contrast version

История древнего Витебска

 

ViciebskВитебск, город, центр Витебской области и Витебского района. Расположен по оба берега реки Западная Двина в устьях рек Витьба и Лучеса. Находится в 300 км северо-восточнее Минска. Крупный транспортный узел железных дорог и автомобильных могистралей, которые протянулись сюда из Украины, России, стран Балтии. Площадь – около 90 км. Население – около 360 тысяч жителей. Витебску административно подчинен гп Руба (население – 7,8 тыс.человек). Делится на три района: Первомайский, Октябрьский, Железнодорожный.
Основан приблизительно в 947 году (княгиней Ольгой, женой погибшего в 945г. князя Игоря). Название получил от реки Витьба. Расположен на западной окраине Витебской возвышенности. Граничит с Городокской возвышенностью и Суражской низменностью на севере и северо-востоке, Лучёсской низменостью на юге, разделён Западной Двиной на равнинное правобережье и холмистое левобережье с глубокими оврагами. Абсолютные высоты от 125м(место впадения реки Лучёса в Западную Двину) до 204м( на юго-восочной окраине). Основные природные ресурсы – грунтовые воды и строительные матерриалы. Ширина Западной Двины в границе Витебска 110 – 150м., высота берегов от 15 до 20 метров. Вдоль левого берега Западной Двины Город раскинулся на 14км, в доль правого – 16 км.
Витебск крупный промышленный и культурный центр, особенно развито машиностроение и металлообработка, электронная, деревообрабатывающая и лёгкая промышленность. В городе работают Витебский государственный университет имени П.М.Машерова, медицинский университет, технологический университет, академия ветеринарной медицины. Витебские филиалы не государственного института современных знаний и института трудовых и социальных отношения. Работает Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа, Белорусский театр “Лялька”, и Витебская областная филармония.
В городе ежегодно проводится огромное количество фестивалей, конкурсов, пленэров, в том числе: Славянск4ий базар, музыкальный фестиваль имени И.И. Соляртинского, Межународный фестиваль современной хореографии, фестиваль гитарной музыки «Менестрэль» и др.

Достопримечательности

 



Церкви и костелы Витебска


Историческая застройка улицы Суворова


Историческая застройка улицы Советская


Историческая застройка улицы Крылова

Ратуша 1775 год - ул.Ленина, 36


Первая деревянная ратуша была построена в 1597 г. после получения городом магдебургского права. В 1623 г. Витебск был временно лишен магдебургского права и ратушу разрушили. Наиболее древняя деревянная ратуша показана на "Чертежи места Витебска 1664". В это время она являлась композиционным центром торговой площади. Затем неоднократно горел (1708, 1733, 1752.) И снова возобновлялось.

В 1775 г. было завершено строительство каменной ратуши. Она стала композиционным центром Рыночной площади и разделила ее на две части: одна раскрывалась перед главным фасадом ратуши до Витьбы, другая находилась за ратушей на север.

Ратуша - прямоугольное в плане здание, увенчано в центре высокой чатырохъяруснай башней. В его архитектурно-пространственную композицию положен принцип контрастного противопоставления низкого корпуса, скромно декорированного, и высокой башни, более насыщенной декоративными деталями. Стена главного фасада декорирована плоскими пилястрами на высоту обоих этажей и прорезано прямоугольными оконными (на первом) и лучковыми (на втором) проемами. Корпус ратуши является пьедесталом для башни. Башня имеет криволинейные контуры, ее ярусы отделяются друг от друга сложными карнизами, срезанные углы башни декорирован пилястрами, в основе которых декоративные валюты. Ранее башня завершалась шатром со шпилем, в ее верхнем ярусе был установлен часы. В архитектуре ратуши сочетаются черты барокко и классицизма.

В здании находились общественные учреждения. В конце XVIII в. здесь находились полиция, главный суд, другой департамент, гауптвахта, пожарный двор; в XIX в. - Городская дума. Неоднократно проводились перестройки. В 1833 г. был изменен верх башни: вместо высокого костела установлена смотровая площадка с небольшой ротондой. В 1873-1875 гг. сделаны внутренние перестройки в связи с перемещением на второй этаж городской думы, а на первый - полицейского управления. В 1910 г. городской управе было разрешено надстроить третий этаж, что и сделано в 1911 г. По проекту архитектора Т.В. Кибардина. Позднее к главному входу достроили тамбур, сделан вход в подвал на главном фасаде. После пожара 1913 башня была отреставрирована.

Однако третий этаж нарушил пропорции здания, закрыл нижний ярус башни и сделал массивным корпус. В таком виде ратуша сохранилась до наших дней.

По обе стороны главного фасада ратуши были возведены однотипные здания торговых рядов. Первые этажи них прорезаны широкими лучковыми арками - входы в торговую часть. Вторые имели маленькие прямоугольные оконные проемы и служили складом для товаров. Простенка между проемами были декорированы двумя спаренными пилястрами, которые создавали ритмичный декоративный рисунок. В конце XVIII - начале XIX в. до восточного и западного торцов ратуши пристроили два жилых дома с торговыми заведениями на первых этажах, которые образовали единый комплекс с внутренним двориком. В Великую Отечественную войну была повреждена верхняя часть башни с часами. В 1946-1947 гг. часы восстановил народный мастер С. Юшковски. Здание ратуши было приспособлено под музей.

 

Здание бывшего женского епархиального училища 1902 год, ул.Гоголя, 6.

Здание кирпичное, оштукатуренный, во многих конструкционных элементах использован металл. Состоял из нескольких объемов: трехэтажного главного учебного корпуса i второстепенных хозяйственных i административных строений (лазарет, дом для служащих, баня i др.).. Главный корпус - трехэтажное здание со сводом. В плане имеет Е-образную форму. Центральный объем занимает двухсветлавая зал. Главная (парадная) лестница ведет с просторного вестибюля на 2-й этаж. Перекрытия над коридора по металлических балках. Декоративные элементы отделки фасадов очень сдержанные: рустовка стен 1-го этажа, обрамление окон 2-го этажа лиштвамi, развитая карнiзнае членение 3-го этажа. Окраска фасадов двухцветная: декоративные элементы, тяги, карнизы, плинтуса выделен белым цветом на фоне охристо-золотистых стен. В интерьеры интерес вызывает паркетный пол в зале i отдельных комнатах, столярка окон i двери. Здание построено на Духовой горе (ул. Гоголя).

Согласно письменным источникам, с XIV в. на этом месте существовала церковь Святого Духа. Построил ее князь Ольгерд и его жена Ульяна. В дальнейшем церковь была перестроена. Каменное здание церкви было построено на деньги витебских граждан Бибкав в 1792г.

Каменная церковь была крестообразная, коринфского ордера архитектуры, с двумя от фронтона двухэтажными башнями с Купалой посередине, освещенной восемью окнами. При Свято-Духовская церкви существовал монастырь. Первоначально монастырь был женский, основанный Ульяна, затем сменился мужским. Но этот мужской православный монастырь находился в упадке. Около 1697 был восстановлен женский базилианский монастырь.

В 1793 г. на средства тех же купцов Бибкав был построен монастырский корпус. Здание каменное, двухэтажное, в длину 10 саж. и 4 саж. в ширину. К нему примыкал деревянный дом, длиной 21 саж., Шириной 3 саж., В котором размещалось женское училище, основанное при Свято-Духовской базилианском монастыре.

В 1812 г. во время войны училище было закрыто. Восстановлена в 1815 г., но было уже не такое многочисленное. С переходом Свято-Духовская церкви от униатов в православное ведомство церковь и монастырские сооружения пришли в упадок.

2 апреля 1864 г. по распоряжению Святейшего Синода было открыто Полоцкое женское училище духовного ведомства. Для училища предполагалось приспособить бывший монастырский корпус. В 1865 епархиальный архитектор Плюшчэвски-Плюшчык осмотрел здание и пришел к выводу, что двухэтажный каменный крытый гонтом здание имеет крепкие стены и после переделок может быть с выгодой использованы для нового назначения, как и одноэтажные каменные стены дворовых построек. Кроме того, архитектор предлагал сделать двухэтажную пристройку 20х5 саж., Над существовавших корпусом надстроить третий этаж и отдельно построить баню из белье.

Переписка о целесообразности приспособления зданий бывшего базилианского монастыря под Полоцкое женское духовное училище продолжалась до 1868 г. Вероятно, к 1872 проект перестройки монастырских зданий был частично реализован. В "памятных книжку Витебск губернии" за 1880-е гг. училище уже указано по ул. Духовская. Со временем росло количество воспитанниц, вырос и штат учителей. Здание, которое занимала училища, был уже мал, и соответственно встал вопрос о строительстве нового. В 1898 г. Полоцкая епархия выделила средства на строительство нового учебного корпуса, который был возведен в 1901-1902 гг. Автор проекта главного корпуса - гражданский инженер Павловскi Александр Кондратьевич, автор проекта вспомогательных служб - гражданский инженер Виноградов Петр Андреевич. Как свидетельствует анализ плана 1872 новое здание училища было возведено на фундаменте старого монастырского корпуса.З всего архитектурного комплекса сохранились только главный корпус училища и хозяйственный флигель. Главный корпус занимает самое высокое место на горе. Он был связан закрытой галереей с Духовская церковью (не сохранилась). 3-этажный с полуподвальном этажом здание в плане Е-образной формы, главным фасадом выходит на ул. Гоголя.

Внутренняя планировка коридорного типа с односторонним коридором, ориентированным в сторону двора. На первом и втором этажах находились учебные классы, на третьем - спальни. В центре главного фасада широкий ризалит с парадным портиком, который ведет в просторный вестибюль. Массивные столбы портика поддерживают балкон актового зала на втором этаже. В декоративных деталях второго и третьего этажей проявляются элементы псевдорусского стиля (наличников окон в виде кокошников и др.).

В 1948 г. в Витебском филиале института "Белгоспроект" разработан проект восстановления здания бывшего училища. Авторы проекта Катакин и Жилко. При восстановлении стилистика фасадов была сохранена, частично перамуравана фасадная стена левого крыла, снизу замурованный оконные проемы.

В 1970-е годы к основному зданию была сделана пристройка, на месте церкви Св. Духа построена башня с часами.

 

Здание бывшего дворца губернатора 1772 год - ул.Советская, 18

Первоначально дворец возведен в конце XVIII в. как городской особняк, который вскоре был передан дворянству. Это было каменное трехэтажное здание, прямоугольное в плане, ориентированный торцовым фасадом на Западную Двину.З 1806 он являлся местожительства генерал-губернаторов. В связи с этим начались перестройки (пристроен новый двухэтажный корпус). Они были закончены в 1811 г., когда в Витебск переехал военный губернатор герцог А. Вюртембергского, который и занял этот дом. Перестройки проводились в конце XIX и начале XX в. (В основном внутренняя планировка).

Памятник состоит из главного прямоугольного трехэтажного объема (XVIII в.) И П-образного в плане двухэтажного (XIX в.), Образующих большой внутренний двор. В главном корпусе на первом этаже находился парадный вестибюль с центральной лестницей, с обеих сторон вестибюля - четыре помещения и небольшие комнаты для прислуги. На втором - служебные комнаты губернатора: гостиная, приемная, кабинет. Третий этаж отводился под жилье семьи губернатора.

В двухэтажном крыле на первом этаже располагались служебные помещения правления и канцелярии губернатора, на втором - большой зал (столовая), приспособлена также для проведения концертов и спектаклей, в торцовой части была церковь.

 

 

Трехэтажный корпус является характерным примером архитектуры классицизма. Его главный фасад отмечен центральным ризалитами с портиком, образованном четырьмя полуколоннами дарычнага ордера. Портик занимает высоту в два этажа, на третьем сделан балкон, который поддерживают полуколонн портика. Боковые стены гладкие, ритмично прорезаны прямоугольными оконными проемами. Углы главного фасада и ризалита расшитый под руст. Архитектура двухэтажного крыла отражает черты позднего классицизма: чатырохкалонны дарычны портик, стена первого этажа расчлененный полуколоннами с аркатурай, что обрамляет оконные проемы. Угловая часть фасада выдвинута четырьмя полуколоннами на высоту двух этажей и завершена треугольным фронтоном.

 

 

 Обелиск героям войны 1812 года

       

Дата строительства 1912 г.

У дворца губернатора стоит памятник-обелиск, посвященный победе русского оружия в 1812 г. Он был сооружен витебчанами на свои средства в честь столетия изгнания французов из России (архитекторы И. А. Фомин и Т. В. Кибардин).

 

 

Здание бывшего окружного суда конец XIX века - ул.Ленина, 32

 Каменное П-образное в плане здание выходит главным фасадом на пл. Свободы. Центральная часть двухэтажного основного объема подчеркнуто ризалитами и выделено по вертикали 3-м этажом. Архитектурно-художественное решение фасадов основывается на традиционной для классицизма симметричности композиции. Пластику фасадов создает ритм пилястр и оконных проемов с наличниками.

В 1883 г. на Соборной площади (ныне пл. Свободы), около ратуши и бывшего иезуитского костела, возведен монументальный здание для окружного суда. Авторы проекта - архитектор И.П. Каминский и инженер М.Ф. Карчевский. В плане здание П-похож, асимметричный, с крыльями неодинаковой длины. Планировка смешанная коридорная-Галерейная, с множеством больших и малых административных и должностных помещений. В центральном крыле находится парадный вестибюль с лестницей, в боковом - зал для заседаний. Интерьеры помещений, особенно зала, отмечаются богатой декоративной отделкой. В архитектурно-пластическом решении преобладают элементы неоклассицизма и модерна.

Здание является не только выдающимся архитектурным памятником, но и памятником истории. Мемориальная доска на главном фасаде свидетельствует, что здесь в 1917 г. размещался Военно-революционный комитет, который осуществлял революционную власть в городе до создания в январе того же года Совета рабочих и солдатских депутатов.

 

Городской усадебный дом (улица Пушкина, 2)


Памятник архитектуры позднего классицизма. Построенный во 2-й половине 19 в. на левом берегу Витьбы, главным фасадом ориентирован к реке. Представляет собой двухэтажное Е-образный в плане кирпичное здание с полуподвальном этажом. Главный фасад выделяют 3 широкие ризалиты - центральный и боковые. В центральном рызалице расположен главный вход, акцентированный двухкалонным портиком, поддерживающий на 2-м этаже балкон с ажурной металлической оградой. Завершены ризалит треугольным фронтоном с окном-люкарнами. Боковые ризалиты завершены треугольными фронтонами с лучковыми нишами в центре. Между ризалитами на 1-м этаже по сторонам наружные лестницы с ажурной металлической оградой. В центре дворового фасада - лучковые ризалит с лестницей на 2-й этаж. По периметру здание окружено тонкапрафиляваным карнизом. Стены прорезаны прямоугольными оконными проемами. Внутренняя планировка анфиладнакалидорная.

В здании в 1917 г. находился Витебский Совет рабочих и саддацких депутатов, 1 - 3 (14 - 16) .10.1917 г. проходила 1-я губернская партийная конференция. В 1930-е годы здесь располагался еврейский педтехникум, ныне - театр "Лялька".

 

Бывшие лабазы, вул.Чайковскага, 3, 5

Склады (лабазы, соляные магазины, провиантские магазины, провиантские склады, интэнданцкия склады) были построены в конце XVIII века по так называемым образцовым проектам, которые разрабатывались централизованно в Санкт-Петербурге для губернских и уездных городов. Каменные лабазы имели сходство с торговыми рядами: это ячейки-магазины, галереи, однако внешний вид корпусов имел более "городской" характер - их архитектура крупномасштабный, в ней нашли прямое отражение приемы и формы классицизма. Строительство велось за государственные средства.

Крупномасштабное здание провиантских складов, было поставлено, как кулисы на самой набережной Задвинье в 1774 году. Сооружение, которое имело специфическое назначение (для торговли, хранения зерна, муки и других товаров) организовала длительный фронт застройки. Для достижения единства и крупного масштаба длинного речного фасада использованы разнообразные членение: разделение всего объема на три крупные части, увеличение среднего корпуса до двух этажей, чередование выступлений и фронтонов, ритм оконных и дверных проемов.

К середине XX в. сохранились два корпуса - центральный и правый боковой с перестройкой. Центральный корпус двухэтажный, на главных осях выделен симметрично двухарочные проемы, между которыми расположены пилястры на всю высоту здания. Боковой корпус одноэтажный, декорированы арочными нишами и пилястрами.

В 1999 - 2004 г.г. проведена I-я очередь реконструкции (здание по ул. Чайковского, 3), II-я очередь реконструкции 2006 - 2007 г.г. (Здание по ул. Чайковского, 5).

Сейчас в зданиях бывших лабаза расположено ГУ «Культурно-исторический комплекс" Золотое кольцо города Витебска "Двина".

 

 

 

Здание бывшего поземельно-крестьянского банка 1917 год вул.Даватара, 7/11


 Строительство банка было возбуждено в 1913 г. (авторы проекта - гражданский инженер Константин Константинович Тарасов i инженер-строитель Владимир Федорович Коршыкав), однако в связи с началом 1-й мировой войны затянулась до 1917 г. Последние наружные и внутренние работы велись во время империалистической войны, когда не хватало рабочих рук, строительных материалов. Только благодаря усилиям авторов проекта строительства банка было завершено.

Выбор места на окраине города неслучаен. Дело в том, что основными клиентами банка были крестьяне окрестных деревень. Двухэтажный с полуподвальном этажом здание в плане П-образной формы. Неодинаковые по длине и ширине боковые крылья, выступающие объемы крыльев и ризалитов придают ему негиметрычнасць. Объемно-пространственная композиция решается с учетом его углового расположения. Это подчеркивается своеобразными башнями, которые фланкируюць здание с трех сторон. Решены они в эклектичных формах, особенно выделяется средняя башня с массивным карнизом в виде машыкуляв и высоким двухъярусным шатром.

Памятник отличается монументальностью композиции, сложным живописным силуэтом, разнообразными декоративными элементами, что придает ему необычный архитектурно-художественный образ. Здание выполнен в "новаруским стиле", автор архитектурно-художественным языком передал черты национально-романтической разновидности русского модерна. Живописность силуэта, пластичность объемов, богатая гамма фактурно-цветовых решений, красивый ритм линий и форм создают запоминающийся образ и ставят здание витебского банка в ряд лучших архитектурных произведений города.

При возведении здания использованы новые на то время прогрессивные строительные материалы. Межэтажные перекрытия, лестничные ступени и подоконнику плиты сделаны из железобетона. Столярку делали из лучших пород дуба.