей супруге и не нарушу его, пока Господь Бог будет оберегать меня на этом свете. Для меня дороже слово чести, чем все государства мира».

До нашего времени остается неразгаданной тайной, откуда взялось у Сигизмунда столько твердости и настойчивости. Как он смог выдержать весь этот нажим? Хочется верить, что силы ему дала любовь, и что Барбара помогла ему стать настоящим властелином. Можно предполагать, что Барбара и не очень сильно стремилась стать королевой. Ей, судя по всему, было достаточно находиться рядом с любимым на правах законной жены. Но неуважение, которое проявила польская знать, открытая враждебность оскорбили ее лучшие чувства. Гордая красавица вспомнила о своих правах. 1 декабря 1550 года она была коронована и провозглашена королевой Польского государства.
Казалось бы, Барбара Радзивилл достигла всего: любимый муж, власть, богатство. Теперь бы и жить. Но 8 мая следующего года она умирает, по официальной версии от рака. Однако многие из ее современников и большинство исследователей позднейших лет склоняются к мысли, что Барбара была отравлена матерью Сигизмунда. Что ж, это возможно, особенно, если вспомнить, что королева Бона была знатной итальянкой, одной из тех, кто славился именно как специалист по ядам. Такими же талантами обладали жена французского короля итальянка Катерина Медичи и ее преемница на престоле королева Мария Медичи. Фамилия же польской королевы Боны ( Сфорца, что тоже о многом говорит. Этот старейший итальянский род в историю вошел умением организовывать интриги и государственные перевороты.
BRadivil2
Красавица Барбара Радзивилл умерла... Конец ее был ужасен. Она мучилась несколько месяцев. Страшные нарывы покрыли некогда безупречно гладкую кожу. В последние дни агонии они лопались, и комнату, где лежала несчастная, наполняло зловоние, которого не выдерживали ни ее служанки, ни доктора. И лишь верный муж до конца оставался у ложа умирающей.

Барбара не была помещена в Краковскую усыпальницу польских королей, ибо ее супруг сказал: «Не приняли, не полюбили ее тут при жизни, не оставлю ее тут и мертвой». Тело Барбары было захоронено в Вильно у костела св. Станислава. Но чувство Сигизмунда не угасло. Он продолжал любить ее всю оставшуюся жизнь. А изменения, которые появились в его характере под влиянием любимой Барбары, были настолько разительными, что королева Бона никогда больше не смогла управлять сыном. В ярости покинула она Польшу и уехала на родину, в Италию.

О любви Сигизмунда Августа к умершей Барбаре свидетельствует прекрасное предание о Черной даме. Будто бы во время одного из своих наездов в Несвиж, к брату Барбары Николаю Черному, привез король с собой чернокнижника, который пообещал вызвать ему дух жены в том месте, где ее по-настоящему любили и помнили. Дух был вызван, но во время опыта случилось невероятное. Своей любовью Сигизмунду удалось удержать любимую на земле, не дать ей вернуться туда, откуда вызвал ее на время чародей. И духу теперь предстояло ждать земного конца короля, блуждая по залам Несвижского замка в одиночестве, чтобы воссоединиться с ним в вечности. 

Сигизмунд должен был лишь пообещать, что, почувствовав конец, приедет умирать сюда, в белорусский Несвиж. Смерть пришла к королю внезапно, и он не смог выполнить обещанное. Поэтому, как свидетельствуют легенды, печальный дух Барбары еще в XX веке видели несвижцы, а дух Сигизмунта, тоже одинокий и несчастный, бродил в то время по Краковскому замку.

Мы не можем утверждать с достоверностью, правда ли, что король пробовал тогда вызвать дух покойницы-жены, чтобы вернуть себе возлюбленную хоть на мгновение. Эту тайну он, названный после смерти «польским Ромео», унес с собой в могилу. Осталась лишь легенда о необычной любви, вызванной необычайной женщиной – великой княгиней Барбарой, королевой Барбарой, Барбарой Радзивилл.