contrast version

Занятие 6

ТЕМА «РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО»

 

Цель урока: первоначальное знакомство с главой III «Ребенок и общество» (статьи 22—28) Закона Республики Беларусь «О правах ребенка».

Основные понятия: право на учебу, на труд, на отдых, на приобщение к культуре.

Дидактические материалы: предметы для использования в качестве «послания в бутылке», сокращенно-адаптированные тексты статей 22—28 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» (см. разд. V), раздаточный материал «Пять осколков» (см. разд. VI).

 

ЭТАПЫ УРОКА

I. Игра «Послание в бутылке»

Учитель:

— Много-много лет назад, когда люди терпели кораблекрушения и попадали на необитаемый остров, они отправляли в плотно закрытой бутылке письмо с просьбой о помощи: вдруг кто-нибудь его найдет. Мы с вами живем не на острове, но пока на единственной обитаемой планете. Представьте себе, что появилась возможность отправить в Космос герметически закупоренную капсулу, содержащую разные сведения о человечестве. Давайте выбирать, что мы туда положим (дискеты с записью музыки, фигурки людей, картины, книги и др.).

 

II. Рассказ с элементами беседы

Учитель:

— Для того чтобы рассказать о нашей Земле, о людях, о культуре, вы перечислили разные предметы. Как много вы уже успели узнать об окружающем мире! Откуда вы это все узнали? (От родителей, друзей, прочитали в книгах, увидели по телевизору и др.)

— Я думаю, вы уже поняли, как интересно узнавать новое. Недаром взрослые называют детей «почемучками» и даже временами устают отвечать па разные вопросы. Но у вас есть такое право: в статье 22 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» записано, что государство должно принимать меры для приобщения детей к культурным ценностям своего и других народов. Отдельно обращается внимание на то, что детей при этом надо оберегать от жестокости, иначе, когда они вырастут, станут сами жестоко относиться к другим людям.

— Конечно же, в отдельной статье закона записано, что вы имеете право учиться, получать образование. Вы учитесь в школе (лицее, гимназии). Какие еще учебные заведения вы знаете? (Училища, колледжи, институты, техникумы и т. д.)

— Особенно старательные и способные дети получают различную помощь. Это могут быть призы, в том числе очень ценные, именные стипендии, возможность выезжать на встречи и конкурсы в другие города нашей республики, за границу и др.

— Сказано в законе и о праве ребенка с помощью родителей выбирать, верить ему в Бога или не верить, участвовать ли в религиозных праздниках и обрядах. Но проводиться такие мероприятия должны не в школе, так как школа предназначена для учебы.

— Очень многие дети, еще не окончив школу, хотят зарабатывать деньги на кино, игрушки, сладости и др. Такое право им предоставлено, но только с четырнадцати лет, причем необходимо согласие родных. Но работа не должна мешать учебе, учеба должна быть у детей всегда на первом месте.

— И учеба, и работа, если она есть, должны чередоваться с отдыхом. Давайте вспомним, где дети могут и любят проводить свободное время. (Кинотеатры, стадионы, дома и дворцы пионеров, различные кружки, студии и др.)

— Все эти учреждения для отдыха построены на средства государства, и многие из них дети могут посещать бесплатно. Причем, отдыхая, ребенок, как и многие взрослые люди, обычно не любит бывать

один. Ребята часто собираются в компании и даже создают разные детские организации и общества. Такие организации по Закону Республики Беларусь «О правах ребенка» пользуются поддержкой государства: им выделяют помещения, дают оборудование и др. Единственное, но очень важное требование: не нарушать права остальных людей, когда проводятся мероприятия.

— Наконец, статья 27 Закона посвящена тому, чтобы защитить честь и достоинство ребят. Это очень серьезная проблема, о ней мы поговорим отдельно.

 

III. Практическое задание выполняется с карточками раздаточного материала «Пять осколков».

 

IV. Психотренинг «У меня и у всех других детей есть право...» проводится аналогично дидактическому упражнению «У меня и у тебя есть право...».

 

V. Подведение итогов

В заключение занятия учитель обобщает преподнесенные сведения при помощи вопросов:

— Вспомните, какие права детей раскрываются в разделе «Ребенок и общество».

— Кто из вас хотел бы назвать какое-нибудь право и поговорить о нем отдельно? Может быть, вы сталкивались в жизни с ситуациями, когда это право нарушалось?