contrast version

Занятие 4

ТЕМА «РЕБЕНОК И СЕМЬЯ»

 

Цель урока: первоначальное знакомство с разделом II Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» (статьи 15—21).

Основные понятия: детство, права ребенка в семье.

Дидактические материалы: сокращенно-адаптированные тексты статей 15—20 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» (см. разд. V), текст сказки «Двенадцать месяцев», раздаточный материал «Восемь осколков» (см. разд. VI).

 

ЭТАПЫ УРОКА

I. Беседа

Дети под руководством учителя вспоминают сюжет сказки «Двенадцать месяцев» (или какой-либо другой), отмечают, как обижали девочку мачеха и сводная сестра (заставляли выполнять тяжелую работу, лишали отдыха, обделяли пищей, отправили в лес искать подснежники в непогоду под Новый год и др.). Учитель объясняет:

— Многие родители считают, что у детей нет прав. Из-за этого в семьях часто происходят ссоры и даже трагедии. Многих бед можно было бы избежать, если бы все родители знали и уважали права детей, а согласно Конвенции, нашей Конституции и Закону Республики Беларусь «О правах ребенка» им считается «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста».

Такой порядок существовал не всегда. В древние времена понятия «детство» вообще не существовало, а ребенка просто считали маленьким взрослым. Если вспомнить картины многих известных художников, то можно увидеть, что дети, изображенные на картинках, одеты во взрослую одежду, а лица их серьезны и озабочены.

— А игра? То, что теперь считают детскими забавами, например, катание на каруселях, санях и коньках, раньше было развлечением взрослых. Женились очень рано, в 12 —14 лет, и в таком же раннем возрасте управляли государствами, решали, быть или не быть войне. А в простых, даже не очень бедных семьях, например, городского ремесленника, ребенка отдавали в обучение, запрещали навещать родителей. С утра до ночи маленькому человеку приходилось трудиться, угождать хозяину и выполнять самую черную работу. Некому было заступиться за него, его не только наказывали, но даже могли убить. В этом случае закон предусматривал только денежную компенсацию семье. Благодаря этой денежной компенсации семья могла отдать в обучение других детей.

— Зачастую тяжело приходилось и мальчикам из очень богатых семей: в 9 лет их могли оторвать от дома, и тогда заканчивалось детство, начинались долгие годы тяжелой военной службы. Девочек, которых не могли выгодно выдать замуж, отдавали в монастыри. Таким образом, и ребенок простолюдина, и ребенок рыцаря с малых лет должны были жить без родительской заботы и поддержки семьи. С такого же раннего возраста маленького человека считали ответственным за свои поступки: его могли судить и приговорить к тяжкому наказанию, даже к смертной казни.

 

II. Беседа с целью ознакомления со статьями 15—21 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»

Учитель:

— А теперь мы попробуем, опираясь на Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», вспомнить, были ли нарушены права ребенка в сказке «Двенадцать месяцев», а потом обсудим положение детей рыцарей и ремесленников в средние века. Итак, справедливо ли поступали мачеха и падчерица, а может быть, и отец девочки, подлежали ли они наказанию? Например, в законе говорится, что каждый ребенок имеет право жить в семье, где о нем должны заботиться родители. Так ли это было в сказке? (Нет.)

— А что было не по закону? (О девочке плохо заботились, ее обижали, выгнали на мороз и др.)

— Еще в законе сказано, что родители и те, кто их заменяет, должны создавать условия для нормального развития ребенка, воспитания и учебы, заботиться о его здоровье. Что можно сказать, сравнивая сказку и закон? (Взрослые нарушали закон.)

— Скажите, а может быть, это к мачехе не относится, может, она и не должна была заботиться о девочке? (Должна, потому что она заменяла ей родную мать.)

— В законе говорится, что дети имеют право на квартиру или дом, на собственные вещи. Как это право выполнялось в сказке? (Девочку выгнали из дома, у нее там не было ничего своего, даже одежда была вся изношенная, в заплатах, в ней было очень холодно зимой.)

— В статье 20 Закона говорится о том, что каждый ребенок имеет право на имя, а есть ли имя у нашей главной героини? (Нет, так как ее все называют падчерицей, что означает «неродная дочь», т. е. родная она только одному из родителей.)

— А что можно сказать относительно прав детей, которые жили в средние века? (У них не было права на семью, на жизнь, на защиту от эксплуатации, на безопасность, на нормальные условия для развития, на здоровье, на учебу. У них почти совсем не было прав.)

— Но, с другой стороны, дети тоже не должны быть в своей семье только иждивенцами, они также обязаны проявлять заботу о своих родителях, о своих близких. Давайте послушаем еще одну историю, а потом определим, какие права имеют герои и какие права других персонажей рассказа они нарушили.

— Андрей и Тоня были счастливы, потому что родители купили им обоим замечательные подарки. Тоня получила барабан и так обрадовалась, что сразу же начала выстукивать на нем только ей понятный ритм.

Андрей также был очень рад, получив свисток, в который стал немедленно свистеть. Сначала они были так увлечены, что не обращали внимания друг на друга, но через некоторое время почувствовали, что не

могут сосредоточиться, если играют одновременно. Тогда Андрей попросил Тоню сделать перерыв и дать возможность поиграть ему одному. Тоня сказала, что свист ее не беспокоит, поэтому она будет продолжать барабанить. Андрей ужасно рассердился и начал свистеть изо всех сил. В ответ Тоня стала стучать еще громче. В результате состязания ребята устроили такой шум, что в комнату пришли родители и... Придумайте окончание этой истории. Как вы считаете, что сделали родители?

 

III.     Практическое задание выполняется с карточками раздаточного материала «Восемь осколков».

 

IV.     Подведение итогов

В заключение занятия учитель дает детям задание: в альбоме-книге «Кто я?» продолжить начатое в классе описание своих прав в семье. (Например, у меня есть право на условия для учебы: стол, за которым я занимаюсь, учебники, тетради. У меня есть право на жилье: я живу в доме №.., у меня своя комната, или мы живем вместе с сестрой, братом, или у меня есть свое место для сна и др.)