contrast version

Занятие 2

ТЕМА «КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА

И ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ПРАВАХ РЕБЕНКА»

 

Цель урока: дать первоначальное представление о документах по правам ребенка.

Основные понятия: конвенция, декларация, государство.

Дидактические материалы: толстая нить для «волшебного клубка», раздаточный материал «Важный документ» (см. разд. VI), тексты Конвенции о правах ребенка и Закона «О правах ребенка» (см. разд. V).

 

ЭТАПЫ УРОКА

I. Психотренинг «Волшебный клубок»

Дети и учитель становятся (или садятся) в круг, учитель дает соседу клубок со словами: «У меняй у тебя есть право на...». Тот, кому передали клубок, во время этих слов наматывает себе на пальчик нитку и передает клубок дальше. Когда все ребята произнесут эту фразу, учитель говорит:

— Теперь мы все связаны одной нитью, у всех нас есть права, и эти права одинаковые. Мы вместе. Сейчас я разрежу нитку, соединяющую нас, но у каждого останется по ее кусочку. Это будет для нас как бы памяткой, что права есть у каждого из нас, что мы не должны нарушать права друг друга.

 

II. Беседа

Учитель:

— Дети, как вы думаете, кто больше всех нуждается в защите своих прав? (Старики, сироты, больные, слабые, люди с ограниченными возможностями, вообще все дети.)

— Да, действительно, больше всего защита нужна слабым, ведь здоровые люди лучше других могут за себя постоять. Именно поэтому и был принят очень важный документ, где написано, как защищать права детей. Я расскажу вам, как он составлялся, но сначала хочу спросить, где и с кем вы живете? (Я живу в доме (квартире) с мамой, папой и др.)

— На какой улице вы живете?

— В каком городе вы живете?

— В какой стране, в каком государстве?

— А еще как сказать, где вы живете? (На планете Земля.) Или:

— Как называется планета, на которой мы живем?

— А теперь давайте подумаем, кто вас защищает в доме? (Родители, родные.)

— Кто вас может защитить на улице? (Друзья, знакомые, милиционеры, вообще все взрослые и др.)

— Кто вас может защитить в государстве? (Власть, правительство, законы.)

— А на Земле?

 

III. Рассказ с элементами беседы

Учитель:

— Оказывается, есть такой документ, о существовании которого знают во всех государствах. А появился этот документ так. В начале XX в. произошла страшная война, которая охватила большую часть Земли, поэтому ее назвали Первой мировой войной. После окончания войны люди, особенно женщины, испугались, что если будут продолжаться такие войны, то погибнет много детей. Они собрались и составили документ, который назвали Декларацией прав ребенка. Слово «декларация» означает призыв, объявление о том, что надо делать. В первой Декларации представители Лиги Наций — была такая международная организация — обращались к правительствам всех стран с просьбой беречь детей, потому что они маленькие и беззащитные.

Но прошло еще около 20 лет, и снова разразилась война, намного страшнее первой, которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, а когда наконец наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик — съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций — вы о ней, конечно, слышали, это самая серьезная международная организация — и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека. Это очень важный документ, где записаны все права людей, вы обязательно позднее подробнее познакомитесь с ним.

После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся. Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка, потому что дети — это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ — Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция — это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции, главная цель которой — сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы. Выполняя требования Конвенции, наша страна приняла свой Закон Республики Беларусь «О правах ребенка». Какие права там записаны, как их надо соблюдать, кто за это отвечает — обо всем этом мы будем говорить на последующих занятиях. А сейчас я хочу спросить вас, что вам непонятно и о каких своих правах вы хотели бы узнать поподробнее. (В соответствии с высказываниями детей можно еще раз повторить определения Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка.)

— О каких же правах идет речь в Конвенции? Это прежде всего право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации. Вот с этими и другими правами мы с вами будем знакомиться и учиться правильно применять их в повседневной жизни. Поверьте, что правильно использовать свои права не менее важно, чем просто их знать.

— Как вы думаете, почему детям всего мира важно знать о существовании Конвенции ООН о правах ребенка?

— Зачем вам нужно знать о своих правах?

— Нужны ли вам права?

 

IV. Практическое задание

Учитель раздает детям карточки раздаточного материала «Важный документ» и предлагает, следуя сделанным на листке указаниям, прочитать зашифрованное слово.

 

V. Подведение итогов

Учитель:

— Когда тебе хорошо, ты счастлив и не задумываешься о своих правах. А если появляются проблемы, то разрешить их помогут твои права. Они написаны мудрыми людьми и приняты серьезной международной организацией, которая выражает волю мирового сообщества. Права есть у всех людей, причем у каждого — равные, одинаковые с другими. Но у детей права немного отличаются от прав взрослых людей, потому что ребенку бывает особенно трудно, когда приходит беда. Ведь у него мало опыта и сил, чтобы самому постоять за себя, он менее защищен. Значит, взрослые должны быстрее приходить ему на помощь. Знайте об этом и не бойтесь обращаться в трудные моменты жизни к окружающим вас людям и к специалистам.