contrast version

   Чуркин Николай Николаевич

churkin

Год рождения:               1869

Фотография:

Биография:

Николай Николаевич Чуркин (1869-1964)

 

Николай Николаевич Чуркин, отдавший служению музыке восемь десятков лет, родился 22 мая 1869 года в небольшом местечке Джелал-Оглы на юге Тифлисской губернии (теперь город Степанован Армянской ССР). В 1881 году его приняли в Тифлисскую военно-фельдшерскую школу. При школе был духовой оркестр, хор, класс рисования, увлекавшие мальчика гораздо больше, чем будущая медицинская карьера. И когда в 1885 году Н. Чуркин закончил школу, его оставили воспитателем и руководителем школьного духового оркестра. В 1888 году Н. Чуркин поступает в класс композиции М. Ипполитова-Иванова Тифлисского музыкального училища. В 1892 году оканчивает училище и в течение одиннадцати лет работает в Баку учителем музыки, руководит рабочими музыкальными кружками, учится заочно в рисовальных классах Петербургской академии художеств. В 1903 году он переезжает в Северо-Западный край, ведет в Ковно (Каунас) уроки рисования и черчения в ремесленном училище и только через некоторое время начитает преподавать музыкальные предметы, знакомиться с народным творчеством. С переездом в 1905 году в Вильно деятельность Н. Чуркина как фольклориста более расширилась. Большую роль в этом сыграло знакомство с известным этнографом Е. Романовым. В 1910 году вышел в свет седьмой выпуск «Белорусского сборника» Е. Романова, в котором были опубликованы 53 народные песни и танца, записанные и обработанные Н. Чуркиным. Когда началась империалистическая война, Н. Чуркин переехал в уездный белорусский городок Мстиславль и стал работать в эвакуированной сюда из Паневежиса учительской семинарии. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла перед композитором широкие творческие горизонты. Н. Чуркин руководит рабочей и красноармейской самодеятельностью, создает новые хоры, оркестры, старательно отыскивает талантливых певцов и музыкантов. Тогда же у него возникает замысел создать советскую революционную оперу, и в 1922 году он пишет свою первую оперу «Освобождение труда», постановка которой была осуществлена мстиславльской самодеятельностью. В 1924 году Н. Чуркина переводят в Могилев на должность преподавателя музыки, пения и методики Могилевского педагогического техникума, и на этой работе он остается в течение следующих одиннадцати лет. В 1935 году Н. Чуркин переезжает на постоянное жительство в Минск. Здесь он систематизирует и готовит к печати тысячи фольклорных записей, скопившихся у него за многие годы. Во время Великой Отечественной войны композитор эвакуируется в Ленинабад. Там он пишет песни, романсы, музыку для спектаклей местного театра, записывает и обрабатывает десятки таджикских мелодий. 1944 год композитор встречает в Москве, а еще через год вместе со своими коллегами возвращается в освобожденный от оккупации Минск. Снова, как и много лет назад, Н. Чуркин выезжает в частые и длительные экспе¬диции для записи народных песен, восстанавливает свои произведения, партитуры которых погибли во время войны, пишет много новой музыки. И только смерть Н. Чуркина (27 декабря 1964 года) прервала этот неутомимый творческий поиск. Н. Чуркин был удостоен почетного звания народного артиста республики (1949), награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени (1949, 1955), орденом Знак Почета» (1940) и медалями. Его имя носит Мстиславльская музыкальная школа. // Журавлёв Д.Н. Союз композиторов СССР: Краткий биобиблиографический справочник. – Мн.: «Беларусь», 1978. – С. 270-275.

 

Список основных произведений

 

Оперы

 

«Освобождение труда» – опера в 4-х действиях. Либретто П. Шестакова (1922). Поставлена силами самодеятельности в 1922 году в Мстиславле. Дирижер – автор. В несколько измененной редакции опера ставилась силами самодеятельности с участием профессиональных артистов и музыкантов в Могилеве. Премьера состоялась 9 ноября 1924 года в Могилевском драматическом театре. Дирижер Я. Певзнер, режиссер Н. Анчаров, художник Н. Чуркин.

 

«Рукавичка» – радиоопера для детей в одном действии. Либретто Л. Воронковой в переводе на белорусский язык Э. Огнецвет (1941). Записана для исполнения по радио в 1948 году солистами Белорусского радио и театра оперы и балета, хором Белорусского радио и оркестром Белорусской государственной филармонии. Дирижер Т. Коломийцева.

 

Музыкальные комедии

 

«Кок-сагыз» – музыкальная комедия в 3-х действиях. Либретто А. Жаврука и А. Ушакова (1939). Поставлена силами художественной самодеятельности в 1939 году в г. Горки в дни столетнего юбилея Горецкой сельскохозяйственной академии. Дирижер З. Шапиро, режиссер И. Аркадьев.

 

«Песня Березины» – музыкальная комедия в 3-х действиях. Либретто О. Борисевич и К. Титова (1947). Поставлена Белорусским государственным театром музыкальной комедии в ноябре 1947 года в г. Бобруйске. Дирижер Ю. Бельзацкий, режиссер Д. Джусто, художник О. Марикс.

 

Для симфонического оркестра

 

Три симфониетты (1925, 1949, 1955). Две сюиты (1940, 1951). Сюита «Памяти Великой Отечественной войны» (1944). Танцевальная сюита (1950). Две миниааюры (1936). Вальс «Зялёны дубочак» (1950). Полька для двух ксилофонов и оркестра (1950).

 

Для духового оркестра

 

Сюита в 4-х частях. Марш на три грузинские народные темы (1889). Торжественный марш (1900). Марш, посвященный 30-летию БССР (1948). Для оркестра белорусских народных инструментов. Три сюиты (1945, 1951, 1955). Сюита «Мары аб Палессі» (1953). Увертюра «Памяти Янки Купалы» (1952). Вальс «Перепелочка» (1950). Полька «Партызанка» (1950). Три сюиты для секстета домр (1945, 1950, 1952). «Голубец» (1949). Рапсодия (1952).

 

Камерные инструментальные произведения

 

Одиннадцать струнных квартетов (1928, 1928, 1933, 1935, 1945, 1954, 1961, 1961, 1962, 1962, 1963). Для фортепиано: Десять пьес для младших классов музыкальных школ (1957). Мазурка (1960). Для скрипки с ф-но: Соната (1953). Рондо (1960). Песня без слов (1961). Две пьесы («Цярэшка» i «Калыханка», 1957).

 

Для хора

 

«Посевная» – сл. А. Прокофьева. «Косарь» – сл. А. Кольцова. «Мороз-воевода» – сл. Н. Некрасова. «Што па садзіку» – сл. народные (запись Н. Гомолки). «Калгасны марш», «Карагод» – сл. А. Ушакова. «Камсамольцам», «Закліканне вясны», «Прывет вам, племя маладое» – сл. Я. Коласа. «Жніўная», «Песня аб Радзіме» – сл. А. Русака. «Мы шли отрядом ночкой темной» – сл. И. Гуторова. «Дзень добры, Масква», «Партызаны», «Гэй, наперад», «Хвалююцца марскія хвалі», «Вялікаму Кастрычніку», «А хто там ідзе?», «Беларуская партызанская», «Для тых, якіх любім», «Заусёды наперад», «Лён» – сл. Я. Купалы. «Казак», «Не шкадуйце, хлопцы, пораху» – сл. М. Танка. «Дадому» – сл. М. Климковича. «Mip адстаім» – сл. А. Деружинского. «Партызанская» – сл. А. Астрейки. «Трактараград» – сл. П. Бровки. Песни для детей: «Чырвоная Apмія», «Як выйду за хату», «А зязюля кукавала», «Арлянятам», «Вам на памяць», «Кіпіць работа», «Свіснуў раз, cвіснуў два», «Паравозік» – сл. Я. Купалы. «В кузнице» – сл. В. Немировича-Данченко. «Мы славім Першамай», «Коцік», «Пастушок» – сл. Я. Журбы. «Лес», «Ручай», «3іма», «Краска», «Вясна», «Перад вясною», «Гyci», «Песщ зімы», «Дуб», «Не сядзіцца ў хаце», «Песня аб вясне», «3імою», «Уцякай, мароз-дзядуля», «Што за ноч», «Сышліся прэм'еры», «Песні вясны», «На полі вясною», «Дзед-госць» – сл. Я. Коласа. «Партизанская» – сл. И. Гуторова. «Возьмем винтовки новые» – сл. В. Маяковского. «Май», «Машыніст», «Белы статак», «Сняжынкі», «Лыжнікі» – сл. Э. Огнецвет.

 

Для голоса с фортепиано

 

«Кто говорит, что умер Ленин» (баллада) – сл. А. Акопяна. «Калгасная» – сл. П. Бровки. «Ты прыйдзі», «Над ракою у спакоі», «Ты з Заходняй, я з Усходняй», «За сахой, бараной», «Зайшло ужо сонейка», «Як у лесе зацвіталі», «Нашаму святу», «Я – калгасніца», «Як я полем iдy» – сл. Я. Купалы. «Гора нам, бедным», «Над ракою», «Маёй каханцы», «Песня батрака» – сл. Я. Коласа. «Чараўнца», «Веска залатая», «Адна я з тайнаю трывогай» – сл. А. Ушакова. «Колас», «Святочная» – сл. А. Ставера. «Як светла сёння у кожным сэрцы» – сл. К. Киреенки. «Першы летш дзень», «Радасць кахання», «Калыханка», «З вясною заадно» – сл. Э. Огнецвет. «А ў полі на прыволлі» – сл. народные. «Свету – мip» – сл. А. Прокофьева (перевод П. Бровки). «Сын» – сл. Я. Шараховского. «Шэпчуцца стайкі бяроз» – сл. А. Астрейки. «Дзед i баба» – сл. К. Крапивы. «Я спаткаюся з табою» – сл. Я. Журбы. «Я видел страну чудес» – сл. Д. Стритт. «Няма сцежкі карацейшай» – сл. М. Танка. «Адна, iзноy адна», «Вароны чорныя» – сл. К. Буйло. «Вернасць» – сл. М. Калачинского. «В реке бежит гремучий вал» – сл. М. Лермонтова. «Кроет уж лист золотой» – сл. А. Плещеева. Для дуэта: «Белыя валокны» – сл. Я. Коласа. «Две старушки под окном» – сл. В. Лебедева-Кумача. «По росистой луговой» – сл. М. Исаковского. «Лугам зеляненькім» – сл. Э. Бядули. «Вы, подруженьки, скорее» – сл. В. Горбацевича.

 

Музыка к драматическим спектаклям

 

«Раскіданае гняздо», «Русские люди», «Репка», Музыка к детской феерии «Превращения дождевой капли».

 

Обработки

 

Белорусские, грузинские, армянские, азербайджанские, таджикские, литовские, польские народные песни и танцы для голоса с фортепиано; хора, фортепиано, баяна, скрипки, секстета домр, оркестра белорусских народных инструментов, симфонического оркестра.

 

Сборники, учебные пособия, записи

 

Три сборника белорусских народных песен и танцев (1910, 1949, 1959), «Нотная азбука», «Некоторые советы изучающим пение», «Пособие для классного пения», «Самоучитель для семиструнной гитары». Записи более 3 000 грузинских, армянских, азербайджанских, таджикских, белорусских, литовских, польских народных песен и танцев