contrast version

    Тикоцкий Евгений Карлович

tikocki

Год рождения:               1893

Фотография:

Биография:

Евгений Карлович Тикоцкий (1893-1970)

 

Евгений Карлович Тикоцкий родился 26 декабря 1893 года в Петербурге. Способности к музыке проявились у него очень рано. Однако, закончив в 1911 году реальное училище, он по настоянию отца поступил на естественное отделение психоневрологического института в Петербурге, выговорив себе право заниматься одновременно и в музыкальном училище. Первое знакомство с музыкально-теоретическими основами, а также искренняя дружба с композитором В. Дешевовым вызвали у Е. Тикоцкого желание сочинять. Он начинает писать небольшие пьесы для фортепиано, пробует гармонизовать русские народные песни, более года работает над своей юношеской симфонией. В феврале 1915 года Е. Тикоцкого призывают в армию, и он попадает на фронт. Летом 1919 года вступает в ряды Красной Армии, осенью в составе Восьмой дивизии принимает участие в освобождении Белоруссии от белополяков. В 1924 году композитор в Бобруйске демобилизуется из армии и целиком посвящает себя музыкально-просветительской и творческой деятельности в Белоруссии. Когда в 1927 году в Бобруйске открывается музыкальная школа, Е.Тикоцкий в течение нескольких лет работает заведующим учебной частью и педагогом этого учебного заведения. В 1934 году его приглашают на должность композитора Белорусского радио в Минске. Здесь он работает также педагогом музыкальной школы, создает первую белорусскую народно-героическую музыкальную драму на современную тему — оперу «Михась Подгорный». Во время Великой Отечественной войны Е.Тикоцкий некоторое время работает в Уфе, а затем по вызову ЦК КПБ приезжает в Москву. Вместе с либреттистом П.Бровкой он создает первую в стране героическую оперу на партизанскую тему — «Алеся», поставленную в первые же дни после освобождения Минска. Послевоенный период был самым плодотворным в творческой и общественной биографии композитора. Он много сочиняет, работает художественным руководителем Белорусской государственной филармонии, педагогом музыкальной школы-десятилетки, консультирует творчество самодеятельных композиторов и руководит Союзом композиторов Белоруссии, пишет статьи, выступает по радио. Е.Тикоцкий был депутатом Верховного Совета Белорусской ССР четвертого и пятого созывов. Он награжден орденом Ленина (1944), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1940, 1949), орденом «Знак Почета» (1964) и медалями. В 1955 году композитору было присвоено почетное звание народного артиста СССР, а в 1968 году за музыку оперы «Алеся» он был удостоен Государственной премии БССР. Член Союза композиторов с 1932 года, и с этого же времени член правления композиторской организации Белоруссии. С 1948 года Е. Тикоцкий член правления Союза композиторов СССР. В течение одиннадцати лет был председателем правления Союза композиторов республики. Был принят в ряды КПСС в 1948 году. Умер 23 ноября 1970 года в Минске. Имя Е.К.Тикоцкого носит одна из улиц столицы Белоруссии. // Журавлев Д.Н. Союз композиторов БССР: Краткий библиографический справочник. – Мн.: «Беларусь», 1978. – С. 241–247.

 

Список основных произведений

 

Оперы

 

«Михась Подгорный» – опера в 4-х действиях. Либретто П. Бровки (1937–1938). Поставлена Белорусским государственным театром оперы и балета в Минске. Премьера состоялась 10 марта 1939 года. Дирижер М. Шнейдерман, режиссер Л. Литвинов, художник Б. Матрунин. Вторая редакция осуществлена на сцене театра 31 января 1940 года. Дирижер М. Шнейдерман, режиссер П. Златогоров, художник Б. Волков. 26 октября 1957 года спектакль с некоторыми авторскими поправками был возобновлен на сцене Белорусского государственного театра оперы и балета в Минске. Дирижер О. Брон, режиссер Л. Александровская, художник П. Масленников.

 

«Алеся» – опера в 4-х действиях, 5-ти картинах. Либретто П. Бровки (1942–1943). Поставлена Белорусским государственным театром оперы и балета в Минске. Премьера состоялась 31 декабря 1944 года. Дирижер М. Шнейдерман, режиссер Б. Покровский, художник С. Николаев. Вторая редакция оперы осуществлена 8 ноября 1947 года в Минске. Дирижер О. Брон, постановщик Б. Мордвинов, балетмейстер С. Дречин, художник С. Николаев. Третья редакция оперы поставлена на сцене театра 24 апреля 1949 года в Минске. Дирижер В. Пирадов, постановщик Б. Мордвинов, балетмейстер С. Дречин, художник С. Николаев.

 

«Девушка из Полесья» – опера в 4-х действиях, 5-ти картинах (частично на музыкальном материале оперы «Алеся»). Либретто П. Бровки и Е. Романовича. Поставлена Белорусским государственным театром оперы и балета. Премьера состоялась в Минске 7 февраля 1952 года. Дирижер JI. Любимов, режиссеры Л. Александровская, Н. Домбровский и О. Моралев, художники С. Николаев, М. Блищ, И. Пешкур и В. Кульвановский.

 

«Алеся» – опера в 2-х частях, 8-ми картинах. Либретто П. Бровки и Е. Романовича. Поставлена Белорусским государственным театром оперы и балета 14 апреля 1967 года в Минске. Дирижер Г. Дугашев, режиссер-постановщик Д. Смолич, хормейстер А. Кагодеев, художник Е. Чемодуров. Музыка спектакля в 1968 году удостоена Государственной премии БССР.

 

Музыкальные комедии

 

«Кухня святости» («Миллион Антониев») – антирелигиозная музыкальная комедия в 3-х действиях (1931). Поставлена театром Центрального Совета Профессиональных Союзов Белоруссии. Премьера состоялась в 1931 году в Бобруйске. Дирижер Н. Клаус, режиссер В. Головчинер.

 

Для солистов, хора и симфонического оркестра

 

Героическая поэма «Буревестник» на слова М. Горького для баса и оркестра (1920, вторая редакция 1936, третья редакция – для баса, хора и оркестра – 1946). Три хора из оратории «Ленин» на слова В. Маяковского (Я знал рабочего, Пройдут года, Власть Советов, 1946).

 

Для симфонического оркестра

 

Симфония № 1 в 4-х частях (1929). Симфония № 2 в 4-х частях (1940–1941, вторая редакция 1946). Симфония № 3 в 4-х частях, посвященная 30-летию БССР (с хором, 1948). Вторая редакция (без хора, 1959). Симфония № 4 в 4-х частях (1955). Симфония № 5 в 3-х частях («Созидание», «Человечность», «Жизнеутверждение», 1958). Симфония № 6 в 4-х частях (1963). Симфоническая поэма «50 лет» (1966). Две увертюры («Праздник на Полесье», 1954; «Слава», 1961). Концерт для фортепиано и симфонического оркестра в 3-х частях (1954 г. Имеется вариант для фортепиано и оркестра белорусских народных инструментов). Концерт для тромбона на тему пьесы Лангея (1934). Для баса и оркестра: Баллада-монолог «Памятник», «Монолог скупого рыцаря» на слова А. Пушкина (1936).

 

Для духового оркестра

 

Музыка к ряду выступлений белорусской делегации на Всесоюзных физкультурных парадах в Москве (1955, 1956, 1957). Марш (1955).

 

Для оркестра белорусских народных инструментов

 

Сюита № 1 в 3-х частях (1950). Сюита на темы белорусских колхозных песен в 5-ти частях (1952). Концерт для фортепиано и народного оркестра в 3-х частях (1954 г. Имеется вариант для фортепиано и симфонического орке¬стра). 12 вариаций на белорусскую народную тему «Ах ты, дуб'я, ты, бяроза» (1960). Для секстета домр: «Рекрутская» (1937). Фантазия на тему белорусского народного танца «Крыжачок» (1949).

 

Камерные инструментальные произведения

 

Фортепианное трио (1934). Скерцо для струнного квартета (1943). Скерцо «В классическом роде» для двух ф-но в 8 рук (1951). Соната-симфония для ф-но, Две белорусские пьесы (Шуточная, Колыбельная, 1968). Ноктюрн для виолончели с ф-но (1941). Две пьесы для трубы с ф-но (Песня Алеси, Песня силезских ткачей, 1963).

 

Для хора

 

«Песня беларускіх партызан», «Рэспубліка наша», «Зямля Беларусі» – сл. П. Бровки. «Разгарэлася зорачка ясная» – сл. М. Климковича. «Красуй, Беларусь» – сл. К. Пуровского. «У садочку май», «Чапу-ляпу» – сл. М. Танка. «Зайшло ўжо сонейка» – сл. Я. Купалы. «Студэнцкая песня» – сл. А. Русака. «У высь касмічнага прастору» – сл. Н. Гилевича. Три хора «Слава» («Слава партыі» – сл. М. Танка, «Слава навуцы» – сл. А. Деружинского, «Слава чалавеку» – сл. В. Дубовки). «Родная застава», «На границах родины», «За партией идем» – сл. Г. Новоселова. «Зялёны луг», «Піянерская гама» – сл. Э. Огнецвет. «Песня о Бобруйске» – сл. М. Березинского. «Па ленінскіх запаветах» – сл. А. Деружинского. «Буду першы раз галасаваць» – сл. Н. Воронова. «Камсамолу Беларусі прысвячаецца» – сл. П. Бровки. «Думы пра Леніна» – сл. А. Русака.

 

Для детского хора

 

«Поле» – сл. Я. Купалы. «Калыханка» – сл. В. Луцевич. «Чаму ж мне не пець» – сл. народные.

 

Для голоса и фортепиано

 

«Фея» – сл. М. Горького. «Пять дней, пять ночей» – сл. В. Инбер. «Разбойник» (баллада для голоса, чтеца и фортепиано) – сл. Э. Багрицкого, «Самалёту «Максім Горкі», «Здаецца, было гэта ўчора», «Хлопчык і лётчык» – сл. Я. Купалы, «Каманіну, Молакаву, Сляпнёву» – сл. Я. Коласа, «Агні гараць» – сл. Т. Шевченки (перевод на белорусский язык П. Бровки), «Песня комиссаров» – сл. И. Любана, «Песня маршевиков» – сл. Л. Вохминцева. «Песня смелых» – сл. А. Суркова, «Клятва партызана», «На скрыжаванні», «Утаплю я гора», «Ты не будзеш сіратою», «Дзве бярозкі», «Нёману», «Маскве», «Два сонцы» – сл. А. Астрейки. «Песня партызана» – сл. А. Белевича. «За выраем» – сл. В. Витки. «Мать» – сл. С. Маршака. «Партызанам Палесся» – сл. М. Машары. «Там, дзе хадзіў калісьці Ленін» – сл. П. Бровки. «Вецер вее», «Не нарваў я табе каласоў» – сл. Н. Русака. «Над партрэтам», «Балада пра Рыму Шаршнёву» – сл. Э. Огнецвет. «Нет для тебя ни преград, ни помех», «Не жалуюсь на сердце я» – сл. С. Капутикян. «Отомсти» – сл. М. Дудина. «Ліст да Янкі Купалы» – сл. М. Рыльского (перевод на белорусский язык П. Бровки). «Касмічныя арлы» – сл. С. Шушкевича. «Беларусь-старонка» – сл. П. Пестрака. «Перапёлачка» – сл. А. Велюгина. «Вечер теплые росы...», «Осень», «Мы валим лес», «Новоселы» – сл. И. Харика. «О дружбе военных лет» – сл. М. Пашкевича. «Ленин в нашем городе живет» – сл. М. Березинского.

 

Для театра и кино

 

Спектакли: «Дело чести», «Бацькаўшчына», «Земля п небо», «Симфония гнева», «Скупой», «Соловей», «Кацярына Жарнасек», «Дура для других, умная для себя», «Фландрия», «Палешукі», «Паўлінка», «Прымакі», «Заложнікі», «Ромео и Джульетта», «Чудесный клад», «Калиновый гай», На рассвете», «Лиса и виноград», «Забытый всеми», «Третья патетическая», «Добряки», «Третье желание», «Любовь, Надежда, Вера», «Гибель волка», «Юные мстители», «Главная ставка», «Коварство и любовь», «Дама-невидимка».

 

Кинофильмы: «Павлинка» (в соавторстве с Ю. Бельзацким), «Советская Белоруссия», «Новоселье», «30 лет БССР», «Освобождение Советской Белоруссии» (1944), «Освобождение Советской Белоруссии» (1964).

 

Обработки

 

Белорусские народные песни для голоса с фортепиано, смешанного хора, хора без сопровождения, детского хора.