contrast version

    Подковыров Петр Петрович

podkovirov

Год рождения:               1910

Фотография:

Биография:

Петр Петрович Подковыров (1910-1977)

 

Петр Петрович Подковыров родился 16 октября 1910 года в Челябинске. В 1928 году закончил Челябинскую школу-девятилетку. Как активный участник художественной самодеятельности получил путевку райкома комсомола на учебу в Свердловский музыкальный техникум. Закончив его в 1933 году по классу композиции профессора В. Золотарева, П. Подковыров продолжил свои занятия в Белорусской государственной консерватории в Минске и в 1937 году получил диплом композитора. С 1935 года П. Подковыров сочетал занятия в консерватории с работой в качестве инспектора Реперткома БССР, а позже – инспектора Управления по делам искусств. С 1938 года целиком отдался творчеству. В начале Великой Отечественной войны П. Подковыров эвакуировался в Майкоп, а в ноябре 1944 года возвратился в Минск и возобновил творческую деятельность. Начиная с 1948 года П. Подковыров – преподаватель Белорусской государственной консерватории. С 1969 года он доцент кафедры композиции. Награжден орденом «Знак Почета» (1955) и тремя медалями. В 1957 году П. Подковырову присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств БССР. Член Союза композиторов с 1934 года, неоднократно избирался членом правления Союза композиторов Белоруссии. // Журавлев Д.Н. Союз композиторов БССР: Краткий биобиблиографический справочник. – Мн.: «Беларусь», 1978. – С. 184–188.

 

Список основных произведений

 

Оперы

 

«Павел Корчагин» – опера в 3-х действиях, 8-ми картинах. Либретто собственное по роману Н.Островского «Как закалялась сталь» (1937–1941, вторая редакция 1958). Поставлена оперной студией Белорусской государственной консерватории. Премьера состоялась в Минске 23 октября 1967 года. Дирижер Ю. Новиков, режиссер-постановщик Н. Сердобов, художник Г. Ивакин, хормейстер С. Лях, балетмейстер З. Романовская. Есть также монтаж оперы в записи на пленку для радио (1962). Исполнители: оркестр, хор и солисты Белорусского телевидения и радио. Дирижер Б. Райский.

 

Для солистов, хора и симфонического оркестра

 

Кантата «Воевода». Слова А. Пушкина (1937). Кантата «Баллада о четырех заложниках». Слова А. Кулешова (1954). Кантата «Пионерский костер мира» в 12-ти частях. Слова Э. Огнецвет (1951).

 

Для симфонического оркестра

 

Четыре симфонии: Первая («Юность») в 4-х частях (1940, вторая редакция 1946). Вторая, посвященная 30-летию советской власти, в 4-х частях (1947, вторая редакция 1970). Третья («Дружба народов») в 3-х частях (1949, вторая редакция – «Моя родина», 1964). Четвертая в 4-х мастях (1972). Колхозная сюита № 2 в 4-х частях («Перад жнівом», «Вясёлы танец», «Вечарком ля ваколіцы». «Хлеб ідзе», 1950). Фантазия «Янка» (1955). «Праздничная увертюра» (1948). «Торжественная увертюра» (1956). Два хореографических этюда («Партизанская ночь», «Встреча», 1947). Вальс (1954). Три концерта для скрипки с оркестром (1-й в 4-х частях, 1941; 2-й в 3-х частях, 1955; 3-й в 3-х частях, 1975). Концерт для виолончели с оркестром в 3-х частях (1966). Симфониетта для струнного оркестра и фортепиано «Родные напевы» в 5-ти частях (1969, вторая редакция 1972).

 

Для духового оркестра

 

Марш «Радость победы» (1945). Концертный марш (1957).

 

Для оркестра белорусских народных инструментов

 

Колхозная сюита № 1 в 4-х частях («У полі раніцой», «Песня трактарыстаў», «У клубе», «На вяселлі», 1948). Белорусская рапсодия (1948). Обработки белорусских народных песен и танцев (около пятнадцати, 1946–1952).

 

Камерные инструментальные произведения

 

Фортепианный квинтет в 4-х частях (1946). Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны (1960). Пять струнных квартетов (1941, вторая редакция 1970; 1957, 1970, 1971, 1975). Элегическое трио (1953). Квартет для 4-х флейт (1966). Квартет-поэма для гобоя, английского рожка и двух виолончелей (1969). Квартет для 4-х кларнетов (1972). Кадриль для секстета домр (1950). Для фортепиано: Две сонаты (1936, 1954). Сонатина-юмореска (1966). 24 прелюдии (1943). «В пионерском лагере» (20 пьес для детей, 1952). Поэма «А зязюлька кукавала» (1949). Пять ноктюрнов (1944). Две пьесы (Юмореска, Танец, 1945). Восемь этюдов (1957). «Зубренок» – пьесы для 2-х фортепиано (1960). Три пьесы (1966). Юмореска (1968). Микросюита в 3-х частях (1970). Для скрипки с ф-но: Соната (1971). Две пьесы (Белорусская протяжная и плясовая, 1935). «Пионерия» (1947). Восемь импровизаций (1958–1975). Для альта с ф-но: Соната (1971). Для виолончели с ф-но: Соната (1971). Две импровизации (1974). Для контрабаса с ф-но: Две пьесы (1974). Две пьесы (1976). Для флейты с ф-но: Соната в 3-х частях (1964). Для флейты и арфы: Соната (1963). Для гобоя с ф-но: Соната (1961). Для кларнета с ф-но: Соната (1961). Для фагота с ф-но: Соната (1961). Для валторны с ф-но: Соната (1968). Для трубы с ф-но: Соната (1968). Для тромбона с ф-но: Соната (1960). Для домры с ф-но: Три пьесы «Притопы» (1976).

 

Для хора

 

«Полярная вахта» – сл. С. Островского. «Добрай раніцы», «Заручыны», «Свяці, зара» – сл. М. Танка. «Кліча край любімы», «Беларуская застольная», «Песня міру» – сл. Э. Огнецвет. «Дарогі», «З трэццім ліпеня, таварыш», «Маскве» – сл. А. Астрейки. «Спеў калгаснай дзяўчыны» – сл. П. Бровки. «Волга – Дон» – сл. А. Ставера. «Песня пра Гагарына», «Дарогі» – сл. А. Русака. «Комсомольская пограничная», «Выше знамя комсомола» – сл. В. Лебедева-Кумача. «Выйду, выйду на прыволле» – сл. народные. «Песня пра мір» – сл. А. Деружинского. Сюита для хора «Старадаўняя гісторыя».

 

Для голоса с фортепиано

 

«Телега жизни», «Соловей» – сл. А. Пушкина. «Мужество» – сл. А. Прокофьева. «Алеся», «А зязюлька кукавала», «Ты з заходняй, я з усходняй», «Бай» – сл. Я. Купалы. «Комсомольск – Волочаевка» – сл. З. Александровой. Вокальный цикл «Партызаны» («Беларускім партызанам» – сл. Я. Купалы, «Малады партызан» – сл. П. Панченки, «Не шкадуйце, хлопцы, пораху» – сл. М. Танка). «Калгасны вартаўнік» – сл. П. Глебки. «Засада» (три песни), «Дарогі» – сл. Я. Коласа. «Авіялінія», «Зоры Крамля» – сл. А. Велюгина. «Песня пра брыгадзіра», «На мяне не заглядайся», «Звеннявая нам казала», «Ходзіць дзеўчына па воду» – сл. А. Русака. «Ластаўкі-арлёнкі», «Лагерная», «Песня пра мір» – сл. А. Деружынского. «Зубренок» – сл. А. Миронова. Цикл «О детях» («Я танкистом стать хочу» – сл. Л. Квитки, «Мамин зонтик», «Хвостик» – сл. З. Александровой, «А что у вас?» – сл. С. Михалкова). «Ішла ноч», «Мы – беларусы» – сл. М. Климковича. «Як толькі бой заціх» – сл. П. Бровки. «Ты будзеш жыць» – сл. М. Машары. «Песня про Зою Космодемьянскую» – сл. П. Тычины. «Случай на болоте», «Аттестат зрелости» – сл. С. Маршака. «Девичья песня» – сл. М. Исаковского. Три романса на английские народные тексты в переводе С. Маршака («Сказка о старушке», «Пирог», «Ключ от королевства»). «Черевички», «Я и богата, я и красива», «Злая доля» – сл. Т. Шевченко. «Женщина идет издалека» – сл. собственные. «Масква – мая равес- ніца», «У зямлянцы», «На выбары» – сл. А. Астрейки. «Наш Пушкін», «Прывітанне Маскве», «Застольная» – сл. Э. Огнецвет. «Тиха украинская ночь» – сл. Н. Гоголя. «Пропуск ваш, грамадзянін» – сл. А. Бачилы. «Песня о самосвалах» – сл. И. Бойкова. «Маці-гераіня» – сл. А. Колесниковой. Четыре романса на слова Г. Гейне («Я смеюсь и умираю», «Юноша девушку любит», «Бедный Петр», «Милый мой друг»). «Колыбельная» – сл. Беляковой. Четыре песни на слова неизвестных авторов («Песня о Маше-звеньевой», «Урожайная», «Стоит среди Москвы величавый дворец», «Метелица»). «Голубое озеро» – сл. В. Занадворова. «На Дальнем Востоке» – сл. Каширининова. «Родная веска», «Ідзе бура» – сл. Тетки (Э. Пашкевич). Для дуэта: «Дзве дзяўчыны», «Песня і казка» – сл. Я. Купалы. «Песня о Лиде», «Уедут парни – жаль» – сл. И. Шамова. Для детей: «Сестрички-невелички» – сл. Михайлова. «Прыляцелі шпакі» – сл. Я. Пущи. «Коцік», «Пастушок» – сл. И. Журбы. «На дачу» – сл. А. Вольского. «Па грыбы» – сл. И. Муравейки. Сюита «Дзіцячыя песні» – сл. Э. Огнецвет.

 

Музыка для театра

 

«Как закалялась сталь», «Золушка», «Прыгоды цымбал», «Только вперед», «Побег».

 

Обработки белорусских народных песен и танцев.