contrast version

Занятие 9

ТЕМА «РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО»

 

Цель урока: дать детям представление о том, как они реализуют каждый день свои права.

Основное понятие: права детей в обществе.

Дидактические материалы: карточки с ситуациями, магнитофон и кассета со знакомой ребятам мелодией.

 

ЭТАПЫ УРОКА

I. Разминка

Учитель включает магнитофон и говорит:

— Давайте потанцуем, сидя на стульях. Это делается так:

•    поочередно поднимайте левую ногу и правую руку, затем — правую ногу и левую руку;

•    закинув правую руку за голову, повернитесь влево и улыбнитесь соседу, затем поменяйте руку, повернитесь вправо и снова улыбнитесь;

•    легонько стукните ладошками о коленки, повернитесь к соседу, сидящему справа, и слегка стукните ладонями по его ладоням, затем так же — к соседу, сидящему слева.

Упражнение повторяется 5—6 раз.

—    Вы почувствовали усталость?

—    У вас поднялось настроение?

—    Помог ли вам танец снять напряжение?

—    В каких ситуациях можно танцевать этот танец?

 

II. Беседа

Учитель:

—    А сейчас перечислите, что вы делали с самого утра, а я буду записывать на доске (в столбик). (Проснулись, умылись, позавтракали, оделись, пошли в школу или сели делать уроки.)

— Как вы думаете, какие права вы реализовали на протяжении сегодняшнего дня?

На доске напротив каждой записи действия, проделанного учениками, записывается право, например:

•    дышите — право на жизнь;

•    проснулись — право на отдых;

•    умылись — право на здоровье;

•    оделись, поели — право на нормальные условия для жизни и развития;

•    пошли в школу или сели делать уроки — право на учебу.

 

III. Практическое задание

Учитель:

— Каждый день мы реализуем наши права, и каждый день мы должны выбирать, как поступить, чтобы не нарушить права другого человека. Давайте попробуем решить, как следует вести себя, попав в сложную ситуацию.

Учитель делит ребят на микрогруппы и раздает карточки с описанием следующих ситуаций.

1. Ты нечаянно разбил(а) окно в классе или школьном коридоре, но этого никто не видел. Стали подозревать одноклассника. Ты можешь и не признаться, на тебя никто не подумает, но одноклассник отрицает свою вину, поэтому неприятности ожидают весь класс. Как ты поступишь?

2.    У тебя с другом (подругой) не хватает денег на две порции мороженого. Нечаянно продавщица дает сдачу больше, чем положено, и этих денег хватит и на вторую порцию. Как вы поступите, вернете ли деньги?

3.    Ты видишь, как твои одноклассники обижают ученика из младшего класса, но молча проходишь мимо, не желая портить отношения и наживать неприятности. Но в следующий раз... Как ты поступишь в следующий раз?

4.     Из-за того, что ты дружишь с девочкой из параллельного класса, над тобой стали подтрунивать одноклассники и даже обидно отозвались о ней. Как быть? Отказаться от дружбы или..?

Каждой группе дается десять минут на обдумывание ответа. Затем представители от каждой группы по очереди выходят, зачитывают ситуацию и говорят, как они решили действовать в аналогичной ситуации. Предложенные варианты обсуждаются всем классом.

 

IV. Подведение итогов

Учитель:

— Конечно, очень трудно и признаться в своем проступке, особенно если все произошло нечаянно, и отказаться от порции мороженого, и поссориться с одноклассниками из-за малыша или девочки. Но если один, второй раз струсить, уступить своему страху, то можно вырасти человеком, которого потом не будут уважать. Есть такая поговорка: Береги честь смолоду. Надо помнить, что жить в обществе, среди людей — это значит все время проходить проверку, сдавать экзамен на звание хорошего человека.